О журнале
Рекомендации
Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России
Емельянов Г.В., Стрельцов А.А., Лепский В.Е.
Г.В. Емельянов, В.Е. Лепский, А.А. Стрельцов
Введение
В настоящее время информационная сфера становится такой же важной составляющей общественной жизни как экономическая, внешнеполитическая, военная, правоохранительная и другие сферы. Это обусловлено, прежде всего, следующими основными причинами.
Во-первых, после появления компьютера, современных информационных технологий информация на практике превратилась в значительный экономический ресурс общества.
Еще сто лет назад английский экономист А. Маршалл предложил включать информацию в состав капитала. «Значительную часть капитала составляют знания и организация. Знания – это наш самый мощный двигатель производства», писал он в одной из своих работ в 1890 году [1]. «В подавляющем большинстве отраслей технические знания и навыки становятся с каждым днем все менее существенными по сравнению с такими качествами, как способность правильно принимать решения, оперативность, находчивость, осторожность и настойчивость в осуществлении цели». Он утверждал, что когда высокоодаренный человек оказывается во главе предприятия, он быстро умножает его капитал, а тот, кто, обладая малыми способностями, распоряжается крупным капиталом, вскоре его теряет. «В то время как роль, которую играет в производстве природа, обнаруживает тенденцию к сокращению отдачи, роль, которую играет в нем человек, обнаруживает тенденцию к возрастанию отдачи. Закон возрастающей отдачи: увеличение объема затрат капитала и труда обычно ведет к усовершенствованию организации производства, что повышает эффективность использования труда и капитала». Сейчас пришло время убедиться в его правоте.
Как отмечено в работе [2], совокупный спрос сдвигается в сторону информационных потребностей, которые все больше индивидуализируются. В США за 1980–1992 гг. доля расходов на информацию возросла в совокупном потребительском спросе с 9,9% до 12,5%, а на продукты питания уменьшилась с 19,9% до 16,6%. Аналогичные изменения происходят и в других развитых странах.
Совокупное предложение сдвигается в сторону увеличения производства информационных товаров и услуг. Появляются новые продукты и новые услуги, новые отрасли, новые специальности и новые рабочие места. В результате создание и распространение, обновление и применение информации происходит опережающими темпами по сравнению с использованием любых других ресурсов. По оценкам некоторых специалистов, в 2000 году до 60% рабочих мест в развитых странах будет связано с производством и обменом информацией.
Все более значительным становится информационный рынок (компьютерный рынок, рынок телекоммуникаций, информационно-коммуникационных технологий, программных продуктов и знаний, рынок информационных услуг в финансовой сфере). Уже в 1995 году объем сделок на нем составил 2 трлн. долл. Этот рынок растет быстрее, чем рынок любых других товаров и услуг, и в ближайшее время превысит по своему объему нефтяную отрасль и энергетику.
Во-вторых, одновременно информация стала реальным социальным ресурсом. Она активно используется для адаптации человека к жизни в условиях постоянно возрастающей интенсивности развития общества, обеспечения своевременного реагирования общества на постоянно возникающие новые вызовы. В современном мире человек постоянно сталкивается с чем-то новым, неожиданным. Исчезают прежние и появляются новые виды профессиональной деятельности. Институциональная структура общества изменяется на протяжении жизни одного поколения. В России это особенно заметно. Индивидуумы вынуждены жить в условиях неопределенности, и только информация способна помочь им приспособиться к этим изменениям, выработать новые стереотипы поведения, соответствующие новым обстоятельствам.
Современные средства связи и обработки информации создали принципиально новые условия существования человечества, что обусловило появление грандиозного проекта объединения национальных информационных и телекоммуникационных систем в глобальную информационную инфраструктуру. Реализация проекта позволит каждому человеку на планете, независимо от места его нахождения, общаться с другими людьми, получать доступ к информации. Трудно переоценить последствия создания такой инфраструктуры для прогресса всего человечества. Очевидно, что человечество вплотную подошло к началу эпохи формирования мирового информационного сообщества.
