Из опыта создания и обеспечения функционирования информационной инфраструктуры науки и техники
Нечипоренко В.П.

Из опыта создания и обеспечения функционирования информационной инфраструктуры науки и техники

В.П. Нечипоренко





Широкое использование информационных технологий в различных сферах жизнедеятельности существенно изменило представление о месте и роли информации в современном обществе. Все отчетливее проявляет себя новая экономическая категория – национальные информационные ресурсы, которые являются существенной частью стратегических ресурсов общества и важным фактором развития постиндустриального мира. Можно уверенно говорить о том, что национальный, социальный и культурный престиж страны, ее экономическое состояние определяются уровнем накопления и использования национальных информационных ресурсов. Иначе говоря, национальные информационные ресурсы являются общественным информационным богатством страны и вопросы их воспроизводства, накопления и использования можно отнести к задачам общегосударственного значения.

В данной статье отражены вопросы создания Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ) – важнейшей составной части национальных информационных ресурсов, развития теории и практики научно-информационной деятельности.

Создание в стране ГСНТИ потребовало эффективных мер, научных и организационно-методологических мероприятий, направленных на реализацию этой задачи. Данный комплекс работ связан с определением принципов и методов построения ГСНТИ, механизмов ее функционирования. Для этого необходимо было обеспечить решение проблем:
  • формирования федеральных и региональных информационных ресурсов в области науки и техники;
  • библиографического и реферативного описания и каталогизации этих ресурсов;
  • генерации баз и банков данных федерального уровня по приоритетным направлениям науки и техники;
  • проведения важнейших исследований и разработок в информационной сфере;
  • разработки и внедрения общесистемных нормативно-методических документов, государственных стандартов и классификационных систем в области научно-технической информации (НТИ), гармонизированных с международными;
  • создания телекоммуникационной среды доступа потребителей к федеральным и региональным информационным ресурсам и многих других проблем.

Рассмотрим процесс решения указанных проблем, исходя из трех этапов развития отечественной информационной инфраструктуры науки и техники: создание и развитие ГСНТИ СССР (60–80-е годы), поиск информационной инфраструктурой науки и техники своего места в складывающихся в России новых экономических условиях (начало 90-х годов), создание и обеспечение функционирования ГСНТИ России.

К середине 60-х годов логика развития народнохозяйственного комплекса СССР привела к необходимости организации научно-информационной деятельности в стране на системных принципах, которые в то время понимались как деятельность государственных органов по жесткой регламентации процессов обмена научно-технической информацией, созданию централизовано управляемой информационной инфраструктуры науки и техники, контролю над информационными потоками.

Работам по созданию ГСНТИ СССР положило начало постановление Совета Министров СССР от 29 ноября 1966 г. «Об общегосударственной системе научно-технической информации».

Основными принципами, на которых строилась, а затем и развивалась ГСНТИ СССР, являлись:
  • управление научно-информационной деятельностью в стране осуществляется государством;
  • структура ГСНТИ СССР полностью соответствует структуре управления народным хозяйством;
  • государство финансирует практически все работы, выполняемые органами НТИ, входящими в ГСНТИ СССР;
  • ГСНТИ СССР обрабатывает все основные виды информационных источников по всем направлениям науки и техники и всем отраслям народного хозяйства ;
  • обработкой информации в ГСНТИ СССР занимаются специализированные организации информационного профиля, между которыми четко распределены функции;
  • в системе обеспечивается централизация обработки различных видов документов в соответствующих органах НТИ и децентрализация доведения информации до потребителей;
  • в системе обеспечивается совместимость работы различных ее звеньев, для чего используются единые классификационные системы и стандарты.

