О журнале
Рекомендации
О государственной политике России в области формирования информационного общества
Крупнов А.Е., Финько О.А., Черешкин Д.С.
Крупнов А.Е., Финько О.А., Черешкин Д.С.
Государственный комитет РФ по связи и информатизации;
Государственная Дума Федерального Собрания РФ;
Институт системного анализа РАН
Переход к информационному обществу должен быть управляемым
В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс неотвратим, неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество. Только в этом случае Россия сможет войти в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством.
Отдельные черты, фрагменты и признаки информационной цивилизации проявляются в сегодняшнем бытии развитых стран, прежде всего “большой семерки”. Практически все эти страны постоянно формируют и проводят в жизнь целенаправленную государственную информационную политику, устанавливающую стратегические цели и приоритеты информационного развития, ориентированные на закрепление ведущей геополитической и экономической роли этих стран, главным образом США, в XXI веке.
Последнее обстоятельство заставляет с особым вниманием отнестись к формированию российской государственной информационной политики (ГИП), потому что процессы построения информационного общества требуют непрерывного, взвешенного и разностороннего государственного управления и регулирования.
Основные процессы информатизации как объекты государственной информационной политики
Каковы же эти процессы, каковы объекты, на которые должны распространяться управляющие и регулирующие воздействия ГИП? Вот главные:
- формирование единого информационного пространства России как целостного федеративного государства и как части мирового информационного пространства на основе национальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
- всесторонняя поддержка отечественного научно-технического и производственного потенциала информатизации, регулирование отечественного рынка информационных технологий, средств, продуктов и услуг;
- развитие и совершенствование системы формирования общественного мнения, всестороннего и объективного информирования населения страны – о деятельности государственной власти, и власти – о процессах общественного развития и жизни народа;
- правовое регулирование информационных отношений в обществе, формирование системы информационного законодательства, действенных механизмов его реализации и создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития;
- обеспечение безопасности развития информационной среды общества как важнейшего компонента национальной безопасности.
Рассмотрим эти процессы.
Единое информационное пространство и информационно-телекоммуникационная инфраструктура
Для России чрезвычайно важным фактором сохранения целостности государства и обеспечения устойчивого развития страны является развитие национальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (ИТИ). Эта инфраструктура есть технологическая основа подключения отдаленных российских регионов к общегосударственной социально-экономической, политической и культурной жизни, углубления процессов информационной и экономической интеграции России и стран СНГ, последовательного вхождения России в европейскую и глобальную информационную инфраструктуру.
Информационно-телекоммуникационная инфраструктура объединяет в единое целое информационные ресурсы страны с помощью компьютерных и телекоммуникационных сетей и обеспечивает эффективное использование информационных технологий, систем и сетей, систем и сетей связи в различных областях общественной жизни и человеческой деятельности.
Необходимо иметь в виду, что внедрение современных информационных систем и доступ к информационным ресурсам весьма неравномерно распределяются по регионам страны. Достаточно упомянуть, что на четыре региона (Северо-Западный, Центральный, Уральский и Западно-Сибирский приходится более трех четвертей используемых баз данных. В этих условиях еще более возрастает значение информационной поддержки вертикали государственного управления на всей территории страны. Особенно остро эта проблема встает при проведении земельной и жилищно-коммунальной реформ, при решении многих других социально-экономических задач.
Основу информационного пространства органов государственной власти должны составлять информационно-телекоммуникационные системы, способные обеспечить информационную поддержку принятия решений как в сфере управления экономикой, так и в области безопасности граждан, общества,
Россия сегодня не имеет достаточно средств и производственных возможностей для самостоятельного создания и развития национальной ИТИ и вынуждена привлекать для этого капиталы, технику и технологии развитых стран. Такая ситуация требует политики, ориентированной на приоритетное развитие и защиту ИТИ страны в условиях широкого внедрения новых информационных, телекоммуникационных технологий и технологий связи.
