О журнале
Рекомендации
Московские древности — электронные издания: реалии и перспективы
Лебедев А.В.
Московские древности — электронные издания: реалии и перспективы
А.В. Лебедев, главный научный сотрудник Российского института культурологии Министерства культуры Российской Федерации и Российской академии наук
А.В. Лебедев, главный научный сотрудник Российского института культурологии Министерства культуры Российской Федерации и Российской академии наук
Рассмотрим проблемы создания и распространения мультимедийных приложений и электронных изданий по истории, архитектуре, живописи с точки зрения представителей гуманитарных наук. Возьмем, к примеру, электронные издания по Москве. Общее впечатление – увлечение техническими возможностями мультимедиа идет на спад, а серьезное осмысление, все еще дело будущего, хотя, надеемся, не очень отдаленного. Историки, искусствоведы выступают здесь в роли поставщиков сырья, а программисты – создателей мультимедиа-продуктов. При этом для программиста не имеет принципиального значения, какую картинку он собирает – рекламу стирального порошка или сюжет о шедевре живописи. Хорошо известно, что программисты успешно собирают мультимедиа на неизвестных им иностранных языках. Таким образом, получается, что создатель оболочки становится последней инстанцией, которая определяет лицо мультимедиа-приложения. Характерен образец одного из первых CD-ROM дисков о Москве. Он был выпущен в 1994 году, электронным издательством «Компактбук», когда тексты всех мультимедиа-приложений давали на английском. Первая же грамматическая ошибка допущена прямо в слове монастыри, то есть названии раздела. На диске указаны монастыри Коломенское и Кусково. Но Кусково – увеселительная усадьба, а Коломенское – царская вотчина, и никогда монастырями не были. И так далее. Теремной дворец, к примеру, объявлен церковью. В небольшой статье о коллекции Третьяковской галереи приведены абсолютно неверные данные… Из пяти картин: Федор Алексеев «Красная площадь в Москве», Венецианов «Жнецы», Суриков «Взятие снежного городка», Репин «Иван Грозный и сын его Иван», Дейнека «Купальщицы», три воспроизведены зеркально. Но это не все. Потому что «Купальщицы» Дейнеки выставлены на Крымском валу, а не в Лаврушинском переулке. Что же касается «Жнецов» Венецианова и «Взятия снежного городка» Сурикова, эти картины – в экспозиции Русского музея Санкт-Петербурга. При этом с точки зрения программирования нареканий нет.
В 1997 году, к 850-летию города, появилось сразу несколько дисков, посвященных архитектуре и истории столицы. Среди них – «Москва – золотые купола», выпущенный издательством «Аскор-2000». К слову, этот диск явно не доработан программистами, что, кстати, для мультимедиа-приложений встречается сравнительно редко. Но важно другое. На экране – классическая церковь, текст утверждает, что это собор Покрова, построенный в ХVI веке. На самом деле это церковь Варвары на Варварке, которую выстроили на рубеже XVIII–ХIX столетий. Был выпущен еще ряд дисков: «Москва сквозь века», «Москва для вас», «Москва – 850», «Московские прогулки». Они сделаны более добротно, хотя и на их качестве явно сказалось желание создателей непременно успеть к юбилею.
Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. Разработчики постепенно начинают осознавать, что производство CD-ROM, при всей технической новизне, в чем-то сродни книгоизданию. Поэтому, чтобы получить действительно хороший диск, нужно привлекать профессионалов из различных сфер деятельности. Тексты по истории искусства должен писать искусствовед, ошибки должен проверять корректор, необходим и художник-дизайнер, а вот функции программиста должны ограничиваться сборкой. Кстати, дизайн интерфейса мультимедиа-приложений – это отдельная проблема. В электронном издании по изобразительному искусству и архитектуре к нему предъявляют особые требования. Электронный диск, как и обычный альбом, обязан показывать эстетические достоинства памятника истории культуры. А как на диске «Московский Кремль» фирма КОМИНФО представляет знакомый всем собор Василия Блаженного! Вместо куполов – какие-то ярко-желтые баллоны, позаимствованные из комиксов, что совсем не сочетается с традициями древнерусской архитектуры или иконописи.
Что касается CD-ROM о музейных коллекциях, то это тема особого разговора. С точки зрения содержания они, как правило, сделаны достаточно добротно, так как в их издании принимают непосредственное участие музейные специалисты. К сожалению, в Москве только два таких диска: «Пушкинский музей» и «Московский Кремль». Впрочем, «Московский Кремль» лишь с некоторой долей условности можно отнести к музейным дискам, потому что он посвящен истории и архитектуре Кремля, а не коллекциям музея-заповедника «Московский Кремль». В Санкт-Петербурге картина иная. Здесь один диск – по Русскому музею, два – по Эрмитажу и три – по дворцам и музеям, расположенным в городе и его окрестностях. Показательно, что пять из них сделаны московскими издательствами. Следствием инертности столичных музеев является отсутствие дисков не только по Третьяковской галерее и Государственному историческому музею, но и официальных сайтов этих музеев в Интернете.