В-третьих, внедрение современных информационных технологий во все сферы общественной жизни существенно повысило зависимость безопасности общества, каждого конкретного человека от надежности функционирования информационной инфраструктуры, достоверности используемой информации, ее защищенности от несанкционированной модификации, а также противоправного доступа к ней. Нетрудно представить себе последствия аварий информационно-телекоммуникационных систем управления трубопроводами, энергосистемой, экологически опасными производствами, системы управления спутниковой связью или железнодорожным сообщением. Человечество становится заложником сложности используемых информационных технологий, способности обеспечить их безопасное использование.
Особое место в информационной сфере общества занимают индивидуальное, групповое и массовое сознание людей, которое все в большей степени подвергается агрессивным информационным воздействиям, что в ряде случаев наносит ущерб психическому и нравственному здоровью граждан, разрушает моральные нормы жизни общества, приводит к дестабилизации социально-политической обстановки.
Защита индивидуального, группового и массового сознания российских граждан от противоправных информационных воздействий составляет основное содержание деятельности по обеспечению информационно-психологической безопасности России – этого относительно нового и еще недостаточно разработанного направления обеспечения информационной безопасности.
Как показывает анализ литературы [3–11], в данной области в настоящее время отсутствуют устоявшиеся представления как об объектах информационно-психологической безопасности, так и о возможных угрозах этим объектам. Следствием этого является отсутствие четко очерченного объекта и предмета обеспечения безопасности, приводящее к неоправданному вторжению в другие области знаний (экологию, медицину и др.), а также к не всегда обоснованному выбору методов регулирования складывающихся в этой области общественных отношений.
Содержание проблемы и методологический подход к ее решению
Представляется, что при определении объекта и предмета обеспечения информационно-психологической безопасности России необходимо исходить из того, что в настоящее время основным правовым актом, определяющим границы безопасного состояния индивидуального, группового и массового сознания, является Конституция Российской Федерации. Она предоставляет гарантии «свободы совести, вероисповедания, мысли и слова, массовой информации, литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания» (ст. 44), свободы «получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ст. 29, п. 4), а также накладывает два ограничения на эти конституционные гарантии, требуя предотвращения «пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (ст. 29, п. 2) и предоставляя возможность ограничения конституционных прав и свобод граждан федеральным законом «в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ст. 55, п. 3).
По существу, две выделенные ограничительные нормы Конституции создают основу для определения объектов обеспечения информационно-психологической безопасности, выявления угроз этой безопасности и формирования государственной политики России в области противодействия этим угрозам. При этом общим принципом выявления угроз информационно-психологической безопасности должна быть возможность анализируемых факторов стать источником потенциальной опасности для обеспечения реализации выделенных выше конституционных норм.
Сфера индивидуального сознания. Основным объектом обеспечения информационно-психологической безопасности в сфере индивидуального сознания является способность человека адекватно воспринимать окружающую действительность, свое место во внешнем мире, формировать в соответствии со своим жизненным опытом определенные убеждения и принимать решения в соответствии с ними.
В этом случае основной угрозой его индивидуальному сознанию будет нарушение этой способности путем применения к человеку без его согласия средств и способов воздействия на его подсознание и сознание. Данная угроза может проявляться в виде целенаправленно осуществляемых посторонними людьми и неосознаваемых человеком воздействий на психические структуры его подсознания (например, так называемый «25-й кадр») или сознания, открывая возможность для «силового» изменения его психических реакций и поведения.
С этой точки зрения существенную опасность индивидуальному сознанию граждан представляют интенсивно действующие в России религиозные секты и группы, проповедующие фанатизм, экстремизм и человеконенавистничество. Совершаемые в этих сектах и группах ритуалы, как правило, направлены на противоречащее нормам общественной нравственности изменение мотивационных установок их членов, формирование стереотипов асоциального поведения, опасную коррекцию психики.