Организационная структура ГСНТИ СССР с начала ее построения имела четыре иерархических уровня:
  • первый уровень – всесоюзные органы НТИ (накопление и обработка мирового потока научно-технической информации по видам документов, передача результатов обработки в органы НТИ последующих уровней);
  • второй уровеньцентральные отраслевые органы НТИ (ЦООНТИ) (накопление и обработка информации по тематике отрасли, передача результатов обработки органам НТИ первого, третьего и, в основном, четвертого уровня);
  • третий уровень – межотраслевые республиканские органы НТИ и территориальные центры НТИ (РИНТИ и МТЦНТИ) (накопление и обработка информации, необходимой для решения различных региональных проблем в экономике и научно-технической среде, передача результатов обработки информации регионального происхождения органам НТИ первого, второго и четвертого уровней);
  • четвертый уровень – отделы (бюро) НТИ объединений, предприятий, организаций (накопление информации по профилю работы предприятия или организации, подготовка информации о научно-технических достижениях предприятия или организации для органов НТИ второго и третьего уровней).

При такой организации информационных потоков в системе основную работу с потребителями информации осуществляли органы НТИ четвертого уровня. Вместе с тем органы НТИ первого, второго и третьего уровней также осуществляли непосредственное информационное обеспечение потребителей информации. Работа с потребителями осуществлялась в основном с использованием информации на традиционных носителях. Объемы работы с потребителями в электронном режиме в ГСНТИ СССР составляли не более 10 процентов.

Динамика развития структуры ГСНТИ СССР за период с 1975 по 1989 гг. характеризуется следующими показателями (по данным переписей органов НТИ), указанными в таблице.


Справочно-информационный фонд ГСНТИ СССР к 1990 г. составил 1893,3 млн. экз., из которых 194 млн. экз. находилось во всесоюзных органах НТИ, 49 млн. экз. – в ЦООНТИ, 222,7 млн. экз. – в РИНТИ, 369,6 млн. экз. – в МТЦНТИ и 1058 млн. экз. – в органах НТИ низового уровня.

К этому же периоду в органах НТИ различных уровней использовалось более 200 ЭВМ класса ЕС и более 2 тыс. персональных компьютеров, около 900 аппаратов для копирования с микрофишей. В органах НТИ функционировали 94 автоматизированные системы НТИ и около 600 локальных автоматизированных систем НТИ. Электронный ресурс этих систем к концу 1989 г. составлял более 16 млн. документов.

Общая численность работающих в ГСНТИ СССР к этому времени составила 135,9 тыс. человек. Из них 3526 работника имели ученые степени доктора и кандидата наук, 60% работающих в системе имели высшее образование.

Деятельности ГСНТИ СССР по информационному обеспечению потребителей в 1989 г. характеризуются следующими основным показателями:

  • общее число потребителей информации составило около 29 млн. человек;
  • потребители получили по своим запросам 936,9 млн. документов;
  • потребителям передано более 14 тыс. наименований обзорно-аналитических материалов;
  • подготовлено 57,4 тыс. материалов по оценке технического уровня образцов выпускаемой в стране продукции;
  • доступ к электронным информационным ресурсам в режиме on-line имели 77 тыс. абонентов;
  • для обеспечения потребителей информацией о научно-технических достижениях и передовом производственном опыте информационные ресурсы ГСНТИ СССР пополнились за год на 189 тыс. информационных карт;
  • органы НТИ провели за год около 41 тыс. выставок;
  • повысили свою квалификацию около 11 тыс. информационных работников.

В 80-е годы органы НТИ отрабатывали механизмы внедрения хозяйственного расчета при обслуживании потребителей. В 1989 г. информационную продукцию и услуги реализовывали на этом принципе около 3700 информационных служб ГСНТИ СССР.

Основные достоинства созданной в СССР Государственной системы научно-технической информации:
  • централизация обработки мировой и отечественной научно-технической информации и документации в специализированных информационных службах, координация закупки зарубежной научно-технической литературы за счет выделяемых централизованных валютных средств;
  • специализация органов НТИ на основе распределения функций;
  • реализация принципа однократной обработки и ввода информации в систему при многократном ее использовании органами НТИ различных уровней;
  • ГСНТИ СССР имела свои звенья во всех регионах страны, что позволяло организовать действенное информационное обеспечение потребителей независимо от места их проживания;
  • схема организации информационных потоков в системе обеспечивала взаимодействие органов НТИ различных уровней;
  • совместимость работы органов НТИ обеспечивали единые стандарты и классификационные системы;
  • разработанные в системе детальные методики аналитико-синтетической обработки больших потоков разнородной информации обеспечивали создание информационных ресурсов вторичных документов на единых принципах;
  • значительный удельный вес аналитической работы в ГСНТИ СССР на основе имеющихся информационных ресурсов положительно влиял на качество разрабатываемых прогнозов развития и определения приоритетов в научно-технической сфере страны;
  • организация в системе целенаправленного сбора информации о научно-технических достижениях и передовом производственном опыте способствовала их использованию в различных регионах страны.