Несколько слов о проблемах музейного Интернета. Интересно, что количество музейных сайтов превосходит число представленных в Интернете музеев. Причина расхождения двух цифр – неофициальные сайты-двойники, которые подготовлены без участия музеев, поэтому значительно уступают по качеству информации. Обидно, когда прославленный музей представлен только неофициальным сайтом.
В качестве примера вспомним сайт телекоммуникационной компании Эль-Воэль, где Третьяковская галерея представлена с многочисленными погрешностями. Указывается, что история Третьяковской галереи началась 31 августа 1892 года. В действительности, галерея была основана в 1856 году, о чем крупными буквами написано на ее фасаде. Понятно, что при таком уровне знания создателей претензии по поводу того, что композиция № 7 Кандинского воспроизведена вверх ногами, выглядят просто мелочными придирками.
Данный случай можно было бы считать курьезом, если бы за ним не вставала довольно серьезная социокультурная закономерность. Открытое информационное пространство не терпит пустоты. Спрос на информацию о музеях велик. И, если музеи не поставляют необходимые сведения сами, то за них это делают другие. Потери от этого несут, естественно, музеи. Когда Третьяковская галерея наконец-то пожелает открыть официальный сайт, ей придется начать работу с нуля, поскольку пользователи привыкли находить сведения об этом музее в другом месте. Причем, они, как правило, не вникают в подробности – официальный сайт либо неофициальный. Официальные сайты московских музеев, заметим, выглядят немного солиднее. Это касается Дарвиновского музея, Музея-усадьбы Останкино, Музея истории Москвы. Пример удачного использования цифровых технологий для показа культурного наследия – фрагмент сайта «Панорама Бородинской битвы», который сделан в технологии сераунд-видео. Пользователь Интернета может в режиме on-line как бы тянуть эту круговую панораму, по своему желанию приближать удалять. Вообще московский музейный Интернет выглядит весьма неплохо даже на мировом уровне. Необходимо отметить заслуги сервера «Музеи России», который находится на сайте Дарвиновского музея. Здесь содержится огромная картотека российских музеев и их сайтов, а также солидная подборка ссылок на зарубежные сайты. Сервер «Музеи России», с нашей точки, зрения успешно выполняет функцию своеобразных ворот в музейный раздел Интернета. Менее масштабны, но вполне приемлемы достижения Москвы при демонстрации своего прошлого на сайте «История Москвы». Работа по его наполнению только началась, поэтому сайт пока невелик по объему, но активное участие в ней принимают профессиональные археологи и историки.
Если продолжить сопоставление достижений двух столиц в сфере исторического и музейного Интернета, то Москва, пожалуй, все-таки лидирует. При этом хочется отметить одну любопытную деталь: в Петербурге максимальных успехов в этой области достигли крупные музеи – Эрмитаж и Кунсткамера, а в Москве – камерный Дарвиновский музей и совсем крохотный Музей археологии Москвы, находящийся в подземельях Манежной площади, который и подготовил этот сайт «История Москвы».
Московская архитектура в Интернете являет собой унылое зрелище. Сайт «Архитектурные сокровища Москвы» представляет все пять веков истории московского зодчества тремя картинками с завидно лаконичным текстом: «Москва – родина узорчатого стиля конца XVII столетия, которому она дала свое имя – «московское барокко». Во-первых, узорочье и московское барокко – это два разных направления в архитектуре XVII века. Во-вторых, узорочье – общерусское явление, его родиной с тем же успехом можно считать Каргополь, Ростов Великий или Ярославль. К сожалению, ничего другого по истории московской архитектуры в Интернете нет.
Анализ ситуации показывает, что необходимо, объединив усилия специалистов гуманитарного и технического профиля, создать единую информационную систему «Московские древности». Раздел, посвященный памятникам архитектуры Москвы, придется делать с нуля, а по истории города есть небольшой задел. Что касается информации о музеях Москвы, то она во многом уже собрана и обработана.
Современный подход требует стыковки баз данных по памятникам истории и культуры с геоинформационными технологиями и геоинформационной системой. Пока геоинформационные технологии не нашли широкого применения в интерактивных публикациях по истории и культуре. Но первые опыты в этой области уже есть, в частности, есть интерактивные карты на сервере «Музеи России». Через эту карту можно войти в музей. Сначала выходим в некий фрагмент города, затем – в музей Коломенское, потом зашли в сайт, посвященный Коломенскому, выбрали архитектурные памятники и конкретный объект.
Технически информационная система «Московские древности» может быть реализована в трех формах. Во-первых, это Интернет-сайт свободного доступа, во-вторых, это может быть локальная информационная система, которая предназначена для установки в читальных залах библиотек и других учреждений культуры. И, наконец, как раздел городской информационно-справочной системы, которая предназначена для установки в информатах на территории города.
© Информационное общество, 1999, вып. 4, с. 61 - 63.