О журнале
Рекомендации
Концепция движения Москвы к информационному обществу
Ершова Т.В., Орлов С.В., Хохлов Ю.Е.
Концепция движения Москвы к информационному обществу
Т.В. Ершова, Институт развития информационного общества
С.В. Орлов, Московская городская Дума
Ю.Е. Хохлов, Институт развития информационного общества
Т.В. Ершова, Институт развития информационного общества
С.В. Орлов, Московская городская Дума
Ю.Е. Хохлов, Институт развития информационного общества
Информационное общество – объективная реальность
Начало нового века и тысячелетия – не просто временной рубеж, а начало нового этапа развития человеческой цивилизации. Одна из главных черт, определяющих лицо цивилизации наступающего столетия – необычайно возросшая мощь информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), разнообразие и возможности которых ограничены лишь изобретательностью самого человека.
Стремительно растет удельный вес отраслей, относящихся к созданию, использованию и передаче информации. ИКТ стали подлинной движущей силой мирового экономического и технологического развития, преумножая сегодняшние знания и духовные ценности, расширяя сферы использования достижений науки и техники. Кроме того, информация стала реальным социальным ресурсом – ведь фактически только она способна помочь человеку адаптироваться к жизни в условиях неопределенности, приспособиться к постоянным изменениям, выработать новые стереотипы поведения, соответствующие новым обстоятельствам.
Появление новейших технологий, формирование глобальных информационных сетей и систем впервые в истории нашей планеты открывают не только технические, но и экономические возможности связать буквально каждого с каждым, объединить информационные ресурсы человеческой цивилизации и обеспечить доступ к ним любому человеку на Земле. Эти процессы несут с собой глубочайшие качественные перемены во всех сферах человеческой деятельности.
Инициатива МГД по разработке концепции движения Москвы к информационному обществу
Осознавая вызовы времени, Московская городская Дума (МГД) второго созыва приняла решение объединить ранее разрозненные направления своей деятельности, относящиеся к информационной сфере, в одно комплексное направление: «Информация, информатизация, связь, телекоммуникации и телевидение». Координатором данного направления стал депутат Мосгордумы по 21 избирательному округу г. Москвы С. В. Орлов.
Весной 1998 г. был сформирован Общественный экспертный совет по данному направлению – постоянно действующий экспертный и консультативный орган, к компетенции которого относятся:
В течение 1998–99 гг. в рамках деятельности по указанному направлению проводились разнообразные мероприятия, в которых принимали участие политические деятели, законодатели, специалисты и эксперты в различных областях – юристы, социологи, экономисты, программисты, библиотекари, психологи и многие другие. Материалы наиболее значимых событий публиковались в серии «Москва и информационное общество».
В 1999 г. Московская городская Дума вышла с инициативой подготовки концепции движения Москвы к информационному обществу, которая была поддержана Правительством Москвы в лице Департамента экономической политики и развития г. Москвы. В настоящее время подготовлены аналитические материалы и план-проспект Концепции. Работа над документом завершена к 15 декабря 1999 г., после чего организовано ее обсуждение. Предполагается, что во II квартале 2000 г. после необходимой доработки Концепция будет утверждена.Москва как «информационный город». Лидерство Москвы в процессе движения России к информационному обществу
При постановке проблемы вхождения Москвы в информационное общество предполагается, что она должна войти в него в качестве центра информационной деятельности, т. е. «информационного города». Иными словами, Москва должна войти в информационное общество как
Москва имеет статус одного из ведущих мировых центров производства и хранения информации, является центром научно-технической и научно-образовательной деятельности и культурной жизни страны. Здесь базируются главные управляющие структуры российского и зачастую международного бизнеса. Москва представляет собой главный узел национальных и международных телекоммуникационных сетей, центр формирования и распространения массовой информации. Здесь уже создана развитая информационно-телекоммуникационная инфраструктура на базе Московской волоконно-оптической сети. Наконец, Москва – это административный центр страны, в котором реализуется информационный и управленческий потенциалы федеральных органов государственной власти.Москва – крупнейший мегаполис России, а мегаполисам принадлежит ведущая роль в формировании информационного общества. У Москвы существует достаточный потенциал, чтобы занять достойное место в иерархии мировых городов. Этому, помимо всего, прочего благоприятствует и географическое положение города между Западной Европой и Азией.
Движение Москвы к информационному обществу следует рассматривать как прототип движения к нему страны в целом при условии тесного взаимодействия процессов информатизации в Москве и в других регионах страны. Это означает, с одной стороны, необходимость распространения московского опыта на крупные российские города, а с другой – использование в Москве прогрессивных решений проблем информатизации, осуществляемых в этих городах. Для этого нужно формировать основные компоненты информационной среды города на основе принципа открытых систем, что позволит обеспечить высокую эффективность информационного взаимодействия столицы с российскими регионами.
