Массовая домашняя компьютеризация — необходимый шаг по пути к информационному обществу
Волокитин А.В.

Массовая домашняя компьютеризация — необходимый шаг по пути к информационному обществу

А.В. Волокитин





Одним из главных инструментов создания условий для развития и удовлетворения разнообразных социальных и личностных потребностей каждого человека, от дошкольника до пенсионера, независимо от их социального статуса, доходов и физического состояния, непосредственно на дому является массовая домашняя компьютеризация. Это, как свидетельствует мировой опыт, необходимая ступень формирования информационного общества. Массовая домашняя компьютеризация в России должна привести к созданию новой информационной компоненты социальной инфраструктуры, существенному расширению сферы социально значимых услуг. В то же время создание такой инфраструктуры даст возможность государству более эффективно воздействовать на социально-экономические, политические и культурные процессы в обществе.

Вместе с тем массовая домашняя компьютеризация ускорит развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры страны, приведет к значительному увеличению количества пользователей национальных информационных сетей и глобальной общедоступной компьютерной сети Интернет. Получит дополнительный импульс развитие сектора российского рынка информационных продуктов и услуг, ориентированного на индивидуальное домашнее потребление.

Массовая домашняя компьютеризация нацелена на решение следующих важных социальных проблем:
  • обеспечение доступа граждан к мировым и отечественным информационным ресурсам и получение каждым гражданином необходимой ему социальной, экономической, профессиональной, образовательной, культурной и развлекательной информации;
  • обеспечение активного информационного взаимодействия пользователей домашнего компьютера с местными органами власти;
  • повышение занятости трудоспособного населения, а также привлечение к труду ограниченно трудоспособных лиц (инвалидов, домашних хозяек и др.) на основе новой формы работы на дому, посредством домашнего компьютера;
  • получение образования, повышение квалификации, профессиональная переподготовка большой категории лиц, в том числе временно утративших трудоспособность, а также живущих в отдаленных регионах страны;
  • расширение спектра и повышение качества социальных и медицинских услуг населению, социальная и психологическую реабилитацию лиц, оказавшихся в затруднительном положении;
  • реализацию возможностей получения на домашнем компьютере оперативной информации и новостей о событиях политической и общественной жизни страны и мира;
  • развитие системы электронной коммерции, ориентированной на домашнего пользователя;
  • сплочение семьи как основного вида общности в социальной структуре общества, укрепление взаимоотношений разных поколений, расширение межличностного общения;
  • организацию новых форм досуга молодежи, отвлекающих ее от социально опасных типов поведения.

Программная реализация домашней компьютеризации предоставляет дополнительные возможности для развития среднего и малого предпринимательства, приоритетной поддержки отечественных производителей, сохранения и создания новых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях промышленности и в сфере услуг.

Как показывает мировой опыт, использование персональных компьютеров в домашних условиях получило заметное развитие с начала 90-х годов. За рубежом домашние компьютеры ориентированы как на чисто потребительские приложения (домашнее хозяйство, обучение детей, развлечения и игры и т. п.), так и на деловые приложения (решение проблем занятости, служебной деятельности, ведение бизнеса и т. п.). По прогнозам, к 2003 г. ожидается, что число работающих дома с использованием ПК в США составит 41 млн. чел. (в 1994 г. – 31 млн. чел.). К этому же времени ожидается бурное развитие новых домашних приложений, таких как видео по запросу, электронная торговля, диалоговое общение в общедоступных сетях и др. В настоящее время более 43% американских семей имеют домашний компьютер. В европейских странах этот показатель приблизительно вдвое ниже.

По оценкам специалистов, в настоящее время в России домашние компьютеры имеют около 4% семей, причем около 70% от этого количества приходится на Московский и Северо-Западный регионы. Быстро развивающаяся телекоммуникационная инфраструктура страны позволяет рассчитывать на увеличение числа пользователей домашнего компьютера в других регионах.

