Существующие модели построения информационного общества
Вершинская О.Н.

Существующие модели построения информационного общества

О.Н. Вершинская





Сегодня государственная политика в области построения информационного общества (ИО) определяется преимущественно не в масштабе отдельной страны, а на трансъевропейском и глобальном уровнях. В основе национальной политики стран Европы – общие принципы, разработанные на встрече Большой Семерки в феврале 1995 года в Брюсселе:
  • содействие динамичной конкуренции в области развития телекоммуникаций;
  • поощрение частных капиталовложений в развитие информационной инфраструктуры;
  • участие в разработке гибкого, способного к адаптации, законодательства в сфере информатизации;
  • обеспечение открытого доступа к информационным сетям;
  • содействие предоставлению гражданам эффективных и доступных информационных услуг;
  • участие в обсуждении международных проблем построения глобального ИО.

Однако каждая страна реализует эти принципы по-разному, причем ее план информатизации страны, включения в глобальное ИО будет успешным настолько, насколько точно он базируется на отраслях, где данное государство имеет максимальные преимущества перед другими странами, выпуская наиболее конкурентоспособную продукцию.

Анализ национальных планов информатизации позволяет выделить ключевые факторы, определяющие различия между ними и основные дискутируемые проблемы. К ним относятся:
  • макроэкономическая политика государства в контексте формирования ИО;
  • особенности идеологии построения ИО;
  • специфика законодательства, обеспечивающего (или тормозящего) движение к ИО;
  • характеристики национальной культуры и менталитета, определяющие развитие ИО.

Ниже представлены основные модели информатизации, выделенные на базе этих факторов.

1. Западная модель информатизации
Обычно рассматривают две модели информатизации: западную и азиатскую. Западной моделью информатизации называют путь, по которому идут индустриально развитые страны. Однако в его рамках, используя ранее выделенные факторы, следует отделить путь, по которому идет континентальная Европа, от американо-английского пути.

1.1. Европейский путь
Основное в макроэкономической политике ЕС – поиск некоего баланса между полным контролем со стороны государства и беспределом рынка, динамическое сочетание правительственных и рыночных сил с учетом того, что роль каждой из них может меняться во времени. Этот подход тем более оправдан, что ключевым элементом программы европейской интеграции является понятие «социальная Европа», ибо такова самоидентификация и самоопределение этого региона и именно в этой плоскости лежат основные различия между американской и европейской моделями информатизации. Этот подход к роли государства в процессе информатизации выражен в резолюции ЕС от июня 1993 года, которая затем превратилась в Белую Книгу. Здесь присутствует некий баланс интересов между рыночной ориентацией и социальным обслуживанием, однако следует помнить, что этот документ был написан под влиянием социал-демократических взглядов Жака Делора. Подобный подход отражен в отчете датского Правительства «Информационное общество 2000», где подчеркивается, что рынку нельзя позволить взять контроль над стратегией разработки инфомагистралей, однако эта стратегия должна учитывать возможности рыночных сил.

В шведском правительственном отчете 1994 года «ИТ – крылья человеческим возможностям», написанном при консервативном правительстве, предлагается введение переходного периода, во время которого правительство берет руководство на себя и является гарантом интересов не только рынка, но и индивидуумов.

Ведущая роль правительства заложена и во французском отчете, в котором предлагается вернуться к прошлому опыту Минитель, распространив его всех граждан.

Отдел телекоммуникаций испанского правительства также занимает похожую позицию, считая, что роль правительства заключается в обеспечении перехода от услуг для элиты к услугам для всех, и, прежде всего, в отраслях телеобразования и телемедицины.

В то же время ЕС сегодня делает большой упор на необходимость либерализации и приватизации производства ИТТ, особенно в области телекоммуникаций. Неолиберальный подход имеет все большее число сторонников в последние 10 лет в связи с падением социализма в Восточной Европе. Этот подход особенно четко прозвучал в отчете ЕС 1994 года, подготовленном под руководством М. Бангеманна, где указано, что роль государства – в защите сил конкуренции и в гарантии политического одобрения ИО, а задача частного сектора и рыночных сил – финансирование ИО. В отчете не объясняется, кто именно и почему будет заботиться об образовании и науке, следить за тем, чтобы большая часть населения не оказалась вне ИО. Он вызвал осуждение научной европейской общественности, так как отражал преимущественно интересы крупного бизнеса.

