Программа Российского фонда фундаментальных исследований по развитию инфраструктуры фундаментальных исследований и образования
Сюнтюренко О.В.

Программа Российского фонда фундаментальных исследований по развитию инфраструктуры фундаментальных исследований и образования

О.В. Сюнтюренко
Российский фонд фундаментальных исследований





Информационные методы все шире внедряются в научную деятельность. Информатизация, конвергенция компьютерных и телекоммуникационных технологий, переход к широкомасштабному применению современных информационных систем в сфере науки и образования обеспечивают принципиально новый уровень получения и обобщения знаний, их распространения и использования.

Эти процессы можно характеризовать как смену парадигмы в профессиональном мировоззрении, связанную с нарастающими тенденциями интеграции информационной и научно-исследовательской деятельности.

Несмотря на крайне тяжелое финансовое положение, российская наука смогла сохранить основные параметры, присущие науке промышленно развитых стран. К ним относятся развитая сеть научных учреждений, уровень квалификации ученых, наличие научных школ, системы подготовки кадров и повышения их квалификации, количество научных журналов, международное сотрудничество и т.п. Исключение составляют уровень развития информационного обеспечения, количественные и качественные характеристики информационной инфраструктуры сферы науки и образования.

Одной из важнейших задач Российского фонда фундаментальных исследований является поддержка и финансирование программ и проектов, ориентированных на развитие телекоммуникаций, информационной и вычислительной инфраструктуры.

В настоящее время проводится работа по подготовке Программы развития РФФИ, одним из разделов которой является стратегия Фонда в области информатизации фундаментальной науки (рис. 1).


Рис. 1. Стратифицированная модель, включающая в себя основные структурные компоненты стратегии РФФИ по развитию информационных, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов науки и образования

1. Верхний слой – это комплекс объективных факторов, влияющих на стратегическое целеобразование. Здесь особо следует отметить специфику и значительную динамику изменений требований научного сообщества к решению вопросов информационного обеспечения:

а) открытость и доступность информационных ресурсов;
б) высокая квалификация пользователей;
в) востребованность и восприимчивость к новым технологиям;
г) информационная безопасность и др.

2. Цели. Глобальная цель: достижение мирового уровня и высоких темпов развития науки в России как одного из главных средств решения глобальных и локальных проблем – экономических, экологических, социальных и других. Подготовка к вхождению в информационное общество XXI века.

Подцели:
а) удовлетворение информационных потребностей ученых и специалистов, работающих в сфере фундаментальной науки и образования;
б) эффективное использование национальных и мировых информационных ресурсов;
в) повышение эффективности информационного обмена в рамках системы “фундаментальная наука – прикладная наука – производство”;
г) информатизация сферы фундаментальной науки, интеграция информационной и научно-исследовательской деятельности;
д) решение современных социальных проблем (занятости) фундаментальной науки и ее структурной перестройки;
е) развитие и распространение информационной и научно-технической культуры.

3. Макрозадачи: первая и основная задача – информационное обеспечение фундаментальных исследований; вторая задача – поддержка фундаментальных исследований в информатике (теория информации, информационное моделирование, теория систем искусственного интеллекта, теория информационных систем, компьютерная лингвистика).

4. Принципы и механизмы реализации стратегии. Целереализация стратегии осуществляется через программы и конкурсы РФФИ (в том числе, региональные), межведомственные программы, совместные международные проекты. В марте 1998 г. стартовала межведомственная программа “Российские электронные библиотеки”, объявленная РФФИ и Российским фондом технологического развития.

Вследствие отставания в темпах информатизации в советский период, а также в силу причин переходного периода социально-экономических преобразований, уровень информационного обеспечения науки и образования в России на один-два порядка ниже, чем в развитых странах. Косвенно это положение иллюстрирует диаграмма обеспеченности ученых и специалистов отечественными научно-техническими журналами, представленная на рис. 2.


