О журнале
Рекомендации
Поддержка идеи информационного общества горожанами и деловыми кругами
Орлов С.В.
Поддержка идеи информационного общества горожанами и деловыми кругами
С.В. Орлов, депутат Московской городской Думы, координатор деятельности Московской городской Думы по направлению "Информация, информатизация, связь, телекоммуникации и телевидение"
С.В. Орлов, депутат Московской городской Думы, координатор деятельности Московской городской Думы по направлению "Информация, информатизация, связь, телекоммуникации и телевидение"
Поддержка идей информационного общества населением, а в данном случае, если говорить о Москве, то жи-телями столицы, является одним из необходимых факто-ров создания этого самого информационного общества. Однако в настоящее время, к сожалению, нет объективных данных о степени осведомленности жителей Москвы об особенностях и возможностях информационного общества, а также о проблемах, которые оно с собой несет. Однако существуют обобщенные результаты обследований, предпринятых по этой теме в целом ряде стран мира (Бельгия, Великобритания, Дания, Ирландия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Финляндия, Франция, Япония), где информационное общество уже достаточно продвинулось в своем развитии – по крайней мере, на уровне принятия стратегических государственных решений и внедрения конкретных информационных и коммуникационных технологий. Среднестатистическая картина примерно такова:
- персональный компьютер использует лишь 1 из 5 взрослых людей;
- Интернет или аналогичные сети использует 1 из 20 взрослых;
- ни Интернета, ни каких-то других сетей не используют 98% населения небольших городов, удаленных от центра;
- информированность граждан о технологиях, необходимых для интеграции в информационное общество, очень невелика;
- целые группы населения не имеют практически никакого представления о том, что такое информационные технологии и, тем более, – информационное общество;
- там, где появляется доступ к технологиям, немедленно начинает развиваться процесс их использования;
- большинство населения считает, что новые технологии важны для молодого поколения, поэтому позитивно настроены по отношению к инициативам, направленным на приобщение к компьютерам детей;
- некоторое количество людей считают полезной практику электронных транзакций и проявляют к ним интерес (например, сами хотели бы пользоваться виртуальным магазином);
- большинство горожан считает, что влияние информационных и коммуникационных технологий на их жизнь будет скорее положительным, нежели отрицательным.
Гораздо более подготовлены к жизни в информационном обществе представители делового мира. Данные здесь впечатляют гораздо больше, однако об идеальной ситуации также не свидетельствуют:
- 90% опрошенных ответили, что слышали об услугах, предоставляемых в режиме on-line (по сравнению с 43% обычного населения);
- 75% коммерческих компаний имеют модемы;
- 50% компаний используют электронную почту;
- 4 из 10 компаний имеют доступ к Интернету или используют технику с цифровым программным управлением;
- 33% менеджеров слышали об информационном обществе (по сравнению с 43% населения);
- среди приоритетных проблем для руководителей компаний информационные и коммуникационные технологии занимают не первое место – гораздо важнее для них налоги и конкуренция;
- многие признают, что навыки в использовании информационных технологий столь же важны, как финансовая и маркетинговая подготовка;
- к компаниям, придающим большое значение использованию информационных технологий, относятся, в первую очередь, крупные и, в основном, действующие в сфере производства или финансов;
- не проявляется особой озабоченности тем, что навыки использования информационных и коммуникационных технологий у сотрудников могут отстать от необходимого уровня – значительно выше эта озабоченность по поводу инновационных и маркетинговых навыков;
- чуть больше половины респондентов считает, что информационное общество создаст больше рабочих мест, чем разрушит.
Таково положение дел в достаточно высокоразвитых странах. Очевидно, что в российских городах оно отнюдь не лучше. При этом необходимо учитывать, что наряду с созданием информационной и коммуникационной инфраструктуры, государственной поддержкой, совершенствованием системы образования, развитием производства информационных продуктов и услуг одной из важнейших составляющих стратегии интеграции в информационное общество является поддержка его идеи населением и деловыми кругами и активное участие последних в формировании этого общества.
Для того, чтобы такая поддержка и такое участие стали возможны,
- горожане и предприятия должны осознать преимущества использования новых технологий;
- осознание должно перейти в практическое использование;
- должен быть облегчен доступ к средствам коммуникации и технологиям;
- использование новых возможностей позволит сформировать новую среду, в которой информационное общество получит устойчивое развитие.