Основные дискуссии при обсуждении идеологии построения ИО в Европе ведутся по следующим вопросам:
  • политика в области приватизации и либерализации телекоммуникаций;
  • развитие универсального обслуживания (universal service);
  • что развивать сначала: сети или услуги, техническое или социально-информационное обеспечение.

Политика в области приватизации и либерализации телекоммуникаций. Для большинства европейских стран проблема приватизации уже решена, споры идут о политике либерализации телекоммуникаций, которая уже более десяти лет является центральной проблемой в области телекоммуникаций. И сегодня это один из спорных вопросов, обсуждаемых на международном уровне при решении задач построения ИО. Это стало очевидным во время встречи Большой Семерки в Брюсселе в 1995 году, когда США безуспешно пытались добиться действий по скорейшей либерализации европейского рынка.

Во Франции проблема либерализации старательно игнорируется, так как она не согласуется с французским планом централизованного развития инфраструктуры ИО. Нидерланды стремятся стать самой либерализованной страной в Европе вместе с Великобританией, Швецией и Финляндией, чтобы занять прочное место в европейском и мировом разделении труда. В Дании либерализация идет с большой скоростью, однако эта проблема не относится к числу основных инициатив в области ИО. В шведском плане развития ИО проблема либерализации даже не затрагивается, так как страна уже давно считает себя либерализованной.

Развитие универсального обслуживания. Сегодня в большинстве развитых стран принцип универсального обслуживания уже существует в области телефонии, причем на достижение такого результата ушли годы. Этот принцип предполагается распространить на новые сети и их услуги. Четкое определение понятия «универсальное обслуживание» все еще отсутствует, однако цель эта ставится всеми программами, так как высказывается серьезная озабоченность возрастанием проблемы неравенства в ИО, когда большинство населения может оказаться за бортом ИО.

Что развивать сначала – сети или услуги? Будут ли построены необходимые сети после того, как появились услуги и спрос на них? Или необходимо построить сети для того, чтобы развивались услуги? Разные страны по-разному отвечают на этот вопрос. Однако в Европе превалирует мнение, что движущим фактором является развитие услуг. Эта сложная проблема имеет и другую сторону, с политической окраской – монополии против конкуренции, так как строительство новых сетей все еще является прерогативой небольшого числа операторов в большинстве стран.

В шведском плане построения ИО проблема «сети или услуги» даже не поднимается, разговор идет только об услугах. В датском и голландском планах эта проблема не играет большой роли, а вот в английском и французском планах она является центральной, в этих документах утверждается, что именно строительство сетей – путь к развитию услуг. Для Франции такой взгляд – это урок ее исторического опыта, прежде всего, опыта Минитель.

Особенности законодательства – один из факторов, по которому четко дифференцируется европейская и американская модели развития ИО. Адекватная законодательная база, учитывающая как национальные, так и международные требования развития ИО, считается сегодня ключевым фактором извлечения максимальной выгоды из потенциала ИТТ.

По мнению экспертов, существующее в Европе законодательство во многом тормозит развитие ИО. Континентальная Европа имеет более жесткое законодательство в области регулирования рынка труда, продуктов и услуг, чем США и Великобритания. Здесь главная цель – защита существующих рабочих мест и блокировка создания новых рабочих мест, что не способствует развитию новых отраслей. В континентальной Европе, в отличие от США, личная инициатива регламентируется.

Законодательство в области оплаты труда в передовых отраслях также имеет большое значение. В большинстве стран континентальной Европы дифференциация в оплате труда осталась прежней, а в Германии она даже сократилась. Высокая минимальная оплата труда, сильные профсоюзы, централизованное обсуждение проблем оплаты труда и высокие социальные выплаты обеспечили высокие стандарты в Европе. Тем не менее, уровень безработицы здесь выше, чем в США и Великобритании – странах с высокой отраслевой дифференциацией доходов.