Основные недостатки ГСНТИ СССР:
  • чрезмерная регламентация всех сторон деятельности органов НТИ (информационная деятельность в научно-технической сфере жестко регламентировалась более чем 400 руководящими, нормативными, методическими и прочими документами);
  • в ГСНТИ СССР не удалось снизить до приемлемого уровня дублирование обработки источников информации, особенно на отраслевом уровне системы;
  • формирование некоторых фондов (в основном по непубликуемым источникам информации) строилось на основе жесткого администрирования;
  • развитию ГСНТИ СССР, которая по сути своей строилась как межведомственная, препятствовали ведомственные барьеры;
  • логика функционирования народнохозяйственного комплекса страны во многом снижала потенциальные возможности ГСНТИ СССР, которые использовались лишь частично из-за низкой востребованности ее продуктов и услуг, особенно в сфере управления;
  • входные информационные потоки в систему не всегда коррелировались с приоритетами научно-технического развития страны, что приводило к ошибкам при определении перечней закупаемой научно-технической литературы и наличию пробелов в обработке зарубежных и отечественных источников информации;
  • из-за слабой технической оснащенности органов НТИ, особенно на третьем и четвертом уровнях системы, оперативность информационного обеспечения потребителей была низкой;
  • ограничение международной кооперации в научно-информационной сфере рамками стран социалистической ориентации, а также чрезмерная «закрытость» для зарубежного пользователя информационных ресурсов ГСНТИ СССР, не являющихся конфиденциальными или защищаемыми, сдерживали вхождение информационной инфраструктуры науки и техники страны в мировое информационное пространство;
  • отсутствие экономической заинтересованности органов НТИ в результатах своей работы, недостаточное знание потребностей потенциальных пользователей привели к тому, что в основу всей деятельности ГСНТИ СССР так и не был поставлен потребитель информации – основное звено информационной системы.

Таким образом, ГСНТИ СССР была порождением административно-командной системы управления и ее составной частью. Развал этой системы, зарождение экономики, построенной на рыночных принципах, требовали иных подходов к организации научно-информационной деятельности в новых экономических условиях. ГСНТИ СССР в своем изначально задуманном и во многом реализованном виде вступила в противоречие с реалиями 90-х годов.

События начала 90-х годов, связанные с распадом СССР, переводом экономики на рыночные принципы, утратой государственного управления в сфере научно-технической информации, а также другие факторы, не могли не сказаться и на деятельности информационной инфраструктуры науки и техники. Она не смогла в одночасье адаптироваться к новым экономическим условиям, к потере управления и резкому снижению объемов финансовой поддержки со стороны государства, к новым требованиям со стороны потребителей. Начался неминуемый процесс ее деградации и распада.

Как известно, основой информационной инфраструктуры являются ее информационные ресурсы. Характеристика информационных ресурсов науки и техники непосредственно связана с объемами выпуска научно-технической литературы и документации в стране, поступлением зарубежных информационных источников в фонды российских научно-технических библиотек и информационных органов. Имевшие место в эти годы спад научно-технической активности, сокращение количества отечественных публикаций по вопросам науки и техники, резкий рост цен на информационные издания отрицательно сказались на количественных характеристиках отечественных информационных потоков.

Анализ статистических сводок, в том числе и официальных данных Госкомпечати России, показал, что тиражи и объемы выпуска научной литературы в эти годы постоянно снижались. С 1991 г. по 1996 г. число названий сократилось на 33%, тиражи – в 4,5 раза. В государственных издательствах выпуск печатной научно-технической продукции снижался особенно быстрыми темпами: количество названий сократилось в 2,5 раза, тиражи – в 12 раз. Понятно, что такая ситуация означала резкое сужение возможностей для распространения научных знаний.

