О журнале
Рекомендации
Регулирование и саморегулирование сети Интернет: европейские документы и опыт
Засурский Я.Н.
Регулирование и саморегулирование сети Интернет: европейские документы и опыт
Я.Н.Засурский
Я.Н.Засурский
Если говорить о принципах законодательства в сфере Интернета, то в европейских и международных документах впервые было принято решение или положение, при котором в регулировании Интернета и других глобальных коммуникационных структур принимают участие как бы три стороны, то есть регулирование является трехсторонним. Это государства, которые всегда в международных отношениях были главными игроками, как, скажем, в Международном союзе электросвязи; провайдеры или частный капитал, которые вкладывают средства в развитие Интернета и обеспечение доступа к нему; и пользователи.
У нас в России имеются государство, провайдеры, но, к сожалению, хуже обстоит дело с представителями пользователей. Это первый принципиально важный момент. Новым здесь является то, что признана важная роль в международном регулировании и пользователей, и частных коммерческих структур.
Второй важный момент связан с тем, что в большинстве стран регулирование содержания Интернета считается невозможным и неразумным. Исходят при этом из трех главных положений. Первое – в условиях глобализации трудно осуществлять контроль над содержанием в общемировом масштабе. Второе – очень велик объем информации. И третье, возможно, самое важное, – в отношении Интернета действуют обычные законодательства. На практике, при возникновении конфликтных ситуаций в отношении деятельности, связанной с Интернетом, как правило, используются традиционные законодательства тех стран, закон которых нарушается.
В связи с этим есть два подхода к содержанию в Интернете. Один – американо-европейский, второй – подход стран Юго-Восточной Азии. Это подход Китайской Народной Республики и Сингапура, где существуют специальные положения и методы ограничения доступа к определенным видам информации. В европейской практике эти методы не одобряются, прежде всего, как непрактичные и неэффективные.
В связи с этим предлагается сочетать законодательное регулирование с саморегулированием, то есть ввести в практику так называемое сорегулирование. Что это значит? Практически сорегулирование означает применение общего законодательства. В большинстве стран по ряду причин нет специальных законов о регулировании в целом и содержания, в частности, Интернета. Прежде всего, потому, что потенциал Интернета еще не исчерпан. И здесь преждевременное законодательство может оказаться препятствием для его развития. Но также и потому, что во многих случаях вполне достаточно имеющихся нормативных актов.
Для чего необходимо саморегулирование в этом случае? Прежде всего, оно означает самоопределение содержания сайтов. Вывешиваются ярлыки, определяющие содержание тех или иных программ, которые находятся в Интернете. Действует принцип, по которому в некоторых странах на телевидении эротические или нежелательные для показа молодому поколению программы помечаются специальными значками, как некогда у нас при демонстрации кинофильмов – не разрешается детям до 15 лет, до 17 лет, до 20 лет. Предполагается, что в условиях саморегулирования владелец сайта должен указывать в основных параметрах предлагаемых программ, на какую аудиторию они рассчитаны, чтобы предупредить об опасности для определенных категорий пользователей тех или иных видов содержания. Такое саморегулирование предъявляет определенные требования к тем, кто занимается содержанием Интернета.
Очень серьезным моментом является проблема отношения к Интернету как к публичной среде. Часто в ходе предвыборных кампаний в нашей стране задавался вопрос: является ли Интернет средством массовой информации? И публикацию в нем тех или иных материалов можно ли приравнять к публикации в средствах массовой информации? Эти вопросы не корректны, так как Интернет – это публичная среда. Если вывесить объявление на улице, это не будет считаться средством массовой информации, хотя оно доступно всем, даже если всего пять прохожих его прочитают. То же самое и Интернет – это публичная среда. Именно поэтому он подлежит регулированию общим законодательством, именно поэтому помещение сведений в Интернете, бесспорно, означает их разглашение, их публикацию, но не в средствах массовой информации, а именно в Интернете. С этой точки зрения все разговоры о том, является ли Интернет средством массовой информации, носят схоластический характер. Ведь так или иначе, все, что в Интернете опубликовано, доступно опять же всем, даже если число пользователей не так велико. Здесь действует общее законодательство, которого на сегодняшний день совершенно достаточно.
На наш взгляд, при развитии современного законодательства надо исходить, прежде всего, из того, что Интернет является публичной средой, публичным пространством. А это пространство используют и для информации, и для создания складов, и для сбора заявок, и для экономической деятельности. Интернет изменяет наше пространство, делает его виртуальным. Но в этом виртуальном пространстве должны действовать не виртуальные законы, а те же нормативные акты, которым подчиняется обычное пространство.
Засурский Ясен Николаевич - декан факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доктор филологических наук, профессор
© Информационное общество, 2000, вып. 4, с. 32 - 33.