О журнале
Рекомендации
Структура и функции социологии информатизации как новой специальной социологической теории
Соколова И.В.
Структура и функции социологии информатизации как новой специальной социологической теории
И.В. Соколова
И.В. Соколова
Функции социологии информатизации, как и общесоциологического знания, рассматриваются нами в двух аспектах: теоретическом (социолого-познавательном, фундаментальном) и прикладном (дескриптивная, диагностическая, прогностическая, регулятивно-управленческая, социоинженерная и другие функции).
Необходимо отметить, что подходы к определению функций социологического знания у разных авторов различны. Заслуживающим внимания, например, является следующий подход, в котором решение познавательных задач связывают с информационной функцией, а также функциями объяснения и предвидения; решение практических задач – с функциями социального планирования и управления. Культурно-гуманистические задачи социологии связывают с выполнением ею мировоззренческих, воспитательных и образовательных функций [1].
Становление и развитие специальной социологической теории информатизации – социологии информатизации – не только не замещает собою социальную информатику как отдельную научную дисциплину, а углубляет ее предметное поле в органическом единстве с предметом социологии.
Данная теория возникает на пересечении предметных полей социальной информатики и социологии. Не случайно, на наш взгляд, социальная информатика как научное и учебное направление развивается, как правило, именно на социологических факультетах вузов – социология дает возможность анализировать процесс информатизации общества с системных позиций, оценивать его как целостное явление, осуществлять глубокий анализ и прогнозирование социальных последствий.
Для автора представлялось важным отметить диссертационные исследовательские работы, в которых анализируются разные аспекты проблемы пересечения предметных полей социологической науки с другими областями знания [2], в том числе:
- с информатикой – в силу близости характера предмета исследования к социальной информатике. Здесь нас интересовал аспект исследования взаимодействия социологии и информатики, которым явился, в значительной мере, такой «срез» информатизации общества как информационная модернизация социально-гуманитарного и, в частности, социологического образования в современной высшей школе;
- с социальной экологией – также в силу близости проблематики исследований, с одной стороны, и из-за необходимости ознакомления с подходами к выделению предметного поля исследований специальной социологической теории, с другой стороны;
На наш взгляд, у проблемы «экология – общество» существуют как социологические, так и психологические, экономические и другие аспекты, и сводить проблематику социальной экологии к предмету исследований только социологии, видимо, неправомерно. Однако основания научной позиции И. А. Сосуновой нам понятны, так как именно социологический подход дает стержень и системность в раскрытии любой проблемы, и такой подход может быть в перспективе очень плодотворным.
Необходимо отметить, что поиск специалистами наиболее адекватного названия социологии среднего уровня, предметом которой выступают процессы информатизации общества, ведется в течение достаточного длительного периода времени. Предлагалось достаточно много вариантов, в частности, такие как «социология информатики» [3] и «социология компьютеризации и программирования» – последнее название, по нашему мнению, особо подчеркивало необходимость изучения стержневой для информатизации общества проблемы становления сообщества непрограммирующих, интеллектуальных пользователей.
В принципе, в дальнейшем должны получить окончательное оформление как научные направления – под предложенными или иными вариантами названий – также и специальные теории других предметных областей – экономика информатизации, психология информатизации, экология информатизации и т. д.
Социология информатизации как любое научное направление также имеет, на наш взгляд, свою структуру.
Теоретико-методологический уровень содержит категориально-понятийный аппарат направления.
С определенной степенью условности можно утверждать, что на «среднем» уровне его предметного поля развиваются следующие самостоятельные социологические направления, теоретико-методологический и методический потенциал которых активно используется социологией информатизации:
- когнитивная социология, изучающая тонкие (когнитивные) структуры общества, проблематику становления и развития социального интеллекта [4]. В известном смысле когнитивная социология относится к «ядру» предметного поля социологии информатизации. Следует отметить и социологию мышления [5], а также развивающуюся проективную социологию [6], которая призвана вырабатывать прикладные социальные знания, необходимые для социального проектирования;
- социология коммуникации, изучающая функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в плане их взаимодействия – передачи и получения смысловой и оценочной информации и в плане воздействия на их отношение к социальным ценностям данного общества и социума в целом [7];
- социология средств массовой информации – специальная отрасль социологии, изучающая социальные факторы, механизмы и закономерности возникновения, функционирования и развития духовного общения через прессу, телевидение, кино, радио и т. д. [8];
- отраслевые социологии, изучающие социальные аспекты глобальных коммуникаций. Так, в Норвегии, в Университете Осло (Uni-versitetet i Oslo) развивают web-социологию [9], в США, в Университете Бредли (Bradley University) [10] – социологию киберпространства; в Аргентине, в Университете Буэнос-Айреса (Universidad de Buenos Aires) – гиперсоциологию [11].