Состояние информационной инфраструктуры науки и техники России к концу 1996 г. можно охарактеризовать следующими основными моментами:
  • в России сохранилась большая часть информационных организаций ГСНТИ СССР первого (бывших всесоюзных органов НТИ) и третьего (бывших межотраслевых территориальных органов НТИ) уровней;
  • в связи с процессом приватизации в народном хозяйстве наиболее уязвимыми оказались информационные службы четвертого уровня (отделы и бюро НТИ предприятий и организаций), около 80% этих служб были ликвидированы;
  • в связи с постоянными изменениями структуры федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств) была значительно свернута деятельность органов НТИ второго уровня (ЦООНТИ), некоторые из отраслевых систем НТИ перестали существовать, часть переориентировалась на другие виды работ;
  • механизм взаимодействия органов НТИ в масштабах государства оказался разрушенным;
  • состояние информационных ресурсов характеризовалось большими и постоянно увеличивающимися пробелами в фондах и базах данных крупнейших институтов и центров НТИ, ведущих научно-технических библиотек;
  • цивилизованный информационный рынок в стране создан не был, частные информационные службы в научно-информационной сфере в количестве и качестве, необходимом для создания конкурирующей среды в этой сфере, так и не появились;
  • после отмены действующих прейскурантов на информационные продукты и услуги процесс ценообразования в информационной среде принял хаотичный характер;
  • активное проникновение на отечественный рынок зарубежных информационных технологий и вычислительной техники способствовало внедрению в практику органов НТИ новых методов и форм работы, однако изобилие различных зарубежных программных продуктов и информационных технологий разрушало совместимость работы органов НТИ на технологическом уровне;
  • на развитии научно-информационной сферы отрицательно сказалась низкая платежеспособность потребителей информации;
  • старая нормативно-правовая база, регулировавшая отношения между государственными органами и организациями специализированной информационной системы и, что особенно важно, определявшая государственную поддержку в данной области, перестала действовать, а новая не появилась.

Такое положение дел ставило под угрозу само существование информационного обеспечения процесса «воспроизводства знаний» в стране, делало невозможной правовую защиту отечественной интеллектуальной собственности. Отечественная наука и промышленность могли оказаться без необходимой для их развития информационной поддержки. Были нужны конкретные действия для исправления этой ситуации.

Анализ построения и функционирования ГСНТИ СССР, состояния научно-информационной деятельности в России в начале 90-х годов позволил сформулировать основные подходы к созданию информационной инфраструктуры науки и техники страны в новых экономических условиях. Эти подходы основывались на следующих основных положениях:
  • в России сохранились многие информационные организации первого и третьего уровней, следовало только определить с достаточной степенью точности, какие из них могли бы участвовать в возрождении информационной инфраструктуры страны в научно-технической сфере в новых экономических условиях;
  • необходимо создать условия для сохранения накопленных в органах НТИ информационных ресурсов, их пополнения и эффективного использования;
  • должна быть определена роль государства в научно-информационной деятельности и уровень ее государственной поддержки, созданы механизмы взаимодействия информационной сферы и органов государственного управления, которые бы не противоречили логике развития общества в новых экономических условиях;
  • требуется создание законодательной базы в информационной сфере, определяющей правовые основы взаимодействия участников информационного рынка (владельцев, посредников, потребителей информации), их права и обязанности;
  • должна быть создана конкурентная среда на отечественном информационном рынке и обеспечены благоприятные условия для взаимодействия с зарубежными партнерами и привлечения инвестиций в научно-информационную сферу;
  • необходимо повысить конкурентоспособность продуктов и услуг российских информационных организаций на мировом информационном рынке, в том числе за счет использования современных технологий и телекоммуникаций;
  • требуется уточнить перечень информационных продуктов и услуг органов НТИ, необходимых потребителям в связи с переводом экономики на рыночные отношения, обеспечением мониторинга научно-технических разработок, коммерциализацией технологий, для информационного обеспечения процессов прогнозирования, уточнения приоритетов в научно-технической сфере России.