Говоря о моделях информатизации, нельзя не упомянуть о таком важном факторе, определяющем страновые различия, как национальные и культурные особенности. Как показывает практика, спрос на отдельные технологии во многом определяют именно культурные факторы национального, регионального и локального характера. В то же время исследования в области «культура, ИТТ и социально-экономическое развитие» только начинаются, так как их символом является интеграция. Границы этой проблематики очень широки – это культура организации и культура управления, культура труда, принятые нормы восприятия и использования информации, и многое другое. Каждая страна характеризуется своими особенностями использования частот, степенью использования электронной почты, факсов и пр., своими аудиториями для разных видов технологий, своими моделями адаптации новых ИТТ. Известно, например, что в Германии до настоящего времени слабо распространена электронная почта. Известно также, что европейские теле- и радиопрограммы, а также рынок видеофильмов находятся под большим американским влиянием. Число производимых в Европе фильмов и сериалов падает, их место занимает американская продукция. Роль средств массовой информации в поддержании национальной идентичности все чаще становится темой для обсуждения.

В целом европейский подход к информатизации ориентирован на функциональное и практическое информирование жителей, а не на развлечения, как в США. Однако здесь необходимо отметить, что сама инициатива информатизации домохозяйств не имеет в Европе такого большого размаха, как в США.

1.2. Американо-английский путь развития ИО

Этот путь определяется общей моделью социально-экономического развития, когда функции государства сводятся к минимуму, а деятельность частных лиц – к максимуму. Перевес частной инициативы во всех проявлениях развития – это именно американский путь, в то время как в континентальной Европе всегда была сильна роль государства. В сфере информатизации американское влияние в мире всегда было доминирующим. Предвыборная инициатива 1993 года Клинтона-Гора, основанная на идее строительства информационных супермагистралей и создании национальной и глобальной информационной инфраструктуры с целью усиления экономического развития страны, лежит сегодня в основе всех существующих национальных моделей развития ИО в мире.

В посттетчеровской Великобритании, в которой превалирует мнение о том, что государство должно как можно меньше вмешиваться в процесс развития ИО, роль государства ограничивается созданием условий для расцвета рыночных сил. Путь, избираемый Великобританией, максимально близок к американскому, поэтому правомерно говорить об англо-американской модели развития ИО. Девиз – оставить все в руках частного сектора и сил рынка, полная либерализация рынка ИТТ с акцентом на техническое обеспечение – создание сетей и информационных супермагистралей. В центре «урагана либерализации» находится сектор телекоммуникаций. Проблеме защиты новых структур на этом рынке придается первостепенное значение.

Роль государственного управления в сфере телекоммуникаций очень мала. Именно сейчас, когда электронные коммуникации могут все больше способствовать установлению многих социальных, политических и культурных связей, сама необходимость общественного контроля ставится под вопрос. Однако в последние годы американская администрация старается все больше внимания уделять социальной ориентации при развитии информационных супермагистралей.

Вопрос о том, что развивать сначала, сети или услуги, столь актуальный в континентальной Европе, не стоит для США и Великобритании. Здесь господствует мнение о том, что необходимо сначала построить сети для того, чтобы развивались услуги.

Проблема развития универсального обслуживания играет важную роль во всех планах информатизации, особенно в США. Универсальное обслуживание призвано играть роль противовеса возможным антисоциальным элементам политики либерализации, направленной на улучшение качества услуг и снижение их цены для деловых потребителей, а не для населения. За счет введения универсального обслуживания делается попытка уравновесить эту ситуацию.

Влияние существующего законодательства на развитие ИО приобретает ярко выраженные экономические последствия. В США и Великобритании, где имеется гибкий рынок труда, а также гибкий рынок продуктов и услуг, легче, чем в континентальной Европе, совершить переход от увядающих отраслей экономики к перспективным. Дифференциация в оплате труда с начала 1980-х гг. и в США, и в Великобритании очень увеличилась, благодаря распространению ИТТ. Разница в доходах между образованными и квалифицированными работниками и остальными очень велика. Европа с большим трудом создает новые рабочие места – если в Америке процент безработных мужчин трудоспособного возраста держится в пределах 18%, то в Европе за последние 29 лет он удвоился и составляет около 30%.

