О журнале
Рекомендации
Сеть культурного наследия "Музеи России" как основа культурного туризма
Лебедев А.В., Наседкин К.А.
Сеть культурного наследия "Музеи России" как основа культурного туризма
А.В. Лебедев, К.А. Наседкин
Российский институт культурологии Министерства культуры РФ и Российской академии наук,
Дарвиновский музей
А.В. Лебедев, К.А. Наседкин
Российский институт культурологии Министерства культуры РФ и Российской академии наук,
Дарвиновский музей
Сеть культурного наследия “Музеи России” – глобальный проект. Его основные цели:
- открывать российское культурное наследие мировому сообществу;
- способствовать росту культурного туризма в России;
- развивать технологии дистанционного образования;
- сформировать коммуникационную среду для музейных специалистов различных регионов.
Этот доклад посвящен только одному из обозначенных направлений движения – культурному туризму. Авторы проекта полагают, что России необходима интеграция в общеевропейские и мировые культурные процессы, в т.ч. процессы развития культурного туризма как одного из наиболее перспективных направлений социального и экономического сотрудничества.
Существует много определений понятия “культурное наследие”. Одно из них гласит, что культурное наследие есть отображение взаимодействия человеческого сообщества и природной среды. Культурный туризм, в отличие, например, от туризма спортивного или пляжного, направлен на освоение культурного наследия, исследование жизненного опыта других людей, их обычаев, интеллектуальных и творческих достижений.
Сегодня, когда человечество вступает в эпоху информационного общества, резко возросли требования к характеру и полноте доступной индивидууму информации. Поясним свою мысль примером из области культурного туризма.
В годы советской власти Россия была страной полуоткрытой. Весь международный туризм в СССР был монополизирован двумя организациями – “Спутником”, работавшим со странами социалистического лагеря, и “Интуристом”, обслуживающим весь остальной мир. Зарубежные туристы, прибывавшие в Россию, двигались по узким тропам, проложенным между закрытыми городами и полузакрытыми районами. Эта система рухнула, и восстанавливать ее нет смысла. Нужно создавать нечто новое, соответствующее реалиям дня сегодняшнего.
Зададимся простым вопросом: как планируется туристический маршрут? Вне зависимости от того, делает ли эту работу тур-оператор крупнейшего агентства или просто частное лицо, решившее отправиться отдыхать на собственном автомобиле, этот человек (назовем его сценаристом маршрута) должен обладать информацией о культурном ландшафте. А как ее разыскать, если она публиковалась мало, неполно, с огромными купюрами? В настоящее время музеями и специалистами в области российской культуры накоплен достаточно большой объем сведений, которые необходимо систематизировать, опубликовать и заставить работать на конкретного человека и общество в целом.
Большой ошибкой было бы считать, что речь идет о создании очередного путеводителя (пусть в современной, электронной форме), содержащего исключительно информацию о памятниках истории и культуры. Наша цель не ограничивается удовлетворением научных и образовательных интересов любителей старины. Эта задача будет решена попутно, но не она стоит во главе угла. Речь идет о культурном туризме – одной из наиболее доходных сфер мировой экономики. Для него необходимы сведения не только об отдельных объектах, но и о культурном ландшафте в целом.
Существует распространенное заблуждение: “У нас в городе такой музей хороший, такие церкви старинные, такие места исторические... Почему же к нам туристы не едут?”. Ответ прост: для туризма значимы не отдельные культурные объекты, а культурный ландшафт.
Поясним эту мысль простым примером: автомобильное шоссе не является памятником истории и культуры, но оно – важная часть культурного ландшафта. Историк архитектуры, описывающий древний храм, не станет останавливаться на том, хороши ли к нему пути подъезда. А для организации туризма эти сведения совершенно необходимы. Особенно в России, где для туристического автобуса в плохую погоду далеко не всегда преодолимы даже дороги областного значения, не говоря уже о местных.
Так вот, для целей культурного туризма важно осознать сильные и слабые стороны, именно культурного ландшафта. Назовем только основные общепринятые параметры его оценки:
- идентификация: группировка объектов и описание свойств;
- картографирование местоположения и доступности;
- оценка важности (национальная, региональная, местная);
- целостность (хорошо сохранившийся, типичный, измененный);
- оценка ограничений, связанных с требованиями сохранности окружающей среды и отдельных памятников истории и культуры;
- оценка “несущей емкости” и возможностей туристической инфраструктуры;
- подсчет инвестиций, необходимых для устойчивости и жизнеспособности;
- учет интеграции национальной, региональной и местной деятельности.