Сегодня перед страной стоит проблема реального включения национальных и корпоративных информационных и телекоммуникационных сетей в основную телекоммуникационную артерию мира – сеть Интернет. Суть проблемы состоит в необходимости соблюдения интересов России в международном информационном обмене и обеспечении безопасности национальных информационных ресурсов и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
Политика участия страны в мировых открытых сетях должна предусматривать:
- обязательное активное участие России в проектах развития мировых информационных сетей, в работе международных организаций, общественных комитетов и комиссий, связанных с этим развитием;
- постепенность (этапность) вхождения России в международные сети в соответствии с действительными потребностями в международном обмене информационными технологиями, продуктами и услугами, экономическими и технологическими возможностями;
- обеспечение требуемого уровня информационной безопасности при подключении к международным сетям;
- приоритетность совершенствования и развития единого информационного пространства России и стран СНГ.
Производство и потребление средств информатизации, информационных продуктов и услуг
Построение единого информационного пространства требует высокого научно-технического и производственного потенциала, позволяющего отечественной промышленности обеспечить максимально возможную в нынешних условиях технологическую независимость от зарубежных
Это значит, что должна осуществляться селективная поддержка тех направлений научных исследований, которые ориентированы на качественные прорывы (например, архитектуры многопроцессорных вычислительных систем, системы искусственного интеллекта и т. д.) и получение практических результатов мирового уровня (нейрокомпьютинг, открытые системы и т. д.). Мероприятия ГИП должны быть направлены также на поддержку перестройки производственной и хозяйственной деятельности предприятий высокотехнологичных отраслей и их адаптацию к рыночной экономике.
Сегодня провести модернизацию прежде всего государственной части имеющегося производственного потенциала без значительных (миллиарды долларов) инвестиций не представляется возможным.
В этих условиях задачей ГИП должно быть создание условий для притока инвестиций в отрасли, обслуживающие информатизацию.
Сказанное позволяет сформулировать следующие основные направления ГИП:
- поддержка национальных научных школ, имеющих фундаментальные научные результаты мирового уровня в области информатики и связи;
- проведение открытых конкурсов на выполнение государственных заказов по созданию и модернизации информационно-телекоммуникационных систем;
- сертификация продукции отечественных разработчиков и производителей, в особенности в области создания и адаптации технологий двойного применения;
- поддержка и развитие государственной системы подготовки научных кадров и кадров разработчиков и производителей различных средств информатизации.
Информационный рынок
Сегодня можно говорить о достаточно устойчивых тенденциях и перспективах развития российского информационного рынка, однако реализация этих тенденций будет определяться активной политикой государственного регулирования.
Инвестиционная, таможенная и налоговая политики государства способны в значительной степени стимулировать развитие российского рынка средств вычислительной техники (СВТ) и программного обеспечения (ПО). В частности, снижение или даже отмена части налогов на продажу ПО отечественной разработки за счет отнесения его к категории “интеллектуальная собственность” может позитивно повлиять на увеличение легального сбыта ПО отечественных фирм-разработчиков. Несмотря на то, что значительную долю рынка СВТ составляют относительно независимые коммерческие структуры, есть способы стимулировать сбыт СВТ государственным предприятиям за счет, например, освобождения фирм-продавцов от части налогов. Снижение таможенных тарифов на зарубежные комплектующие и увеличение тарифов на готовые зарубежные изделия СВТ также сможет стимулировать отечественных производителей.
Реализация основных направлений ГИП по отношению к российскому информационному рынку обеспечит:
- разработку действенных нормативно-правовых положений, регулирующих поведение всех участников рынка;
- выработку и проведение в жизнь политики протекционизма отечественных производителей;
- продвижение отечественных конкурентоспособных продуктов на мировой информационный рынок.
Система формирования общественного мнения и информирования населения
Переход к информационному обществу неразрывно связан с дальнейшей демократизацией политической и общественной жизни. В контексте информационной политики это означает признание презумпции открытости информации для граждан и защиту их информационных прав. Это означает также ориентацию системы формирования, распространения и использования информационных ресурсов и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на обеспечение свободного обращения информации, воплощение в жизнь конституционного права на свободные поиск, получение,
во информации и распространение массовой информации.
