Интернет-технологии в социологическом исследовании
Филиппова Т.В.

Интернет-технологии в социологическом исследовании

Т.В. Филиппова
Кафедра гуманитарных наук Университета города Переславль-Залесский (Ярославская область)





В последнее десятилетие мир стремительно движется к информационному обществу, в котором жизнь людей во всех своих проявлениях, особенно в интеллектуальной и духовной сферах, все больше и больше зависит от информации. В новых условиях эмпирическая социология должна, пересмотрев традиционные методы и подходы, адекватно реагировать на реальность. Современные компьютеры активно используются исследователями как вспомогательный инструмент в научной деятельности. Но с появлением Интернета, которым во всем мире пользуется более 100 миллионов людей (в России – более миллиона), компьютер стал необходимым атрибутом современного исследователя.

Интернет кардинально меняет образ жизни миллионов людей. Процесс информатизации дал импульс к возрастанию степени зрелости общественных отношений, открытости общественного устройства, действенности общественного мнения. Возникло так называемое киберпространство, а в нем – новые социальные группы, «комьюнитис». Это – сообщества людей с некими общими интересами, которые установили между собой прочные связи благодаря Интернету. Это, с одной стороны, новая форма общественных отношений, с другой стороны, продукт новейших информационных технологий [1].

Интернет дает социологам возможность проводить глобальные исследования по актуальным проблемам мирового сообщества. К концу 20-го столетия Интернет и электронная почта стали использоваться социологами для массовых опросов. Собирается информация из различных стран, с разных континентов, по всему миру.

Мировая практика использования Интернета для социологических опросов существует около десяти лет. Интернет-технологии в социологическом исследовании помогают ускорить сбор первичной информации для анализа быстротекущих социальных процессов, делают возможными персональные интервью через Интернет, экспертные опросы, проведение виртуальных фокус-групп. Тем не менее даже за рубежом, где число абонентов Интернета гораздо больше, чем в России, такие исследования проводятся не часто [2].

Следует отметить, что социологические исследования с использованием Интернет-технологий обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными формами.

1. Прежде всего, исследования через Интернет позволяют экономить основные ресурсы: время, деньги, трудовые ресурсы, а также повысить качество получаемых данных. В условиях информационного общества фактор «экономии ресурсов» в социологическом исследовании становится решающим.

2. Говоря о сборе качественной социологической информации, необходимо отметить, что при традиционных социологических опросах исследователь нередко испытывает трудности в этом деле. Основной причиной отказа аудитории отвечать на вопросы, заполнять анкету, т. е. «выдавать» информацию, часто становится неспособность людей адекватно воспринимать информацию.

Респонденты не желают:
  • отвлекаться от текущей работы (традиционно опросы проводятся в рабочее время);
  • читать и отвечать на вопросы социологической анкеты с текстом на нескольких страницах;
  • тратить на это личное время и интеллект;
  • при этом не иметь возможности узнать хотя бы промежуточный результат из-за отсутствия обратной связи.

3. Интернет-технологии предоставляют возможность индивидуальной обратной связи непосредственно после заполнения анкеты, что стимулирует респондентов к постоянному участию в Интернет-опросах, формирует у них положительный имидж социологических исследований по Интернету, служит фактором привлечения других участников [3]. Традиционные методы массовых опросов, как указывалось выше, не позволяют организовать обратную связь сразу же после ответа на вопросы. Человек проделывает серьезную мыслительную работу, отвечая на вопросы, тратит на это время и силы, а взамен ничего не получает, кроме, в редких случаях, некоторых поощрительных слов или мелких сувениров. Само по себе социологическое исследование для отдельного человека ценности не имеет, зато в оценке собственных ответов он испытывает потребность. Респондент, в свете различных техник опроса, выступает как объект манипуляции со стороны исследователя [4]. Поверхностный подход к проблеме обратной связи чреват искажением результатов исследования, а, порой, его провалом из-за низкого процента возврата анкет.

Проблема обратной связи обычно выходит на первый план в кризисные моменты общественной жизни. Современный период информатизации и компьютеризации всех сфер жизни и деятельности человека является переходным этапом на пути к информационному обществу. Люди, вступая в новые отношения друг с другом, формируют новую среду общения, а она, в свою очередь, формирует их самих.

4. Интернет-технологии позволяют легче и быстрее проводить пилотаж, а, следовательно, изменять анкету (вопросы) [5].

5. Интернет-опросы обеспечивают высокую степень экологической валидности. Условия заполнения анкеты (интервьюирования) позволяют человеку, отвечая на вопросы по Интернету, находиться в комфортной для него ситуации, что максимально приближает условия проведения исследования к полевым. Участник опроса сам выбирает время, когда ему никто не мешает, и, следовательно, нет стремления «быстрей отделаться от приставучего интервьюера». В методике Интернет-опроса отсутствует прямой визуальный контакт социолога с респондентом, что создает совершенно иную коммуникативную ситуацию, снижает психологический дискомфорт и повышает искренность ответов.