Понятно, что для точного определения ряда названных параметров требуются специальные исследования, проводимые на месте. Парадокс состоит в том, что отправной точкой подобных исследований (а они не дешевы) должна стать гипотеза об их целесообразности. Другими словами, нужно заранее иметь немалый объем сведений и хотя бы ориентировочную оценку культурных ресурсов региона, чтобы позволить себе роскошь тратиться на дорогостоящие разработки. Возникает замкнутый круг: нет первичной информации – нечего предложить инвестору, нет инвестиций – нет инфраструктуры туризма, нет инфраструктуры – не едут туристы, нет туристов – огромные потери в виде неполученной прибыли.
Единственный способ прорвать этот порочный круг – централизованно создать первичный каталог культурного ландшафта России и предоставить его в общее бесплатное пользование. Технологии, используемые при создании такого каталога, могут быть различными. За основу, вокруг которой будет наращиваться информационное наполнение, можно принять:
- существующую инфраструктуру;
- памятники архитектуры;
- музеи.
При этом понятно, что как ни важна инфраструктура, для культурного туризма она является средством, а не объектом интереса. Что же касается выбора между памятниками архитектуры и музеями, то последние явно предпочтительнее вот по какой причине. В отличие от памятников архитектуры, музеи способны самостоятельно поставлять значительную часть информации и о себе, и о прилегающем культурном ландшафте. Тем самым задача существенно упрощается, сводится во многом к грамотной формулировке запроса.
Основой, на которой будет развиваться проект, станет сервер “Музеи России” (http://www. museum.ru). На сегодняшний день сервер “Музеи России” – это база данных (краткая информация о 2000 музеях) и путеводитель (около 300 сайтов российских музеев, галерей и организаций), интерактивные карты, музейные новости и афиша, информация для специалистов и др. При всех своих достоинствах, признанных профессионалами, сервер еще далек от совершенства. В связи с этим в круг первоочередных задач проекта входит серьезная концептуальная переработка содержания сервера (серверу недостает интерактивных элементов; база данных музеев неполна; механизмы ее наполнения несовершенны; английская версия значительно уступает русской по полноте).
На первом этапе представляется целесообразным, взяв за основу БД “Музеи России”, развивать ее в направлении выявления:
фокусных точек внутри музея (отдельные объекты и группы объектов, наиболее привлекательные для туристов);
фокусных точек вне музея (знаменитые памятники архитектуры, истории и др., которые могут быть включены в маршрут);
инфраструктуры туризма.
Практическим результатом выполнения первого этапа проекта (продолжительностью в один год) станет создание открытой в мировое информационное пространство базы данных, предназначенной для:
- туристов;
- тур-операторов и сценаристов туристических маршрутов;
- специалистов;
- инвесторов;
- администрации.
Оценочная стоимость этой работы составляет $ 40.000.
На втором этапе развития проекта можно будет осуществить:
- разработку форматов и стандартов описания для полной каталогизации культурного ландшафта;
- модельный проект на материале отдельного региона и его апробацию;
- создание механизма тиражирования проекта и его апробацию;
- формализацию технологии каталогизации культурного ландшафта.
Экономические и социальные выгоды, ожидаемые от предлагаемой работы, едины для России и Европейского Сообщества.
В более широком смысле можно сказать, что в числе ожидаемых результатов реализации проекта – внедрение новых информационных технологий в практику разработки и согласования национальных и региональных культурных политик, программ и проектов, что скажется на оптимизации финансовых и др. затрат как со стороны отдельных государств, так и со стороны международных организаций.
Проект будет содействовать развитию демократических начал и общих гуманитарных оснований для прямого культурного взаимодействия между региональными сообществами России и европейских государств. Это представляется важным для развития комфортной и продуктивной для всех членов Европейского Сообщества атмосферы сотрудничества и кооперации в целях устойчивого прогрессивного развития каждого Европейского государства и Европы в целом.
© Информационное общество, 1999, вып. 1, с. 48 - 49.