Информационная инфраструктура научно-технического развития России: проблемы и решения
Нечипоренко В.П.

Информационная инфраструктура научно-технического развития России: проблемы и решения

В.П. Нечипоренко
Министерство науки и технологий Российской Федерации





В России активно идут процессы развития национальной информационной инфраструктуры, в первую очередь, в научно-технической сфере. В стране накоплены огромные информационные ресурсы, обеспечивающие дальнейшее «воспроизводство» знаний, активно работают сотни институтов и центров научно-технической информации и научно-технических библиотек, в которых трудятся тысячи высококвалифицированных специалистов. Десятки НИИ и КБ работают над созданием новейших информационных технологий и элементной базы вычислительной техники, вводятся в эксплуатацию сети компьютерных телекоммуникаций. Обеспечить постоянное пополнение информационных ресурсов, создать на базе современных технологий национальную информационную систему в целях эффективного информационного обеспечения науки, техники, образования, укрепить государственный и предпринимательский секторы в информационной сфере, обеспечить для граждан страны условия свободного доступа к информационным ресурсам – вот основные цели государственной информационной политики как неотъемлемой составляющей государственной научно-технической политики России.

Для реализации указанных целей в стране создана законодательная база. Федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «О науке и государственной научно-технической политике», «Об обязательном экземпляре документов», «Об участии в международном информационном обмене», «О библиотечном деле» и другие регулируют отношения, возникающие между участниками информационных процессов, устанавливают принципы деятельности звеньев информационной инфраструктуры, обеспечивают гарантии прав граждан на свободный доступ к информации. Эти законы определяют политику государства при формировании полного библиотечно-информационного фонда страны на базе обязательного экземпляра документов, создают условия для активного участия России в международном информационном обмене в рамках мирового информационного пространства, регулируют многие другие вопросы информационной деятельности.

Ряд аспектов информационной деятельности регулируется также Федеральными законами «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», соответствующими статьями Гражданского кодекса Российской Федерации.

Реализация государственной политики в области научно-технической информации потребовала определения структуры, основных задач и функций национальной системы информации в области науки и техники, прав и обязанностей звеньев системы различного уровня (федеральных, отраслевых, региональных), принципов организации информационных потоков в системе, решения многих других вопросов. Важно также было определить роль государства в создании и обеспечении функционирования системы, границы его влияния на научно-информационную деятельность в новых экономических условиях, основные направления государственной поддержки информационного обеспечения научно-технической сферы. Для решения многих из указанных проблем потребовалось подготовить и выпустить специальный нормативный акт федерального уровня. В июле 1997 г. Правительство Российской Федерации утвердило своим постановлением «Положение о государственной системе научно-технической информации».

Важным механизмом государственной поддержки при решении основных задач информационной инфраструктуры страны является финансирование полностью и частично из федерального бюджета приоритетного направления «Информационные технологии и электроника» проектов подпрограмм федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники гражданского назначения». В рамках этих проектов обеспечивается формирование и развитие национальных информационных ресурсов в области науки и техники, их каталогизация, разработка и внедрение необходимых государственных стандартов, обеспечивающих совместимость работы звеньев государственной системы научно-технической информации, разработка новых информационных технологий, создание и развитие телекоммуникационных сетей доступа потребителей к информационным ресурсам и системам высокопроизводительных вычислений, развитие общесистемной нормативно-правовой базы деятельности информационной инфраструктуры, решение многих других задач в информационной сфере.

Известно, что информационная среда включает в себя три основных составляющих: информационный ресурс, справочно-поисковый аппарат для него, условия доступа к данному ресурсу и его справочно-поисковому аппарату.

Информационная инфраструктура науки и техники бывшего СССР ежегодно пополнялась 26–30 тыс. наименований зарубежных изданий. В начале 90-х годов в Россию поступало почти в три раза меньше таких изданий. Потребовались значительные усилия информационных служб страны для исправления сложившейся ситуации с внешним информационным потоком. Их активная позиция в международном книгообмене, в расширении контактов со своими зарубежными партнерами, в использовании современных информационных технологий помогла значительно улучшить ситуацию. В настоящее время полнота внешнего информационного потока в информационной инфраструктуре науки и техники России приближается к дореформенным показателям. Во многом этому способствовало также появление большого количества зарубежных научно-технических изданий в электронной форме.

