О журнале
Рекомендации
О государственной программе построения информационного общества в России
Черешкин Д.С.
О государственной программе построения информационного общества в России
Д.С. Черешкин
Институт системного анализа РАН
Д.С. Черешкин
Институт системного анализа РАН
Переход к информационному обществу – это наиболее рациональный путь повышения качества жизни населения страны за счет вступления России на путь цивилизационного развития и перевода экономики на наукоемкие, ресурсосберегающие производства. Основания для такого перехода – постоянное движение страны от компьютеризации (примерно, 60–80-ые г.г.) к информатизации (80–90-ые г.г.) и созданию развитой информационной среды общества (90-ые г.г. – настоящее время).
Всем этим этапам соответствовал и соответствует сегодня определенный уровень развития государственной политики, призванной регулировать эти процессы. Это были государственные политики “асунизации”, информатизации, а теперь это будет государственная информационная политика (ГИП).
В чем отличие того, что мы назвали “информационная политика”, от принятого термина “политика информатизации”?
То, что мы привыкли называть “политикой информатизации” – это политика, ориентированная на создание технико-технологической базы перехода страны к информационному обществу. Основные проблемы здесь – “железо”, “кабели”, здания и т. д., или в целом – предметы материальные. В политике не было места проблемам информационных прав личности, согласования интересов человека – общества – государства. Можно говорить о том, что эта политика стремилась “уходить” от социальных проблем, в частности, например, от воздействия информации на общественное сознание, демократизацию общества.
С чем связан переход к информационной политике? С начала 90-х годов, когда разрабатывалась первая концепция политики информатизации, произошел существенный прогресс в развитии и применении информационных и телекоммуникационных технологий, информационных сетей, изменилось отношение общества по отношению к информации как ресурсу развития.
Если ранее об этом говорили как о предмете научной фантастики, то сегодня, как показывает опыт развитых стран, информация становится основой перехода к новому качеству развития – качеству, характеризующемуся развитием высоких технологий, перестройкой производства на их основе, изменением характера общественной жизни. Сегодня, наряду с финансами, информация становится основным двигателем развития, приобретает социальный и политический характер.
Соответственно, возникла явная необходимость перехода от чисто технологической политики к социально-технологической, включающей все, что относится к информации, например, СМИ. Тогда необходимо и введение понятия “информационная политика”, отвечающего новым условиям социально-экономического и политического развития страны.
Одновременно появилась и новая стратегическая цель политики, которую можно кратко определить как обеспечение перехода России к информационному обществу. Это не означает, что мы все завтра по команде “левое плечо – вперед!” дружно начнем свой переход в информационное общество. Просто, если тенденция мирового цивилизационного развития идет в сторону информационного общества, то, если Россия хочет сохранить и преумножить свою мировую значимость, она также должна начинать двигаться в эту же сторону.
Разработанная концепция ГИП России может рассматриваться, в случае ее реализации, как средство обеспечения перехода России к информационному обществу. В Концепции рассматриваются две составляющие:
- первая, технико-технологическая, связанная с проблемами создания технико-технологической базы перехода России к информационному обществу за счет развития информационно-коммуникационной инфраструктуры;
- вторая, социально-политическая, определяющая решения проблем социальной, правовой, психологической и моральной подготовки российского общества к жизни в условиях информационного общества.
Первая составляющая традиционна, к ней обычно относят информационно-коммуникационную инфраструктуру страны, единое информационное пространство, информационно-телекоммуникационные технологии, информационные ресурсы страны, рынок информационных средств, продуктов и услуг, информационное производство.
Вторая составляющая – это средства массовой информации (как система формирования общественного сознания), правовая составляющая политики, регулирующая информационные отношения в обществе и обеспечивающая учет интересов всех участников этих отношений, общественно-социальная сфера использования информационных ресурсов для собственного развития, в том числе, например, домашняя компьютеризация, информационная безопасность государства, информационное международное сотрудничество.
Ранее эти составляющие рассматривались по отдельности, как независимые. Сегодня это чревато тем, что, не учитывая взаимного воздействия, взаимного влияния данных составляющих, мы теряем в общем развитии. Например, политика, определяющая отношение государства к развитию внутренних информационных сетей и их взаимодействию с мировыми открытыми системами типа Интернет (раздел политики “отношение с Интернет”) не может формулироваться без учета положений, связанных с такими составляющими как “информационная безопасность”, “международное сотрудничество”, “сохранение и развитие национальной культуры и сознания”.
При разработке Концепции ГИП России мы исходили из необходимости принятия ряда базовых принципов. К ним были отнесены:
- открытость информационной политики;
- равенство интересов все участников информационных отношений;
- системность;
- приоритетность отечественного производителя;
- непротиворечивость – основные мероприятия должны быть направлены на обеспечение государственных интересов России, но не противоречить социальным интересам граждан страны;
- социальная ориентация – финансирование государством только того, что направлено на информационное развитие социальной сферы;
- приоритет права перед силой.