Одним из источников угроз индивидуальному сознанию российских граждан, многие из которых находятся за чертой бедности и не имеют устойчивых средств к существованию, является агрессивная реклама дорогостоящих товаров, навязывающая установки на вхождение в «великосветскую элиту» любыми способами. Возможно, именно это способствует росту преступности, ее ожесточению, привлечению в криминальный мир молодежи.
Не менее опасными являются представители «оккультных наук», в изобилии предлагающие гражданам свои услуги «по снятию сглаза и порчи», «возвращению любимых», «привороту на крови» с «гарантией 200%». Многие из этих «специалистов» не имеют необходимого медицинского образования, вследствие чего их деятельность также может нанести вред психическому здоровью граждан.
Следствием проявления данной угрозы может быть как нарушение психического здоровья людей (ст. 41, п. 1 Конституции РФ), так и действия граждан во вред интересам общества и государства (ст. 55, п. 3).
Сфера группового сознания. Основными объектами информационно-психологической безопасности в сфере группового сознания являются общие интересы группы, составляющие цель ее создания, принятые и осознанные членами группы и отраженные в их индивидуальном сознании правила поведения, их способность к удовлетворению этих интересов и достижению поставленной цели и готовность к противодействию существующим угрозам этим интересам. В соответствии с Конституцией РФ граждане имеют право свободно объединяться (ст. 30, п. 1). Исключение составляют общественные объединения, «цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ст. 13, п. 5). Защита права создания общественных объединений, создание условий для его реализации является необходимым условием формирования гражданского общества.
Угрозы групповому сознанию могут проявляться в виде противоправных информационных воздействий со стороны других групп, общественных или государственных организаций с целью разрушения общности интересов группы, созданию трудностей на пути реализации этих интересов, дискредитации членов группы, оказания психологического давления на них.
Источниками угроз групповому сознанию являются недобросовестная конкуренция со стороны других групп, криминальные «переделы» собственности, конфронтационные отношения между религиозными конфессиями, этническими группами.
Следствием проявления этих угроз может явиться распад группы, нарушение взаимодействия с другими группами, общественными и государственными организациями, т. е. по существу, препятствие реализации упомянутой выше статьи Конституции РФ.
Сфера массового сознания. Основными объектами информационно-психологической безопасности в сфере массового сознания являются его консервативная и динамическая составляющие.
Консервативная составляющая массового сознания образуется совокупностью:
- общих интересов больших масс граждан (социальных групп или классов, национальных образований, наций, народов, населения страны в целом, которые можно назвать групповыми ассоциациями);
- признаваемых ими культурных, духовных и нравственных ценностей, сформировавшихся нравов, устанавливающих общественно допустимые правила поведения и образ жизни, отраженных в индивидуальном и групповом сознании составляющих групповые ассоциации элементов;
- готовности этих ассоциаций к противодействию существующим угрозам этим интересам, ценностям и нравам.
Конституцией РФ гарантируется «свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28), а также устанавливаются гарантии права всех народов на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ст. 68, п. 3), прав коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69).
Угрозы этой составляющей массового сознания реализуются в виде насильственного насаждения чуждых данной ассоциации интересов, ценностей и нравов. Следствием их проявления может быть разрушение нравственного здоровья ассоциации, установившихся общественных отношений и ее распад как единого целого.
Динамическая составляющая массового сознания той или иной человеческой ассоциации образуется совокупностью отражений информации о социально важных событиях в консервативную составляющую и вызывает у людей соответствующую эмоциональную оценку этих событий.
Угрозы динамической составляющей массового сознания заключаются, прежде всего, в искажении информации о происходящих событиях, манипулировании данной информацией с целью формирования необходимой эмоциональной оценки заданных событий. Следствием проявления этих угроз является нарушение адекватного консервативной составляющей массового сознания данной человеческой ассоциации восприятия окружающей действительности. Неадекватность восприятия в зависимости от установившихся стереотипов поведения в данной ассоциации может проявляться в форме социальной апатии или агрессивности по отношению к внешнему миру.