Постепенно улучшается ситуация и с внутренними информационными потоками, которые непосредственно связаны с результатами научно-технической деятельности в стране. Рост объемов этих потоков можно проследить на информационном потоке по непубликуемым документам (отчетам о НИОКР), обработкой и организацией использования которых занимается Всероссийский научно-технический информационный центр Миннауки России. Количество отчетов о НИОКР, получаемых этим Центром в качестве обязательного экземпляра, в настоящее время возросло почти в два раза по сравнению с 1993 годом. Заметно улучшились показатели, характеризующие выпуск отечественной научно-технической литературы и периодических изданий в научно-технической сфере.

Расширяется фронт работ по созданию и развитию современных справочно-поисковых систем и условий доступа к информационным ресурсам. Возможности новой техники и программных продуктов обеспечивают более эффективный сервис для потребителей. Основные держатели федеральных и региональных информационных ресурсов разрабатывают и внедряют такие системы и расширяют свою телекоммуникационную среду. Так, в Государственной публичной научно-технической библиотеке Миннауки России действует Сводный электронный каталог научно-технической литературы, в формировании которого участвует более 200 российских научно-технических библиотек и информационных центров. В настоящее время объем указанного электронного каталога превысил 500 тыс. записей. Доступ к нему осуществляется в телекоммуникационном режиме.

Многие информационные центры – генераторы федеральных и региональных электронных информационных ресурсов, создали свои WWW-серверы и активно работают с потребителями информации в глобальных информационных сетях. И этот процесс имеет ярко выраженную тенденцию развития.

Создание эффективной системы доступа потребителей к отечественным и зарубежным информационным ресурсам невозможно без использования современных вычислительных систем и сетей. На решение этой проблемы ориентирована межведомственная программа «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы». Национальная опорная сеть формируется как интегрированная информационная среда, обеспечивающая потребность науки и образования в передаче научно-технической информации, в том числе с использованием Internet-технологий. За время выполнения указанной программы (1995–1998 гг.) почти в три раза увеличилось количество регионов, ученые и специалисты которых получили доступ к высокоскоростным каналам связи. Сейчас узлы сети функционируют в различных регионах страны – от Калининграда до Владивостока. Принято решение о пролонгации данной межведомственной программы на следующие три года. Ее реализация позволит обеспечить льготные телекоммуникационные услуги для ученых и специалистов почти во всех регионах России. Решение этой проблемы может быть обеспечено на основе современных достижений телекоммуникационных технологий, в первую очередь, за счет широкого внедрения широкополосных оптоволоконных систем передачи данных, использующих принципы асинхронного режима переноса информации, использования цифрового сжатия информации, беспроводных сетей, включая подвижные и фиксированные сухопутные, воздушные телекоммуникационные системы, а также спутниковые системы, которые обеспечат передачу данных независимо от местоположения пользователей.

Задачи информационной инфраструктуры науки и техники не могут быть реализованы без опоры на перспективные информационные технологии. В этой области создаются принципиально новые для России современные средства вычислительной техники с базовым программным обеспечением на новых архитектурных и физических принципах, разрабатывается элементная база и технологии производства сверхскоростных интегральных и оптоэлектронных схем для супер-ЭВМ новых поколений. Одним из ключевых элементов в общей системе информационного обеспечения фундаментальных и прикладных исследований являются суперкомпьютерные центры.

Недавно был открыт межведомственный суперкомпьютерный центр Миннауки России и Российской академии наук. Его основные направления деятельности связаны с предоставлением пользователям высокопроизводительных вычислительных ресурсов, в том числе в режиме удаленного доступа, поддержкой пользователей в создании прикладного программного обеспечения и развитии программного инструментария исследований, обеспечением пользователей мощной системой визуализации решаемых задач, предоставлением доступа к разнообразным информационным ресурсам. В составе этого суперкомпьютерного центра работают супер-ЭВМ большой производительности. На их базе планируется решение целого ряда задач в различных областях фундаментальных и прикладных исследований, требующих высокопроизводительных вычислений (физика высоких энергий, квантовая химия, молекулярная динамика, геном человека и многих других областях). Планируется использовать эти супер-ЭВМ и в работах по созданию электронных библиотек.

В целях оптимального развития высокопроизводительных вычислительных ресурсов отечественных суперкомпьютерных центров, оказания действенной государственной поддержки в этой сфере Миннауки России, Российской академией науки, Российским фондом фундаментальных исследований, Минобразования России подготовлена межведомственная программа по высокопроизводительным вычислениям и их применению, реализация которой начнется в ближайшее время.

Гигантские объемы накопленной информации, непрерывный рост ее количества, разнородный характер ее хранения, отсутствие унифицированного доступа к ней создают существенные и все возрастающие проблемы ее использования. За последние годы наблюдается стремительный рост объемов информации, существующей только в электронной форме, которая позволяет сохранять и эффективно использовать, помимо текстовой информации, изображения, звук и их комбинации.

