Проблемы информатизации социальной сферы
Васильев В.А., Лаврикова А.И.

Проблемы информатизации социальной сферы

В.А. Васильев, А.И. Лаврикова





Конец ХХ века характеризуется все возрастающей ролью информации в общественном развитии. Обладание своевременными, точными, достоверными данными о предмете деятельности все чаще выступает залогом успеха в самых различных начинаниях. Причем своевременность доступа и получения информации становится чрезвычайно важным фактором эффективности принятия решающих управленческих решений.

Сегодня процесс информатизации в определенной степени затронул многие отрасли хозяйства, системы обороны и безопасности, банковскую сферу, бизнес и сферу государственного управления. Информационное обеспечение социальной сферы, государственной социальной политики приобретает особую значимость, так как социальная политика остается по-прежнему важным фактором, способным предупредить и смягчить негативные социальные последствия проводимых экономических реформ и социально-политических преобразований.

Принятие адекватных решений и практических мер со стороны законодательных, исполнительных органов власти по обеспечению конституционных прав и гарантий граждан в основных сферах жизнедеятельности требует новых подходов к решению проблем научно-информационного обеспечения процесса управления сферой социальной защиты населения.

Сегодня становится необходимым создание развитой информационно-коммуникативной инфраструктуры социальной сферы. Наличие информационно-аналитических центров в рамках различных структур, подразделений социальной сферы – это первый шаг, следующий – создание межведомственной информационной системной сети. Основная цель – интеграция информационных ресурсов за счет создания хранилищ, банков данных документированной информации и получение на их основе аналитических и сводных данных о ходе реализации социальных программ, в том числе городских.

Актуальность вопроса создания межведомственной информационной сети обусловлена целым рядом факторов, среди которых особо следует выделить информатизацию, возрастание роли информационного обеспечения при принятии управленческих решений, а также многофакторность и разнообразие социальных проблем, требующих решения. Межведомственная информационная сеть позволит:
  • объединить и синхронизировать технологические процессы контроля исполнения документов, получения отчетов о полученных результатах с их одновременным документированием в банках данных и хранилищах;
  • использовать современные технологии в целях оперативного получения информации из корпоративных документированных хранилищ и ее аналитической обработки для предоставления лицам, принимающим решения.

Система согласованного информационного взаимодействия позволит объединить существующие базы, банки данных в органах здравоохранения, образования, занятости, социальной защиты и других структурных подразделениях социальной сферы. Отраслевые системы информационного обеспечения управления процессами социальной защиты, образования, занятости населения находятся в стадии становления. Перспективы развития социальной сферы связаны с ее информатизацией и технологизацией, с использованием информационных технологий при решении задач социальной защиты различных слоев населения.

Сложность и многообразие проблем, обусловленных особенностями жизнедеятельности малоимущих, социально незащищенных групп, специфика их адаптации в различных социумах предопределяют необходимость соответствующей информации. Решение проблем, регулирующих жизнедеятельность такой категории, как лица с ограниченными физическими возможностями, затруднено вследствие:
  • многофакторности условий и причин возникновения инвалидности, неоднозначности причинно-следственных отношений, возникающих в результате инвалидности;
  • недостаточности информации и знаний о сути проблем инвалидов, их истоках и возможностях решения в перспективе;
  • малой доступности систем, средств, информационных ресурсов широкому кругу заинтересованных лиц при соответствующем обеспечении требований информационной безопасности личности;
  • отсутствия должного технического оснащения, обеспечивающего системную целостность;
  • отсутствия механизма координации государственных и общественных структур при выработке и принятии решений на различных уровнях, в том числе и законодательном.

Следует отметить многофакторность процессов, связанных с жизнедеятельностью инвалидов: медицинских, экономических, психологических, образовательных, материально-технических и др.

Сложность и многообразие проблем инвалидов, специфика их адаптации в обществе диктуют необходимость обеспечения разносторонней информацией государственных структур и ведомств, курирующих решение их проблем. В их числе – органы здравоохранения, образования, социальной защиты, службы занятости и т.д.

Анализ имеющихся данных свидетельствует о том, что каждое из этих учреждений идет своим путем при сборе, обработке, хранении и использовании информации. Отсюда – ее односторонняя зависимость от профессиональной ориентации ведомства. Каждая организация решает проблемы информационного обеспечения своей отрасли самостоятельно, без взаимодействия с другими, что исключает возможность выявления фактора взаимовлияния, отражения динамики проблемных изменений в зависимости от времени. Следовательно, информация не может быть полной и объективной, что затрудняет ее анализ и принятие управленческих решений.

Многофакторность и необходимость учета этих обстоятельств требуют соответствующего уровня структуризации информации, создания межведомственной информационной сети, отражающей состояние социальной сферы, ее информационного поля.

Необходима не только информация, но и ее соответствующая аналитическая обработка. Особую актуальность приобретают:
  • анализ существа проблем, факторов, причинно-следственных связей, частных вопросов;
  • содержательная формулировка проблем, требующих решения;
  • прогнозирование ситуаций и выработка рекомендаций;
  • определение условий, необходимых для достижения желаемых результатов;
  • прогнозирование возможных последствий реализации того или иного управленческого решения.

Существенным фактором, затрудняющим (сдерживающим) эффективное использование информационных технологий в социальной сфере, является несовершенство а, по сути, неполнота и недостоверность исходных данных, отражающих реальное положение личности в различных социумах. В соответствии с определением социальной сферы, приведенном в сборнике Госкомстата России «Социальная сфера России», в число основных ее показателей включены данные о численности и составе населения, его занятости, доходах, социальной защите, состоянии здоровья и медицинском обслуживании, жилищных условиях, образовании, объеме реализации товаров и услуг, туризме и отдыхе, транспортном обслуживании, средствах связи, состоянии окружающей среды, преступности.

Эти данные характеризуют реальную среду обитания человека, позволяют измерить качество и уровень его жизни в текущий момент, а также прогнозировать их изменения с учетом развития социальных процессов во времени. Однако их недостаточно для проведения эффективной социальной политики, повышения качества управления социальными процессами.

Существующая практика сбора информации, особенно статистических данных (а именно на этом уровне в значительной мере находится использование информационных технологий) не соответствует задачам управления на современном этапе общественного развития. В статистической информации не всегда согласованы между собой форматы, размерность показателей различных разделов, отраслей, подразделов статистических форм отчетности. Одни могут быть представлены в абсолютном виде с определенной размерностью, другие – в процентах и т. д.

Разнообразие социальных проблем, ожидающих своего решения, требует координации деятельности, усиления взаимодействия государственных структур и различных неправительственных, общественных организаций. Внедрение межотраслевой системы информации позволит обеспечить оперативность и эффективность управленческих решений, устойчивость развития системы социальной защиты населения, информационную безопасность личности, расширит возможности решения проблем развития социальной сферы на основе политики социального партнерства.

Сегодня, как никогда ранее, ощущается необходимость создания модели единого информационного пространства социальной сферы, единой межотраслевой информационной системы. Именно она позволит добиться необходимой интеграции информационных ресурсов на основе хранилищ и банков данных документированной информации и своевременно получать аналитические и сводные данные о состоянии социальной сферы, реализации городских социальных программ.



Васильев Владимир Алексеевич - депутат Московской городской Думы

Лаврикова Алла Ивановна - доцент кафедры социальной информатики Академии социологии и управления МГСУ




&copy Информационное общество, 2000, вып. 3, с. 54 - 56.