Информационное общество в рамках международного сотрудничества
Засурский Я.Н.

Информационное общество в рамках международного сотрудничества

Я.Н. Засурский
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова





Информационное общество по своей природе не знает границ. Его развитие происходит в рамках национальных государств, но опирается оно на глобальную информационную среду – Интернет. Это позволяет школьнику из Москвы общаться со своими сверстниками практически в любой стране мира, так как сегодня стран, где нет доступа к Интернету, очень мало.

Вместе с тем, развивая Интернет, информационное общество в каждой стране исходит из национальных интересов, опирается на национальные структуры. Наглядное подтверждение этой точки зрения – конференция «Политические изменения для информационного общества», которую Европейская Комиссия провела в марте 1999 года в Италии. Речь шла в основном о развитии информационного общества в этой стране, пока не занимающей лидирующее место среди государств, идущих к информационному обществу. Тем не менее, итальянское правительство, а в заседаниях этой конференции участвовали ведущие министры, уделило максимум внимания вопросам ускорения движения этой европейской страны к информационному обществу.

Говоря о становлении информационного общества в России, нельзя отрываться от реальности новой международной информационной среды, в которой формируется мировое информационное пространство. Сложное взаимодействие глобального, национального, регионального и локального является одной из особенностей современного этапа его развития.

Важнейшими элементами становления информационного общества являются, прежде всего, национальные телекоммуникационные структуры, для которых организация эффективного взаимодействия в глобальном масштабе чрезвычайно необходима. Следует иметь в виду, что информационное общество по своей сути является интернациональным, что продемонстрировало стремительное освоение Интернета во всем мире.

Важную роль в развитии международного сотрудничества играет взаимодействие в рамках международных и региональных организаций. Это касается, в том числе, и различных гражданских, неправительственных и общественных структур.

Международные организации и информационное общество
Примером эффективного сотрудничества в этой сфере является деятельность Международного союза электросвязи (МСЭ), Всемирной торговой организации (ВТО), ЮНЕСКО, и, конечно же, Европейского союза, Совета Европы, а также неправительственных структур типа Корпорации Интернета по присвоению номеров и имен (ИКАН). Это сотрудничество, затрагивающее различные аспекты, выявляет определенные принципы и направления развития информационного общества.

Важнейшие направления в развитии информационного общества первыми определили специалисты Международного союза электросвязи в марте 1994 года на специальном конгрессе в столице Аргентины – Буэнос-Айресе. В выступлении вице-президента США Альберта Гора был выдвинут план развития Глобальной информационной инфраструктуры (ГИИ) и сформулированы ее пять фундаментальных принципов:

1. поощрение частных инвестиций;
2. содействие развитию конкуренции;
3. создание подвижной регулирующей структуры, для поддержания темпов технологического и рыночного развития;
4. обеспечение открытого доступа к Сети всех провайдеров;
5. создание универсальной службы и организация универсального обслуживания.

Эти принципы легли в основу так называемой Буэнос-Айресской декларации, принятой на конференции. Решено, что ГИИ должна состоять из местных, национальных и региональных сетей. Как «Сеть сетей», она будет способствовать глобальному использованию информации, взаимосвязи и коммуникации, создавая единые глобальное информационное пространство и информационную рыночную площадь.

Важную роль сыграли США в разработке проекта инвентаризации государств в сфере информации. Таким образом, именно Соединенные Штаты, выступая в рамках межправительственной организации – Международного союза электросвязи, выдвинули концепцию нового глобального общества – информационного.

Всемирная торговая организация, созданная в 1995 году, приняла деятельное участие в разработке этих проблем несколько позже, открыв этап развития электронной торговли. В исследовании, проведенном ВТО 20 марта 1998 года, подчеркиваются экстраординарные возможности, которые предоставляет электронная торговля, прежде всего, для развивающихся стран. Вслед за этим, в мае того же года на специальной сессии Генерального совета ВТО была принята декларация о глобальной электронной торговле, что послужило еще одним стимулом развития международного информационного общества.

Отметим серьезную роль, которую играет в переходе человечества к информационному обществу так называемая «Семерка», а теперь «Восьмерка» ведущих индустриальных стран мира, которая на заседании в рамках конференции, проходившей в Неаполе, приняла решение о всемерной поддержке этого процесса. Конференция, специально посвященная информационному обществу, провозгласила: «новая революция ведет человечество вперед, в информационный век. Прогресс в информационных технологиях и коммуникациях изменяет тот образ жизни, который сегодня существует. Как мы работаем и занимаемся бизнесом, как мы учим наших детей, ведем исследования и обучаем сами себя, как мы развлекаемся. Информационное общество не только влияет на то, как люди взаимодействуют, но также требует, чтобы традиционные информационные структуры стали более гибкими, позволяющими более активное участие, и более децентрализовано» [1].