Социология киберпространства, например, представлена такими темами, как виртуальные сообщества, гипертекстовая революция, постмодернизм и киберпространство, физика и метафизика киберпространства, женщины в киберпространстве, секс и эротизм в киберпространстве, виртуальная субъективность и фрагментация личности, компьютеры и будущее частной жизни, киберкапитализм и целым рядом других тем исследований.
На эмпирическом уровне социологии информатизации накапливаются отдельные социальные факты и события в контексте информатизации общества, еще ожидающие в дальнейшем своего обобщения, выявления понятий, закономерностей и т. д.
К эмпирическому уровню направления прилегает раздел социологической информатики, связанный с анализом процессов информатизации и включающий систему традиционных для классической эмпирической социологии, общих для социологии информатизации, а также специфических для ее самостоятельных направлений методов и технологий анализа социологической информации. Например, для такого направления как социология коммуникации таким специализированным методом является метод дискурс-анализа. Социологией информатизации в целом осуществляется сбор эмпирической информации, например, методом экспертного опроса в реальном масштабе времени (в режиме компьютерных телеконференций), существенно большее значение приобретают традиционные для социологии статистические методы, усовершенствованные за счет возможностей современных информационных технологий, и т. д.
Представленный нами подход к внутренней структуре направления не означает, что социология информатизации «размыта» по многим специальным (частным) социологическим теориям и не имеет своего самостоятельного социологического статуса и предметного поля. Очевидно, что наличие специальных социологических теорий не ставит вопроса о предметном поле социологии как науки в целом, так как есть общесоциологические категории, понятия, теоретико-методологические подходы (в нашем случае – общие закономерности, категории, понятия и подходы социологии информатизации).
Структура социологии информатизации как специальной социологической теории представлена на рисунке 1.
Рис. 1
Категории и понятия специальной социологической теории – нашего варианта названия социологии информатизации, могут быть разделены по разным критериям.
Например, возможно отнесение категорий и понятий к общим, соответствующим социологическим проблемам процесса информатизации в целом, а также к отраслевым, соответствующим отдельным слагаемым процесса информатизации – компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации общества.
Категории и понятия социологии информатизации могут быть, по нашему мнению, также разделены по различным методологическим и процедурным основаниям.
К методологическим категориям и понятиям могут быть отнесены следующие группы, отражающие:
- социальные отношения в информационном пространстве (социально-информационное пространство; информационный образ жизни; электронная фаза социальной коммуникации; информационное поведение; информационная культура, информационная и компьютерная грамотность; информационные потребности; информационные услуги; информационное общение; виртуальное общение; информационная безопасность личности, общества, государства; компьютерная преступность; информационный комфорт личности; свобода доступа к информации и информационным технологиям; компьютерофобия; информомания; каналы и средства информационного обмена и др.);
- отношения в человеко-машинных комплексах (дружественный интерфейс; человеческий фактор в компьютерно-телекоммуникационных системах и др.);
- социальные общности участников информационно-обменных процессов (постиндустриальное, информационное, экологическое и ноосферное общество; сетевая (сотовая) структура информационного общества; когнитивные институты и структуры общества; виртуальные социальные группы и организации; пользователь как субъект информационных отношений и его разновидности, партии [12] и общественные, в том числе профессиональные, организации пользователей [13] и др.);
- социальные и социально-информационные процессы в условиях информатизации (глобализация социальных процессов и их взаимодействие с партикулярным жизненным миром личности; информационное производство; информационная мода; информационное потребление; информационные воздействия, в том числе зомбирование; «атомизация» общества; информационная конкуренция, информационные войны и др.).
Процедурными могут выступать понятия, которые используются при проведении прикладных исследований процессов информатизации общества, а также на последующих этапах обработки и статистического анализа информации, т. е. относящиеся уже в большей степени собственно к социологической информатике (поисковые системы, гипертекстовые технологии, сетевая выборка, сетевая статистические информация, интенсивность информационных контактов в современной информационной среде и др.).