Многие из этих положений были использованы при выработке государственной политики в области научно-технической информации, при создании и обеспечении функционирования новой информационной инфраструктуры в научно-технической сфере, которая впоследствии получила название Государственная система научно-технической информации России (ГСНТИ России).

Были определены принципы формирования ГСНТИ России, а также ее структура, задачи и функции, которые были закреплены в Положении о государственной системе научно-технической информации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации в июле 1997 г.

В состав ГСНТИ России входят федеральные органы НТИ и научно-технические библиотеки, отраслевые органы НТИ и научно-технические библиотеки, региональные центры НТИ.

К федеральным органам НТИ и научно-техническим библиотекам, обеспечивающим формирование, ведение и организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков данных по различным видам источников НТИ и направлениям науки и техники, относятся более 30 организаций информационного профиля. Среди них такие крупнейшие информационные службы России, как Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ) Миннауки России (федеральный информационный фонд по непубликуемым документам), Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) Миннауки России и Российской академии наук (федеральный фонд по опубликованным документам), Федеральный институт промышленной собственности Роспатента (федеральный фонд патентной документации), Федеральный фонд государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных стандартов, Российская книжная палата МПТР России (федеральный фонд опубликованных в России произведений печати и государственной библиографии), Научно-технический центр «Информрегистр» Минсвязи России (федеральный фонд сведений об электронных изданиях) и др. В информационных фондах этих организаций накапливаются, обрабатываются и предоставляются пользователям десятки миллионов информационных источников в области науки и техники.

Формирование, ведение и организацию использования региональных информационных фондов, баз и банков данных, подготовку, издание и распространение информации о результатах научно-технической деятельности организаций осуществляют региональные центры НТИ объединения «Росинформресурс» Миннауки России (69 центров в различных регионах России).

Формирование, ведение и использование отраслевых информационных фондов, баз и банков данных ведут органы НТИ отраслевого профиля, которые осуществляют свою деятельность в отраслевом разрезе, не ориентируясь только на конкретные ведомственные структуры.

Основной принцип функционирования ГСНТИ России – централизованная одноразовая обработка мирового информационного потока документов в области науки и техники федеральными органами НТИ и научно-техническими библиотеками и многократное использование НТИ потребителями из федеральных фондов и баз данных через сеть информационных организаций в отраслях и регионах, позаимствован у ГСНТИ СССР ввиду его явных преимуществ. Он позволяет четко распределить труд между специализированными информационными организациями ГСНТИ России и в новых условиях. В целях обеспечения совместимости работы различных звеньев ГСНТИ России их информационная продукция и услуги должны соответствовать государственным стандартам в области информации и документации и требованиям общесистемных нормативно-методических документов.

Общесистемная нормативно-правовая база ГСНТИ России сегодня состоит из соответствующих федеральных законов и ряда постановлений Правительства Российской Федерации. Основными Федеральными законами в информационной сфере, на которых строится общесистемная нормативно-правовая база ГСНТИ России, являются:

1. «Об обязательном экземпляре документов» (77-ФЗ от 29 декабря 1994 г.);
2. «О библиотечном деле» (78-ФЗ от 29 декабря 1994 г.);
3. «Об информации, информатизации и защите информации» (24-ФЗ от 20 февраля 1995 г.);
4. «Об участии в международном информационном обмене» (85-ФЗ от 4 июля 1996 г.);
5. «О науке и государственной научно-технической политике» (127-ФЗ от 23 августа 1996 г.).

Помимо федеральных законов и постановлений Правительства, нормативно-правовая база научно-информационной деятельности в стране включает также группу нормативных документов, связанных с обеспечением совместимости различных звеньев информационной инфраструктуры науки и техники. Современные экономические условия потребовали значительной работы по разработке новых нормативных и методических документов в указанной сфере деятельности. Существующий опыт построения и использования нормативной базы информационных инфраструктур указывает на необходимость придания некоторым нормативным документам статуса общесистемных В первую очередь это касается классификационных и форматных схем. В ГСНТИ России особое внимание, например, уделяется Государственному рубрикатору НТИ (ГРНТИ), новая редакция которого была выпущена в 1998 году.