В сфере культурного влияния на процесс информатизации США и Великобритания расходятся. Североамериканский подход, когда основной упор делается на развитие домашних развлечений, соответствует аудиовизуальной культуре США, где целью является удовлетворение культурных потребностей с акцентом на предоставление видео по запросам. Великобритания же тяготеет к континентальной Европе, поэтому здесь спрос на видеопродукцию не столь велик и даже имеет тенденцию к уменьшению.

II. Азиатская модель развития ИО

Так называемое «азиатское чудо» – это модель, где даже название символизирует альтернативный способ социально-экономического развития региона и конфронтацию с Западом.

Идеологически модель успеха азиатских стран базируется на отрицании западных норм, на утверждении собственных ценностных ориентаций и стремлении разработать новый подход к индустриализации и социальному развитию. В ее основе –сотрудничество государства и рынка и попытка установить связь между культурными ценностями, свойственными Конфуцианству (рабочая дисциплина, упор на образование, бережливость, семейные ценности – преданность, доверие и взаимопомощь на базе признания авторитета), и социальными трансформациями.

Философские принципы сосуществования и сопроцветания, разделенной всеми радости роста и способность правительства содействовать институционализации этих принципов на уровне отдельной организации – вот, по мнению азиатских ученых, основа успеха.

В рамках азиатской модели выделяются Япония, «азиатские тигры» и Индия.

Япония. В 1960-1970 годы эпицентром индустриального развития была Япония. По всеобщему признанию в основе японского чуда лежал особый, японский стиль управления, основанный на иной (по сравнению с европейской) корпоративной культуре, на многослойной системе субконтрактов, организованной по принципу иерархической пирамиды. В основе этого стиля управления лежат три традиционных ценности: on (благодарность), giri (ответственность) и wa (гармония). Благодарность и ответственность выражают взаимозаинтересованность верхнего и нижнего уровня управления: начальник обеспечивает безопасность подчиненному в ответ на его обязательство подчиняться. Гармония же выражает качество этого союза, когда каждый знает свой статус по отношению к другим и ведет себя в соответствии с целями своей группы. Таким образом, западный критерий оценки социального прогресса ставится под сомнение.

Сегодня успехи Японии на пути информатизации сопоставимы с успехами США. Япония преодолела послевоенный хаос и стала второй экономической державой мира. Одним из важнейших факторов достижения успеха всегда были и до сих пор являются большие расходы на научные исследования и разработки и высокий приоритет техники и технологии в обеспечении социально-экономического развития страны.

Технический прогресс и расширение рынка компьютеров, полупроводников и телекоммуникаций послужили базой развития информационно-ориентированного общества в Японии. Инновации, вызванные развитием информационных технологий, привели к удешевлению и повышению эффективности компьютерной техники. Компьютеры стали широко использоваться в разных сферах жизнедеятельности: финансовые услуги и страхование стали on-line, автоматизированные информационные системы стали широко использоваться в научных исследованиях и разработках, в производстве и дизайне, в оптовой торговле. Чем шире распространялись компьютеры, тем больше они объединялись в сети.

Стратегическими целями Японии стали:
  • построение тысяч взаимоувязанных и совместимых телекоммуникационных сетей;
  • разработка информационных устройств, совмещающих возможности компьютера, телевизора и факса;
  • развитие программного обеспечения и информационных услуг;
  • подготовка квалифицированных кадров, способных работать с этими системами.

Эти государственные цели послужили огромным стимулом для бурного развития информационно-ориентированной деятельности в стране. В 1949 году Япония официально объявила развитие техники и технологии средством улучшения качества жизни населения. Главная задача техники и технологии – повышение уровня потребления. В свою очередь, повышение уровня жизни стимулирует технический прогресс.

Сегодня, после 50 лет стабильного роста, в Японии наступают трудные времена: население стареет, ресурсы и энергия ограничены, обостряются проблемы экологии и защиты от катастроф. В мире быстро развивается общество глобальной конкуренции, которая обостряется. Японцы уже не могут быть уверены, что завтра они будут жить лучше, чем вчера.

