О журнале
Рекомендации
Проблемы обеспечения безопасности информационного общества
Емельянов Г.В., Стрельцов А.А.
Проблемы обеспечения безопасности информационного общества
Г.В. Емельянов, А.А. Стрельцов
Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации
Г.В. Емельянов, А.А. Стрельцов
Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации
Особенности информационного общества
В настоящее время, несмотря на широкое распространение термина “информационное общество”, ученые и специалисты еще не пришли к единому пониманию его основного содержания. Одни считают, что это общество, в котором обеспечивается “легкий и свободный доступ к информации по всему миру”, другие – что это общество, в котором “основными объектами и результатами труда большинства являются информация и знания”. Видимо, если речь идет о некоторой новой стадии развития общества, ее более правильно определять на основе анализа изменения производительных сил и производственных отношений. С этой точки зрения информационное общество может быть определено как общество, в котором основным предметом труда большей части людей являются информация и знания, а орудием труда – информационные технологии. Существующие общественные отношения во многом определяются именно этим обстоятельством. Соответственно, экономика общества ориентирована на производство прежде всего продуктов информационной и интеллектуальной деятельности, связанных с выработкой новой информации и новых знаний, преобразованием их к виду, удобному для потребления другими людьми, и продажей этих продуктов.
Такое общество может представлять собой некоторую ассоциацию стран, достигнувших соответствующих экономических, культурных и социальных параметров, и, в частности, высокого уровня ня информатизации жизни граждан и общества, управления государством, развития науки, образования и культуры, а также обладающих значительной степенью интегрированности в мировую экономику.
Вступление России в информационное общество может рассматриваться как одно из важных условий ее экономического процветания и духовного развития, сохранения стратегической стабильности в мире.
Нахождение в составе информационного общества не отменяет наличия национальных интересов у каждой из входящих в него стран и необходимости обеспечивать безопасность этих интересов.
Именно поэтому становится актуальным обсуждение проблем безопасности информационного общества в национальном и международном аспектах.
Источники угроз безопасности информационного общества
Можно выделить несколько основных источников угроз безопасности информационного общества, которые могут затрагивать интересы человека, общества и государства.
Источники угроз интересам человека. На наш взгляд, интересы человека, которые необходимо охранять в информационном обществе, заключаются прежде всего в реальном обеспечении конституционных прав и свобод человека и гражданина на доступ к открытой информации, на использование использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность, духовное и интеллектуальное развитие.
Наиболее опасным источником угроз этим интересам является существенное расширение возможности манипулирования сознанием человека за счет формирования вокруг него индивидуального “виртуального информационного пространства”, а также возможности использования технологий воздействия на его психическую деятельность.
Важной особенностью образа жизни человека в информационном обществе будет существенное сокращение “информационных” расстояний (времени доступа к требуемой информации), что приведет к появлению новых возможностей – как по формированию личности, так и реализации ее потенциала. Человечество вплотную подходит к рубежу, за которым информационная инфраструктура становится, по существу, основным источником информации для человека, оказывает непосредственное влияние на его психическую деятельность, на формирование его социального поведения.
Проблема определения потребностей и мотивации социального поведения пока не имеет общего решения и является одной из наиболее сложных в современной психологической науке. С рассматриваемой точки зрения структура потребностно-мотивационной сферы личности человека образуется базовыми потребностями, обусловленными его генотипом (в питании, безопасности, продолжении рода, бессмертии, а также во взаимодействии с другими людьми), и производными потребностями, формируемыми воспитанием. Способы и формы удовлетворения этих потребностей в значительной степени зависят от информации и знаний, получаемых из окружающего мира и, в частности, поступающих через информационную инфраструктуру. Направленность использования полученной информации и получаемые результаты определяются, прежде всего, личностью человека и его духовным потенциалом.
Сложность процедур, реализуемых в современных технологиях доступа к требуемым информационным ресурсам, критически увеличивает зависимость человека от других людей, осуществляющих разработку информационных технологий, определение алгоритмов поиска требуемой информации, ее предварительной обработки, приведения к виду, удобному для восприятия, доведение до потребителя. По существу, эти люди во многом формируют для человека информационный фон его жизни, определяют субъективную оценку условий, в которых он живет и действует, решает свои жизненные проблемы. Именно поэтому представляется исключительно важным обеспечить безопасность взаимодействия человека с информационной инфраструктурой.
Другим опасным источником угроз интересам человека является использование во вред его интересам персональных данных, накапливаемых органами государственной власти, а также расширение возможности скрытого сбора информации, составляющей его личную и семейную тайну, сведений о его частной жизни.
Это обусловлено, на наш взгляд, трудностями реализации механизмов охраны этих сведений, дальнейшими успехами в области миниатюризации средств скрытого сбора и передачи информации. Другим опасным источником угроз интересам человека является использование во вред его интересам персональных данных, накапливаемых органами государственной власти, а также расширение возможности скрытого сбора информации, составляющей его личную и семейную тайну, сведений о его частной жизни.