Продолжаются работы по актуализации и разработке государственных стандартов в области информации и документации. Стандарты занимают отдельную позицию в совокупности элементов нормативной базы. Сегодня многие национальные ГОСТы в области НТИ и смежных проблем коррелируются с международными.

Важным шагом в развитии отечественной стандартизации в области НТИ стала реорганизация в 1997 г. национального Технического Комитета. Работа над новыми стандартами, а также пересмотр или отмена устаревших, ведутся сегодня с учетом международной практики.

Таким образом, в качестве правовой платформы построения ГСНТИ России и реализации ее задач выступают указанные выше Федеральные законы и общесистемная нормативно-правовая база, дополненная комплексом специальных нормативных документов, постоянно развивающаяся с учетом мировых тенденций и мировой нормативно-правовой практики в области информации.

На этапе становления ГСНТИ России государство обеспечивает ее поддержку по следующим направлениям деятельности:
  • комплектование централизованных фондов соответствующих научно-технических библиотек, институтов и центров НТИ отечественной и зарубежной научно-технической литературой и документацией;
  • библиографическое и реферативное описание и каталогизация государственных фондов публикуемых и непубликуемых документов в области науки и техники;
  • проведение важнейших исследований и разработок в информационной сфере;
  • генерация баз данных по важнейшим направлениям науки и техники и создание информационно-поисковых систем;
  • разработка и внедрение государственных стандартов и классификационных систем в области НТИ, гармонизированных с международными;
  • разработка и внедрение в практику работы информационных центров и научно-технических библиотек современных информационных технологий;
  • создание и использование телекоммуникационных сетей доступа потребителей к государственным информационным ресурсам.

Финансовая поддержка со стороны государства работ в области формирования и организации использования государственных ресурсов научно-технической информации благотворна, прежде всего, для пользователей этой информации. Такая поддержка позволяет организовать бесплатные виды услуг, а цены на платные информационные продукты и услуги формируются при соблюдении требований выдачи информации из государственных ресурсов научно-технической информации по запросам пользователей на условиях, обеспечивающих только возмещение расходов органов научно-технической информации и научно-технических библиотек на создание этих продуктов и услуг.

Действия государства в последние три года, сформировавшего и реализующего свою политику в области НТИ в новых экономических условиях, являются в настоящее время главным условием развития информационной инфраструктуры научно-технической сферы страны. Незначительные коммерческие и инвестиционные проекты в информационной сфере, а также помощь внебюджетных фондов, могут сегодня служить только дополнением, но никак не определять тактику и стратегию развития ГСНТИ России.

Вместе с тем, в новых экономических условиях удовлетворение спроса на научно-техническую информацию полностью за счет бюджета, как это было ранее, невозможно. Требуется дальнейшая работа по созданию механизмов полного или частичного самофинансирования информационной сферы. Многим информационным службам нужно преодолеть психологический барьер и понять, что развитие информационной инфраструктуры науки и техники, как, впрочем, и любой другой, должно основываться на средствах, получаемых от распространения информационных продуктов и услуг.

Важным элементов развития ГСНТИ России является развитие ее технологической составляющей. Эта составляющая реализуется в рамках ряда федеральных и межведомственных программ в области научно-информационной деятельности. В первую очередь это касается подпрограммы «Федеральный информационный фонд по науке и технике» Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники гражданского назначения», межведомственной программы «Создание сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы». Завершается работа по подготовке еще одной межведомственной программы – «Электронные библиотеки России», и ее реализация в значительной степени обеспечит дальнейшее развитие информационных и телекоммуникационных технологий ГСНТИ России, создаст условия для взаимодействия потребителей с системой на новых технологических принципах.

В ГСНТИ России ведется комплекс работ, связанных с расширением международного сотрудничества в информационной сфере со странами как ближнего, так и дальнего зарубежья, в целях создания условий для активного вхождения отечественной информационной инфраструктуры научно-технической сферы в мировое информационное пространство.

Анализируя состояние и проблемы международного сотрудничества и международного обмена в области НТИ, следует выделить группу существующих проблем, главные среди которых:
  • семантические;
  • стандартно-форматные и языковые;
  • технические;
  • технологические.