На информационном рынке России имеется соответствующий зарубежному набор современных технических средств и основных программных продуктов, необходимых для домашней компьютеризации. Активно развивается телефонная сеть общего пользования, которая может быть использована для построения вторичных компьютерных сетей, обеспечивающих доступ с домашних компьютеров к национальным и мировым информационным ресурсам. Многие фирмы предоставляют различные информационные услуги путем продажи готовых продуктов или обеспечения доступа в компьютерные сети.

В настоящее время в России, с одной стороны, уже созданы начальные условия для массовой домашней компьютеризации, с другой – ее развитие сдерживается рядом социально-экономических и культурных факторов.

Сдерживающими факторами следует считать низкий уровень доходов широких слоев населения, ограничивающий платежеспособный спрос на домашние компьютеры, малая доступность для населения имеющихся в стране информационных ресурсов, неразвитость информационных потребностей и низкая информационная грамотность населения.

Для того, чтобы массовая домашняя компьютеризация вошла в жизнь, необходимо решение следующих задач:
  • создание экономических и организационных условий, обеспечивающих развитие информационного производства и предоставление информационно-телекоммуникационных услуг населению;
  • поддержка отечественных производителей информационных и телекоммуникационных технологий, продуктов и услуг, персональных компьютеров и сетевого оборудования, предназначенных для домашнего потребления;
  • обеспечение доступа с домашнего компьютера к отечественным информационным продуктам (различные базы и банки данных, информационно-справочные системы и т. п.) и мировым открытым сетям типа Интернета;
  • государственное регулирование деятельности организаций (отечественных и зарубежных, государственных и коммерческих), оказывающих информационно-телекоммуникационные услуги населению;
  • поддержка организаций социальной сферы при создании ими систем, ориентированных на оказание информационных компьютерных услуг населению.

При этом принципиально важно активное участие в домашней компьютеризации коммерческих структур, обеспечивающих основной объем инвестиций и выполнение необходимых работ при регулирующей и стимулирующей роли государства.

Эти задачи следует решать последовательно, в течение примерно десятилетия. На первом этапе (2001–2003 гг.) должны быть:
  • отработаны организационные и финансово-экономические механизмы, обеспечивающие участие государственных организаций и коммерческих структур в реализации массовой домашней компьютеризации, в том числе в периферийных регионах страны;
  • созданы необходимые негосударственные организационные структуры (ассоциации, фонды и пр.);
  • организованы маркетинговые исследования, информационно-разъяснительная работа и реклама домашней компьютеризации;
  • обоснованы и выбраны перспективные направления развития аппаратно-программных и телекоммуникационных средств для домашней компьютеризации;
  • созданы региональные центры домашней компьютеризации, компьютерные клубы, подготовительные курсы и др.

На втором этапе (2004–2007 гг.) будут созданы основные предметно-ориентированные базы и банки данных и электронные издания, прикладные программные продукты для домашней компьютеризации. Получат дальнейшее развитие технологические средства, предназначенные для использования телекоммуникационных сетей и сетей связи в интересах домашней компьютеризации. Получат широкое распространение специализированные методы и технологии, обеспечивающие использование домашних компьютеров непрофессиональными пользователями, в том числе информационно-советующие и обучающие системы.

Наконец, на третьем этапе (2008–2010 гг.) будет в основном сформирована новая компонента социальной инфраструктуры, существенно расширяющая сферу социально-значимых услуг для населения, и созданы реальные предпосылки перехода России к информационному обществу.

Можно ожидать следующую динамику основного показателя домашней компьютеризации (см. таблицу).


Объем средств, используемых населением на приобретение домашних компьютеров и оплату информационных и коммуникационных услуг, составит за указанный период примерно 30–60 млрд. руб.

Программная реализация массовой домашней компьютеризации предусматривает создание и развитие предметно-ориентированных баз и банков данных, аппаратно-программных и коммуникационных средств, методов и технологий их использования, систем поддержки домашней компьютеризации.

