Концепция движения Москвы к информационному обществу
Ершова Т.В., Орлов С.В., Хохлов Ю.Е.

Концепция движения Москвы к информационному обществу

Т.В. Ершова, Институт развития информационного общества
С.В. Орлов, Московская городская Дума
Ю.Е. Хохлов, Институт развития информационного общества





Информационное общество – объективная реальность

Начало нового века и тысячелетия – не просто временной рубеж, а начало нового этапа развития человеческой цивилизации. Одна из главных черт, определяющих лицо цивилизации наступающего столетия – необычайно возросшая мощь информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), разнообразие и возможности которых ограничены лишь изобретательностью самого человека.

Стремительно растет удельный вес отраслей, относящихся к созданию, использованию и передаче информации. ИКТ стали подлинной движущей силой мирового экономического и технологического развития, преумножая сегодняшние знания и духовные ценности, расширяя сферы использования достижений науки и техники. Кроме того, информация стала реальным социальным ресурсом – ведь фактически только она способна помочь человеку адаптироваться к жизни в условиях неопределенности, приспособиться к постоянным изменениям, выработать новые стереотипы поведения, соответствующие новым обстоятельствам.

Появление новейших технологий, формирование глобальных информационных сетей и систем впервые в истории нашей планеты открывают не только технические, но и экономические возможности связать буквально каждого с каждым, объединить информационные ресурсы человеческой цивилизации и обеспечить доступ к ним любому человеку на Земле. Эти процессы несут с собой глубочайшие качественные перемены во всех сферах человеческой деятельности.

Инициатива МГД по разработке концепции движения Москвы к информационному обществу

Осознавая вызовы времени, Московская городская Дума (МГД) второго созыва приняла решение объединить ранее разрозненные направления своей деятельности, относящиеся к информационной сфере, в одно комплексное направление: «Информация, информатизация, связь, телекоммуникации и телевидение». Координатором данного направления стал депутат Мосгордумы по 21 избирательному округу г. Москвы С. В. Орлов.

Весной 1998 г. был сформирован Общественный экспертный совет по данному направлению – постоянно действующий экспертный и консультативный орган, к компетенции которого относятся:
  • экспертиза законодательных и нормативно-правовых актов, а также программ, проектов и иных документов, направляемых в Совет Координатором;
  • разработка законодательных и нормативно-правовых актов в указанной области;
  • анализ существующих отечественных, зарубежных и международных программ развития информационного общества;
  • обсуждение насущных проблем и выработка рекомендаций по развитию информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Москвы.

    В течение 1998–99 гг. в рамках деятельности по указанному направлению проводились разнообразные мероприятия, в которых принимали участие политические деятели, законодатели, специалисты и эксперты в различных областях – юристы, социологи, экономисты, программисты, библиотекари, психологи и многие другие. Материалы наиболее значимых событий публиковались в серии «Москва и информационное общество».

    В 1999 г. Московская городская Дума вышла с инициативой подготовки концепции движения Москвы к информационному обществу, которая была поддержана Правительством Москвы в лице Департамента экономической политики и развития г. Москвы. В настоящее время подготовлены аналитические материалы и план-проспект Концепции. Работа над документом завершена к 15 декабря 1999 г., после чего организовано ее обсуждение. Предполагается, что во II квартале 2000 г. после необходимой доработки Концепция будет утверждена.
    Москва как «информационный город». Лидерство Москвы в процессе движения России к информационному обществу

    При постановке проблемы вхождения Москвы в информационное общество предполагается, что она должна войти в него в качестве центра информационной деятельности, т. е. «информационного города». Иными словами, Москва должна войти в информационное общество как
  • город достаточно компьютеризированный, обеспеченный компьютерными сетями и другими информационными технологиями;
  • город, где будет иметь место массовое использование ИКТ во всех областях жизни и деятельности, что приведет к кардинальному изменению образа жизни людей;
  • город – центр производства информации и информационных услуг и развития ИКТ.

