Тенденции и проблемы развития информационной инфраструктуры науки и образования
Сюнтюренко О.В.

Тенденции и проблемы развития информационной инфраструктуры науки и образования

О.В. Сюнтюренко
Российский фонд фундаментальных исследований





Развитие науки, с одной стороны, закономерно предопределило взрывной рост информационных технологий в последние десятилетия, с другой стороны, снижение издержек обработки и распространения информации, связанное с конвергенцией компьютерных и телекоммуникационных технологий, многократно повысило способность науки генерировать новые знания, без которых невозможны высокие наукоемкие технологии нового поколения, являющиеся основой нарождающегося информационного общества XXI века.

Мировые тенденции быстрого развития новых информационных технологий, в том числе в сфере науки, привели к появлению большого числа разнообразных информационных ресурсов и услуг.

Необходимо подчеркнуть, что в ряду проблемных направлений (системы баз данных, параллельные вычислительные системы, системы искусственного интеллекта, открытые системы и т. д.) сетевые технологии являются интегрирующим элементом.

Следует отметить, что в числе народно-хозяйственных приоритетов стоит структурная перестройка экономики, ее научно-промышленной сферы, с ориентацией на внедрение наукоемких технологий, обновление основных фондов, активизацию инвестиций с широким использованием инноваций. В связи с этим обеспечение свободного оперативного доступа российских пользователей к этим ресурсам стало одной из первоочередных задач информационного обслуживания науки, культуры и образования.

Последние годы в России, несмотря на финансово-экономические проблемы, наблюдается заметный прогресс в использовании современных информационных технологий. В 1997 г. в стране выпущено более 200 электронных изданий на компактных оптических дисках, в глобальной сети Интернет возникли сотни российских Web-серверов, содержащих разнообразную научную, культурную, образовательную, массовую и другую некоммерческую информацию. Создано несколько тысяч оригинальных учебно-образовательных программ, в том числе и для дистанционного обучения.

Тысячи исследовательских и учебных организаций, библиотеки, музеи, архивы имеют компьютерное оснащение и подключены к Интернету.

На рис. 1 представлена структура аудитории российского Интернета, причем 55% его пользователей имеет высшее образование.


Распределение по роду занятий:

специалисты, служащие – 50%;
учащиеся, студенты – 18%;
руководители различного ранга – 15%;
женщины – менее 30%.

С учетом модернизации (upgrade) компьютеров старого поколения количество ПК в стране к 2004 году может достигнуть 9 млн., причем 2/3 из них могут быть подключены к Интернету.

На рис. 2 показаны результаты сопоставительного анализа динамики изменений тематических ресурсов Интернета за 1996–1998 гг. (по данным Регионального общественного центра информационных технологий).


До осени 1998г. существовали устойчивые тенденции увеличения числа Web-серверов в сфере науки и образования (по некоторым оценкам – 100% в год). После событий августа 1998 г. имеет место отрицательный прирост Web-серверов (на уровне 5–6%). Тенденция роста количества Web-серверов (рис. 3) сохраняется, хотя темпы его замедлились.


На рис. 4 в виде диаграммы представлены фактические и оценочные данные изменения состава пользователей электронных информационных ресурсов (по данным компании V6).


На рис. 5 иллюстративно представлена макроструктура информационных ресурсов научно-технической сферы. В силу целого ряда причин переходного периода социально-экономических преобразований уровень информационного обеспечения науки и образования в России на один-два порядка ниже, чем в развитых странах. Вследствие жестких финансовых ограничений резко снизился уровень комплектования даже ведущих библиотек и информационных центров как отечественными, так и зарубежными научно-техническими периодическими изданиями.


Справедливости ради следует отметить, что и в советское время уровень информационного обеспечения научно-промышленной сферы был заметно ниже, чем на Западе.

Диаграмма на рис. 6 отражает результаты сопоставительного анализа обеспеченности исследователей первичными отечественными научными журналами на 10 тыс. ученых и специалистов. Очевидно, что в ближайшие годы традиционными методами изменить ситуацию к лучшему не представится возможным. Нужны новые нетрадиционные подходы для решения проблем повышения уровня информационного обеспечения ученых и специалистов на основе масштабного использования новых информационных технологий и электронизации информационных фондов.


Одним из первых шагов в этом направлении стала пилотная Программа «Российские электронные библиотеки», инициированная в 1998 г. Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) совместно с Российским фондом технологического развития (организованном при Министерстве науки и технологий РФ). В какой-то мере эта Программа является продолжением большой Межведомственной программы развития телекоммуникационных, вычислительных и информационных ресурсов науки и образования, реализуемой с 1995г. при поддержке РФФИ, Миннауки РФ, РАН и Министерства образования РФ.

По поручению Правительства РФ в 1999г. был подготовлен проект (под общим руководством Миннауки РФ) новой Межведомственной программы «Электронные библиотеки России» (ЭБР). В ноябре эта программа была заслушана и одобрена на заседании Комиссии по оперативным вопросам Правительства РФ, а ее реализация планируется с 2000 года.

В реализации этой программы примут участие научные и публичные библиотеки, университеты, научно-исследовательские институты, информационные центры, музеи, архивы и др. Ее основные направления:

  • электронизация информационных ресурсов (цифровые коллекции);
  • разработка стандартов ЭБ;
  • исследование и разработка сервисных средств доступа;
  • решение задач интероперабельности;
  • высокоскоростные телекоммуникации и др.

    Основными участниками Программы являются:
  • Министерство науки и технологий Российской Федерации (Миннауки России) – координатор;
  • Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России);
  • Министерство образования Российской Федерации (Минобразования России);
  • Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ);
  • Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (МПТР России);
  • Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России);
  • Российская академия наук (РАН);
  • Федеральная архивная служба России (Росархив);
  • Министерство Российской Федерации по связи и информатизации.