Население города и каждого его района должно быть осведомлено об особенностях воздействия информационной революции на жизнь людей. У горожан необходимо выработать убежденность, что возникающие в процессе становления информационного общества возможности могут быть реализованы, если каждый будет в этом процессе участвовать.
В качестве основных групп «проводников» информационного общества эксперты определяют следующие:
- лица, определяющие политику развития города;
- лидеры общественного мнения;
- учителя, преподаватели;
- молодежь,
- СМИ, и, в особенности, телевидение.
Для обеспечения поддержки и участия необходимо решить ряд основных задач.
Задача 1. Изучение и анализ общественного мнения.
Необходимо иметь данные опросов не только всего населения, но и отдельных слоев – политических, хозяйственных, творческих и т.д.
Задача 2. Обеспечить высокий уровень понимания населением потенциала информационного общества для жизни и работы.
Для этого нужно организовать одну или несколько комплексных публичных общегородских кампаний по информированию населения, в которых были бы обозначены целевые программы, направленные на:
- подготовку вышеперечисленных групп «проводников» информационного общества;
- работу с группами населения с меньшей способностью адаптации к новым идеям (люди, занятые в традиционных секторах экономики или занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью; домохозяйки; безработные, ветераны, люди пожилого возраста).
Задача 3. Обеспечить для каждого горожанина и предприятия удобный и приемлемый по цене доступ к информационным сетям и услугам.
Для этого необходимо:
- создать точки публичного доступа к сетям передачи знания и информации в библиотеках, школах и других общественных заведениях;
- развивать общегородские телекоммуникационные информационные сети и системы;
- использовать финансовые инструменты для усиления заинтересованности предприятий и семей в приобретении компьютеров и информационных приложений, разработать гибкую систему скидок.
Задача 4. Обеспечить эффективную систему информирования потенциальных пользователей, в первую очередь, предпринимательского сектора о новейших разработках в области информационных и коммуникационных технологий, их возможностях и влиянии на характер производства в ближайшем будущем.
Решение этой задачи возможно на основе специальной кампании, направленной на:
- разъяснение предприятиям преимуществ использования новых технологий для повышения конкурентоспособности и эффективности производства;
- идентификацию групп предприятий, обладающих меньшей реактивностью с точки зрения адаптации к новым технологиям, и работу с этими группами.
В рамках деятельности по популяризации информационного общества в первую очередь необходимо:
- создать специальную комиссию из представителей органов власти города и специалистов для подготовки кампаний, нацеленных на обеспечение поддержки идеи информационного общества представителями бизнеса, с одной стороны, и населением, с другой стороны;
- учредить общегородской конкурс или ряд конкурсов, направленных на популяризацию использования информационных и коммуникационных технологий;
- привлечь СМИ, включая кабельное телевидение, для регулярной публикации статей и выпуска программ по проблемам информационного общества. Кабельное телевидение по своей природе более интерактивно, чем городское, что позволяет его очень эффективно использовать для популяризации идей информационного общества;
- демонстрировать населению преимущества информационных и коммуникационных технологий путем реализации пилотных проектов, благодаря которым можно в повседневной жизни убеждаться в преимуществах информационного общества.
Для экономической стимуляции внедрения средств вычислительной техники и информационных и коммуникационных технологий в повседневную жизнь и работу упомянутая комиссия должна в сотрудничестве с соответствующими департаментами правительства города:
- определить сферы, которые могут претерпеть существенные изменения в процессе развития информационного общества;
- разработать конкретные механизмы для стимуляции различных категорий пользователей (бизнесменов, населения, учителей, школьников и т. д.);
- разработать механизм кредитования пользователей вычислительной техники и информационных и коммуникационных технологий (с учетом опыта работы в этой области Правительства Москвы);
- обеспечить прозрачность нормативной базы информационного общества. Необходима четкая система законодательных актов, на которых будет базироваться все развитие информационного общества.
На наш взгляд, перечисленные меры позволят обеспечить поддержку нарождающегося информационного общества широкими слоями населения и наиболее активными членами общества – предпринимателями.
© Информационное общество, 1999, вып. 4, с. 35 - 36.