Таким образом, именно авторитетные международные организации определили необходимость перехода к информационному обществу и указали на важность международного сотрудничества в этой сфере. С этой точки зрения следует очень внимательно относиться ко всем международным документам, посвященным проблемам информационного общества. Они акцентируют наше внимание на серьезных изменениях всей структуры общества в результате применения новых информационных технологий.

Направления международного сотрудничества
Международное сотрудничество затрагивает три основных аспекта:
  • сотрудничество для обеспечения доступа к новым информационно-коммуникационным технологиям, включающее взаимодействие по проблемам защиты потребителей, интеллектуальных прав и частной жизни, криптографии, борьбе с вредным и незаконным содержанием, универсального доступа к новым ИКТ;
  • взаимодействие общества и рынка, куда входят вопросы конвергенции телекоммуникаций, СМИ и информационных технологий, электронной торговли, а также финансирования информационного общества, управления Интернетом, телеработы и реорганизации привычных условий труда;
  • образование электронного правительства при демократическом участии населения в общественной и политической жизни, обеспечение свободы слова в век цифровых и электронных технологий.

Таким образом, международными документами определены приоритетные направления сотрудничества всех стран мира в развитии информационного общества. Эти принципы получают развитие в ходе все новых международных встреч.

Много внимания уделяет международная общественность защите интеллектуальной собственности, авторских прав, и, конечно же, частной жизни. Другая важнейшая проблема – защита от вредного и незаконного содержания. Она должна основываться на стремлении соединить действующее законодательство с саморегулированием, позволяющим не только с помощью уголовного права пресечь содержание, не подлежащее распространению, но и предупредить доступ к нему детей.

В разработке теоретических и практических аспектов информационного общества выдающуюся роль сыграл Европейский Союз. В 1997 году, в частности, был выпущен рабочий документ Генерального директората исследований Европейского парламента «Информационное общество и европейский экономический регион». Он обозначил основные индикаторы, определяющие уровень развития информационного общества. Рассмотрение этих индикаторов поможет понять не только суть современного информационного общества, но и увидеть, каково положение России в этой сфере.

Индикаторы включают в себя следующие показатели:
  • количество телефонных линий – общее и на тысячу человек;
  • доступ к телевидению;
  • доступ к сотовой и международной телефонной связи;
  • число людей, занятых в сфере телекоммуникаций;
  • объем капиталовложений (инвестиции) в телекоммуникации;
  • расходы на телекоммуникации, информационные технологии и развитие сетей.

В документах 1997 года не только фиксировались индикаторы, существовавшие в то время в ведущих странах, но и планировалось их развитие к 2000 году. Заметим, что к началу 21-го века большинство стран Европы превысило прогнозируемые цифры. Произошли изменения, которые невозможно было предусмотреть. Скажем, в Финляндии предполагалось, что на сто жителей будет 59 обычных телефонов вместо 55 в 1995 году. Но сегодня в Финляндии даже сотовых телефонов больше, что подчеркивает динамизм развития технологий информационного общества.

В документе Совета Европы о развитии телеработы в Италии указываются основные пути привлечения современных технологий для развития работы на дому. В этом случае связь между работодателем и работником осуществляется с помощью компьютеров и информационных сетей, прежде всего, Интернета.

Чрезвычайно важную роль в развитии концепции информационного общества сыграли две Зеленые Книги, выпущенные Европейским Союзом. Одна из них – Зеленая Книга о конвергенции телекоммуникаций, СМИ и информационных технологий. Вторая посвящена общественному сектору информации, который рассматривается как ключевой ресурс Европы. В этих документах изложены проблемы регулирования современной информационной среды. Речь идет о конвергенции СМИ вследствие глобализации и перевода в цифровую форму любого вида информации – текстовой, звуковой или аудиовизуальной. Подчеркнута важность свободного доступа к информационным ресурсам правительств и государственных организаций. Речь идет о том, что развитие общественного сектора информации создает предпосылки для возникновения так называемого «электронного правительства».

О регулировании
Особо следует остановиться на материалах, посвященных деликатной проблеме – регулированию Интернета и международной информационной среды. Вспомним всемирное совещание «Интернет и новые услуги», состоявшееся в конце 1999 года в Париже под эгидой ЮНЕСКО. Представители многих стран мира рассмотрели законы о наблюдении над аудиовизуальным содержанием Интернета и пришли к выводу, что регулирование не является решающим фактором и первоочередной задачей.