Научно-технический прогресс по-прежнему рассматривается как важнейший фактор экономического роста. Следуя примеру развитых стран Западной Европы и США, Япония добилась блестящих результатов в адаптации импортных технологий. Правда, до недавнего времени она полностью зависела от других стран в области нового знания и технологий. Главным приоритетом был контроль качества, а не поощрение творческой интеллектуальной деятельности, порождающей новые продукты и технологии. Теперь наступает новый этап развития. Догнав развитые страны, Япония взяла установку на поиск собственного пути.

Главным приоритетом становится собственное производство нового знания, новых технологий, новых продуктов. Важны не только революционные открытия на этом пути, важен и поиск новых применений известных знаний и технологий. В центре внимания – новые идеи, точки зрения и не ценившаяся ранее оригинальность. Идет поиск институционального способа поощрения такого рода деятельности и людей, обладающих пионерским, предпринимательским духом. Оригинальность, разнообразие, отличие от других начинают цениться гораздо выше типичности и конформизма. Пол и возраст не имеют значения в этом процессе. Подчеркивается, что роль бизнеса в развитии новых технологий и производств также очень велика, при этом роль государства – создавать благоприятные условия для творчества в этой области, уменьшать риск предпринимателей, действующих в приоритетных сферах. Японское правительство поняло, что для стимуляции творческой деятельности интеллектуальный капитал нации должен стать достоянием всех, так как это – общественное благо, которым нельзя владеть индивидуально в общепринятом смысле. Чтобы решить поставленную задачу, увеличиваются вложения государственного сектора в фундаментальные исследования в области разработки новых путей передачи данных и интеллектуальных систем гибкой обработки информации. Отмечается, что в развитом информационном обществе нужна государственная поддержка интеллектуальной деятельности. Акцент перемещается с общества массового производства и потребления на общество с более качественным многосторонним неспешным образом жизни, т. е. с производства на «человека и общество». Увеличение благосостояния должно быть направлено на повышение эффективности всех процессов и возрастание уровня комфортности дома, на работе и в обществе. Большая роль отводится технике – легкости ее использования, разработке интерфейса между техникой и людьми, адаптацией техники к потребностям людей, а не людей к технике. При дальнейшем построении ИО в Японии основной упор делается на повседневные нужды людей, на разработку и внедрение ИТТ, способствующих повышению качества жизни населения.

Для достижения этих целей правительство намерено увеличить расходы на научные исследования и разработки, в первую очередь, в области высоких технологий, и интенсифицировать деятельность в сфере информационной науки и техники, так как эти направления становятся первыми приоритетами развития.

«Тигры». Сегодня регион Восточной и Юго-восточной Азии является эпицентром индустриального и информационного развития, а входящие в него страны часто называют «4 тиграми». К ним относятся: Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг. Экономическому успеху этих стран в большей мере способствовали японские капиталовложения. В основе их развития лежит японская модель, хотя эти страны все еще не относятся к числу промышленно развитых. В соответствии с неоклассической теорией развития таковое достигается, если политика правительства направлена на:
  • поддержание стабильного макроэкономического и политического окружения;
  • строгое следование рыночным принципам.

Такое понятие «развития» воспринимается на Востоке как структурное насилие против социально уязвимых групп. Опыт «тигров» показывает, что они следовали первому правилу, но переформулировали второе: их успех базируется на сотрудничестве государства и предпринимателей, на вмешательстве государства в принятие решений в области крупных вложений частного капитала. Кроме того, государство участвует в создании материальной и социальной инфраструктуры. Таким образом, фундаментальный принцип невмешательства государства нарушен. Сама природа государственного вмешательства, его методы и формы бывают разными, однако общий подход к теме государство – рынок остается социологическим и политическим, а не чисто экономическим. Эту модель называют моделью экономического сотрудничества государства и рынка.

Японская субконтрактная система и в этом регионе проявила свои преимущества. В то же время, несмотря на этноцентризм всей доктрины, считается, что культурные факторы играют скорее косвенную, а не прямую роль. Социально-культурные нормы играют центральную роль в усилении или ограничении выбора, стоящего перед экономическим партнером.