Предметно-ориентированные базы и банки данных и электронные издания

Для удовлетворения информационных потребностей пользователя домашнего компьютера необходимо формирование, постоянное ведение и обеспечение доступа к следующим предметно-ориентированным базам и банкам данных и электронным изданиям:
  • справочной информации (энциклопедии, словари, каталоги, справочники различного вида и назначения, путеводители, рекламные издания и т. п.);
  • социальной информации (по трудоустройству, пенсионному и социальному обеспечению, бытовому обслуживанию и ведению домашнего хозяйства, медицинской и юридической помощи и другим консультационным услугам);
  • информации о деятельности местных органов власти;
  • оперативной информации о событиях политической и общественной жизни в стране и мире;
  • профессиональной информации (правовой, медицинской, педагогической, управленческой, по обеспечению безопасности и др.);
  • деловой информации (коммерческой, финансовой, электронной торговли, нормативно-правовой для предпринимательства, страховой, налоговой, таможенной и др.);
  • научно-технической информации (реферативной, обзорной, аналитической, научных публикаций, результатов НИР и ОКР и других первоисточников);
  • культурно-образовательной информации (из библиотечных, архивных и музыкальных фондов, музеев, выставочных залов и т. п.);
  • учебной информации (курсы дошкольного и школьного общеобразовательного и специализированного предметного обучения, профессиональной подготовки в средних и высших учебных заведениях, повышения квалификации и профессиональной переподготовки и т. п.);
  • информации по интересам и развлекательной информации (видео, аудио и кинопродукция, компьютерные игры).

Аппаратно-программные средства
Имеющиеся сегодня на рынке сертифицированные аппаратно-программные средства практически полностью пригодны для домашней компьютеризации, однако необходима поддержка разработки и распространения упрощенных интерфейсов «ЭВМ – пользователь» и ориентированных на домашнее использование специализированных программных продуктов. Должно быть предусмотрено создание прикладных программных продуктов, таких как, например, ведение домашнего хозяйства, формирование домашних электронных архивов и библиотек, а также работы по обеспечению безопасности домашнего компьютера, защиты от сбоев аппаратуры и в сети электропитания, а также минимизации потенциально вредных физических воздействий аппаратуры на здоровье детей и взрослых.

Телекоммуникационные сети и средства
Существующие современные телекоммуникационные сети и системы предоставляют населению выход на местные, региональные и международные линии связи, обеспечивают пользователю домашнего компьютера доступ к необходимым ему общедоступным информационным ресурсам и получение различных услуг. Проводимые в стране работы по развитию телекоммуникационных сетей и систем связи создают технологическую базу развития широкомасштабной домашней компьютеризации в масштабах страны. Вот основные направления этих работ:
  • развитие информационной сети для получения на домашнем компьютере информации по радиоканалу существующей сети УКВ-ЧМ стереовещания;
  • построение на основе каналов кабельного телевидения наложенной цифровой сети для доступа массовых пользователей домашних компьютеров в опорную компьютерную сеть с выходом в Интернет и со всеми сервисными услугами, предоставляемыми сетями кабельного телевидения;
  • расширение использования ведомственных сетей связи для выхода пользователей с домашнего компьютера в опорные компьютерные сети, в том числе для доступа к общедоступным информационным ресурсам в Интернете;
  • формирование на основе перечисленных каналов и сетей общедоступных опорных компьютерных сетей в Российской Федерации;
  • оснащение строящихся зданий средствами подключения домашнего компьютера к линиям связи («электронная розетка»).

Методы и технологии использования домашних компьютеров
Должны быть разработаны специализированные методы и технологии, обеспечивающие и облегчающие использование домашнего компьютера непрофессиональным пользователем.

К этим методам и технологиям относятся:
  • информационно-советующие и обучающие диалоговые системы для пользователей, обеспечивающие самообучение базовым операциям работы на домашнем компьютере (работа с операционной системой, выход в Интернет, подключение дополнительных внешних устройств и т. п.) и решение типовых прикладных задач (работа с текстом, электронная почта, доступ к базам данных и т. п.);
  • методы и технологии наращивания функций домашних компьютеров за счет расширения базовой комплектации, развития аппаратно-программного интерфейса для подключения к компьютеру дополнительных устройств (бытовая техника, системы охраны помещения, мобильные и радиотелефоны и т. п.), модернизации компьютера и периферийных устройств;
  • технологии минилокальных сетей в пределах квартиры, дома для обеспечения общения, развлечений, а также дистанционного управления различными видами техники в доме и находящихся в удалении от него объектов (автомашина, гараж и т. п.).

