О журнале
Рекомендации
Российский опыт интеграции в информационное общество
Ершова Т.В.
Российский опыт интеграции в информационное общество
Т. В. Ершова
Институт развития информационного общества
Т. В. Ершова
Институт развития информационного общества
В течение последних лет многие страны мира демонстрируют последовательное и устойчивое продвижение к главной цели построения информационного общества – улучшению жизни людей, их максимальной самореализации. В этот процесс вовлечена и Россия: здесь активно создаются и внедряются новейшие технологии, создаются и используются уникальные информационные ресурсы, естественным образом формируется культура, порождаемая эпохой информации. Проблема в том, что эти процессы происходят в основном стихийно и слабо согласуются. Кроме того, темпы развития информационного общества в России сильно снижает ряд факторов.
Сдерживающие факторы:
- экономическая нестабильность;
- недостаточное законодательное обеспечение;
- низкая информационно-правовая культура общества в целом;
- недостаточное развитие и неэффективность информационной инфраструктуры;
- дефицит специалистов в сфере информации;
- неравномерное распределение средств связи и телекоммуникаций по регионам;
- отставание в области информационных технологий и развития средств вычислительной техники;
- недостаточная финансовая поддержка научных исследований в области информатизации.
При этом следует отметить, что в нашей стране достаточно серьезных предпосылок для успешного развития информационного общества.
Предпосылки развития ИО в России:
- давние традиции и подходы к организации и управлению информационной деятельностью;
- имеющиеся мощности по генерации информации;
- система распространения информации;
- усиление процессов интеграции регионов;
- устойчивое развитие всех секторов информационного рынка;
- увеличение доли финансовых потоков, направляемых на развитие информационной инфраструктуры и удовлетворение информационных потребностей общества;
- внимание к вопросам информационной безопасности на индивидуальном, корпоративном и государственном уровне.
О степени интеграции России в информационное общество возможно судить по ряду индикаторов.
Индикаторы интеграции России в ИО:
- наличие концепции государственной информационной политики;
- развитие правового обеспечения ИО;
- развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры;
- богатство информационных ресурсов;
- развитие информационного рынка;
- международное сотрудничество в области информации.
К таким индикаторам следовало бы отнести осознание и использование широкими кругами населения преимуществ информационного века, а также развитие и подготовку специалистов в информационной сфере, однако эти индикаторы в нашей стране пока достаточно слабы.
Государственная информационная политика
На сегодня в России существует концепция государственной информационной политики, подготовленная по поручению Государственного комитета РФ по связи и информатизации. Концепция была принята на заседании Комитета по информационной политике и связи Государственной Думы РФ в середине 1998 г. и в настоящее время готовится к обсуждению в Постоянном консультативном совете при Президенте РФ.
Госкомсвязи РФ и Комитет по информационной политике и связи Государственной Думы РФ постоянно занимались разработкой идеологии формирования единого информационного пространства, а в настоящее время приступили к решению проблемы построения информационного общества в России. Имеется целый ряд материалов и программ, подготовленных Минннауки, Минобразования, другими ведомствами, а также научной общественностью.
Насущной задачей стала разработка государственной стратегии и программы интеграции России в информационное общество, где найдут свое место как официальные ведомственные программы, так и инициативные наработки.
Правовое обеспечение ИО
Правовые основы формирования информационного общества в России закреплены рядом базовых федеральных законов:
- “Об информации, информатизации и защите информации”;
- “О связи”;
- “Об участии в международном информационном обмене”;
- “О средствах массовой информации”;
- “О государственной тайне”;
- “Об авторском праве и смежных правах”;
- “О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных” и др.
В настоящее время в Российской Федерации действует более 40 федеральных законов в области информации, более 80 актов Президента РФ, около 200 актов Правительства РФ. Однако, несмотря на обилие регламентирующих документов, не все вопросы, требующие правового регулирования в связи с формированием информационного общества, имеют должное решение. Более того, можно сказать, что правовая основа развития информационного общества только начинает создаваться и может быть качественно сформирована только при условии системного ее завершения и развития на региональном уровне.
Информационная и коммуникационная инфраструктура
Распад СССР и образование на его территории независимых государств привели к развалу единой производственной базы разработки и производства средств вычислительной и телекоммуникационной техники. Для создания иразвития национальной телекоммуникационной инфраструктуры Россия вынуждена привлекать капиталы, технику и технологии зарубежных стран.
В то же время развал государственной системы разработки программных продуктов не привел к катастрофе – на ее основе создано множество различных коммерческих структур, достаточно прочно занявших на отечественном информационном рынке нишу прикладного программного обеспечения. Начав с русификации широко применяемых зарубежных программных продуктов, многие фирмы успешно перешли к созданию и распространению оригинальных программ, ориентированных на российского пользователя.
С 1992 г. в России был либерализован рынок телекоммуникаций – он фактически открылся для частного капитала, в т. ч. иностранного. Сегодня на рынке услуг цифровой связи одной лишь Москвы работает около полутора десятков компаний, предоставляющих своим клиентам широкий набор услуг – от голосовой телефонии до видеоконференцсвязи. Вместе с тем традиционные городские телефонные сети, обслуживающие население, имеют крайне отсталую техническую базу, поэтому современные виды связи по-прежнему остаются для подавляющего большинства россиян недоступными.
