О журнале
Рекомендации
Современное лицо древнего города
Чермашенцев Ю.П.
Современное лицо древнего города
Ю.П. Чермашенцев, заместитель главы Администрации Новгорода
Ю.П. Чермашенцев, заместитель главы Администрации Новгорода
В истории России Новгород занимает особое место. Это – один из древнейших городов страны, основанный в 859-м году. Это – город первой русской демократии со знаменитым новгородским вече, торговый и культурный центр древней Руси. Знаменательно, что городу возвращено историческое название, утраченное в XVIII столетии – Великий Новгород. Ни один город не сохранил столько выдающихся памятников зодчества и монументальной живописи XI–XVII веков, как Новгород. Решением ЮНЕСКО они включены в список Всемирного наследия.
Изучение и сохранение культурного наследия города – основная задача и местных ученых, и городских властей. Следует заметить, что еще в 1969 году новгородские археологи впервые добились того, чтобы все работы при строительстве в исторической части города начинались только после археологических исследований, то есть предварительного изучения культурного слоя. Сейчас это правило действует во всех исторических городах России. В 1992–1996 годах по инициативе Администрации города ученые новгородского Музея-заповедника разработали особый историко-архитектурный археологический план, который утвержден в качестве основного документа при градостроительном развитии Новгорода.
Великий Новгород – не только город-музей. Сегодня это – крупный областной центр с населением в четверть миллиона. Это – город с разнообразной промышленностью. Об актуальных проблемах развития его экономики и социальной сферы, о привлечении инвестиций пойдет речь в данной статье.
В первую очередь, это регулирование землепользования и застройки. В 1996 году городские власти разработали соответствующие правила и утвердили карту правового зонирования территории Новгорода. Это позволило законодательно закрепить единые для всех инвесторов и застройщиков правила. Параллельно составлялся земельный кадастр. Сегодня эта работа находится на стадии межевания территории, определения юридических границ земельных участков. Делается все для того, чтобы создать предпосылки для рыночного оборота земли, крупных объектов недвижимости с рыночной оценкой их стоимости, для привлечения инвестиций.
В связи с работой над регулированием землепользования потребовалось создание единой городской кадастровой информационной системы Новгорода. На основе карты правового зонирования сейчас разрабатывается градостроительный паспорт земельных участков. Он позволит инвесторам, желающим вложить средства в реконструкцию уже существующих строений или в свободный участок для нового строительства, в минимальный срок получить все необходимые данные. Это – географическое положение земельного участка, связанные с ним инженерные и транспортные схемы, а также схемы правового зонирования, данные о геологии, археологических исследованиях, экологический паспорт. Важны, особенно для промышленной площадки, данные о наличии на территории других объектов и их технологическом назначении, об инженерных коммуникациях и возможности использования их мощностей. Это дает представление об объеме работ по инженерной инфраструктуре. Комплекс таких данных позволяет определить рыночную стоимость земельного участка и дает инвесторам информацию для оценки своих экономических возможностей.
Крайне важен при привлечении инвестиций вопрос отвода земельных участков. Оформление соответствующих документов –сложная, трудоемкая, а порой утомительная, особенно для иностранцев, задача. В Новгороде уже несколько лет существует порядок, по которому всю ответственность за подготовку земельного участка, предоставление информации о необходимых технических условиях, а также выдачу разрешений на строительство берет на себя отдел по работе с недвижимостью Администрации города. Этот отдел и две специально созданных комиссии – по сбору технических условий и по землепользованию и застройке разработали схему взаимодействия, в соответствии с которой застройщик, подавая заявку на отвод земельного участка, оплачивает услуги Администрации и в срок получает пакет необходимых документов. Налажено в городе и так называемое «сопровождение проекта». Без него не только иностранным, но и российским иногородним инвесторам трудно реализовать свой проект. Поэтому в Новгороде сопровождение проекта с момента выбора площадки до ввода его в эксплуатацию берут на себя соответствующие службы мэрии. Созданы льготные экономические условия для реализации необходимых городу проектов – их строительство освобождается на определенный период от налогов в областной и городской бюджет.
Отдельная проблема – политика территориальных и городских исполнительных органов власти в вопросах инвестирования. Этот фактор, безусловно, является очень важным, поскольку от него зависит безопасность инвестирования капитальных вложений в строительство. В Новгороде власти области и города берут на себя ответственность за весь риск изменения экономических условий при инвестировании.
Несколько слов о муниципальной информационной системе. Еще в начале 90-х годов ее создание считалось необходимым условием успешного реформирования системы органов местного самоуправления, так как реформы привели к значительному расширению полномочий муниципальной власти и повышению ее ответственности за принимаемые решения, за уровень жизни граждан. Сейчас муниципальная информационная система представляет собой эффективный инструмент для повседневной деятельности различных служб городских властей. Доступ к данным этой информационной системы имеют государственные структуры, различные организации и население. Как базисная система создан реестр населения города. Существует реестр юридических лиц. База данных городской недвижимости охватывает без малого 100 процентов объектов. Завершается работа над модулями для планирования и учета исполнения местного бюджета.
И несколько слов о геоинформационной системе, которая также создается на территории Новгорода. Уже существует градостроительный паспорт, в котором 80% территории города представлено в форме, позволяющей осуществлять компьютерный анализ картографических данных. Дальнейшая задача состоит в том, чтобы эти данные были включены в геоинформационную систему и стали достоянием юридических лиц, всех жителей города.
© Информационное общество, 1999, вып. 4, с. 27 - 28.