О журнале
Рекомендации
Проект "Инфоград": современные технологии для населения
Хасянов М.К.
Проект "Инфоград": современные технологии для населения
М.К. Хасянов
Компания "РИКОР / Электроникс"
М.К. Хасянов
Компания "РИКОР / Электроникс"
В июле 1998 года началась реализация инициативы по созданию действующей модели информационного города будущего с целью демонстрации населению преимуществ использования современных информационных и коммуникационных технологий. Инициативу поддержали Институт развития информационного общества, Московская телекоммуникационная корпорация, АО “РИКОР”, корпорации Sun Microsystems и FORE Systems, компании “АНКЕЙ/Холдинг”, “АТИК”, “Kraftway”, “Традиция”, научно-образовательная сеть FREEnet, Фонд развития образования, редакция журнала “Мультимедиа в образовании”.
В сентябре 1998 года начата разработка комплексного проекта “Инфоград”, ориентированного на население, в частности, на каждого члена семьи как основную категорию пользователей Общегородской информационной системы. Проект имеет основной целью вовлечение москвичей в повседневное использование конкретных информационных ресурсов, необходимых для повседневной жизни и работы.
Предусматривается обеспечение основной массы москвичей новыми видами телекоммуникационных услуг, таких как электронная почта, интернет-телефония, видеотелефонная связь, интерактивное телевидение. Однако, несмотря на привлекательность отдельных “элитных” информационных и коммуникационных технологий (“оптоволокно в квартиру”, “видео по заказу”, сотовое телевидение и т. д.), акцент в проекте делается на доведение до максимального числа пользователей наиболее “демократичных”, дешевых услуг за счет простого подключения к сети аналоговых теле- и радиоприемников для получения общедоступной информации, а также за счет организации публичных точек доступа к информационным ресурсам в библиотеках, школах, книжных магазинах и т. п.
Большое внимание в новом проекте уделяется вопросам автоматизации быта москвичей, осуществлению электронных коммунальных платежей, а также голосовому управлению бытовыми электроприборами.
В рамках комплексного проекта “Инфоград” будут реализованы, прежде всего, отдельные взаимоувязанные проекты по приоритетным направлениям, в том числе:
- проект “Информационная сеть микрорайона”, который направлен на создание разветвленной информационной сети микрорайона, обеспечивающей комплекс информационных и коммуникационных услуг жителям данного территориального образования;
- проект информационного обеспечения местного самоуправления;
- проект “Медиатека”, направленный на создание на базе публичных библиотек Москвы точек доступа к разнообразным информационным ресурсам;
- проект “Электронная аптека”, предполагающий создание сети аптечных инфоматов и нацеленный на удовлетворение потребностей горожан в лекарствах и информации медицинского характера.
Особенностью данного проекта является комплексность решений по всей вертикали. В частности, уже создано электронное средство нового поколения (РИКОР), объединяющее возможности нескольких бытовых электронных средств – телевизора, телефона, аудио – и видеомагнитофона – управляемое с помощью универсального (единого) пульта дистанционного управления или голосовыми командами и способное управлять другими электробытовыми приборами.
Безусловно, демонстрация москвичам преимуществ использования современных информационных и телекоммуникационных технологий невозможна без развитой инфраструктуры. Поэтому пилотная часть проекта будет реализовываться в одном из микрорайонов города на базе Московской волоконно-оптической сети (Московская телекоммуникационная корпорация) с использованием центральных серверных узлов хранения и обработки больших и сверхбольших объемов информации в электронной форме (Sun Microsystems). В проекте также предусмотрено создание выделенных сетей, требующих санкционированного доступа (Анкей/Холдинг).
Основу информационного обеспечения москвичей составляет информационный банк данных, где в виде гипертекста и оперативно пополняемых баз данных представлена информация, необходимая для удовлетворения повседневных потребностей каждого члена семьи. Информационный банк содержит 12 основных тематических разделов: “Здоровье”, “Работа”, Образование”, “Отдых”, “Семья и общество” и т. д. Остановлюсь лишь на нескольких примерах. В разделе “Здоровье” собрана и структурирована информация о более чем 1000 медицинских учреждениях.
Поиск начинается с вида заболевания, после чего сообщается обо всех медицинских учреждениях Москвы, оказывающиех необходимый вид медицинской помощи. Указывается местоположение этих учреждений с привязкой к станции метро. По желанию медицинских учреждений, кроме адресно-справочной информации в базе данных размещаются фотографии лечащего персонала с описанием опыта и квалификации, фотографии рабочих мест и описание используемых методик лечения, фотографии с изображением пациента до врачебного вмешательства и после него, а в случае оказания платных услуг – прайс-листы с указанием стоимости и размера скидок для отдельных категорий пациентов. В базе данных “Лекарства в аптеках Москвы” можно оперативно получить достоверную информацию о наличии средств (опять с привязкой к ближайшей станции метро).
В проекте “Инфоград” предусматривается возможность доступа к информационным ресурсам для неподготовленных пользователей за счет специально созданного простого интерфейса. В комплексном проекте найдут свое место отдельные проекты использования новых технологий в области образовании, бизнеса, культуры, охраны окружающей среды (РИКОР, Kraftway, FORE Systems, Фонд развития образования, “Мультимедиа в образовании”). Среди таких проектов можно назвать “Среду образования КОМПИ”, “Экстернат через Интернет”, подготовленную к опытной эксплуатации версию электронного магазина “Электронный опт” и др. Последний позволяет мелко- и среднеоптовому звену покупателей по виду продукции выбрать фирмы-продавцы, просмотреть их прайс-листы, выбрать товар, сформировать пакет заказа, просчитать сумму для оплаты и отправить заказ каждому продавцу. Кроме того, покупатель имеет возможность просмотреть Web-страницу фирмы-продавца, фотографии и описания конкретных товаров.
Поддержка проекта на пилотной стадии осуществляется за счет объединения финансовых, материальных и человеческих ресурсов участников. На стадии внедрения отработанных пилотных моделей финансирование проекта будет производиться в том числе за счет привлечения бюджетных средств, инвестиций, спонсорской поддержки. Ряд проектов, ориентированных на обеспеченных пользователей, будет реализовываться на коммерческой основе. Проект поддерживается Московской городской Думой и открыт для участия всех заинтересованных компаний и организаций.
© Информационное общество, 1999, вып. 2, с. 56 - 58.