6. В Интернет-опросах в меньшей степени сказывается влияние интервьюера (исследователя). У респондента не возникает чувства принуждения, неловкости, стеснения, нервозности, часто наблюдающиеся при ситуации, когда интервьюер в процессе общения невольно просит участника об одолжении, а человеку трудно ему отказать, но нет возможности как следует ответить.

7. Интернет располагает респондента к более откровенным ответам, что особенно важно при опросах по острым и деликатным проблемам. В последние десятилетия резко актуализировались «сенситивные» проблемы, такие как: употребление и распространение наркотиков, СПИД, аборты, использование средств контроля над рождаемостью, употребление алкоголя и здоровье, самоубийства и т. п. Исследовать их становится все труднее, т. к. современный человек не приветствует «вторжения» социологов в частную жизнь. Изучение этих проблем требует соблюдения анонимности респондентов, что не всегда могут обеспечить опросы традиционными методами.

8. «Открытость» респондентов позволяет получать не искаженные данные. Человек не стремится давать социально-желаемые ответы, что часто наблюдается при непосредственном опросе. При ответах на открытые вопросы по электронной почте респонденты дают более подробные и развернутые ответы, чем при традиционном опросе «ручкой на бумаге». Об этом свидетельствуют результаты зарубежных исследований Интернет-опросов и Интернет-тестинга [6]. Это доказывает, что исследования через Интернет позволяют получить более полную и качественную информацию.

9. Выборка (респондентов) в Интернете более широкая по сравнению с традиционной. Она позволяет с большей уверенностью обобщать полученные результаты. Возможно, что в некоторых случаях Интернет – единственный способ набрать статистически значимое количество респондентов из целевой генеральной совокупности. В Сети проще и быстрее, чем в обычных условиях, найти специфическую группу респондентов. Особенно это касается маргинальных социальных групп. С помощью Интернета легче получать данные от таких целевых групп, как больные СПИДом, наркодиллеры, представители сексуальных меньшинств и т. п., живущие в разных уголках земного шара.

10. Интернет позволяет привлечь к участию в опросах существенно большее количество респондентов при существенно меньших временных и финансовых затратах. Вовлечение в исследование большого числа разнообразных участников гарантирует более высокую точность статистических выводов.

Использование Интернета как инструмента исследования открывает новые возможности для эмпирической социологии, но одновременно создает немало технических и методологических проблем. Прежде всего, они связаны с тем, что доступ в Интернет имеет ограниченное число людей (особенно в России). Порой их недостаточно для репрезентативных глобальных опросов. С другой стороны, такие особенности Интернета, как повышенная анонимность и безопасность, могут приводить к специфическим проблемам, справиться с которыми программными средствами пока невозможно. К ним относятся:
  • испытуемый может давать произвольные ответы на вопросы, чтобы посмотреть, что из этого получится;
  • велика вероятность намеренного искажения информации о себе, особенно социально-демографической;
  • полученные по Интернету сознательно искаженные ответы могут быть вполне правдоподобны, поэтому их не проконтролируешь с помощью программного обеспечения.

Эти факторы, будучи достаточно сильно выраженными, могут привести к искажению результатов исследования. Заметим, что они не являются спецификой Интернет-опросов. Такое происходит и при традиционных методах опроса, особенно опосредованных, по почте или телефону.

Следует учитывать то, что некоторые респонденты могут отвечать на вопросы неоднократно. Это особенно вероятно, если за участие в исследовании полагается какое-либо вознаграждение, например, электронные деньги.

Самый простой способ убедить респондентов отказаться от повторных ответов – просьба отнестись к исследованию серьезно, в частности, не участвовать в опросе более одного раза. Такую просьбу обычно включают в инструкции по заполнению анкеты.

Survey-site и электронная анкета
Первое условие – это минималистический, простой дизайн сайта и отсутствие на нем банеров. Это необходимо для того, чтобы не отвлекать респондентов от заполнения анкеты, которое требует вдумчивости и сосредоточенности.

Вводная информация по предмету опроса с кратким описанием проблемы, цели исследования, датами начала и конца сбора данных предоставляется респонденту в наиболее доступной форме (дизайн текста – «перевернутая пирамида»).

Инструкции для Интернет-опроса необходимо составлять таким образом, чтобы у респондента не возникало двоякого понимания или дополнительных вопросов. Нечеткая инструкция может привести к потере интереса к исследованию или к неверному пониманию вопросов, а, следовательно, искажению результатов или их полному отсутствию. Инструкция должна привлекать (дизайном и формой подачи текста), заинтересовывать, четко излагать суть задания, словом, мотивировать человека к участию в исследовании.

Желательно проинформировать респондента о том, сколько времени займет заполнение анкеты, сколько в ней вопросов, надо ли что-то «набивать» самому или только «поставить галочки».