Источниками угроз массовому сознанию в условиях продолжающегося экономического кризиса и неразвитости гражданского общества в России являются неопределенность нравственных ценностей, защищаемых государством, несогласованность действий органов государственной власти и общественных организаций, предпринимаемых в данной области, отсутствие заметных успехов в области проведения экономических и социально-политических преобразований российского общества, социальной направленности этих преобразований.
Система обеспечения информационно-психологической безопасности
Обеспечение информационно-психологической безопасности предполагает формирование соответствующей системы противодействия выделенным угрозам. В самом общем случае можно выделить три основные составляющие этой системы: нормативно-правовую, организационную и технологическую.
Нормативно-правовая составляющая обеспечивает формирование и совершенствование системы правовых норм противодействия угрозам информационно-психологической безопасности и механизмов их реализации. Она образуется совокупностью нормативных правовых актов, других нормативных документов, регулирующих отношения в области выявления угроз безопасности индивидуального, группового и массового сознания граждан и противодействия этим угрозам, обеспечивающего реализацию конституционных прав и свобод, их законных ограничений, охрану психического здоровья граждан, сохранение социального спокойствия в обществе.
Развитию нормативной правовой основы обеспечения информационно-психологической безопасности уделяется достаточно большое внимание. Например, подготовлены и активно обсуждаются в комитетах Государственной Думы Российской Федерации проекты федеральных законов «Об информационно-психологической безопасности» и «О безопасности психосферы человека», направленные на формирование правовой основы обеспечения безопасности психики человека, духовной жизни общества и интересов государства.
Организационная составляющая системы обеспечения информационно-психологической безопасности устанавливает функциональную структуру общественных организаций и государственных органов, занимающихся реализацией правовых норм в данной области, и отношения между ними, а также между этими организациями и органами, с одной стороны, и гражданином – с другой. Представляется, что важнейшей частью организационной составляющей системы должны быть соответствующие структуры гражданского общества.
Организационная составляющая системы обеспечения информационно-психологической безопасности является важной частью общей системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, контуры которой достаточно подробно изложены в проекте Доктрины информационной безопасности России [12]. Представляется, что система обеспечения информационно-психологической безопасности в значительной степени должна строиться на основе тесного взаимодействия главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также общественных организаций, занимающихся в установленном законом порядке деятельностью в данной области и встроенных в структуру гражданского общества.
Технологическая составляющая рассматриваемой системы обеспечивает возможность свободного и безопасного информационного обмена между гражданами, членами групп и групповых ассоциаций и предотвращения противоправного информационного воздействия на них. Она должна обеспечить возможность своевременного выявления возникающих угроз информационно-психологической безопасности личности, общества и государства, оценку возможного и нанесенного ущерба этой безопасности и организацию эффективного противодействия данным угрозам.
Кадровая составляющая призвана обеспечить формирование и поддержание достаточного кадрового потенциала общества и государства для эффективного функционирования системы обеспечения информационно-психологической безопасности.
Основные проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности
Можно выделить наиболее важные проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности.
Прежде всего, разработку основ государственной политики в этой области. Сложность проблемы во многом обусловлена специфичностью объекта и предмета обеспечения безопасности. Представляется, что общественные отношения, складывающиеся в области создания условий для формирования и развития духовной сферы человека и общества, обеспечения безопасности этих процессов, в значительной степени должны регулироваться обществом самостоятельно путем установления и поддержания критериев нравственности, общественно допустимых стереотипов поведения граждан и механизмов общественного воздействия на нарушителей установленных правил. В то же время государство с помощью публичного права должно обеспечить предотвращение наиболее общественно опасных деяний в этой области. Ошибки в установлении границы между этими группами отношений приводят, с одной стороны, к недостаточной эффективности правовой защиты личности, общества и государства, дискредитации власти, а с другой – к отсутствию достаточного внимания к созданию необходимых для решения проблемы общественных институтов.