    Москва имеет статус одного из ведущих мировых центров производства и хранения информации, является центром научно-технической и научно-образовательной деятельности и культурной жизни страны. Здесь базируются главные управляющие структуры российского и зачастую международного бизнеса. Москва представляет собой главный узел национальных и международных телекоммуникационных сетей, центр формирования и распространения массовой информации. Здесь уже создана развитая информационно-телекоммуникационная инфраструктура на базе Московской волоконно-оптической сети. Наконец, Москва – это административный центр страны, в котором реализуется информационный и управленческий потенциалы федеральных органов государственной власти.Москва – крупнейший мегаполис России, а мегаполисам принадлежит ведущая роль в формировании информационного общества. У Москвы существует достаточный потенциал, чтобы занять достойное место в иерархии мировых городов. Этому, помимо всего, прочего благоприятствует и географическое положение города между Западной Европой и Азией.

    Движение Москвы к информационному обществу следует рассматривать как прототип движения к нему страны в целом при условии тесного взаимодействия процессов информатизации в Москве и в других регионах страны. Это означает, с одной стороны, необходимость распространения московского опыта на крупные российские города, а с другой – использование в Москве прогрессивных решений проблем информатизации, осуществляемых в этих городах. Для этого нужно формировать основные компоненты информационной среды города на основе принципа открытых систем, что позволит обеспечить высокую эффективность информационного взаимодействия столицы с российскими регионами.

    Цели и задачи Концепции движения Москвы в информационное общество
    Цель Концепции состоит в определении стратегических ориентиров развития Москвы с учетом ее лидирующей роли в процессе перехода России к информационному обществу. К таковым можно отнести превращение Москвы в «информационный город», в катализатор движения России к информационному обществу.

    Основной задачей Концепции представляется формулирование основных положений политики Правительства Москвы и Московской городской Думы, направленной на развитие информационного общества. На основе Концепции должна быть разработана комплексная программа формирования и развития в Москве развитой информационной инфраструктуры.

    Реализация стратегической цели имеет выраженную социальную и гуманитарную направленность. Интеграция в информационное общество должна привести к существенному улучшению социально-экономической ситуации в городе, созданию значительно числа новых рабочих мест, повышению эффективности труда, развитию электронной коммерции, улучшению окружающей среды, более полному использованию культурного потенциала города, созданию новых условий развития политического самосознания граждан и максимальной реализации их личностного потенциала.

    Основные положения Концепции
    Стратегические цели, задачи и принципы движения Москвы к информационному обществу
    В Концепции перечислены и обоснованы основные цели перехода Москвы к информационному обществу:
  • улучшение жизни горожан и их максимальная самореализация;
  • развитие демократии;
  • развитие инновативности и эффективности труда с целью обеспечения большей конкурентоспособности;
  • улучшение социально-экономической ситуации за счет создания новых рабочих мест и развития электронного бизнеса;
  • улучшение окружающей среды;
  • эффективное использование творческого и культурного потенциала Москвы и др.

    К первоочередным задачам, которые предстоит решать городу для достижения вышеуказанных целей, относятся:
  • активизация использования современных информационных и коммуникационных технологий для более эффективной деятельности органов власти и развития общедоступных услуг, ориентированных на потребности граждан;
  • стимулирование использования современных ИКТ в сфере бизнеса, а также в сферах, имеющих особое значение для общества – транспорт, охрана окружающей среды, здравоохранение, наука, образование и культура;
  • широкомасштабное обучение населения использованию новых видов услуг и возможностей, предоставляемых информационным обществом;
  • создание эффективной информационной и коммуникационной инфраструктуры;
  • предоставление эффективного доступа к научной, технической, экономической и другой информации через электронные информационные системы;
  • обеспечение широкой поддержки идеи информационного общества и активное участие граждан в его формировании;
  • обеспечение защиты прав граждан в условиях бурного развития ИКТ;
  • развитие кооперации на общегородском, национальном и международном уровне с целью поддержания формирования информационного общества на необходимом уровне.