Работы по созданию электронных библиотек начаты в промышленно развитых странах в начале 80-х годов. Примером таких работ могут служить программы DLI (США), eLib (Великобритания), «Global-Info» (Германия) и другие. Новый этап развития информационной инфраструктуры науки и техники России также связан с решением проблемы создания и развития электронных библиотек. Дальнейшие работы по решению этой проблемы будут вестись в рамках межведомственной программы «Электронные библиотеки России», в подготовке которой принимали участие ученые и специалисты многих министерств и ведомств. Концепция и проект этой программы получили одобрение на правительственном уровне.

Актуальность работ по созданию распределенной системы электронных библиотек страны определяется следующими основными моментами:
  • необходимостью повышения эффективности использования российских электронных информационных ресурсов;
  • интенсивным использованием в научных, технических и социально-культурных целях возможностей современных информационных технологий и телекоммуникаций;
  • необходимостью координации деятельности федеральных ведомств и органов власти субъектов Российской Федерации в организации современного информационного обслуживания населения, консолидации и повышения эффективного использования средств федерального и региональных бюджетов, которые выделяются на создание информационных ресурсов и информационное обеспечение населения;
  • задачами поддержки отечественного производителя информационных ресурсов и технологий, использования потенциала российских разработчиков и исследователей;
  • интересами России в мировом информационном сообществе и на мировом информационном рынке;
  • важностью развития культурных связей с соотечественниками за рубежом.

    Основными целями этих работ являются:
  • создание, сохранение, развитие и использование электронных информационных ресурсов страны и обеспечение эффективного доступа к ним с применением современных информационных технологий;
  • повышение эффективности деятельности органов государственной власти и отраслей народного хозяйства страны за счет формирования качественно новой информационной среды.

    Основными направлениями работ по созданию системы электронных библиотек являются:
  • создание информационной инфраструктуры;
  • общесистемные исследования и разработки;
  • нормативное обеспечение;
  • программно-технологическое и лингвистическое обеспечение;
  • формирование и развитие электронных информационных ресурсов;
  • обучение разработчиков и пользователей.

    Основными задачами при решении этой проблемы являются:
  • формирование новой информационной среды и обеспечение доступа к ее информационным ресурсам;
  • обеспечение координации различных программ и проектов в области электронных библиотек и электронных информационных ресурсов;
  • интеграция разнородных электронных информационных ресурсов;
  • сохранение особо ценных документальных коллекций и фондов;
  • распространение сведений о достижениях России в области науки, технологий, культуры и образования;
  • продвижение российских информационных продуктов и услуг на мировой информационный рынок;
  • расширение сферы русского языка в мировых информационных ресурсах;
  • привлечение инвестиций в развитие информационной инфраструктуры России.

    Основные ожидаемые результаты от реализации проектов создания электронных библиотек:
  • создание среды поддержки электронных библиотек, представляющей собой распределенный комплекс информационных, программных и технических средств регистрации разнообразных электронных коллекций и их унифицированного представления;
  • включение в состав электронных библиотек электронных коллекций и фондов, содержащих наиболее ценную и общественно значимую информацию;
  • создание информационной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование системы электронных библиотек, включая регистрацию и учет подключаемых к системе электронных коллекций и документов, а также контроль за выполнением общесистемных требований со стороны держателей коллекций;
  • создание условий доступа потребителей к электронным информационным ресурсам России в сфере науки, культуры, образования и других сферах деятельности.

    Еще одной важной проблемой является проблема функционирования информационной инфраструктуры научно-технического развития России в условиях становления отечественного информационного рынка.

    В последнее время все чаще для определения общественного информационного богатства применяется понятие «информационный капитал». Однако к этому понятию нельзя относиться как к простому способу оценки информационных процессов с помощью системы определений, применяемых в области экономических знаний. Было бы слишком упрощенным считать информацию лишь предметом купли-продажи. Ведь попытки прямого применения денежного эквивалента информации в большинстве случаев затрудняют отражение ее истинной социальной и рыночной ценности.