Системы поддержки домашней компьютеризации
Эффективное использование и развитие массовой домашней компьютеризации возможно только при наличии развернутой системы поддержки, многие элементы которой в настоящее время имеются.

Система должна обеспечивать следующие функции поддержки:
  • индивидуальное и коллективное обучение всех категорий пользователей, не обладающих достаточным уровнем компьютерной грамотности;
  • развитие сети межшкольных центров распространения компьютерной грамотности;
  • создание центров подготовки и переподготовки педагогических кадров в области применения современных информационно-телекоммуникационных технологий;
  • проведение маркетинговых исследований, активной информационно-разъяснительной работы и рекламы домашней компьютеризации;
  • распространение информационных и программных продуктов в различной электронной и печатной форме (оптические диски и дискеты, книги, брошюры и т. п.);
  • установка, сопровождение, консультационное и техническое обслуживание домашнего компьютера;
  • обеспечение доступа с домашнего компьютера к информационным базам данных, создаваемым в государственных организациях, прежде всего, социальной сферы;
  • создание системы фондов комплектации и распространения прикладных программ домашнего пользования;
  • развитие системы предоставления широкого спектра услуг пользователю домашнего компьютера (оплата услуг, продажа товаров, распоряжение вкладами, заказ билетов и т. п.);
  • создание локальных опорных центров выхода в общедоступные компьютерные сети преимущественно в регионах для предоставления Интернет-услуг домашнему пользователю.

В настоящее время значительная часть работ по развитию предметно-ориентированных баз и банков данных и электронных изданий, созданию аппаратно-программных средств и коммуникационных сетей, методов и технологий использования домашнего компьютера и по развитию системы поддержки массовой домашней компьютеризации осуществляется коммерческими структурами. Появление новой категории пользователей (домашних) существенно расширяет рынок информационных средств, продуктов и услуг. Благодаря этому коммерческие структуры, действующие на этом секторе рынка, получат существенную выгоду и смогут инвестировать значительные средства в реализацию домашней компьютеризации.

Основной экономический принцип программной реализации массовой домашней компьютеризации – предоставление малому и среднему предпринимательству экономических и организационных стимулов участия в ней. Государство должно оказывать максимальную экономическую поддержку всем участникам, гарантировать стабильность правовых положений, регламентирующих деятельность государственных организаций и коммерческих структур, предусматривать для них налоговые, таможенные и кредитные льготы.

При разработке механизмов реализации Программы должен учитываться опыт решения «Проблемы 2000 года», когда за счет высокого уровня координации, методической подготовки, продуманных организационных решений удалось при минимальных экономических затратах избежать серьезных негативных последствий.

При реализации Программы необходимо принимать во внимание значительную неравномерность в развитии регионов (большой разброс уровня доходов населения, темпов информатизации, оснащенности компьютерами школ, ВУЗов и других образовательных учреждений, степени развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры). В этой связи должен быть предложен широкий спектр финансово-экономических мероприятий и механизмов, позволяющий сделать их оптимальный выбор в зависимости от специфики региона.

Экономические механизмы
Для стимулирования участия государственных организаций и коммерческих структур следует предусмотреть
для производителей информационных продуктов:

отнесение баз данных и электронных изданий социальной информации (образование, здравоохранение, занятость и др.) к категории «интеллектуальной продукции» с полным или частичным освобождением их создателей от уплаты НДС. Это позволит расширить сферу социальных услуг, предоставляемых пользователям домашних компьютеров;
для производителей аппаратно-программных и коммуникационных средств:

снижение налогооблагаемой базы налога на прибыль за счет вычета средств, направляемых на реализацию домашней компьютеризации. Это позволит заинтересовать крупные отечественные фирмы-производители и привлечь несколько сотен миллионов рублей;