Цели и задачи Концепции движения Москвы в информационное обществоЦель Концепции состоит в определении стратегических ориентиров развития Москвы с учетом ее лидирующей роли в процессе перехода России к информационному обществу. К таковым можно отнести превращение Москвы в «информационный город», в катализатор движения России к информационному обществу.
Основной задачей Концепции представляется формулирование основных положений политики Правительства Москвы и Московской городской Думы, направленной на развитие информационного общества. На основе Концепции должна быть разработана комплексная программа формирования и развития в Москве развитой информационной инфраструктуры.
Реализация стратегической цели имеет выраженную социальную и гуманитарную направленность. Интеграция в информационное общество должна привести к существенному улучшению социально-экономической ситуации в городе, созданию значительно числа новых рабочих мест, повышению эффективности труда, развитию электронной коммерции, улучшению окружающей среды, более полному использованию культурного потенциала города, созданию новых условий развития политического самосознания граждан и максимальной реализации их личностного потенциала.
Основные положения КонцепцииСтратегические цели, задачи и принципы движения Москвы к информационному обществуВ Концепции перечислены и обоснованы основные цели перехода Москвы к информационному обществу:
К первоочередным задачам, которые предстоит решать городу для достижения вышеуказанных целей, относятся:
Процесс движения города в информационное общество должен регулироваться следующими принципами:
Первый из них – развитие технико-технологического фундамента:
Второй компонент – формирование индустрии информационных и коммуникационных услуг и ее инфраструктур, что подразумевает:
Третий компонент – формирование экономических, социально-культурных, правовых и организационных условий, включающих:
Роль органов власти в обеспечении движения Москвы к информационному обществуВ обеспечении процесса перехода к информационному обществу ведущая роль принадлежит органам власти и управления городом, которые должны выступать в качестве катализатора происходящих перемен в интересах развития общества и личности, координатора деятельности различных участников процесса перехода к информационному обществу. С этой целью они:
Содействовать развитию информационного общества органы власти и управления городом могут путем:
Переход к информационному обществу невозможен без совершенствования работы таких секторов социальной жизни, как занятость, в т. ч. с помощью телеработы, образование, здравоохранение, помощь пенсионерам и инвалидам на основе предоставления новых видов информационно-справочных и телекоммуникационных услуг для населения. Особое внимание уделяется решению комплекса молодежных проблем, в т. ч. посредством организации специализированных информационно-культурных центров.
Полноценную поддержку должны получить те направления информатизации, которые обеспечивают деятельность органов городской и районной власти, безопасности и правопорядка, а также отражают интересы коммерческих структур (автоматизация банков и офисов, управление бизнесом, базы данных коммерческой и деловой информации, маркетинговые системы, средства защиты информации, сетевая распределенная обработка информации и др.).
Политика интеграции строится на тесном взаимодействии с международными инициативами по формированию информационного общества, а также с работами в области формирования развитой информационной среды в Московской области и в ряде регионов страны (Северо-Западный, Центральный, Уральский, Западно-Сибирский и др.).
Реализация политики интеграции предусматривает перевод решения многих задач на районный уровень. Действенные формы осуществления комплекса социально-значимых информационных услуг (образовательных, медицинских, справочных, развлекательных и пр. ) появляются и развиваются снизу. Именно на уровне префектур целесообразно создавать информационно-культурные центры, которые должны служить эффективным инструментом вовлечения населения в процессы формирования информационного общества.
Политике интеграции города в информационное общество должна быть оказана всемерная информационно-пропагандистская поддержка.
Финансовое обеспечение процессов перехода Москвы к информационному обществу базируется на использовании средств городского и районных бюджетов при минимальном использовании средств федерального бюджета, на создании условий для активного делового участия в этих процессах отечественных и зарубежных коммерческих структур. Правительству Москвы предстоит решить проблему льготного кредитования процессов развития информационного общества московскими банками.
В качестве главного условия привлечения инвестиций от отечественных предпринимательских структур предусматривается дальнейшая приватизация телекоммуникационного сектора экономики города, которая должна обеспечить реализацию всего комплекса коммуникационных услуг. Московское правительство должно выступить гарантом соблюдения всех экономических условий для отечественных и зарубежных инвесторов.
Первым шагом к реализации настоящей Концепции должна стать разработка комплексной программы «Движение Москвы к информационному обществу: обеспечение лидерства в процессе перехода России к информационному обществу».
© Информационное общество, 2000, вып. 1, с. 27 - 31.