Не останавливаясь отдельно на каждой из вышеуказанных проблем, заметим, что на их решение направлены усилия не только организаций ГСНТИ России и их зарубежных партнеров, но и деятельность ряда неправительственных международных организаций, таких как Международная федерация по информации и документации, Международный архивный центр, Международный центр по терминологии, Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений и ряд других, в работе которых активное участие принимают специалисты ГСНТИ России.

Для международного сотрудничества в области создания информационных систем и баз данных характерны долговременность и устойчивость взаимных интересов, при этом наиболее распространенными формами являются кооперация и разделение труда при создании информационных ресурсов и систем с минимальными затратами. Виды и формы сотрудничества на данном этапе более многообразны и динамичны: предоставление доступа к информационным ресурсам одной из сторон на территории другой стороны, создание представительств и учебно-демонстрационных центров в информационной области, организация сети информационных дилеров или агентов по продаже информационных продуктов и услуг, проведение выставок и конференций информационного профиля, взаимные стажировки информационных работников и др.

Основой для международного сотрудничества в большинстве случаев являются: стремление повысить качество и рыночную ценность информационных услуг за счет более широкого охвата информации; получение доступа к ранее недоступным источникам; снижение затрат на создание информационных продуктов или оказание услуг; увеличение числа пользователей и укрепление положения на информационном рынке.

Взаимодействие организаций ГСНТИ России со странами СНГ направлено на создание единого информационного пространства. Ведется работа по развитию нормативно-правовой базы межгосударственного обмена научно-технической информацией: завершается разработка порядка обмена научно-технической литературой (исполнитель – ГПНТБ России), порядка обмена информацией о НИОКР (ВНТИЦ с участием национальных информационных центров стран-участниц СНГ), рекомендаций по созданию, ведению и использованию единого каталога научно-технической литературы (ГПНТБ России), базы данных «Органы научно-технической информации стран СНГ, их продукты и услуги» (ВИНИТИ) и др.

Из опыта работы ГСНТИ России в 1997–1999 годах можно сделать следующие выводы:
  • в России сформулирована и реализуется государственная информационная политика в научно-технической сфере, которая является неотъемлемой частью государственной научно-технической политики, определенной Доктриной развития российской науки (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 884) и Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (127-ФЗ от 25 августа 1996 г.);
  • в стране создана в научно-технической сфере информационная инфраструктура, которая адаптирована к современным экономическим условиям;
  • в стране сохранены информационные ресурсы, многие годы накапливаемые и обрабатываемые органами научно-технической информации различных уровней, и созданы условия для их дальнейшего развития;
  • требуется внесение изменений и дополнений в Федеральные законы, регулирующие информационную деятельность, исходя из практики их применения;
  • очередным этапом развития ГСНТИ России является интенсивный перевод ее деятельности на новые информационные и телекоммуникационные технологии, в первую очередь, связанные с накоплением, обработкой и организацией использования электронных информационных ресурсов;
  • основные направления научно-информационной деятельности в ближайшие годы должны быть связаны с решением проблем информационного обеспечения процессов менеджмента и коммерциализации технологий, проведением аналитических и наукометрических исследований для информационной поддержки прогнозирования и уточнения национальных приоритетов в научно-технической сфере, а также определения перечней критических технологий и организации подготовки информационных менеджеров;
  • требуется создание механизмов введения в хозяйственный оборот информационных продуктов как объектов интеллектуальной собственности;
  • требуется дальнейшее расширение международного сотрудничества с целью укрепления позиций российской информационной инфраструктуры в научно-технической сфере на мировом информационном рынке, выработки и реализации национальной стратегии участия России в глобальных процессах создания мирового информационного пространства.

Многие из указанных выше направлений развития ГСНТИ России в настоящее время реализуются на практике в виде конкретных программ и проектов.


Нечипоренко Владимир Павлович - заместитель начальника Управления информационного обеспечения научно-технической сферы Министерства науки и технологий Российской Федерации


&copy Информационное общество, 1999, вып. 6, с. 28 - 34.