Для удобства отвечающего каждый вопрос должен размещаться в отдельном окне. Это позволяет респонденту сосредоточить внимание на сути вопроса, не отвлекаться, забегая вперед, не застревать на пройденных вопросах. При этом респондент должен иметь возможность получить информацию о том, на сколько вопросов ему еще предстоит ответить и на сколько вопросов он уже ответил, то есть работает специальный счетчик, а результаты выводятся в окне каждого вопроса. Респондент должен иметь возможность вернуться к предыдущему вопросу, если он не уверен в правильности своего ответа, или пропустить при желании какой-либо вопрос и перейти к следующему, если он не хочет (или не может) на него отвечать. Однако могут быть такие вопросы, на которые ответ обязателен, программа не «пропустит» такие незаполненные окна. О том, какой вопрос является таковым, сообщается в диалоговом окне.

Существуют так называемые многоуровневые анкеты. Заполнять их на бланке очень сложно. А электронная версия позволяет применить методику гипертекста и техника заполнения анкеты становится удобной и понятной человеку.

Если опрос не анонимный, то в конце анкеты респондента просят указать личные данные и адрес электронной почты.

В зависимости от вводимой информации и типов вопросов могут использоваться различные элементы ввода данных: ввод нескольких строк текста, выбор нескольких ответов из списка, выбор одного из нескольких возможных значений, использование списка с прокруткой и выпадающим меню. После заполнения всех форм респондент оповещается об успешном завершении работы и получает благодарность за участие в исследовании. После этого человеку предоставляется возможность познакомиться с промежуточными результатами данного опроса, результатами предыдущих завершенных работ, а также выразить мнение об исследовании в целом. Для этого указывается адрес электронной почты администратора Интернет-опроса.

Дополнительные возможности программного контроля над выполнением задания
Интернет предоставляет возможность программного контроля над выполнением заданий (реализованную с помощью CGI или Java-скриптов). Это позволяет решить проблему неполных ответов, часто возникающую при проведении традиционных исследований. Контроль над получением ответов на все вопросы может производиться с помощью написания CGI или Java-скрипта, который проверял бы заполненность всех полей в анкете и напоминал бы о том, что необходимо ответить на все вопросы. Можно также построить опрос таким образом, чтобы к ответу на следующий вопрос нельзя было перейти, не ответив на предыдущий. Аналогично можно сделать более удобной обработку анкет, написав скрипт, контролирующий форму ответа, например, позволяющий давать ответы только цифрами [3].

Заключение
Несмотря на существующие в настоящее время ограничения, исследования в Интернете, как новый метод социологического исследования, привлекают и будут привлекать социологов своим удобством и перспективностью, хотя число их пока невелико, особенно в России. Самый яркий пример: с 1994 года ассоциация РЕЛАРН совместно с факультетом психологии МГУ проводит по электронной почте Интернет-опросы пользователей Сети по проблемам развития самого же Интернета [7].

Россия пока существенно отстает от США и Западной Европы в использовании Интернет-технологий для социологии. Отечественная эмпирическая социология делает лишь первые попытки использования Интернета в научно-исследовательских целях. С одной стороны, сбор и анализ информации в условиях информационного общества в России тормозятся нехваткой специалистов, занимающихся изучением информационных сообществ, которые обладали бы как социологическими знаниями, так и знаниями о новейших информационных технологиях. С другой стороны, плохое обеспечение современной вычислительной техникой, сложность и дороговизна подключения к Интернету, а порой просто неумение пользоваться возможностями и ресурсами Сети приводят к тому, что большинство социологов по-прежнему работает в рамках традиционных технологий. Но, если верить лозунгу «Информационная дорога к каждому дому – и по доступной цене!», то можно надеяться, что социологические Интернет-технологии в скором будущем широко распространятся во всем мире и, в том числе, в России. Проблемы информационного общества можно всесторонне изучать только с использованием тех возможностей, которые дает Интернет, а он сам по себе является реальностью информационного общества.

Исследователи, осознающие неизбежность и необходимость повсеместного вхождения Интернета в нашу действительность, пользующиеся Сетью в научных целях, в дальнейшем будут развивать методологию и практику применения Интернет-опросов по разным направлениям социологических проблем. И, вероятно, таким образом изменится сама технология социологического исследования.

 

Литература



1. Чураков А. Н. «Информационное общество» и эмпирическая социология // Социологическое исследование, 1998. № 1.
2. Жичкина А. Методология, теория и практика психологических исследований в сети Интернет.
http://flogiston.df.ru/news/archive/frameset.html.
3. Schmidt W. C. World-Wide Web Survey Research: Benefits, Potential Problems, and Solutions // Behavior Research Methods, Instruments & Computers. 1997. 29. http: /www.mohsho.com/s_ware/survey_research.html.
4. Романович Н. А. Ситуация опроса глазами респондента // Социологическое исследование, 1999. № 2.
5. Reips U.-D. The web experiment method. 1995.
http://www.psych.unizh.ch/genpsy/Ulf/Lab/WWWExpMethod.html.
6. Krantz J. H. Validity of Web-based Psychological Research. 1999.
http://psychlab1.hanover.edu/index.htm.
7. http://testology.psychology.ru/anketa99.htm.



&copy Информационное общество, 2000, вып. 2, с. 13 - 16.