О журнале
Рекомендации
Информационное обеспечение местного самоуправления
Копылов И.А., Русанова Т.В., Седунов Б.И.
Информационное обеспечение местного самоуправления
И.А. Копылов, член комиссии по экономике и информатизации Управы Зеленоградского административного округа г. Москвы
Т.В. Русанова, глава Управы Зеленоградского административного округа г. Москвы
Б.И. Седунов, советник Управы Зеленоградского административного округа г. Москвы, зав. кафедрой менеджмента и предпринимательства Московского института делового администрирования
И.А. Копылов, член комиссии по экономике и информатизации Управы Зеленоградского административного округа г. Москвы
Т.В. Русанова, глава Управы Зеленоградского административного округа г. Москвы
Б.И. Седунов, советник Управы Зеленоградского административного округа г. Москвы, зав. кафедрой менеджмента и предпринимательства Московского института делового администрирования
Говоря об информатизации общества, информатизации крупных городов, нельзя не вспомнить муниципальный район. Однако здесь существует ряд проблем. Советники районов были избраны в конце 1997 года, но до сих пор не определены их полномочия, а также полномочия муниципальных центров, не разделены функции собственников. Все знают, что существует тесная связь между экономикой и информатизацией. Если нет экономических рычагов, то информация как средство управления оказывается либо не нужной, либо запутывающей процесс управления.
Подмосковный Зеленоград, бывший центр микроэлектроники Советского Союза – это современный высокоинтеллектуальный город. Развитие компьютеризации здесь имеет особый смысл. Во-первых, можно использовать компьютеризацию для повышения эффективности управления районом. Во-вторых, это способ задействовать невостребованных сегодня инженеров. Поэтому Концепция социально-экономического развития района была тесно увязана с Концепцией информатизации.
На территории района переплетаются интересы различных организаций. Здесь и Водоканал, и МГТС, и Мосэнерго, причем они подчиняются Москве. А ведь именно районные власти должны управлять на своей территории.
Начинается реформа жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с ней жителям придется нести всю тяжесть содержания жилого фонда. Чтобы облегчить это бремя, Управа обязана быть эффективным посредником между жителями и мощными монопольными структурами, типа Водоканала и Мосэнерго. Решение этой социальной задачи потребует четкого контроля и учета ресурсов. Поэтому был создан компьютерный центр управления, приобретена современная техника, приглашены квалифицированные специалисты из фирмы Kraftway. Управа начала внедрять информатизацию с системы паспортного учета и регистрации граждан. Использование компьютеров в паспортных столах резко сократило очереди. Система паспортного учета стала базовой для компьютеризации района в целом. Освоенная методология переносится на паспортизацию жилого фонда, в основу которой положены принципы интеграции системы управления.
Принята концепция распределенной, растущей, все время изменяемой открытой сети, ведь в условиях низкой правовой культуры и экономической нестабильности нельзя строить какую-то законченную систему, в лучшем случае можно только распределить ответственность за ведение конкретных баз данных. В настоящий момент, используя разработки фирмы Kraftway, Управа приступила к следующему этапу – автоматизации диспетчерской службы.
Очень важна для городской Управы работа по совершенствованию системы адресной социальной помощи. При этом необходимо знать и учитывать потребности каждого жителя. Однако вновь возникает проблема взаимодействия с Москвой, так как социальная помощь оказывается не столько на уровне зеленоградской Управы, сколько на уровне московской Мэрии. С другой стороны, Управа лучше знает своих жителей и их потребности, здесь проще наладить четкий контроль и учет. Рано или поздно произойдет соответствующее распределение функций.
Местная пресса, кабельное телевидение позволяют Управе наладить конструктивный диалог с жителями. Наши школьники активно работают в Интернете, обретая вкус к современным технологиям. Тем не менее, осталось много нерешенных задач.
Первая – внедрение непрерывного образования. Быстрое изменение технологий приводит к тому, что пять лет обучения в высшем учебном заведении уже недостаточно, и, чтобы считаться специалистом, необходимо постоянно пополнять свои знания. Такую возможность предоставляет Интернет, когда знания в режиме on-line приходят прямо домой. В этой сфере перспективно использование узкополосных каналов связи. Например, американцы уже учатся в режиме on-line, получая по этим каналам на дом необходимую учебную информацию. Хочется верить, что вскоре дистанционное образование придет в Россию и позволит сократить разрыв в уровне образования столиц и периферии.
Вторая задача – занятость на дому. Заводы микроэлектроники Зеленограда, которые были гордостью Советского Союза, сегодня стоят. Необходимо найти работу для местных интеллектуалов. Единственный выход сегодня – дать им возможность участвовать во всемирном интеллектуальном процессе, подыскать себе работу по знаниям, в том числе и с помощью Интернета.
© Информационное общество, 1999, вып. 4, с. 57.