В заключение остановимся на обосновании необходимости и возможности придания, на наш взгляд, проблематике изучения социологических аспектов информатизации – социологии информатизации статуса специальной социологической дисциплины.
В настоящее время в области социальной информатики в целом и социологии информатизации, в частности, уже ведет достаточно масштабную научно-исследовательскую и преподавательскую работу значительное число специалистов. Тем не менее, предметные области данных направлений, на наш взгляд, нуждаются в более четком определении, понятийный аппарат – в уточнении и дальнейшем развитии, а основные направления исследований и включаемые в их состав проблемы требуют не только детальной структуризации, но и всестороннего изучения и обсуждения как отечественным, так и международным научным сообществом.
На наш взгляд, социология информатизации может претендовать на статус специальной социологической дисциплины потому, что это научное направление:
- имеет свой объект исследования – информатизацию общества.
- Точнее, объектом социологии информатизации, может быть названа та часть социума, в которой на любом (текущем или будущем) этапе общественного развития происходят авангардные социальные изменения, наиболее сильно связанные с процессом информатизации и впоследствии входящие в жизнь всего общества.
- имеет свой предмет исследования – информационное отражение общества как системной целостности (когнитивный аспект), становление и развитие социально-информационного пространства (коммуникативный аспект);
- имеет свои собственные категории и понятия;
- имеет свою систему методов и технологий, включающую специальные методы и технологии исследования.
Выполняемые научные исследования делают правомерной постановку вопроса о введении новой научной специальности – социальной информатики – специальности, по которой могли бы приниматься к защите кандидатские и докторские диссертации, в том числе по ряду специализаций – социология информатизации, психология информатизации и другим. По данной специальности могут защищаться представители вузов и техникумов социального профиля РФ, специалисты различных аналитических структур, выпускники системы послевузовской подготовки.
Появление специалистов с научной степенью по данной специальности позволит более глубоко и эффективно проводить изучение в целом проблематики информатизации общества, включая социологические исследования, а также улучшить качество аналитических и прогнозных выводов и рекомендаций, оперативнее внедрять их в общественную практику.
Предложение о включении социальной информатики в реестр научных специальностей поддерживается Академией социальных наук, Академией естественных наук, Международной Академией Ноосферы (Устойчивого развития), Международной академией информатизации, Ассоциацией кафедр социальной информатики, а также научной общественностью ряда ведущих вузов страны – МГУ, МГСУ, МПГУ, Социально-технологического института ГАСБУ, Института молодежи и других.
Литература
1. Елсуков А. Н., Писаренко И. Я., Абушенко В. Л., Лимаренко А. П. Методологические основы социологии / Социология как наука. В 2-х ч. // Мн., 1992, – ч. I, С. 75.
2. Бурмистрова Е. В. Социология и информатика: основы и направления взаимосвязи / Автореферат дисс. на соискание ученой степени к. с. н. // Саратов, 1997; Сосунова И. А. Социальная экология как сфера социологического знания / Автореферат дисс. на соискание ученой степени д. с. н. // М., 1997.
3. Лащинский В. Н. Социология информатики и партийная работа / Социология в партийной работе: основные направления, проблемы, поиски // М., 1989, ч. I, С. 74.
4. Каныгин Ю. М., Калитич Г. И. Когнитивная (тонкоструктурная) социология и социальная информатика // К., 1991.
5. Мегрелидзе К. Р. Основные проблемы социологии мышления // Тб., 1965.
6. Крючков Ю. А. Методология и методы социального проектирования // М., 1998.
7. Конецкая В.П. Социология коммуникации // М., 1997, С. 6.
8. Энциклопедический социологический словарь // М., 1995, С. 749.
9. http://www.uio.no/iroggen/
10. http://lydia.bradley.edu/las/soc/syl/391/
11. http://www.anice.net.ar/infoysoc/
12. Например, в советский период существовала Информационно-народная партия СССР, ставившая своей целью установление власти информации, закона и народа, ликвидацию существующей блокады информатизации общества со стороны государства // Информатизация общества СССР. 1990, 16 окт.
13. Фонд защиты гласности – http://www.internews.ras.ru/ZIP/35–36/file.html, Союз программистов.
Соколова Ирина Викторовна - зав. кафедрой социальной информатики Московского государственного социального университета, профессор
© Информационное общество, 1999, вып. 5, с. 30 - 33.