    Процесс движения города в информационное общество должен регулироваться следующими принципами:
  • постепенность, социальное партнерство, сотрудничество с силами рынка;
  • контроль со стороны Правительства Москвы и Московской городской Думы за протеканием процесса интеграции города в информационное общество, ответственность за реализацию политики развития информационного общества;
  • широкая обсуждаемость всех проблем, регулярный обмен информацией между всеми субъектами информационного общества;
  • привлечение к обсуждению ключевых вопросов всех заинтересованных сторон из государственного и коммерческого сектора экономики, общественных организаций, ученых и специалистов;
  • учет при разработке политики развития информационного общества интересов общества в целом, а не интересов отдельных лиц, департаментов или секторов экономики;
  • прозрачность процесса движения в информационное общество, основанная на регулярном анализе основных индикаторов развития информационного общества и результатах мониторинга связанных с ним социально-экономических процессов;
  • постепенность и поэтапность осуществления всех мероприятий, направленных на развитие информационного общества;
  • анализ и учет отечественного и зарубежного опыта, международных норм и тенденций.
    Основные направления движения Москвы в информационное общество
    Содействие созданию в Москве благоприятных условий для формирования информационного общества предполагает быстрое и приоритетное развитие в городе базовых компонентов информационной среды.

    Первый из них – развитие технико-технологического фундамента:
  • развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры города на основе Московской волоконно-оптической сети, обеспечивающей создание, хранение, распространение и использование информации и обеспечение доступа к ней широких слоев населения (информационных и телекоммуникационных сетей и систем, центров обработки информации различного назначения и т. д.);
  • совершенствование и развитие базирующейся в Москве системы национальных информационных ресурсов и технологий доступа к ним (баз и банков данных, архивов, библиотек и музейных фондов и т. п.);
  • совершенствование и развитие вычислительных и телекоммуникационных ресурсов и технологий, обеспечивающих реализацию процессов сбора, накопления, хранения, передачи и доставки информации, ее целостность, доступность и конфиденциальность;
  • совершенствование и развитие технической базы и технологий средств массовой информации (компьютерная техника для электронных и печатных изданий, радио- и телестудий, кабельное телевидение и т. п.).

    Второй компонент – формирование индустрии информационных и коммуникационных услуг и ее инфраструктур, что подразумевает:
  • укрепление и развитие экономического потенциала процессов интеграции города в информационное общество (поддержка отечественных производителей средств информатизации, информационных продуктов и услуг; меры по экономическому регулированию рынка информационных технологий, продуктов и услуг, кредитно-финансовая политика на уровне города и т. п.);
  • формирование развитых информационных потребностей и информационной культуры населения и стимулирование платежеспособного спроса на информационные продукты и услуги;
  • приоритетная поддержка производителей и потребителей информационных и телекоммуникационных технологий, продуктов и услуг для социально значимых программ (сферы труда и занятости, здравоохранения, охраны окружающей среды, социального обеспечения, высшего и среднего образования, дошкольного обучения, миграции населения, культуры, быта и досуга и т. п.);
  • развитие массовой домашней компьютеризации;
  • поддержка систем массовой подготовки и переподготовки кадров для работы в информационных и телекоммуникационных системах нового поколения.

    Третий компонент – формирование экономических, социально-культурных, правовых и организационных условий, включающих:
  • решение проблем интеграции, обусловленных необходимостью выработки общей политики информатизации Москвы как центра информационной деятельности, активно взаимодействующего с Московской областью и регионами страны, в наибольшей степени продвинувшимися по пути к информационному обществу;
  • совершенствование и развитие системы информационного законодательства и механизмов его реализации, в том числе на уровне городской политики информатизации;
  • совершенствование и развитие системы распространения массовой информации и формирования общественно-политического климата в столице, благоприятного для перехода к информационному обществу;
  • совершенствование и развитие системы обеспечения личной и общественной безопасности в информационной сфере, предотвращение угроз использования новых информационных технологий в качестве оружия информационного терроризма и информационного криминала.

    Роль органов власти в обеспечении движения Москвы к информационному обществу
    В обеспечении процесса перехода к информационному обществу ведущая роль принадлежит органам власти и управления городом, которые должны выступать в качестве катализатора происходящих перемен в интересах развития общества и личности, координатора деятельности различных участников процесса перехода к информационному обществу. С этой целью они:
  • ведут борьбу с монополизмом и осуществляют контроль за концентрацией собственности в СМИ и телекоммуникационном бизнесе;
  • юридически и технологически обеспечивают права на доступ к информации и информационным ресурсам для всего населения, а также охрану персональных данных, гарантируют гражданам предоставление постоянно расширяющегося набора информационных услуг (телефонная связь, электронная почта, мультимедийное образование и др.);
  • гарантируют свободу слова независимо от технологической среды распространения информации;
  • принимают меры по укреплению многонациональной культуры, русского и национальных языков, распространенных в городе, способствует сохранению языковой и культурной самобытности культурных и этнических сообществ;
  • осуществляют целенаправленное использование информационных и коммуникационных технологий для расширения диалога органов власти и горожан.