Серьезную опасность представляет отсутствие регулярного информирования населения органами государственной власти и управления о политической и социально-экономической жизни через средства массовой информации, пресс-центры, центры общественных связей и т. п., обусловленное несовершенством или неисполнением законодательства, обязывающего органы государственной власти и управления регулярно и полно информировать население о своей деятельности.
Поэтому как чрезвычайно важные задачи ГИП должны рассматриваться:
- разработка и постоянное совершенствование законодательства, правовых и организационных механизмов, регулирующих взаимоотношения всех субъектов политической жизни в реализации их прав и обязанностей при использовании средств массовой информации;
- создание системы независимого и гласного контроля за деятельностью государственных средств массовой информации, институтов, центров и служб изучения общественного мнения, а также специальных служб по связи с населением.
Главным представляется разработка и осуществление цивилизованных, демократических форм и методов воздействия на средства массовой информации в целях формирования и распространения духовных ценностей, отвечающих национальным интересам и культурно-историческим традициям России.
В настоящее время не решены еще многие проблемы, связанные со свободой доступа к информации журналистов, с правовой охраной личной тайны в СМИ, с защитой гражданина и общества от ложной и недобросовестной информации, распространяемой СМИ. СМИ не выполняют в полном объеме образовательных задач и задач раскрытия творческого, духовного потенциала народа, сохранения и развития национальных культур.
Информационная политика государства должна предусматривать:
- недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам власти и бизнеса и усиления возможностей их влияния на СМИ, сращивания структур власти, бизнеса, телевидения, радио, прессы и т. д.);
- препятствие концентрации и монополизации СМИ;
- защиту интересов региональных рынков массовой информации и содействие развитию местных СМИ;
- разработку рекомендаций по предотвращению распространения насилия и нетерпимости через СМИ, по обеспечению прюрализма СМИ и т. п.
Под этим углом зрения следует рассматривать уже существующее и перспективное законодательство, нормативные акты и отдельные правовые нормы, касающиеся СМИ. Особое внимание должно быть уделено правовым положениям, устанавливающим ответственность за правонарушения в информационной сфере, за введение политической цензуры.
Лишь в этом случае может быть преодолено негативное отношение части населения к массовой информации, недоверие к сообщениям, которые не соответствуют личным или социальным
Информационное право
Система права в любом государстве есть главный инструмент достижения баланса интересов граждан, социальных институтов, общественных и политических партий (движений) и государства. Российская традиция предусматривает приоритет государственных интересов как общих интересов всех субъектов. Однако такая исходная позиция не должна ослаблять общую демократическую ориентацию на правовую защиту свобод и интересов граждан, гарантию прав всех субъектов на информацию, закрепление обязанностей и ответственности государства за объективное информирование
аселения страны. Только в этом случае совершенствование информационного права может стать локомотивом демократического развития России.
- Глобализация открытых компьютерных и телекоммуникационных сетей, быстрый рост мирового рынка информационных технологий, продуктов и услуг, формирование международного информационного пространства оказывают серьезное воздействие на многие элементы государственности и национальных правовых систем. Растет осознание значения международно-правовых механизмов, повышается роль нравственного компонента в регулировании информационных отношений в обществе, сочетающегося с экономическими и административными методами воздействия на эти отношения. Новые тенденции необходимо учитывать при определении задач ГИП в развитии информационного законодательства и его отдельных направлений.
- Когда речь идет о правах граждан, юридических лиц и государства на свободное получение, распространение и использование информации, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности, государство должно исходить из принципа безусловного правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса. Ограничение доступа к информации должно рассматриваться как исключение из общего принципа открытости информации и осуществляться только на основе законодательства, в том числе с учетом права собственности на информацию. Юридические и физические лица, собирающие, накапливающие и обрабатывающее персональные данные и конфиденциальную информацию, должны нести ответственность перед законом за их сохранность и использование. Защита общества от ложной, искаженной и недостоверной информации, поступающей через средства массовой информации, должна обеспечиваться законодательством. Открытость информационной политики есть главная предпосылка последовательного демократического развития страны.
