О журнале
Рекомендации
Резолюция межрегиональной конференции "Информационная безопасность регионов России"
Unknown Author
Резолюция межрегиональной конференции "Информационная безопасность регионов России"
Участники Межрегиональной конференции отмечают, что в современных условиях обеспечение информационной безопасности России приобретает особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, существенным возрастанием влияния информационной сферы на жизнь общества. Современные информационные технологии, средства информатизации, телекоммуникации и связи все активнее входят в жизнь. Информационная индустрия является в настоящее время наиболее динамично развивающейся отраслью мировой экономики, привлекательной сферой вложения капиталов. Идет объективный процесс становления информационного общества, в котором информационная деятельность будет основой экономического процветания и благополучия. В то же время информационная сфера все более превращается в арену международного соперничества, противоправных действий криминальных структур, создающих опасные угрозы национальным интересам Российской Федерации и ее субъектов, реализации законных интересов личности, общества и государства. Противодействие этим угрозам составляет основное содержание деятельности по обеспечению информационной безопасности страны.
Федеральные органы государственной власти прилагают большие усилия по укреплению информационной безопасности России. С их непосредственным участием аппаратом Совета Безопасности Российской Федерации подготовлен и представлен на рассмотрение Президента Российской Федерации проект Доктрины информационной безопасности России, определяющий основные жизненно важные интересы страны в информационной сфере, наиболее опасные угрозы этим интересам, основные направления государственной политики по противодействию этим угрозам. Интенсивно формируется нормативная правовая база, регулирующая отношения в области осуществления этой деятельности. Развивается федеральная и региональные составляющие информационной инфраструктуры российского общества. Россия все больше интегрируется в мировое информационное пространство.
В этих условиях для обеспечения безопасности национальных интересов России в информационной сфере становится важной активизация деятельности в этой сфере субъектов Российской Федерации. Это касается прежде всего деятельности по совместной с Федерацией защите конституционных прав и свобод граждан, развитию региональных информационных и телекоммуникационных систем и обеспечению их безопасного функционирования, формированию региональных открытых информационных ресурсов и их эффективному хозяйственному использованию.
Субъекты Российской Федерации хорошо понимают важность решения этой задачи. Во многих субъектах Федерации при главах исполнительной власти созданы органы, призванные оказывать практическую помощь в координации усилий федеральных и региональных структур в этой деятельности. Согласование интересов Российской Федерации и ее субъектов в данной области становится все более определяющим для обеспечения безопасного будущего России в XXI веке.
В тоже время в этой работе имеются определенные трудности. Медленно совершенствуется нормативная правовая база, регулирующая отношения в области этого взаимодействия. Сохраняются угрозы безопасности региональных информационных ресурсов, информационных и телекоммуникационных систем. Недостаточно эффективно используются региональные информационные ресурсы. Не все сделано для обеспечения свободного доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам, формированию и актуализации этих ресурсов. Они во многом обусловлены отсутствием концептуальных документов в этой области, недостаточным развитием правового обеспечения информационной безопасности регионов.
Участники конференции полагают важным:
активизировать деятельность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию государственной политики в области обеспечения региональной информационной безопасности;
расширить сотрудничество региональной и федеральной власти в области подготовки кадров по техническим и гуманитарным вопросам обеспечения информационной безопасности всех сфер жизнедеятельности российского общества;
принять меры по наращиванию производства отечественных средств информатизации, телекоммуникации и связи, а также средств защиты информации;
ускорить принятие Доктрины информационной безопасности России и определение основных направлений государственной политики обеспечения информационной безопасности регионов с учетом разделения предметов ведения, установленных Конституцией Российской Федерации;
одобрить основные положения проекта Концепции совершенствования правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, подготовленного рабочей комиссией при аппарате Совета Безопасности;
поддержать предложение Свердловской области о необходимости подготовки и принятия основ федеральной политики в сфере региональной информационной безопасности и принять меры по ее нормативному правовому оформлению;
продолжить работу по определению направлений государственной политики в области противодействия опасным угрозам информационно-психологической безопасности России;
использовать возможности российского сегмента глобальной информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для привлечения к обсуждению выносимых на конференцию докладов более широкого круга заинтересованных лиц и организаций.
Участники конференции полагают целесообразным просить:
Федеральное Собрание Российской Федерации:
активизировать деятельность по развитию законодательной базы взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и граждан в интересах обеспечения информационной безопасности регионов России;
продолжить формирование нормативной правовой базы для защиты личности, семьи и общества от деятельности деструктивных религиозных, коммерческих, политических и иных культов.
Правительство Российской Федерации:
разработать механизмы согласования деятельности федеральных и региональных структур, участвующих в обеспечении информационной безопасности регионов России;
продолжить совершенствование системы подготовки кадров в области обеспечения информационной безопасности России с учетом потребностей в соответствующих специалистов как федеральных, так и региональных структур, а также механизмов государственного регулирования образовательной деятельности в этой области.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
активизировать деятельность по формированию государственной политики в области обеспечения региональной информационной безопасности, созданию необходимых для реализации этой политики организационных структур и нормативной правовой базы;
обеспечить соответствие принимаемых нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области обеспечения региональной информационной безопасности, федеральному законодательству;
укреплять взаимодействие региональных структур с федеральными органами исполнительной власти при решении вопросов обеспечения информационной безопасности регионов;
определить необходимые меры по реализации законных прав граждан на доступ к открытым государственным информационным ресурсам субъектов Российской Федерации;
усилить координацию деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности регионов.
Региональные средства массовой информации:
предпринять усилия по недопущению «войны компроматов», использования средств массовой информации в грязных избирательных технологиях, а также по соблюдению в их деятельности норм профессиональной этики.
Общественные объединения:
расширить участие в защите конституционных прав и свобод граждан в области информационной деятельности.
Участники конференции обращаются к руководству аппарата Совета Безопасности Российской Федерации с просьбой:
способствовать проведению в регионах России на регулярной основе научно-практических конференций по проблематике обеспечения информационной безопасности;
предпринять усилия по упорядочению терминологической базы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
развернуть работы по оценке и прогнозированию информационной безопасности России на ближайшую и среднесрочную перспективу.
© Информационное общество, 1999, вып. 4, с. 67 - 68.