для производителей прикладных программ домашнего использования:
  • отнесение прикладных программных продуктов, обеспечивающих предоставление пользователям домашнего компьютера всей гаммы социальных услуг, к категории «интеллектуальной продукции» с частичным освобождением их от уплаты НДС, что позволит расширить их номенклатуру, снизить стоимость (примерно на 10–15%) и увеличить количество пользователей;
  • льготное кредитование создателей программных продуктов социальной ориентации для домашнего потребления, что приведет к снижению стоимости этих продуктов;

для структур, обеспечивающих поддержку домашней компьютеризации:
  • увеличение доли расходов на рекламу продуктов и услуг для домашней компьютеризации в себестоимости продукции, что будет способствовать информационно-пропагандистской поддержке домашней компьютеризации и расширению слоя потенциальных покупателей домашних компьютеров;
  • снижение таможенных пошлин на информационные и программные продукты целевого назначения для домашнего компьютера, что приведет к снижению стоимости этой продукции и расширению числа потребителей, а также расширит возможности использования передовых зарубежных технологий в области домашней компьютеризации;

для пользователей домашнего компьютера:
  • льготное кредитование покупателей домашнего компьютера (по соглашению с фирмой-поставщиком и коммерческим банком);
  • разработка нормативно-правовых положений, определяющих порядок продажи государственными организациями устаревшей и списанной вычислительной техники населению, что обеспечит привлечение к домашней компьютеризации менее обеспеченных семей;
  • гибкое регулирование тарифов (для разных категорий пользователей, различного времени суток и пр.) на использование общедоступных телефонных сетей при работе с домашнего компьютера в открытых компьютерных сетях.

Как уже указывалось, основной объем инвестиций должен обеспечиваться предпринимательскими структурами, активно работающими на рынке информационных средств, продуктов и услуг и заинтересованными в развитии сектора домашней компьютеризации.

Источники инвестиций: средства отечественных промышленных, торговых и финансовых компаний и корпораций, банков, фондов, иностранных инвесторов, доходы от различных лотерей и пожертвований, средства населения.

Начальные мероприятия первого (организационного) этапа программной реализации массовой домашней компьютеризации, по-видимому, должны финансироваться из государственного бюджета. Эти средства (несколько десятков миллионов рублей) предназначаются для:
  • долевого финансирования разработки социально ориентированных информационных и программных продуктов с низким коммерческим потенциалом;
  • разработки проектов нормативно-правовых документов, устанавливающих налоговые, таможенные и кредитные льготы государственным организациям и предпринимательским структурам;
  • организации широкой информационно-рекламной поддержки домашней компьютеризации в СМИ;
  • долевого участия в формировании организационной структуры, создаваемой для программной реализации массовой домашней компьютеризации.

Организационные механизмы
Для объединения усилий предпринимательских структур, координации их деятельности в области домашней компьютеризации и привлечения финансовых средств необходимо создание организационной структуры (структур), объединяющей как производителей и распространителей технических средств, информационных и программных продуктов и услуг, так и пользователей домашних компьютеров.

Одним из вариантов такой структуры может быть Ассоциация, в которую могут войти государственные организации и предприятия, фирмы и их объединения, дистрибьютеры продукции для домашней компьютеризации, провайдеры сетевых услуг, операторы связи, издатели и представители компьютерной прессы, а также физические лица, представляющие пользователей домашних компьютеров. В состав Ассоциации могут войти также учреждения и организации, связанные с разработкой продукции для домашней компьютеризации, ВУЗы и общественные организации.

Основными целями создаваемой структуры являются:
  • аккумуляция средств для формирования и развития домашней компьютеризации как самостоятельного сектора информационного рынка, охватывающего отечественные отрасли компьютерной индустрии, телекоммуникаций и связи;
  • создание специализированной системы услуг для пользователей домашних компьютеров;
  • координация продажи технических средств, информационных продуктов и прикладных программ для пользователей домашних компьютеров;
  • обеспечение выполнения заказных проектов и индивидуальных заказов;
  • проведение информационно-разъяснительной и образовательной работы, организация рекламных компаний, издание каталогов продукции и других изданий в помощь пользователям домашних компьютеров.