- Нельзя сказать, что в настоящее время нормотворческая деятельность по регулированию информационных отношений в российском обществе стоит на месте. Только законодательство, действующее в области реализации конституционного права граждан на свободу информации, насчитывает более 300 нормативных актов, из них свыше 80 Законов. Однако это законодательство не дает однозначного ответа на ряд принципиальных вопросов, в частности, на какую информацию есть права у граждан, каков состав этих прав, и, наконец, как эти права реализовывать. Поэтому исполнительная и правоприменительная деятельность по реализации указанного законодательства сталкивается с труднопреодолимыми препятствиями.
Реализация правовой компоненты ГИП должна осуществляться по следующим основным направлениям:
- разработка новых законов, дополняющих существующее законодательство в области информации;
- согласование существующих и вновь разрабатываемых законов в области информации с законодательством в других областях;
- разработка подзаконных актов и руководящих материалов, обеспечивающих правоприменение существующего и разрабатываемого законодательства;
- активное участие в разработке международного законодательства в сфере информационных отношений и согласование отечественного законодательства с международным.
Система обеспечения информационной безопасности
Государственная информационная политика разрабатывается и реализуется в тесном взаимодействии с политикой обеспечения национальной безопасности страны. Важным аспектом этого взаимодействия является обеспечение безопасности информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и других технологических компонентов единого информационного пространства.
Для обеспечения безопасности информационного пространства государство разрабатывает законодательную базу и создает специальные организационные структуры, совокупность которых образует систему информационной безопасности (ИБ) страны. Эта система призвана обеспечивать сохранение государственной и других тайн, защищать информационные ресурсы и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру от воздействия информационного оружия, угроз информационного терроризма и информационного криминала.
Можно сформулировать следующие основные направления ГИП в данной области:
- учет требований ИБ при выработке стратегии ГИП и осуществлении всех ее мероприятий,
- согласование разрабатываемых нормативно-правовых баз развития информационного пространства общества и обеспечения ИБ;
- выработка согласованной политики, правил и процедур интегрирования России в международные телекоммуникационные сети;
- выработка и осуществление единой научно-технической политики государства, в том числе в области создания технических средств обеспечения ИБ, в том числе разработка рекомендаций по проведению согласованной политики закупок зарубежных программно-технических и телекоммуникационных средств и их использования в стратегически важных областях.
Что мы ждем от государственной информационной политики?
Государственная информационная политика есть неотъемлемая составляющая внешней и внутренней политики российского государства. Результаты ГИП прямым образом будут зависеть от того, насколько точным, адекватным реальным политическим, социально-экономическим и культурным условиям окажется выбор стратегических целей развития российского общества и государства в последние годы ХХ века и в начале века следующего. В то же время достижения или ошибки информационной политики будут оказывать непосредственное и сильное воздействие на все сферы жизни общества и государства.
Рациональная и действенная ГИП должна содействовать восстановлению роли России как полноценного участника мирового информационного сообщества, как ведущей мировой державы, обладающей развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, богатейшими информационными ресурсами и использующей новейшие компьютерные и телекоммуникационные технологии. Именно эта политика позволит России оказаться в первой шеренге государств, способных на деле защитить свои национальные интересы и безопасность в непрекращающейся борьбе за экономическое и военное превосходство, за политическое и культурное влияние в многополярном мире.
Осуществление ГИП позволит быстрее и точнее осознать глубинные трансформации, протекающие в мировой экономике, и строить свою стратегию социально-экономического развития с их учетом. Эта стратегия должна опираться на постоянное расширение инвестиций в информационную сферу, на эффективные и гибкие механизмы управления этой сферой. Она должна учитывать резкий рост числа потребителей коммерческой информации, циркулирующей в открытых информационных сетях, и перестройку в связи с этим всей торговой системы, а также развитие в перспективе единой информационно-денежной инфраструктуры. ГИП должна быть ориентирована на рост информационных потребностей населения, на опережающие темпы создания, распространения, постоянного обновления и использования информации как на важное условие успешного завершения нынешнего этапа экономических реформ, перехода к новым высшим типам технологических укладов, в конечном счете на существенное повышение уровня жизни населения.