Индия. В развивающихся странах выделяют две модели реформы телекоммуникаций, а, значит, и две идеологии построения ИО – латиноамериканскую и азиатскую, которые различаются по двум основным параметрам – скорости и размаху реформирования.

Реформа телекоммуникаций в развивающемся мире началась с середины 1980-х в Чили, Аргентине и Малайзии, которые начали пробовать разные пути введения конкуренции на свои рынки телекоммуникаций. Для развивающихся стран четко выделяются две принципиально различные стратегии: приватизация и либерализация. Приватизация – это передача государственных предприятий и видов деятельности в полное или частичное частное владение или контроль. Либерализация – это снижение барьеров для вхождения в рынок или его часть с помощью разрешения третьим сторонам конкурировать с известными, обычно монопольными производителями товаров и услуг. Опыт показал, что те страны, которые пытались одновременно проводить приватизацию и либерализацию, потерпели неудачу и растянули достижение этих целей во времени.

Азиатская модель реформы характеризуется тем, что реформа начинается с внедрения конкуренции, оставляя всякую серьезную приватизацию на потом, причем полной приватизации так и не происходит (исключение составляют Гонконг и Филиппины, всегда находившиеся под сильным неазиатским влиянием). Латиноамериканская модель начинается с приватизации, предназначенной быстро улучшить качество телекоммуникационных услуг ценой задержки введения на рынок конкуренции. Эта модель более быстрая и смелая.

Индия не выбрала ни пути полной приватизации, ни пути мягкой либерализации. Ее путь можно назвать промежуточным. Государственные предприятия не передаются в частный сектор, а конкуренция разрешается на рынке местных услуг, при этом разрешается 49% иностранного присутствия (в стране 200 млн. семей со средним доходом, так что внутренний рынок очень перспективен). Междугородняя и международная связь остаются в руках государства.

Индия выбирает третью модель – промежуточный путь, который по размаху и глубине ближе к латиноамериканской модели, а по скорости проведения – к азиатской. Своим главным капиталом на пути рыночно ориентированного экономического роста и на пути в глобальное ИО Индия считает свои человеческие ресурсы. Она имеет третий по величине (после США и России) научно-технический потенциал в мире и хорошую законодательную систему. Особенности идеологии построения ИО в Индии – осторожность и постепенность, опора на национальные культурные корни. Так, первые индийские CD-ROM’ы появились с изображением народного эпоса, а средства мультимедиа, изображающие индийских богов, пользуются в стране большой популярностью.

В стране менее одного телефона на 100 жителей, 86% деревень вообще не телефонизированы, но, тем не менее, Индия ставит себе целью – вхождение в глобальное ИО, и в качестве первой задачи на этом пути называет совершенствование системы телекоммуникаций. Реформа телекоммуникаций, одна из основных составляющих политики информатизации, в Индии является ключевой.

Правительство намерено обеспечить каждому индийцу универсальное обслуживание по доступной цене на уровне мировых стандартов. Правительство также намерено превратить страну в крупного экспортера телекоммуникационного оборудования. Интересно отметить, что уже в 1996 году 100 из 500 крупнейших американских фирм покупали программное обеспечение в Индии.

Социального сопротивления реформам в стране не предвидится. Потенциальные негативные последствия, по мнению специалистов, могут быть уменьшены или даже упразднены с помощью существующего в стране гибкого законодательства, хорошо регулирующего сферу телекоммуникаций. Правительство ожидает, что его уникальная стратегия реформирования позволит стране быстро войти в глобальное информационное сообщество. Уже есть свидетельства успеха – в докладе UNDP от 1997 года особо отмечены большие достижения страны на пути социально-экономического развития.

По какой модели идет развитие ИО в России? Аналитических разработок и синтетических обобщений того, как происходит формирование информационного ОБЩЕСТВА в России, как меняется старый социум под воздействием ИТТ, явно недостаточно. Попытаемся в следующих публикациях отчасти заполнить этот пробел.



Об авторе:

Вершинская Ольга Николаевна - доктор экономических наук, заместитель директора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН



&copy Информационное общество, 1999, вып. 3, с. 53 - 58.