Структура должна иметь региональные и местные отделения, которые работают в тесном контакте с местными органами власти и управления.

Для управления Программой домашней компьютеризации целесообразно создать специальную комиссию под руководством вице-премьера.

Массовая домашняя компьютеризация есть инструмент решения задач социально-экономического, политического и культурного развития российского общества. Она позволит существенно повысить качество и расширить номенклатуру предоставляемых населению социальных услуг, что приведет к повышению качества жизни россиян, а также вовлечению широких слоев населения в активную экономическую и общественную жизнь страны.

По экспертным оценкам, программная реализация домашней компьютеризации обеспечит:

в сфере труда, занятости, малого и среднего предпринимательства:
  • создание новых рабочих мест (5–7%) в секторе производства информационных средств, продуктов и услуг для домашней компьютеризации за счет организации новых и развития существующих производств;
  • привлечение к активной трудовой деятельности домашних хозяек, инвалидов, ограниченно трудоспособных, пенсионеров, что составит около 10% трудоспособного населения;
  • возможность организации телеработы – профессиональной деятельности на дому, и вовлечения в трудовую деятельность незанятого населения (6–8% от общего числа трудоспособного населения);
  • облегчение ведения коммерческой деятельности в малом и среднем бизнесе за счет использования домашних компьютеров в системах электронной коммерции;

в сфере социальных услуг:
  • оперативное получение населением широкого спектра информационно-справочных и консультативных услуг по трудоустройству, пенсионному и социальному обеспечению, юридической помощи, бытовому обслуживанию и др.;
  • возможность осуществления оперативного информационного взаимодействия пользователей с местными органами власти;
  • существенное облегчение труда и экономию времени при осуществлении населением торговых операций (электронная торговля);

в сфере образования и культуры:
  • использование новых методов заочного школьного и послешкольного обучения на основе дистанционного общения учащихся с преподавателем, удаленного доступа к библиотекам, получения консультативной помощи (около 70% пользователей предполагают использовать домашний компьютер для этих целей);
  • повышение качества системы подготовки и переподготовки работников, расширение состава и увеличение числа лиц (на 2–4%), проходящих переподготовку и получающих новые специальности;
  • повышение профессионального уровня подготовки специалистов в высшей школе за счет расширения доступа к отечественным и мировым информационным ресурсам;
  • повышение компьютерной грамотности населения, подготовка его к жизни в условиях информационного общества;
  • возможность получения образования инвалидам и лицам, временно утратившим трудоспособность;
  • массовое приобщение к культуре, научно-техническому и художественному творчеству, доступ к произведениям искусства широких слоев населения (зарубежным и отечественным музеям, галереям, выставкам и т. п.);

в сфере здравоохранения:
  • оказание высококвалифицированными специалистами дистанционной диагностической и лечебной помощи в режиме диалога;
  • осуществление медицинских консультативных услуг;
  • решение задач психологической и социальной реабилитации лиц, оказавшихся в затруднительных ситуациях;

в сфере быта, досуга и развлечений:
  • облегчение ведения домашнего хозяйства, решения бытовых проблем, планирования домашнего бюджета;
  • развитие творческих способностей детей за счет использования развивающих интеллектуальных компьютерных игр;
  • содержательное использование свободного времени детьми и подростками;
  • расширение возможностей дистанционного межличностного общения.

В настоящее время Министерство РФ по связи и информатизации рассматривает различные варианты программной реализации массовой домашней компьютеризации, подготовки проектов нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность государственных организаций и предпринимательских структур в этой области, организации широкой информационной поддержки массовой домашней компьютеризации.


Волокитин Александр Владимирович - академик Международной академии информатизации, заместитель Министра Российской Федерации по связи и информатизации


&copy Информационное общество, 1999, вып. 6, с. 22 - 27.