    Содействовать развитию информационного общества органы власти и управления городом могут путем:
  • приоритетного развития отраслей, которые могут производить информацию и знание, в первую очередь, образования и науки, которые являются базовыми и системообразующими для информационного общества;
  • содействия развитию научно-образовательных сетей и использованию ИКТ во всех формах образования;
  • содействия созданию новых форм бизнеса, внедрению ИКТ на малых и средних предприятиях, развитию электронной коммерции;
  • развития информационных услуг для населения, прежде всего, создания системы общественной информации, включающей правовую информацию, информацию о рынке труда, возможностях обучения и повышения квалификации и т. п.;
  • создания и развития городских информационных магистралей, обеспечивающих москвичей различными мультимедийными справочными и развлекательными услугами;
  • создания системы массового обучения населения работе с компьютерной техникой, распространения информации о новейших ИКТ и их возможностях;
  • создания системы конкурсной поддержки проектов, направленных на развитие информационного общества;
  • осуществления демонстрационно-просветительских кампаний, пропагандирующих возможности ИКТ для жизни и работы;
  • организации системы мониторинга за выделенными индикаторами движения Москвы к информационному обществу;
  • включения Москвы в трансевропейскую сеть государственного управления, совершенствования комплексной автоматизации управления городским хозяйством;
  • поддержки Москвой основных международных инициатив, направленных на формирование информационного общества.

    Переход к информационному обществу невозможен без совершенствования работы таких секторов социальной жизни, как занятость, в т. ч. с помощью телеработы, образование, здравоохранение, помощь пенсионерам и инвалидам на основе предоставления новых видов информационно-справочных и телекоммуникационных услуг для населения. Особое внимание уделяется решению комплекса молодежных проблем, в т. ч. посредством организации специализированных информационно-культурных центров.

    Полноценную поддержку должны получить те направления информатизации, которые обеспечивают деятельность органов городской и районной власти, безопасности и правопорядка, а также отражают интересы коммерческих структур (автоматизация банков и офисов, управление бизнесом, базы данных коммерческой и деловой информации, маркетинговые системы, средства защиты информации, сетевая распределенная обработка информации и др.).

    Политика интеграции строится на тесном взаимодействии с международными инициативами по формированию информационного общества, а также с работами в области формирования развитой информационной среды в Московской области и в ряде регионов страны (Северо-Западный, Центральный, Уральский, Западно-Сибирский и др.).

    Реализация политики интеграции предусматривает перевод решения многих задач на районный уровень. Действенные формы осуществления комплекса социально-значимых информационных услуг (образовательных, медицинских, справочных, развлекательных и пр. ) появляются и развиваются снизу. Именно на уровне префектур целесообразно создавать информационно-культурные центры, которые должны служить эффективным инструментом вовлечения населения в процессы формирования информационного общества.

    Политике интеграции города в информационное общество должна быть оказана всемерная информационно-пропагандистская поддержка.

    Финансовое обеспечение процессов перехода Москвы к информационному обществу базируется на использовании средств городского и районных бюджетов при минимальном использовании средств федерального бюджета, на создании условий для активного делового участия в этих процессах отечественных и зарубежных коммерческих структур. Правительству Москвы предстоит решить проблему льготного кредитования процессов развития информационного общества московскими банками.

    В качестве главного условия привлечения инвестиций от отечественных предпринимательских структур предусматривается дальнейшая приватизация телекоммуникационного сектора экономики города, которая должна обеспечить реализацию всего комплекса коммуникационных услуг. Московское правительство должно выступить гарантом соблюдения всех экономических условий для отечественных и зарубежных инвесторов.

    Первым шагом к реализации настоящей Концепции должна стать разработка комплексной программы «Движение Москвы к информационному обществу: обеспечение лидерства в процессе перехода России к информационному обществу».



    &copy Информационное общество, 2000, вып. 1, с. 27 - 31.