    Вместе с тем в условиях становления российского информационного рынка понятие «информационный капитал» вполне может быть использовано в целях денежного отражения потерь и приобретений, связанных с процессами производства, накопления, хранения и использования информации. Это особенно важно в настоящее время, поскольку информация, представленная в виде фондов первоисточников, баз данных, архивов и т. п., не является сегодня у нас экономической категорией. Ее балансовая стоимость в большинстве случаев отражает лишь стоимость носителей и/или стоимость технических средств, на которых она хранится. Такое положение дел может приводить ко многим негативным последствиям: установлению спекулятивных или демпинговых цен на информацию, бесконтрольной распродаже информации из государственных фондов, организации частного бизнеса с использованием государственного информационного ресурса, потере прав на информацию, неконтролируемому вывозу отечественных информационных ресурсов, уклонению от налогообложения при продаже информационных продуктов и оказании информационных услуг и т. п.

    Основными действиями по становлению цивилизованного информационного рынка в нашей стране, развитию отечественного информационного капитала, могли бы быть:
  • развитие нормативно-правовой базы, регулирующей отношения участников информационного рынка и обеспечивающей сохранение и накопление отечественного информационного капитала;
  • проведение инвентаризации отечественных информационных ресурсов и закрепление прав собственности на них, законодательное обеспечение этих прав собственности;
  • создание благоприятных условий для привлечения на российский информационный рынок инвестиционных ресурсов, активное привлечение частного капитала в развитие информационной сферы страны;
  • поддержка здоровой конкуренции на отечественном информационном рынке;
  • развитие антимонопольного законодательства в информационной сфере;
  • лицензирование деятельности по международному информационному обмену;
  • повышение конкурентоспособности отечественных информационных продуктов и услуг за счет использования в информационных процессах современных информационных технологий.

    Вместе с тем некоторые из существующих проблем научно-информационной деятельности в новых экономических условиях не обеспечены нормативно-правовой базой в необходимых объемах. В первую очередь это касается:
  • организации передачи научно-технической информации между государственными информационными структурами и обеспечения ее коммерческого использования;
  • обеспечения защиты государственных ресурсов научно-технической информации;
  • обеспечения условий доступа потребителей к научно-технической информации, сбор, обработка и хранение которой финансируется из бюджетных источников;
  • организации и финансовой поддержки транснационального обмена научно-технической информацией;
  • создания механизмов самофинансирования научно-информационной сферы с использованием результатов и продуктов информационной деятельности;
  • разработки конкретных технологий работы на информационном рынке;
  • решения вопросов о правах собственности в научно-информационной сфере.

    Наиболее сложной и недостаточно проработанной остается проблема введения в хозяйственный оборот информационных продуктов, поскольку их нельзя отождествлять с информацией, которая часто не является результатом информационной деятельности. «Информационные продукты (продукция) – документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей» (статья 2 Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене»), «документированная информация (документ) – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать» (статья 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации») – так указанные законы определяют, что информационные продукты – это информация, представленная в материальной форме.

    Часть информационных продуктов, такие, как программы для ЭВМ и базы данных, в соответствии с Федеральным законом «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», являются объектами авторского права и их правовая защита обеспечивается действующим законодательством («Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах»). В соответствии с указанными законами правообладателю принадлежит исключительное право осуществлять и/или разрешать соответствующие действия над объектами авторского права.

    Вместе с тем на информационном рынке имеется большое количество информационных продуктов, правовая защита которых не может быть обеспечена в рамках законодательства об авторском праве. При товарно-имущественных взаимоотношениях субъектов хозяйственной деятельности некоторые категории информационных продуктов могут выступать как интеллектуальная собственность (статья 138 Гражданского кодекса Российской Федерации) или как служебная или коммерческая тайна (статья 139 Гражданского кодекса Российской Федерации). В первом случае методом правовой защиты является предоставление государством исключительных прав, во втором случае – исключительность использования достигается установлением обладателем информации соответствующих мер конфиденциальности и государство его защищает от незаконных попыток получения такой информации.

    Однако данные вопросы до конца не урегулированы в правовом отношении, поскольку имеется ряд нерешенных проблем, связанных с распределением имущественных прав и использованием результатов интеллектуальной деятельности. Это служит препятствием полноценному введению в хозяйственный оборот информационных продуктов. Требуется подготовка комплекса нормативно-правовых документов по оценке интеллектуальной собственности, в том числе для бухгалтерского и статистического учета, при учете нематериальных активов, при внесении вкладов в уставной капитал и других.

    Основные направления развития научно-информационной деятельности в ближайшие годы в стране, кроме уже перечисленных, связаны также с решением проблем информационного обеспечения процессов менеджмента и коммерциализации технологий, расширением аналитических и наукометрических исследований в целях информационной поддержки процессов прогнозирования в научно-технической сфере, уточнения отечественных научных приоритетов и перечней критических технологий, защиты интеллектуальной собственности.



    &copy Информационное общество, 2000, вып. 1, с. 18 - 22.