Источники угроз интересам общества. Интересы общества в информационной сфере заключаются в защите жизненно важных интересов личности в этой сфере, обеспечении реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в интересах упрочения демократии, достижения и поддержания общественного согласия, повышения созидательной активности населения и духовного возрождения России.
Одним из источников угроз интересам общества в информационной сфере является непрерывное усложнение информационных систем и сетей связи критически важных инфраструктур обеспечения жизни общества.
Эти угрозы могут проявляться в виде как преднамеренных, так и непреднамеренных ошибок, сбоев и отказов техники и программного обеспечения, вредного воздействия на эти инфраструктуры со стороны преступных структур и криминальных элементов. Объектами реализации таких угроз могут выступать информационные системы энергетической, транспортной, трубопроводной и некоторых других инфраструктур.
Масштаб возможных последствий некорректностей в работе технического и программного обеспечения информационных систем до некоторой степени можно представить по затратам на решение “Проблемы-2000”.
Опасным источником угроз выступает возможность концентрации средств массовой информации в руках небольшой группы собственников и, прежде всего, зарубежных.
Эти угрозы могут проявляться в виде манипуляции общественным мнением по отношению к тем или иным общественно значимым событиям, а также разрушения нравственных устоев общества путем навязывания ему чуждых ценностей.
Представляется, что одним из источников угроз будет обострение конкуренции на отечественных и зарубежных рынках продуктов интеллектуальной деятельности. Эта угроза может проявиться в виде расширения масштабов недобросовестной конкуренции, нарушения прав интеллектуальной собственности.
Наконец, опасным источником угроз является расширение масштабов отечественной и международной компьютерной преступности.
Угрозы могут проявляться в виде попыток осуществления мошеннических операций с использованием глобальных или отечественных информационно-телекоммуникационных систем, отмывания финансовых средств, полученных противоправным путем, получения неправомерного доступа к финансовой, банковской и другой информации, которая может быть использована в корыстных целях.
Источники угроз интересам государства. Интересы государства в информационной сфере состоят в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в интересах укрепления конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, установления политической и социальной стабильности, экономического процветания, безусловного исполнения законов и поддержания правопорядка, развития международного сотрудничества на основе партнерства.
Наиболее опасными источникоми угроз интересам государства в информационной сфере являются неконтролируемое распространение “информационного оружия” и развертывание гонки вооружений в этой области, попытки реализации концепций ведения “информационных войн”.
“Информационное оружие” представляет собой совокупность средств, методов и технологий, обеспечивающих возможность силового воздействия на информационную сферу противника с целью разрушения его информационной инфраструктуры, системы управления государством, снижения обороноспособности.
Разрушительное воздействие “информационного оружия” в информационном обществе может оказаться более мощным и эффективным, чем это представляется сейчас. Это особенно опасно в условиях существования почти монопольного положения компаний небольшого количества стран мира на рынке информационных продуктов, так как способно спровоцировать желание использовать имеющееся превосходство для достижения тех или иных политических целей.
Эти угрозы могут проявляться так же в виде получения противоправного доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, к другой конфиденциальной информации, раскрытие которой может нанести ущерб интересам государства.
Направления противодействия угрозам
При определении направлений противодействия выделенным угрозам целесообразно исходить из того, что Россия преодолеет продолжающийся экономический кризис и создаст условия для продолжения развития ее информационной сферы и интеграции в мировое информационное пространство.
Можно выделить несколько основных направлений осуществления подготовительной работы по формированию системы противодействия угрозам ее безопасности:
- совершенствование отечественного законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере, и системы международных договоренностей по вопросам противодействия угрозам безопасности информационного общества;
- совершенствование системы организации правоохранительной и судебной деятельности в области обеспечения безопасности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере как в России, так и на международном уровне;
- совершенствование технологического обеспечения безопасности информационной инфраструктуры, средств защиты информации, проведения оперативно-следственных мероприятий, включая их нормативное обеспечение;
- совершенствование системы подготовки кадров для реализации функций обеспечения безопасности информационной сферы общества;
- создание системы культурно-образовательного обеспечения безопасности информационной сферы.
При этом, как представляется, необходимо исходить из того, что обеспечение безопасности информационного общества возможно только на основе объединения усилий граждан, общества и государства.
Не менее важным является выравнивание уровней развития индустрии информационных услуг и продуктов в различных странах мира, которое может предоставить определенные гарантии сохранения “информационного” мира.
Пути решения проблем
В настоящее время в Российской Федерации уже предпринимаются определенные усилия по решению перечисленных проблем:
- разработана и в скором времени будет принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации;
- совершенствуется отечественное законодательство;
- продолжается формирование российской информационной инфраструктуры, ее интеграция в мировое информационное пространство, создание российского сегмента Интернета;
- предпринимаются усилия на международной арене по предупреждению развертывания гонки вооружений в области “информационного оружия”.
Все это позволяет надеяться на то, что вступление России в информационное общество будет способствовать повышению его безопасности.
© Информационное общество, 1999, вып. 2, с. 15 - 17.