Рис. 2. Обеспеченность исследователей первичными научными журналами

Вследствие жестких финансовых ограничений резко снизился уровень комплектования даже ведущих библиотек и информационных центров как отечественными, так и зарубежными научно-техническими периодическими изданиями. Очевидно, что в ближайшие годы традиционными методами изменить ситуацию к лучшему не представится возможным. Нужны новые нетрадицион ные подходы для решения проблем повышения уровня информационного обеспечения ученых и специалистов на основе масштабного использования новых информационных технологий и электронизации информационных фондов. Программа “Российские электронные библиотеки” (рис. 3) направлена как на создание общественно значимых фондов разнообразных электронных документов научного, культурного и образовательного характера, доступных в удобном виде для конечного пользователя (ученого, инженера, работника культуры, студента, учащегося), так и на развитие необходимой сетевой и высокопроизводительной вычислительной инфраструктуры для оперирования сверхбольшими объемами информации.


Рис. 3. Основные направления исследований и разработок в рамках межведомственной программы "Российские электронные библиотеки"

Следует отметить значимость разработки правовых вопросов развития отечественной информационной инфраструктуры, таких как:

  • правовое регулирование прав собственности, авторских и смежных прав в условиях технически легкого копирования и тиражирования любой информации, представленной в цифровом виде;
  • правовой статус электронных изданий и электронных публикаций;
  • правовое регулирование содержания (вредное и незаконное);
  • правовой статус провайдеров и других поставщиков информационных услуг в телекоммуникационных сетях;
  • финансово-правовые вопросы распространения информации (особенно актуальные для государственных бюджетных организаций) и др.

5. Основные направления и приоритеты. В рамках развития Библиотечной программы РФФИ в 1998г. планируется создание Web-сервера РФФИ, который будет содержать полные тексты более чем 100 зарубежных научных периодических изданий. Доступ из Интернет к этому WWW-серверу будет свободным для библиотек-участниц Библиотечной программы и для грантодержателей РФФИ.

В рамках стратегии как один из ключевых элементов информационной инфраструктуры рассматривается развитие информационной системы РФФИ, в частности, осуществляется разработка теледоступного мультимедийного банка данных РФФИ с результатами выполненных научных исследований (информация о примерно 30 тысячах проектов).

Приоритетным направлением РФФИ является поддержка крупных проектов по созданию и развитию региональных научных и компьютерных сетей, интегрирующих в пределах научного региона информационные, вычислительные и телекоммуникационные ресурсы, необходимые для сферы науки и образования. В качестве региональных “опорных зон” (хостов) могут выступать наиболее крупные и подготовленные институты РАН, научные центры, университеты, имеющие необходимый научно-технический потенциал. Здесь важным является решение специфических проблем обеспечения информационной безопасности в научных и образовательных сетях.

Развитие научных и образовательных телекоммуникаций (НОТ) будет вести к обострению проблемы правовой защиты интеллектуальной собственности для: а) российских ученых и специалистов; б) для зарубежных фирм, продукты которых используются в России.

Существуют реальные возможности использования открытых НОТ для преднамеренного финишного срыва крупных научно-технических проектов и программ, особенно в области критических технологий (ядерная энергетика, космические технологии, телекоммуникации и т.п.), за счет дезорганизации функционирования сети или ее сегментов в критически важные периоды времени.

Актуализировалась проблема криминального использования НОТ для проникновения и несанкционированных действий в банковской и финансовой сфере (в России и за рубежом).

Достаточно актуальна проблема защиты от преднамеренных несанкционированных действий технического персонала, которые могут повлечь за собой полное или частичное прекращение функционирования корпоративной информационной системы или сетевых сегментов.

Существуют проблемы защиты НОТ от несанкционированной деформации политики государства в области национальной безопасности (инструкции по изготовлению взрывчатых устройств, производству наркотиков, террористической деятельности), культуры, морали (насилие, порнография), национальных и межгосударственных отношений.

В 1998 г. на Web-сервере РФФИ будет размещен гипермедийный альбом фрагментов телекоммуникационной инфраструктуры науки и образования, созданных при финансовой поддержке РФФИ за последние 5 лет (блок-схемы, топологии, основные характеристики).

Важной и приоритетной деятельностью Фонда является поддержка междисциплинарных исследований и разработок, а также новых актуализировавшихся направлений, таких как дистанционные исследования физических и биологических объектов (в т. ч. телемедицина), системы комплексного обеспечения функционирования территориально-распределенных рабочих групп (“виртуальные научные коллективы”); компьютерное обеспечение систем мониторинга крупномасштабных природных и техногенных объектов; электронные библиотеки и коллекции.

