Роль процессов информатизации в системе управления городом
Беляев В.А., Росляк Ю.В.

Роль процессов информатизации в системе управления городом

В.А. Беляев, заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития Правительства Москвы, начальник Управления научно-технической и промышленной политики
Ю.В. Росляк, заместитель Премьера Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития Правительства Москвы





Какая взаимосвязь существует между информатизацией и управлением городом? Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним слова мэра Москвы Ю. М. Лужкова о том, что в современных условиях власть должна не править, а регулировать, служить городской хозяйственной системе, находить рациональные пути решения сложных вопросов. Именно эти задачи считаются первостепенными при информатизации органов власти и управления города Москвы. В настоящий момент в основном завершено создание ведомственных информационных систем, продолжаются работы по повышению эффективности управления за счет автоматизации его основных процессов, включая прогнозирование результатов наиболее эффективных вариантов управленческих решений.

Рассмотрим подход Правительства Москвы к стратегии информатизации столицы и принципам построения единой информационной системы городского управления. Вопросами информатизации управления коммунальными службами городские власти занялись более 15 лет назад. В основу была положена концепция создания единого информационно-вычислительного центра. Эту задачу должно было решить НПО «АСУ-Москва». Однако уже первые годы эксплуатации автоматизированной информационной системы показали, что такими объемами постоянно обновляемой информации централизованно оперировать практически невозможно. Их удобно централизованно анализировать, но контролировать полноту сбора данных из центра нельзя. Поэтому был выбран иной метод решения задачи, который реализуется сейчас на практике. В его основе – построение городской информационной системы, состоящей из рассредоточенных баз данных, формируемых в органах управления, юридически отвечающих за достоверность и полноту соответствующей информации, включая сведения о собственности, земельных, финансовых и иных ресурсах, а также другую информацию, необходимую для развития рыночных отношений.

В Москве действует Межведомственная комиссия по информатизации под руководством мэра города. На эту Комиссию возложено несколько функций, но главная – повышение эффективности системы городской власти. В 1997 году завершено более 60 крупных проектов по созданию автоматизированных информационных систем. К ним относятся:
  • разработка общемосковских классификаторов;
  • внедрение в Северо-Западном административном округе типовой автоматизированной информационной системы территориального управления «Исток», успешно тиражируемой в других префектурах;
  • разработка информационной системы управления и развития инженерной инфраструктуры в Центральном административном округе;
  • внедрение общегородской информационной системы «Загс»;
  • создание и развитие государственного градостроительного кадастра.

Еще один пример внедрения компьютерных технологий – создание электронной карты Москвы, которая не только является прекрасным иллюстративным материалом, но также позволяет за счет использования данных аэрофотосъемки решать сложные задачи, связанные с реконструкцией Москвы, оптимизацией движения и т. д.

Общеизвестно, что Москва – один из крупнейших городов мира, где проживает около девяти миллионов человек. Но одновременно Москва – крупнейший экономический регион России, который вносит в федеральный бюджет около 30% поступающих в него средств. Это дает возможность формировать городской бюджет заблаговременно, на основании собственных прогнозов, до утверждения государственного бюджета страны. Поэтому все органы управления столицы заранее получают информацию о предельных ассигнованиях на следующий год, о том потенциале государственной поддержки, на который могут рассчитывать, что позволяет им заблаговременно формировать эффективную стратегию собственной деятельности.

В области создания информационных систем и технологий существуют свои стратегические приоритеты. К ним относятся, прежде всего, информатизация имущественно-земельных отношений и финансово-экономического блока. В этой сфере:
  • активно ведутся работы по созданию информационной системы формирования доходной части бюджета;
  • создается автоматизированная система «АИС-налог», которая должна объединить данныевсех 39 налоговых инспекций, расположенных на территории Москвы, а также обеспечить полный учет всех налоговых поступлений, подлежащих внесению как в бюджет Москвы, так и в бюджет Российской Федерации;
  • используется градостроительный кадастр, содержащий в электронной форме весь генеральный план города, вплоть до элементов объемного проектирования;
  • действует база данных городского Бюро технической инвентаризации, где сосредоточена информация о техническом состоянии всех зданий и сооружений;
  • созданы технологии для завершения и формирования имущественного кадастра;
  • успешно ведутся работы по автоматизации процессов управления городским хозяйством, включая систему подземных коммуникаций.

Таким образом, информационная поддержка является наиболее важным элементом системы принятия решений при планировании и реализации задач управления муниципальным хозяйством, при обеспечении нормальной жизнедеятельности города, при составлении прогнозов развития социальной и производственной инфраструктуры Москвы. Отсутствие или искажение информации в момент принятия решения может привести к серьезным потерям финансовых, товарных, производственных и других ресурсов. Качество и оперативность управленческой реакции на различные события целиком зависят от полноты и актуальности имеющейся информации о текущем и прогнозируемом состоянии городского хозяйства, о его финансовом благополучии.

Другой актуальной задачей, которую решает Межведомственная комиссия по информатизации, является обеспечение доступа к государственным информационным ресурсам. Когда информационная система разрабатывается как локальная, у многих владельцев баз данных возникает желание единолично пользоваться своей информацией, а нередко – торговать информационными ресурсами, созданными за счет бюджетных средств, невзирая на то, что по закону они являются ресурсами общего пользования. Поэтому одна из функций Комиссии – преодоление ведомственных барьеров, создание условий для расширения обмена информацией, что, естественно, требует разработки новой нормативной базы. В связи с этим Комиссия по информатизации выступает инициатором принятия целого ряда региональных законов и других нормативно-правовых актов.

В числе последних нововведений – создание открытой информационной системы, точнее, новой информационной среды, включающей локальные уличные центры, где любой житель Москвы может получить разнообразную информацию, вплоть до юридических справок. Первые такие центры, получившие название «инфоматы», уже появились.

Один из главных принципов информатизации Москвы – технологическая открытость. Здесь нет ориентации на какие-то локальные, жестко определенные, раз и навсегда выбранные технологии. Тем более, что столица обладает большим научным потенциалом в данной области. Программа информатизации Москвы достаточно обширна и разнообразна, а в ее формировании активно участвуют все комплексы городского хозяйства.

Управление городом до сих пор во многом является рутинным производством с огромными объемами информации, переработка которых вручную, без применения математического аппарата, системы точного учета и контроля, просто невозможна.

В современных условиях одной из основных проблем информатизации города является формирование единого информационного пространства, то есть создание условий, необходимых для интеграции и взаимодействия различных современных информационных систем, отвечающих за различные сферы управления городским хозяйством. Это позволит находить оптимальные решения комплексных проблем.

Современная Москва – это крупный деловой, финансовый и культурный центр, обладающий мощными информационными ресурсами. Город способен успешно интегрироваться не только в информационное пространство Российской Федерации, но и всей планеты.


&copy Информационное общество, 1999, вып. 4, с. 29 - 30.