О журнале
Рекомендации
О планах разработок законопроектов в сфере информатизации
Артамонов Г.Т.
О планах разработок законопроектов в сфере информатизации
Г.Т. Артамонов
Всероссийский-научно исследовательский институт проблем
вычислительной техники и информатизации
Г.Т. Артамонов
Всероссийский-научно исследовательский институт проблем
вычислительной техники и информатизации
Разработки законопроектов и проектов подзаконных актов в сфере информатизации ведутся в нескольких направлениях. Не претендуя на полноту и точность, эти направления можно перечислить в порядке уменьшения их сферы действия.
Наиболее общими являются проекты системообразующих или рамочных федеральных законов. Они касаются информационных отношений, возникающих во всех структурах и во всех сферах общественной деятельности.
Ко второму направлению можно отнести проекты федеральных законов, определяющие информационные отношения в конкретных сферах общественной деятельности и действующие во всех структурах общества.
Третье направление составляют проекты законов субъектов Федерации.
В настоящее время находятся в разработке несколько федеральных законов, направленных на правовое регулирование отношений субъектов общества в целом в сфере информатизации. К ним относятся законопроекты: “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации”, “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об участии в международном информационном обмене”, “Об электронной цифровой подписи” и “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об обязательном экземпляре”.
На различной стадии обсуждения в Государственной Думе находятся следующие проекты федеральных законов, относящиеся к указанному направлению и имеющие большое значение для сферы информатизации: “Об информации персонального характера”, “О праве на информацию”, “О коммерческой тайне”.
Указанные законопроекты после своего принятия и утверждения вместе с действующими Федеральными законами (“О средствах массовой информации”, “Об авторском праве и смежных правах”, “О государственной тайне”, “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”, “О библиотечном деле”, “О связи” и Основы законодательства Российской Федерации “Об архивном Фонде Российской Федерации”) составят фундаментальную основу законо- и нормотворчества в конкретных направлениях сферы информатизации как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
Следует подчеркнуть, что разработки окончательных редакций законопроектов первого направления проводятся по планам Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации. Эти планы доступны всем заинтересованным специалистам.
В феврале 1998 г. Государственная комиссия по информатизации при Госкомсвязи России утвердила программу проектов федеральных законов в сфере информатизации, которые необходимо проработать в ближайшие годы.
Кроме перечисленных выше проектов, находящихся в разработке, в эту программу включены проекты федеральных законов “Об информационном обеспечении органов государственной власти Российской Федерации”, “Об информационном взаимодействии Российской Федерации и субъектов Российской Федерации”, “О служебной тайне”, “О криптографических средствах защиты информации” и “Об обязательном и добровольном страховании информационных ресурсов и информационных систем”.
Указанная программа предусматривает разработку изменений и дополнений в действующие федеральные законы в связи с принятием новых законов. Изменений и дополнений требуют также статьи Гражданского, Уголовного и Административного Кодексов Российской Федерации, касающиеся информации и информатизации.
Следует заметить, что разработки законопроектов этой программы, которые направлены на регулирование процессов информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, связаны с большими трудностями ввиду того, что эти законопроекты требуют серьезного реформирования процессов и процедур управления государством и его субъектами.
В перспективе целесообразно планировать разработку проектов рамочных федеральных законов, которые устанавливают информационные нормативы, характеризующие уровень информатизации общества, и определяют пути их достижения. Такие законы позволят конкретизировать усилия субъектов общества в его стремлении к информационному обществу.
Второе направление разработок законопроектов в сфере информатизации в настоящее время централизованно не координируется. В тоже время законодательные нормы, определяющие отношения субъектов при формировании и использовании государственных информационных ресурсов конкретного вида и назначения имеют решающее значение при развитии этой сферы.
Трудность координации связана с тем, что эти нормы являются, как правило, неотъемлемой частью федеральных законов ведомственной ориентации. Разработчики проектов таких законов не озабочены проблемами информатизации, а участие специалистов Госкомсвязи в их разработке не планируется. В планах законотворческих работ Правительства Российской Федерации на 1994–1998 гг. можно указать несколько десятков таких законопроектов.
Достаточно назвать Федеральный закон 1994 г., направленный на регулирование государственных закупок товаров и услуг. Ни в нем, ни в дополняющем его Постановлении Правительства Российской Федерации ничего не сказано о формировании и эффективном использовании регистров государственных контрактов и отчетов об исполнении этих контрактов.
Только в июле 1998 г. был принят Бюджетный кодекс Российской Федерации, который предусматривает регистрацию государственных контрактов. Кодекс устанавливает необходимость разработки соответствующего федерального закона. В разработке этого закона обязательно должны принять участие специалисты Госкомсвязи России.
Настало время проводить в Госкомсвязи России экспертизу проектов планов законотворческих работ Правительства Российской Федерации с целью определения законопроектов, в разработке которых должны участвовать его специалисты.
В последние годы наблюдается интенсивный законотворческий процесс в области информатизации субъектов Российской Федерации. В течение 1996–1998 гг. были приняты следующие законы: “Об информационном обеспечении органов государственной власти Ставропольского края” (27.09.96), “Об информационном обеспечении органов государственной власти Мурманской области” (30.10.96), “Об участии республики Башкорстан в международном информационном обмене” (22.04.97), “Об общих принципах информационного обеспечения в Оренбургской области” (29.10.97), “Об информации и информатизации в Московской области” (25.02.97), “Об информационных ресурсах Ханты-Мансийского автономного округа” (4.03.97), “О государственных информационных ресурсах Ярославской области и информационном обеспечении органов государственной власти Ярославской области” (30.06.98).
Опираясь на рамочные федеральные законы, эти законы вводят нормы прямого действия, определяющие круг государственных учреждений ответственных за формированием информационных ресурсов субъектов федерации с использованием ресурсов местного самоуправления, а также федеральных ресурсов. В некоторых законах устанавливается порядок удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти субъектов федерации.
Законотворческая практика субъектов федерации в сфере информатизации слабо координируется на межрегиональном и федеральном уровнях. Координацию разработок законов субъектов федерации в сфере информатизации и гармонизации этих законов с федеральными законами можно возложить на Государственную комиссию по информатизации при Госкомсвязи России. Для этого целесообразно в рамках этой комиссии создать законотворческую секцию.
Действующие и разрабатываемые законы субъектов Федерации – также, как и рамочные федеральные законы – не содержат норм прямого действия, направленных на повышение уровня обеспечения каждодневных информационных потребностей граждан и организаций.
Фактически в России конституционное право граждан получать необходимую им информацию в необходимое время, в доступном месте и в приемлемой форме до сих пор не имеет законодательной опоры.
Надежда на то, что в условиях рыночной экономики ее субъекты сами организуют необходимые информационные формирования, удовлетворяющие информационные потребности всех участников рынка и других общественных форм взаимодействия субъектов государства, не оправдываются и не могут оправдаться.
Отсюда следует необходимость сделать в планах законотворческих работ, как на региональном, так и на федеральном уровне акцент на законодательное закрепление функций органов государственной власти по обеспечению граждан и организаций конкретным минимальным набором информации и информационных услуг.
Минимальный набор информации и информационных услуг, доступных всем гражданам, необходим в демократической стране так же, как минимальный уровень образования всех ее граждан. Уровень этого минимального набора может служить показателем того, сколь успешно страна движется к информационному обществу.
© Информационное общество, 1999, вып. 2, с. 13 - 15.