Фонд будет поддерживать проекты, связанные с внедрением информационных методов в процессы научных исследований: компьютерное моделирование, корреляционный анализ типа “структура-свойство”, статистический анализ и др. Актуализировалась интеграция научно-исследовательской и информационной деятельности посредством внедрения альтернативной информационной технологии – технологии компьютерной автоформализации профессиональных знаний (экспертные системы). Ученые могут производить новые знания (научную продукцию) путем проведения эксперимента, теоретических расчетов, обобщения знаний, путем сбора фактов, их систематизации.

К настоящему времени в российской науке – по крайней мере в ряде предметных областей (математика, геология, химия и др.) – накоплен огромный объем знаний и информации, требующий оченьбольшого объема работ по ее обобщению, систематизации для создания условий широкого использования этой информации учеными и специалистами. Так, в геологии и геофизике, по некоторым оценкам, накоплен такой большой объем данных, что с точки зрения прагматической результативности целесообразно было бы отказаться от затрат на проведение в ближайшие 10–12 лет новых дорогостоящих изысканий, исследований и экспедиций и сосредоточить усилия на систематизации и многоаспектной компьютерной обработке уже имеющейся информации.

Все большую важность и значимость приобретают вопросы информационного обеспечения использования результатов фундаментальных исследований в прикладных исследованиях, разработках, в создании новых материалов, продуктов и технологий. Это направление деятельности РФФИ планируется развивать в рамках подготовленного проекта “Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России на 1998–2000 годы”.

6. Оптимизированный пул проектов, поддерживаемых Фондом. Основой формирования и финансирования проектов в области телекоммуникаций и информационных систем является:

а) конкурсный отбор и многоступенчатая экспертиза;
б) стратегические приоритеты;
в) детерминанты госбюджетного финансирования (ограниченность средств, неритмичность финансирования, сложность и издержки проводки платежей через Казначейство и др.).

Анализ жизненного цикла цепочки “исследования – разработка – внедрение – производство” (рис. 4) показывает, что оптимальной стратегией для РФФИ (в условиях ограниченного бюджетного финансирования – 40,0 млн. деноминированных руб./год) является выявление перспективных исследовательских направлений и их поддержка на начальных стадиях инновационного цикла (с позиций критерия “затраты/эффективность”), а также, как это ни парадоксально, на финишных этапах цикла, когда информационная технология (система, продукт) уже создана и тиражируется.


Рис. 4. Цепочка "исследования - разработка - внедрение - производство"

Иллюстрацией к этому утверждению может служить, например, практически завершившаяся программа РФФИ и Фонда Сороса по созданию южного участка Московской оптоволоконной опорной сети (ЮМОС). Финансирование проектов по подключению научно-исследовательских институтов и вузов к ЮМОС не решало непосредственно никаких проблем исследования или разработки, но опосредованно обеспечивало им качественно новый уровень.

В заключение следует отметить, что опыт РФФИ в области создания научных компьютерных сетей и их информационных и вычислительных ресурсов свидетельствует о высокой эффективности конкурсного подхода к отбору и финансированию проектов, так как последний, в условиях дефицита финансовых ресурсов, позволяет концентрировать их на наиболее приоритетных направлениях и привлекать к их реализации наиболее подготовленные коллективы. Проводимая РФФИ научно-техническая и финансовая политика во многом оказала значительное позитивное влияние как на темпы развития информационных ресурсов, так и на уровень проводимых в этом направлении информатики научных исследований и практической реализации новых технических решений, созданию баз данных и информационных систем, уже сегодня доступных российским ученым.

Реализация концептуальных установок Программы – за счет коррекции в сторону информационной ориентации деятельности ученых, а также относительной дешевизны труда наших ученых и специалистов – может позволить России стать обладательницей самого мощного научно-информационного потенциала, стабилизировать положение в сфере фундаментальной науки и образования, решить многие социальные проблемы переходного периода, создать благоприятные предпосылки для качественно нового развития отечественной науки при переходе экономики России в фазу постиндустриального развития.


&copy Информационное общество, 1999, вып. 1, с. 9 - 13.