Последний принцип очень важен именно в российских условиях. Дело в том, что в тех условиях, в которых мы находимся, рассчитывать на то, что государство будет активно финансировать развитие информационной сферы, не приходится. Следовательно, остаются только два возможных рычага воздействия государства на развитие этой сферы. Первый рычаг – правовой, т. е. принятие определенных правовых регулирующих воздействий, которые определят приоритетные направления развития информационной сферы. Второй рычаг – экономический, т. е. методы, связанные с “раздачей кнутов и пряников” участникам информационной деятельности. Несомненно, этот рычаг связан с установлением определенных льгот и/или запретов, призванных обеспечить развитие информационной сферы по приоритетным направлениям.
Можно сказать, что взаимоувязанная реализация этих принципов будет обеспечивать государству выбор таких “правил игры” на всем информационном поле России, которые будут соответствовать выбранным общим стратегическим целям развития страны.
На основе выделенных принципов была проведена оценка текущего состояния и определены приоритетные направления ГИП по отношению к:
- информационным ресурсам;
- информационно-телекоммуникационной инфраструктуре;
- информационным и телекоммуникационным технологиям, системам и средствам их реализации;
- производству и потреблению средств информатизации, информационным продуктам и услугам (научно-технический и производственный потенциал; рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг; домашняя компьютеризация);
- средствам массовой информации;
- информационному праву;
- системам обеспечения информационной безопасности;
- взаимодействию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры России с глобальными информационными сетями.
Были определены воздействия мероприятий ГИП на различные стороны общественного развития, в частности:
- в области геополитики, безопасности и международных отношений ГИП должна содействовать восстановлению роли России как полноценного участника мирового информационного сообщества, как ведущей мировой державы, обладающей богатейшими информационными ресурсами, быстро развивающейся информационно-телекоммуникационной инфраструктурой;
- в области экономики ГИП должна быть ориентирована на опережающие темпы создания, распространения, постоянного обновления и использования информации как важного условия структурной перестройки экономики страны в кратчайшие сроки, существенного повышения уровня жизни населения;
- в области государственного управления ГИП открывает возможности перехода к новому качеству управления за счет обеспечения всех субъектов системы управления своевременной, полной и достоверной информацией, улучшить подготовку и принятие решений на всех уровнях системы управления, сделать эффективным общественный контроль за деятельностью органов государственной власти;
- в области образования, науки и культуры ГИП должна способствовать серьезным преобразованиям этих сфер в направлении радикального изменения сущности и организации процессов обучения и развития человека, формирования системы дистанционного, непрерывного и открытого образования, сохранения и развития отечественной культуры, включения российской науки в мировые системы научного информационного обмена;
- в социальной сфере ГИП должна обеспечить широкое привлечение к общественному труду и полноценной общественной жизни людей, которые имеют или ограниченные возможности в свободе перемещения, или заняты домашней работой, но при этом могут приносить достаточно большую пользу обществу, работая на компьютерах в сетях;
- в общественной жизни ГИП должна обеспечивать разработку и осуществление цивилизованных, демократических форм и методов воздействия на СМИ, формирование и распространение духовных ценностей, отвечающих национальным интересам и культурно-историческим традициям России.
Предлагаемая ГИП может быть реализована поэтапно на основе использования организационных, правовых и экономических механизмов. Предполагается, что реализация ГИП займет длительный период, сроки которого связаны с определенным уровнем развития российской экономики. Скорость этого развития определяет рост потребностей в информации.
Первый этап реализации ГИП – это последовательное реформирование информационного производства в системе органов государственной власти и управления в целом. Второй этап – постепенное превращение имеющихся информационных ресурсов в реальные материальные и духовные блага для населения страны.
Длительность этапов также связана с обеспечением высокого уровня информационной безопасности, что будет означать определенные ограничения. Это связано с тем, что научно-технические достижения всегда приносят с собой как преимущества, так и неприятности. Триумфальное шествие Интернета, наряду с практически неограниченными возможностями информационного обмена и доступа к открытым информационным ресурсам, приводит к росту опасности расхищения национальных информационных ресурсов, неконтролируемому распространению порнографии и другой информации того же сорта. Соответственно, необходимо принятие соответствующих правовых и организационных мероприятий, обеспечивающих свободу информационного обмена при высоком уровне информационной безопасности.
Необходимо отметить, что пока еще не найдено приемлемого решения двух очень важных проблем. Первая – это нахождение соответствующих демократическому, гражданскому обществу решений по государственному и общественному воздействию на всю систему формирования общественного мнения, в том числе и на Интернет как на одно из наиболее широко распространяющихся в мире средств массовой информации, т. е. решений в области составляющей ГИП “системы формирования общественного сознания”. При этом необходимо учитывать, что имеющийся в России совершенно уникальный уровень монополизации СМИ и их ангажированности возможно потребует совершенно нетрадиционных решений.
Вторая составляющая ГИП – формирование “отношения к Интернет” – должна определить комплекс мероприятий по расширению взаимодействия российских информационных сетей с Интернет при обеспечении необходимого уровня информационной безопасности национальных информационных ресурсов России.
В целом предлагаемая Концепция государственной информационной политики при ее реализации должна обеспечить поступательное поэтапное движение России к информационному обществу. Очевидно, что скорость этого движения будет определяться уровнями экономического развития и политической стабильности страны, а также политической волей и возможностями государства.
© Информационное общество, 1999, вып. 1, с. 14 - 16.