е-кономика и книжная торговля: одно из решений в условиях кризиса
Пискарева Д.Ю., Тучкова Н.П.

е-кономика и книжная торговля: одно из решений в условиях кризиса

Д.Ю. Пискарева, руководитель проекта "Интерактивное информационное агентство"
Н.П. Тучкова, научный сотрудник Вычислительного центра Российской академии наук





Разработана модель электронного книжного магазина, так называемого «e-магазина». Он представляет в сети Интернет аудио- и видеопродукцию. При создании и оформлении электронного магазина учитывался специфический способ подачи материала, характерный для Интернета. Электронный магазин – это система формирования заказов и обработки запросов клиентов на основе данных о ценах, товарах и производителях. Информационное ядро магазина составляет база данных с поисковой системой. Она хранит информацию о товарах, производителях, ценах и, частично, о потребителях. Для каждого вида товара выбран наиболее интересный способ подачи информации. Книги снабжаются аннотациями, оглавлениями и текстовыми выдержками. Делается это по согласованию с издателями, которые, как правило, не возражают, чтобы при ссылке на книгу приводились какие-то цитаты. Аудио- и видеопродукция сопровождается музыкальными и иными видеофрагментами. Имеется, конечно, информация о ценах. Предполагается также рассказывать и об авторах. Таким образом, потенциальные клиенты электронного магазина смогут узнать о продукции больше, чем за прилавком реального магазина.

Функциональной частью электронного магазина является схема формирования заказов на основе запроса клиентов. Они запрашивают систему о каком-то наименовании, далее идет обращение к базе данных, из базы данных формируется ответ, который появляется на экране. Оформить покупку можно заполнив бланк заказа. Стоимость, конечно, рассчитывается в зависимости от реальностей нашей жизни. Бланк заказа можно заполнить из любой точки мира, доставка может быть осуществлена курьерской почтой с наложенным платежом. По согласованию с клиентом и с поставщиком издание может быть получено непосредственно у поставщика. Формально заказ поступает в электронный магазин, но фактически – поставщику, потому что электронный магазин не имеет своего склада, а по запросу просто обращается к поставщику за данным изданием. Прием оплаты – одна из функций магазина, которая реализуется разными способами. Хотелось бы, конечно, электронным платежом. Цикл работы электронного магазина – от клиента – к поставщику или от поставщика – до клиента. Всем известны, наверное, аналогичные системы электронной торговли, реализованные в Интернете в других странах. Там, конечно, цикл отработан лучше, поскольку отработана система электронных платежей.

В электронном магазине есть система управления базой данных. Это программа, которая получает информацию от поставщиков и направляет ее, используя внутреннее описание, в базу данных, после чего база данных сообщает о том, что на это наименование можно оформить заказ. Любопытно, что такая технология публикации данных была использована изначально совместно с нашими американскими партнерами для подготовки магазина кукол. Это очень красивый магазин. Здесь можно выбрать любую из кукол, даже познакомиться с ней, увеличить изображение. Но здесь другая система оплаты, как мы сказали, она полностью электронная.

Для всех этих вещей использовались готовые разработки, поэтому, в общем, не составляет труда настроить такой электронный магазин под конкретный товар – и под книги, как у нас, и под другие наименования.

Прежде чем остановиться на многочисленных проблемах, которые подстерегают создателей электронного магазина в наших условиях, хотелось бы рассказать еще об одном аспекте, особом способе подачи материала в такой информационной среде, как электронный магазин. Допустим, есть кассета, которую подготовили специально для тех, кто увлекается мотоциклом, и предложили нам распространить ее в Интернете. Одним словом, нам хотелось иметь разнообразные материалы, способствующие росту популярности магазина, созданию его имиджа. И, в частности, мы остановились на интервью с авторами, исполнителями, писателями, – с теми, кто может реально способствовать продвижению товара и популяризации электронного магазина среди тех, кто сидит дома за компьютером. Организация интервью и презентаций, интересных встреч делают такой магазин не только новой разновидностью торгового предприятия, но и культурно значимым явлением в Интернете, где можно почерпнуть информацию о концертах, фильмах, фестивалях.

Совместно со студией «Московские окна» – известным производителем аудио-CD на нашем сайте в Интернете создан крупнейший аудио- и видеоархив бардовской песни. Готовится аналогичный проект совместно с журналом «Литературное обозрение».

Целью таких презентаций в Интернете является попытка сделать шаг вперед на пути совмещения телевизионных методов передачи материала с чисто компьютерными. Такое совмещение напоминает «Магазин на диване». Но, на наш взгляд, есть существенные отличия. Во-первых, в том, что здесь сам клиент электронного магазина может решить, что ему покупать и как получать, а во-вторых, будет реализован способ электронных платежей. Сейчас он немного приостановился в связи с кризисом, но рано или поздно, не отходя от компьютера, можно будет полностью завершить процесс покупки.

Больше всего нас волнует то, что сократилось число людей, которые имеют реальный доступ к Интернету, потому что рублевая стоимость такого доступа очень повысилась, а платежеспособность населения уменьшалась. Нас непосредственно коснулось и нарушение механизма безналичных платежей. Конечно, существенно для нас и то, что нет законодательной базы для торговых сделок, проводимых через Интернет. В Америке все торговые сделки, проводимые через Интернет, были освобождены от налогов, что послужило очень существенным моментом для частных инвестиций в Интернет-технологии.

О перспективах. Во-первых, это появление большого числа новых рабочих мест для тех программистов, которые сейчас оказались без работы – вне банков и вне научно-производственной сферы. Во-вторых, уменьшение числа посредников между потребителями и поставщиками продукции, а, следовательно, уменьшение стоимости товара. В-третьих, сокращение видео, аудио и книжного пиратства.
Несколько слов в заключение. Несмотря на кризис, Интернет-активность, в Москве во всяком случае, не ослабла. Многие люди объединяются для того, чтобы совместно подключиться к Интернету, ибо так дешевле. Особенно активны в этой области школы. Среди молодежи нет никаких предубеждений в получении услуг, в том числе и торговых, через Интернет. Это внушает надежду на то, что в скором времени произойдет более существенное смещение экономики в область Интернет-технологий.


&copy Информационное общество, 1999, вып. 4, с. 58 - 59.