Во-первых, Интернет выходит за рамки закона, находясь в виртуальном пространстве, с одной стороны, а с другой стороны, в нем уже действуют национальные и международные законодательные акты.

Во-вторых, Интернет не создает угроз традиционному радио- и телевещанию.

В-третьих, при создании документа не было ясно, сколь стремительно будет развиваться Интернет, а, следовательно, трудно было оценить реальную потребность в его нормативном регулировании.

В-четвертых, законодательство не может предвидеть и учесть все правовые проблемы, которые возникнут в связи с развитием информационных технологий.

В-пятых, не следует ставить под сомнение легитимность действий тех, кто занимается регулированием аудиовизуальной среды.

Кроме того, участники конференции пришли к выводу, что противопоставление регулирования и саморегулирования носит во многом искусственный характер. Они полагают, что следует вести речь о «сорегулировании», то есть об одновременном регулировании с помощью законодательства и саморегулировании. В каждой стране имеются национальные традиции, от которых многое зависит. Поэтому предложено создать институты, которые с помощью разного рода кодексов совмещали бы развитие регулирующего законодательства с саморегулированием.

Следует помнить о том, что регулирование Интернета может и должно быть не только на международном уровне, но и на национальном. Выдвинув, в противовес регулированию, концепцию конструктивного развития – саморегулирования, участники конференции подчеркнули, что такое саморегулирование может иметь различные формы.

Во-первых, необходимо поднять уровень сознательного отношения к содержанию Интернета, сделав его более осмысленным и критическим.

Во-вторых, уже подготовлены кодексы поведения профессионалов Интернета.

В-третьих, предполагается ввести аннотирование сайтов, чтобы пользователь заранее знал, с каким содержанием он столкнется.

В-четвертых, речь идет о создании так называемых «горячих линий», с помощью которых пользователь мог бы обратиться к властям или соответствующим органам по поводу распространения некорректной или запрещенной информации.

В-пятых, в различных странах планируется создать на многонациональной основе отдельную структуру, а также специальные программы для провайдеров Интернета.

В-шестых, ответственность технических поставщиков должна рассматриваться достаточно серьезно.

В-седьмых, для реализации этих предложений рекомендуется создать специальную регулирующую организацию.

В-восьмых, рассматривалось предложение о создание фильтров для контроля над содержанием Интернета со стороны провайдеров. Такая мера применялась, например, в Сингапуре. Но, как отмечено в документах ЮНЕСКО, это неприемлемо, так как является разновидностью цензуры.

По мнению участников совещания, необходимо расширение общественного сектора в Интернете. Информация из правительств, законы, регулирующие акты, доклады научных школ, университетов, исследовательских центров с помощью Интернета должны становиться всеобщим достоянием.

Информационное общество развивается чрезвычайно быстро и динамично. Когда в Европе создавалась концепция информационного общества и шла речь об индикаторах, то там даже не упоминалось об электронной торговле, так как в 1994-95 годах ее практически не было. А сегодня электронная экономика становится важнейшим фактором развития многих стран. Поэтому Эркки Лииканен – член Европейской комиссии, ответственный за промышленные предприятия и информационное общество, в выступлении на семинаре бизнесменов «Сильная электронная экономика для всех в Европе» провозгласил: «Европа – в середине экономической революции. Это время для призыва к действию, как в общественном, так и в частном секторе. Мы должны работать для того, чтобы создать сильную европейскую электронную экономику, которая реализует электронную службу для общего блага».

Информационное общество сегодня – это не только доступ к информации, но и важнейший элемент экономического развития. Интернет превратился в огромный виртуальный рынок и финансовый центр, куда переносится все большая часть современных финансовых и торговых операций.

В России мы пока только думаем о подходах к развитому информационному обществу. Известно, что обязательным условием его формирования является не только всеобщий универсальный доступ к Интернету, но и наличие соответствующих этических кодексов для ограничения здесь вредной, опасной или незаконной информации. Необходимо развивать в Интернете новые услуги и электронную экономику – реальное проявление той экономической революции, о которой говорит Эркки Лииканен. Создание информационного общества в нашей стране, участие России в глобальной экономической революции должны осуществляться в рамках международного сотрудничества и обмена опытом, необъятные возможности для которых открывают современные информационно-коммуникационные технологии, и, прежде всего, Интернет.

 

Литература



1. Политика для информационного общества // Рим, 1999, С. 37 (Policy for the Information Society // Rome, Censis,1999).


&copy Информационное общество, 2000, вып. 1, с. 59 - 62.