Не менее сложной проблемой является совершенствование системы массовой информации, оказывающей наиболее существенное влияние на индивидуальное, групповое и массовое сознание. Существо проблемы применительно к рассматриваемой проблематике заключается, прежде всего, в том, что, с одной стороны, отсутствуют достаточно эффективные механизмы воздействия общества на средства массовой информации в интересах защиты общественной нравственности, психического здоровья граждан, общественного спокойствия, а с другой – органами государственной власти медленно проводится работа по формированию открытых информационных ресурсов, обеспечивающих гражданам возможность самостоятельного получения достоверной и полной информации о наиболее значимых событиях общественной жизни, деятельности органов власти по противодействию угрозам безопасности общества и государства.
Значительные трудности возникают при оценке ущерба психическому здоровью граждан. Во многом они связаны с отсутствием достаточного технологического инструментария решения данной задачи, необходимого методического аппарата определения и фиксации характеристик психики конкретного человека, динамики их изменения, выявления причин наступления негативных тенденций. Это особенно важно для проведения судебных экспертиз по фактам неправомерных воздействий на психическую сферу человека. Важным представляется и создание комплексов методик и средств повышения устойчивости психики к негативным информационным воздействиям, в том числе и оказываемым по каналам массовой информации.
Наконец, отдельной проблемой является формирование системы подготовки кадров для осуществления профилактических работ в рассматриваемой области, в области проведения экспертиз, осуществления конкретных мероприятий по формированию необходимого нормативного правового и технологического обеспечения.
Таким образом, обеспечение информационно-психологической безопасности Российской Федерации является сложной и актуальной проблемой, от решения которой во многом зависит нетолько информационная безопасность страны, но и национальная безопасность России в целом.
Литература
1. Маршалл А. Принципы политической экономии.
//М., 1983. Т. 1–3
2. Костюк В. Н.. Информация как социальный и экономический ресурс // М., 1997.
3. Аносов В. Д., Лепский В. Е. Исходные посылки проблематики информационно-психологической безопасности / Проблемы информационно-психологической безопасности. // М.: Институт психологии РАН, 1996. С. 7–11.
4. Информационно-психологические проблемы безопасности личности и общества /Тезисы докладов научно-практического семинара. Санкт-Петербург, 26–27ноября 1997 г. // СПб.: Академия национальной безопасности (СПб). 42 с.
5. Лопатин В. Н. Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации (проект). // М.: Издание Государственной Думы, 1998. 159 с.
6. Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А. В. Брушлинского и В. Е. Лепского. // М.: Институт психологии РАН, 1996. 100 с.
7. Психология и безопасность организаций / Под ред. А. В. Брушлинского и В. Е. Лепского. // М.: Институт психологии РАН, 1997. 104 с.
8. Психоэкология России. Проблемы безопасности информационного пространства и психосферы страны / Материалы совещания рабочей группы и актива по разработке законодательства в сфере информационно-психологической безопасности 6 февраля 1997 г., Санкт-Петербург / Под ред. А. А. Бойцова, А. А. Бухтоярова, А. Н. Хлуновского // СПб.: Институт медико-психологических проблем. 47 с.
9. Смолян Г. Л., Зараковский Г. М., Розин В. М., Войскунский А. Е. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). // М.: Институт системного анализа РАН, 1997. 52 с.
10. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты // М., 1998.
11. Прохоров Е. П. Журналистика и проблемы массово-информационной безопасности // Вестник МГУ. Сер.10. «Журналистика», 1996, № 1.
12. Стрельцов А. А. О концепции информационной безопасности России // Информатика и вычислительная техника, 1995, вып. 3–4.
Об авторах:
Емельянов Геннадий Васильевич - кандидат физико-математических наук, сотрудник Аппарата Совета Безопасности Российской Федерации
Лепский Владимир Евгеньевич - начальник отдела Института психологии РАН
Стрельцов Анатолий Александрович - профессор, доктор технических наук сотрудник Аппарата Совета Безопасности Российской Федерации
© Информационное общество, 1999, вып. 3, с. 47 - 51.