О журнале
Рекомендации
Россия начинает движение к информационному обществу
Смолян Г.Л., Черешкин Д.С.
Россия начинает движение к информационному обществу
Д.С. Черешкин, Г.Л. Смолян
Институт системного анализа Российской академии наук
Д.С. Черешкин, Г.Л. Смолян
Институт системного анализа Российской академии наук
Формирование информационного общества в развитых странах – уже не футурологический прогноз, а реальность дня. Основные черты и признаки информационного общества обязательно будут сформированы и в России при стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в первой четверти ХХI столетия.
Что это означает?
Во-первых, информационно-коммуникационное пространство России станет частью мирового информационного пространств, что позволит ей стать полноправным участником процессов экономической интеграции регионов, стран и народов. Во-вторых, в экономике страны начнут доминировать новые технологические уклады, базирующиеся на массовом использовании перспективных информационных технологий и телекоммуникационных сетей. В-третьих, в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала получит мощное развитие рынок информации и знаний и будет реализовано фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах. В-четвертых, будет достигнут высокий уровень образования, научно-технического и культурного развития за счет широкого информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях. Наконец, в-пятых, будет реализовано важнейшее условие демократического развития – создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации.
Есть ли в России предпосылки перехода к информационному обществу, несмотря на ее нынешнее кризисное состояние? Да, есть, и прежде всего, это предпосылки технологические.
За последние 7–10 лет существенно возросли масштабы использования информации как ресурса социально-экономического и культурного развития. Сегодня объем продаж средств вычислительной техники (в основном ПЭВМ и периферии) достигает одного миллиона штук в год, или, в денежном исчислении, примерно 1,5 млрд. долларов. Вместе с продажами программных продуктов, средств связи и телекоммуникаций эта величина возрастает до 4,5 млрд. долл., что более 5% ВВП России в 1997 г. и уже имеет макроэкономическую значимость. Общий объем средств, циркулирующих на отечественном рынке телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг, сегодня достигает 6–7,5 млрд. долл./год.
Растет количество корпоративных информационных сетей и непрерывно увеличивается число абонентов мировых открытых сетей. Количество российских пользователей Интернета приближается к миллиону. Интенсивно расширяется национальная сеть связи, использующая спутниковые каналы. Успешно осуществляется телефонизация страны и стремительно растет рынок средств мобильной связи. В прямом и переносном смысле Россия подсоединена к остальному миру кабельными и спутниковыми каналами связи, активно используемыми сотнями тысяч сотовых и простых телефонов, факсов, компьютеров и т. д.
В значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства, системы обороны и безопасности, банковская сфера и сфера государственного управления.
Как известно, каждая из развитых (и развивающихся) стран движется к информационному обществу своим путем, опираясь на политические, социально-экономические и культурные факторы своего развития. У сегодняшней России, естественно, особенные условия перехода к информационному обществу.
В России практически отсутствует эффективно функционирующая рыночная экономика, обеспечивающаяй постоянный рост информационных потребностей и платежеспособный спрос на информационные продукты и услуги. Экономика страны не располагает свободными средствами для развития информационно-коммуникационной инфраструктуры. В начальном состоянии находится инфраструктура производства и предоставления населению информационных продуктов и услуг, не достигнут необходимый уровень информационной культуры населения, массовой домашней компьютеризации, использования Интернета, еще не сложилась эффективная система компьютерного образования.
Кроме того, нестабильность политического и экономического положения в стране, уменьшение возможностей централизованного управления не позволяют государству быстро и эффективно решать экономические и организационные проблемы обеспечения перехода к информационному обществу, рассчитанного на длительную перспективу. В стране отсутствуют свободные инвестиции, которые могли бы быть направлены на модернизацию и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры и промышленного производства информационных средств, продуктов и услуг.
Поэтому наш путь должен быть ориентирован на чисто российские критерии и характеристики качества жизни, социально-культурные особенности и минимальные возможности капиталовложений со стороны государства. При этом необходимы хотя бы минимальные темпы экономического роста и политическая воля власти, поставившей перед обществом задачу перехода к информационному обществу как задачу высокого приоритета.
По нашему мнению, российский путь к информационному обществу должен базироваться на следующих трех составляющих.
1. Информатизация всей системы общего и специального образования – от детского сада до высшей школы, и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающая повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик человеческого потенциала. Система образования должна приучать ребенка, подростка и взрослого к постоянным изменениям в образе жизни. Информатизация системы общего образования – основная перспективная задача перехода к информационному обществу. Ее всеобъемлющее решение потребует длительного времени, не менее 10–15 лет, в течение которого может быть разработана и реализована идеология непрерывного образования на всех уровнях с разумным сочетанием государственных и негосударственных образовательных институтов. В России имеется серьезный задел в области применения информационных и телекоммуникационных технологий в высшей школе, однако совершенно недостаточны работы по компьютеризации школ, особенно в небольших городах и на селе. Важную роль в информатизации образования должны сыграть культурно-информационные центры, электронные библиотеки и работа в Интернете.
2. Формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя. Решение этой задачи обеспечит заинтересованность населения в использовании информации как ресурса общественного и индивидуального развития, участие личности, в том числе финансовое, в процессе перехода к информационному обществу. В результате получит развитие наиболее динамичный сектор рынка информационных и коммуникационных средств, информационных продуктов и услуг, а при правильной государственной политике будет обеспечена поддержка отечественных производителей в высокотехнологичных отраслях промышленности. Что особо важно – будут во многом решены сложные проблемы социального характера – занятости, медицинской помощи на дому, организации досуга, электронной торговли, информационно-культурного обслуживание, в том числе инвалидов и т. д. Безусловно, большая часть населения достигнет более высокого уровня информационной культуры и компьютерной грамотности.
3. Обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, в том числе организация мощного русскоязычного сектора в Интернете. Это важная политическая задача, решение которой должно обеспечить передачу новому поколению всего многообразия российской культуры, воспитание этого поколения в атмосфере национальных духовных ценностей и идеалов, максимально уменьшить негативное воздействие на молодых людей англоязычной информационной экспансии, культурно-оккупационного характера Интернета. Все это создаст предпосылки для преодоления идеологического диктата и распространения политического и духовного влияния США через современные коммуникационные сети и системы.
Решение этих трех масштабных, исторических для России задач будет означать реальное превращение информации и знаний в подлинный ресурс социально-экономического и духовного развития. Оно будет также означать укрепление институтов гражданского общества, реальное обеспечение права граждан на свободное получение, распространение и использование информации, расширение возможностей саморазвития личности.
В итоге Россия сможет выступить как носитель специфической модели цивилизационного развития, во многом корректирующей западный эталон. Историческая преемственность, национальная идентичность, восстановление нравственного сознания, образование единого духовного пространства страны – таковы основные особенности выбираемого Россией пути к информационному обществу.
Роль государства в обеспечении процесса перехода к информационному обществу в современных российских условиях велика. Очевидно, государство призвано координировать деятельность всех участников этого процесса, сохраняя в своих руках политические, экономические и правовые механизмы, регламентирующие «правила игры» для участников. Оно должно создать адекватные новым условиям законодательную и нормативно-правовую базы, формы и методы экономического, а в отдельных случаях, административного регулирования отечественного рынка информационных технологий, продуктов и услуг, способствующих притоку инвестиций на этот рынок и развитию справедливой конкуренции. Важно подчеркнуть, что основными инструментами государственного регулирования и контроля над процессами перехода остаются законодательная и нормативно-правовая базы, регулирующие информационные отношения в обществе.
Государство выступает катализатором происходящих перемен и гарантом предоставления гражданам постоянно расширяющегося набора информационных услуг (телефонная связь, электронная почта, мультимедийное образование и др.). Оно ведет неустанную борьбу с монополизмом в СМИ и телекоммуникационном бизнесе, юридически и технологически обеспечивает права на доступ к общественной (правовой, экологической и др.) информации для всего населения, а также охрану персональных данных. Сотрудничая с международными организациями, прежде всего с Советом Европы, при формировании рынков аудиовизуальной и деловой информации, развитии рынка телекоммуникаций, государство принимает меры по сохранению языковой и культурной самобытности, вырабатывает государственную политику по развитию российской части Интернета.
В поле зрения государственных органов должны быть и новые вызовы международной, национальной, общественной и личной безопасности, порождаемые движением к информационному обществу. Речь идет о подготовке и принятии широкомасштабных международно-правовых соглашений, ставящих под контроль производство и распространение информационных технологий в качестве оружия, о координации деятельности в сфере борьбы с информационным терроризмом и компьютерными преступлениями, о действенных мерах защиты информационных ресурсов, составляющих национальное достояние, интеллектуальной собственности и авторских прав на материалы, распространяемые по мировым открытым сетям. Должны быть рассмотрены возможности контроля за распространением по Интернету непристойной и оскорбляющей общественную нравственность информации, недобросовестной рекламы, мошеннических операций и прочих материалов, оказывающих негативное воздействие на физическое, психическое и моральное здоровье людей.
При движении по выбранному пути действительно смогут быть сформированы такие ценностные установки и стереотипы поведения населения, которые отвечают, с одной стороны, культурно-историческим традициям народов России, а с другой – высоким требованиям цивилизационного развития в XXI веке. Только на этом пути могут быть созданы новые виды деятельности и сформированы такие типы рабочих и социальных отношений, которые будут работать на увеличение интеллектуального, творческого потенциала человека, приобщение его к мировым культурным ценностям, повышение эффективности любых видов деятельности. Это особенно важно для победы идеалов духовности и нравственности в информационном пространстве современной культуры.
© Информационное общество, 2000, вып. 1, с. 23 - 25.