Наиболее бурное развитие в последнее время получили сети – подмножества Интернет. Всего в России действует около 330 организаций, заявляющих о себе как о сервис-провайдерах Интернет. Это количество возросло за истекший год примерно на 40%. Почти 70% всех подключений индивидуальных пользователей осуществляют четыре крупнейших провайдера – РЕЛКОМ, Демос, Россия-он-лайн, Гласнет.
Информационные ресурсы (ИР)
ИР России имеют огромную ценность и столь же огромные объемы и стоимость. В стране более 1 миллиона уникальных архивных фондов и 150 тысяч библиотек, обладающих бесценными культурными и информационными сокровищами. Степень их доступности остается ниже всякой критики, но теперь уже не по причине государственной цензуры, а в силу крайне слабого проникновения в них современных информационных технологий.
Что касается электронных информационных ресурсов, то, согласно данным Госкомстата, еще в 1996 г. имелось в общей сложности около 800 тысяч баз данных общим объемом 160 терабайт. В последнее время быстро растет количество российских Web-сайтов: их число на русском языке (собственно Web-сайтов и отдельных крупных информационных разделов) составляет около 6 тысяч, что по сравнению с августом 1996 года увеличилось примерно в 9 раз.
В целом по объему ИР Россия уверенно занимает одно из ведущих мест в мире. Однако качество и структура ИР, степень их использования отстают от современных потребностей. Подавляющее большинство существующих данных хранится в автономных, как правило, изолированных информационных системах и недоступно через Интернет. Баз данных, доступных для широкого круга пользователей, насчитывается около 3 тысяч. Средний объем и срок жизни большинства российских баз данных существенно уступают зарубежным аналогам.
В России активно формируется рынок электронной информационной продукции и услуг, в котором основную роль играют негосударственные структуры. Согласно имеющейся статистике, из всех баз данных, имеющихся в России, только 16% способны функционировать в режиме удаленного доступа, причем половина из них находится в Москве.
Быстрыми темпами развивается индустрия мультимедиа: если в 1993 г. был выпущен всего один отечественный CD-ROM, то в 1994 году – уже 25, в 1995 г. – более 100, сегодня – более 800.
Информационный рынок
В настоящее время российский рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг (информационный рынок) – один из наиболее динамичных секторов российского рынка. Сегодня все программно-техническое обеспечение процессов информатизации и развития телекоммуникаций обеспечивается российским информационным рынком, на котором все новейшие средства и технологии появляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках. Однако российский информационный рынок имеет свои особенности, существенно отличающие его от зарубежных:
- отсутствие государственного и слабость правового регулирования;
- неоднородность по регионам страны (развитие информационного рынка по традиции идет от центра к регионам);
- потребительская, а не производительская роль государства;
- крайне слабое развитие сектора личного потребления и, соответственно, индустрии услуг, ориентированных на удовлетворение индивидуальных потребностей.
Лидирующим видом информационной услуги является ретроспективный поиск информации, который реализуется путем тиражирования баз данных и разового поиска информации (в основном научно-технической, справочной, коммерческой и статистической). Пока весьма проблематична подготовка аналитических материалов на основе баз данных. Их полнота, достоверность и оперативность существенно ниже, чем в развитых странах. Причина – недостаток специалистов в службах информации и финансовые проблемы.
Наиболее динамично развивается в России рынок Интернет-услуг, ориентированный на массового пользователя и способствующий таким образом развитию в нашей стране информационного общества. По данным Регионального Центра Интернет-Технологий, услугами Интернет сегодня пользуются около 600 тысяч россиян, при этом ежегодно их количество увеличивается примерно в 2 раза. Количество пользователей, имеющих IP-соединение, составляет приблизительно 100 тысяч, но возрастает ежегодно примерно в 4 раза.
Международное сотрудничество
Наиболее масштабные попытки сотрудничества в информационной сфере предпринимаются на территории СНГ. С начала 90-х годов формируется единое пространство в области правовой и научно-технической информации. С начала 90-х годов правительствами государств СНГ подписан ряд соглашений об обмене научно-технической информацией и научно-техническом сотрудничестве.
Развитие международного сотрудничества в области построения информационного обществана государственном уровне началось с конца 1996 г. с проведения круглых столов при участии уполномоченных органов Европейской Комиссии и российских ведомств (Госкомсвязи РФ, Торгово-промышленной палаты России и др.). До этого (с 1992 г.) активно развивалось российско-европейское сотрудничество в области связи, информатики и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Вопросы развития инфраструктуры также многократно были предметом обсуждения Комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству России и США (Комиссии Черномырдин–Гор).
3 ноября 1998 г. произошло знаменательное событие: заместитель Председателя Правительства РФ В. Б. Булгак, придавший большое значение участию России в нынешней конференции, и член Комиссии Европейских Сообществ М. Бангеманн подписали совместное заявление о сотрудничестве в области формирования информационного общества. Сегодня впервые Россия имеет возможность прямого участия в конкретных проектах Пятой Рамочной программы Европейской Комиссии, направленных на развитие информационного общества. Это позволяет надеяться на более динамичное продвижение России в грядущий информационный век.
© Информационное общество, 1999, вып. 1, с. 16 - 19.