    В результате выполнения Программы будут решены следующие задачи:

    1. Разработана среда поддержки электронных библиотек, представляющая собой распределенный комплекс информационных, программных и технических средств регистрации разнообразных электронных коллекций и их унифицированного представления, что позволит реализовать поиск информации в интегрированной совокупности зарегистрированных коллекций для разнообразных категорий пользователей.
    2. Созданы и включены в состав ЭБР электронные коллекции и фонды, с одной стороны, содержащие наиболее ценную и общественно значимую информацию, и, с другой стороны, являющиеся представительными для отработки технологических вопросов создания и поддержки ЭБР.
    3. Создана организационная и технологическая инфраструктура, обеспечивающая функционирование системы ЭБР, включая регистрацию и учет подключаемых к системе электронных коллекций и документов, а также контроль за выполнением общесистемных условий со стороны держателей коллекций.
    4. Обеспечена координация межведомственных, ведомственных и региональных программ и проектов развития ЭБР.
    5. Разработаны нормативно-правовые документы, регулирующие взаимоотношения всех категорий лиц и организаций, участвующих в ЭБР в качестве создателей, держателей и потребителей информации.
    6. Созданы условия доступа российских и иностранных граждан и организаций к информационным ресурсам России в сфере науки и техники, культуры, образования, экономики и здравоохранения.

    Проблема разработки высокоэффективной системы информационного обеспечения науки и образования в условиях экономической реформы становится важнейшей задачей государственной политики, главным элементом в организации и проведении научных исследований, внедрении их результатов.

    Основной задачей программ Российского фонда фундаментальных исследований является обеспечение скоординированного и сбалансированного развития трех основных компонент информационной инфраструктуры науки: телекоммуникационных, информационных и вычислительных ресурсов.

    На рис. 7 представлено распределение проектов РФФИ по регионам России.


    Важной и приоритетной деятельностью Фонда является поддержка междисциплинарных исследований и разработок, а также новых актуализировавшихся направлений, таких, как дистанционные исследования физических и биологических объектов (в том числе телемедицина); системы комплексного обеспечения функционирования территориально-распределенных рабочих групп («виртуальные научные коллективы»); компьютерное обеспечение систем мониторинга крупномасштабных природных и техногенных объектов; электронные библиотеки и коллекции.

    На рис. 8 представлен комплекс программ РФФИ в области развития информационной инфраструктуры науки и образования (включая те программы, в которых Фонд является соисполнителем).


    На реализацию Программы поддержки научных библиотек Фонд выделяет в течение трех последних лет по 2,0 млн. долларов США. Составной частью этой Программы стала электронная научная библиотека (рис. 9), содержащая полные тексты около 400 наименований зарубежных научных периодических изданий.


    На рис. 10 представлен состав макропользователей библиотечного Web-сервера РФФИ.


    В 2000 году планируется увеличение числа электронных журналов на Web-сервере и расширение доступа к ним через Интернет за счет подключения 33-х университетов (участников программы Фонда Сороса по созданию Интернет-классов) и региональных публичных библиотек.

    В соответствии с принципами своей деятельности РФФИ решает как задачи информационного обеспечения грантодержателей, так и доступности информации о результатах выполнения проектов для научной общественности.

    Одним из этапов решения этой задачи стало создание мультимедийного динамического альбома-справочника «РФФИ: поддержка телекоммуникационной инфраструктуры фундаментальной науки» и его публикация в Интернете. Фрагмент этого альбома по Южному участку московской оптоволоконной опорной сети представлен на рис. 11.


    Благодаря визуализации данных и их представлению в унифицированном формате, хорошему поисковому сервису и использованию единой системы обозначений, альбом дает возможность пользователю не только легко находить необходимую информацию, но и судить об эффективности поддержки Фондом как программы в целом, так и отдельных проектов. Другой особенностью этого альбома является то, что он содержит как технические данные, представляющий интерес для специалистов, так и информацию общего характера, необходимую для принятия организационных и административных решений, а также для координации работ по развитию научных и образовательных сетей в рамках проектов и программ различных министерств и ведомств (альбом размещен на серверах РФФИ (http://www.rfbr.ru) и Ногинского научного центра РАН (http://www.netserv1.chg.ru/albom/)).

    События 17 августа 1998 г. сделали актуальными вопросы корректировки технико-экономической политики развития информационной инфрастуктуры науки, что предполагает:

  • отказ от экстенсивного пути развития телекоммуникационной инфраструктуры;
  • выбор приоритетов и интеграцию средств и работ (топология, трафик, смешанное финансирование и др.);
  • оптимизацию телекоммуникационной инфраструктуры по критерию затраты/эффективность;
  • акцент на электронизацию информационных ресурсов;
  • создание базы для развития высокопроизводительных вычислений;
  • приоритетную поддержку новых точек роста, актуализировавшихся направлений, особенно в области междисциплинарных исследований и разработок; создание новых видов информационных продуктов и услуг; стимулирование инновационных применений информационных технологий;
  • создание эффективной системы информационной безопасности;
  • активизацию исследований и разработок, связанных с проблематикой становления информационного общества (в рамках теории устойчивого развития).

    В заключение следует отметить, что научно-техническая и финансовая политика, проводимая РФФИ, во многом оказывает значительное позитивное влияние как на темпы развития информационной инфраструктуры, так и на уровень проводимых в информатике научных исследований, практической реализации новых технических решений, создания баз данных и информационных систем, уже сегодня доступных российским ученым.



    &copy Информационное общество, 2000, вып. 1, с. 11 - 18.