Реализация ГИП откроет возможности перехода к новому качеству государственного управления за счет обеспечения всех субъектов системы управления своевременной, полной и достоверной информацией на базе современных информационных и телекоммуникационных технологий и технологий связи. Это позволит существенно улучшить подготовку и принятие решений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, обеспечить реализацию всех базовых функций системы управления в реальном масштабе времени. Кроме того, реализация ГИП даст возможность развернуть
ниторинг чрезвычайных ситуаций (природных, техногенных и антропогенных катастроф и аварий), а также рискованных социально-политических ситуаций и построить систему быстрого реагирования на эти ситуации и, наконец, сделать эффективным общественный контроль за деятельностью органов государственного управления и использовать прозрачность информационной политики в качестве действенного средства борьбы с теневой экономикой, коррупцией и должностными преступлениями.
Свободное создание, распространение и потребление информации как важнейшее конституционное право граждан находится в фокусе общественного внимания и именно поэтому ГИП следует рассматривать как серьезную движущую силу проведения в России демократических преобразований общества и государства. Хотя впереди еще долгий путь к гражданскому обществу, к правовому государству, уже можно говорить о формировании в России новой информационной реальности, базирующейся на принципе открытости информации и постоянно совершенствующейся системе
го законодательства. Разработка и постоянное совершенствование информационного законодательства позволят эффективно регулировать взаимоотношения всех субъектов политической жизни при реализации их информационных прав и обязанностей, создать систему независимого и гласного контроля за деятельностью государственных СМИ, институтов, центров и служб изучения общественного мнения, а также специальных служб по связи с населением. Разработка и осуществление цивилизованных, демократических форм и методов воздействия на СМИ, являющиеся одной из главных задач ГИП, облегчат формирование и распространения духовных ценностей, отвечающих национальным интересам и культурно-историческим традициям
Законодательная и исполнительная власти должны действовать совместно
Эффективная реализация государственной информационной политики требует тесного взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти.
Сегодня и в ближайшем будущем, в условиях явного недостатка бюджетных средств, основными механизмами ГИП будут являться, во-первых, формирование правового пространства, определяющего общие рамки и формы поведения всех субъектов информационного развития, и, во-вторых, разработка и реализация конкретных правил и процедур, регулирующих это поведение. Очевидно, что первым механизмом следует заниматься власти законодательной, вторым – власти исполнительной. Это значит, что Государственная Дума РФ должна разработать общую концепцию законодательного
печения информационного развития России, готовить и продвигать необходимые законы и поправки к ним, осуществлять постоянный контроль за выполнением принятых нормативно-правовых актов, определять приоритетность и последовательность их совершенствования.
С другой стороны, Госкомитет РФ по связи и информатизации должен определять стратегические цели и текущие задачи развития информационной среды общества, осуществлять постоянный мониторинг информационного производства, рынка информационных технологий, продуктов и услуг, выявлять первоочередные проблемы, требующие политико-правовых решений, готовить предложения в Правительство по широкому кругу социально-экономических вопросов, решение которых позволило стимулировать информационное развитие страны.
Из сказанного понятно, что законодатель, прежде всего Комитет ГД РФ по информационной политике и связи, и исполнительная власть, Госкомсвязи России, должны работать согласовано, в тесном взаимодействии.
Реализация ГИП, ее адаптация к изменяющимся внешне- и внутриполитическим условиям требуют привлечения внимания всего общества, производителей и потребителей (независимо от форм собственности) информационных и телекоммуникационных средств, продуктов и услуг. Это особенно важно при решении проблем, связанных с функционированием и развитие СМИ, вхождением России в мировые открытые сети, возрождением научно-технического и производственного потенциала информационного развития.
Воплощение в жизнь основных идей и практических мероприятий государственной информационной политики будет означать сереьезное продвижение страны по пути к информационному обществу.
© Информационное общество, 1999, вып. 1, с. 4 - 9.