О журнале
Рекомендации
е-кономика и книжная торговля: одно из решений в условиях кризиса
Пискарева Д.Ю., Тучкова Н.П.
е-кономика и книжная торговля: одно из решений в условиях кризиса
Д.Ю. Пискарева, руководитель проекта "Интерактивное информационное агентство"
Н.П. Тучкова, научный сотрудник Вычислительного центра Российской академии наук
Д.Ю. Пискарева, руководитель проекта "Интерактивное информационное агентство"
Н.П. Тучкова, научный сотрудник Вычислительного центра Российской академии наук
Разработана модель электронного книжного магазина, так называемого «e-магазина». Он представляет в сети Интернет аудио- и видеопродукцию. При создании и оформлении электронного магазина учитывался специфический способ подачи материала, характерный для Интернета. Электронный магазин – это система формирования заказов и обработки запросов клиентов на основе данных о ценах, товарах и производителях. Информационное ядро магазина составляет база данных с поисковой системой. Она хранит информацию о товарах, производителях, ценах и, частично, о потребителях. Для каждого вида товара выбран наиболее интересный способ подачи информации. Книги снабжаются аннотациями, оглавлениями и текстовыми выдержками. Делается это по согласованию с издателями, которые, как правило, не возражают, чтобы при ссылке на книгу приводились какие-то цитаты. Аудио- и видеопродукция сопровождается музыкальными и иными видеофрагментами. Имеется, конечно, информация о ценах. Предполагается также рассказывать и об авторах. Таким образом, потенциальные клиенты электронного магазина смогут узнать о продукции больше, чем за прилавком реального магазина.
Функциональной частью электронного магазина является схема формирования заказов на основе запроса клиентов. Они запрашивают систему о каком-то наименовании, далее идет обращение к базе данных, из базы данных формируется ответ, который появляется на экране. Оформить покупку можно заполнив бланк заказа. Стоимость, конечно, рассчитывается в зависимости от реальностей нашей жизни. Бланк заказа можно заполнить из любой точки мира, доставка может быть осуществлена курьерской почтой с наложенным платежом. По согласованию с клиентом и с поставщиком издание может быть получено непосредственно у поставщика. Формально заказ поступает в электронный магазин, но фактически – поставщику, потому что электронный магазин не имеет своего склада, а по запросу просто обращается к поставщику за данным изданием. Прием оплаты – одна из функций магазина, которая реализуется разными способами. Хотелось бы, конечно, электронным платежом. Цикл работы электронного магазина – от клиента – к поставщику или от поставщика – до клиента. Всем известны, наверное, аналогичные системы электронной торговли, реализованные в Интернете в других странах. Там, конечно, цикл отработан лучше, поскольку отработана система электронных платежей.
В электронном магазине есть система управления базой данных. Это программа, которая получает информацию от поставщиков и направляет ее, используя внутреннее описание, в базу данных, после чего база данных сообщает о том, что на это наименование можно оформить заказ. Любопытно, что такая технология публикации данных была использована изначально совместно с нашими американскими партнерами для подготовки магазина кукол. Это очень красивый магазин. Здесь можно выбрать любую из кукол, даже познакомиться с ней, увеличить изображение. Но здесь другая система оплаты, как мы сказали, она полностью электронная.
Для всех этих вещей использовались готовые разработки, поэтому, в общем, не составляет труда настроить такой электронный магазин под конкретный товар – и под книги, как у нас, и под другие наименования.
Прежде чем остановиться на многочисленных проблемах, которые подстерегают создателей электронного магазина в наших условиях, хотелось бы рассказать еще об одном аспекте, особом способе подачи материала в такой информационной среде, как электронный магазин. Допустим, есть кассета, которую подготовили специально для тех, кто увлекается мотоциклом, и предложили нам распространить ее в Интернете. Одним словом, нам хотелось иметь разнообразные материалы, способствующие росту популярности магазина, созданию его имиджа. И, в частности, мы остановились на интервью с авторами, исполнителями, писателями, – с теми, кто может реально способствовать продвижению товара и популяризации электронного магазина среди тех, кто сидит дома за компьютером. Организация интервью и презентаций, интересных встреч делают такой магазин не только новой разновидностью торгового предприятия, но и культурно значимым явлением в Интернете, где можно почерпнуть информацию о концертах, фильмах, фестивалях.
Совместно со студией «Московские окна» – известным производителем аудио-CD на нашем сайте в Интернете создан крупнейший аудио- и видеоархив бардовской песни. Готовится аналогичный проект совместно с журналом «Литературное обозрение».
Целью таких презентаций в Интернете является попытка сделать шаг вперед на пути совмещения телевизионных методов передачи материала с чисто компьютерными. Такое совмещение напоминает «Магазин на диване». Но, на наш взгляд, есть существенные отличия. Во-первых, в том, что здесь сам клиент электронного магазина может решить, что ему покупать и как получать, а во-вторых, будет реализован способ электронных платежей. Сейчас он немного приостановился в связи с кризисом, но рано или поздно, не отходя от компьютера, можно будет полностью завершить процесс покупки.
Больше всего нас волнует то, что сократилось число людей, которые имеют реальный доступ к Интернету, потому что рублевая стоимость такого доступа очень повысилась, а платежеспособность населения уменьшалась. Нас непосредственно коснулось и нарушение механизма безналичных платежей. Конечно, существенно для нас и то, что нет законодательной базы для торговых сделок, проводимых через Интернет. В Америке все торговые сделки, проводимые через Интернет, были освобождены от налогов, что послужило очень существенным моментом для частных инвестиций в Интернет-технологии.
О перспективах. Во-первых, это появление большого числа новых рабочих мест для тех программистов, которые сейчас оказались без работы – вне банков и вне научно-производственной сферы. Во-вторых, уменьшение числа посредников между потребителями и поставщиками продукции, а, следовательно, уменьшение стоимости товара. В-третьих, сокращение видео, аудио и книжного пиратства.
Несколько слов в заключение. Несмотря на кризис, Интернет-активность, в Москве во всяком случае, не ослабла. Многие люди объединяются для того, чтобы совместно подключиться к Интернету, ибо так дешевле. Особенно активны в этой области школы. Среди молодежи нет никаких предубеждений в получении услуг, в том числе и торговых, через Интернет. Это внушает надежду на то, что в скором времени произойдет более существенное смещение экономики в область Интернет-технологий.
© Информационное общество, 1999, вып. 4, с. 58 - 59.