О журнале
Рекомендации
Дети и компьютер в России
Васильева И.Е.
Дети и компьютер в России
И.Е. Васильева
Ярославский областной центр дистанционного обучения школьников
И.Е. Васильева
Ярославский областной центр дистанционного обучения школьников
Одной из важнейших составляющих системы образования информационного общества является развитая система дистанционного образования школьников. Настоящий доклад рассматривает опыт и перспективы создания такой инфраструктуры в Ярославской области. Технологической основой для системы дистанционного обучения школьников в Ярославской области является образовательная сеть, включающая 120 школ области, учреждения дополнительного образования, интернаты. Центральным узлом Ярославской образовательной сети является Ярославский областной центр дистанционного обучения школьников, осуществляющий подключение, техническую, информационную и образовательную поддержку пользователей.
Пользователями нашей сети являются школьники и учителя не только города Ярославля, но и многих населенных пунктов области, в том числе и весьма удаленных. Важно подчеркнуть, чтобольшую помощь и поддержку нам оказывает Центр Интернет Ярославского Государственного университета.
Важным направлением деятельности Центра дистанционного обучения является информационное обеспечение системы образования региона. Для этого создан областной образовательный сервер, информационные ресурсы которого в значительной степени создаются и оформляются школьниками. Он содержит более 120 мегабайт образовательной информации. Большая часть ресурсов представлена на русском и английском языках. Сервер содержит много разделов, связанных с различными областями знания: психология, экологическое образование, математика, информационные технологии, история, культура и т.д. Многие школы Ярославской области разместили на сервере информацию о себе. Здесь можно ознакомиться с любым образовательным учреждением и найти партнера. В нашей информационной системе представлены уроки лучших ярославских учителей, их авторские разработки по биологии, химии, физике, математике.
На психологической странице размещена информация, которая полезна как специалистам-психологам, так и школьникам, студентам и учителям. Здесь много тестов, банк психо-диагностических методик, опыт работы школьных психологов. Функционирует интерактивная служба психологической поддержки. Центр дистанционного обучения совместно с природоохранными организациями осуществляет поддержку экологического образования. В разделе “Экология” сервера сосредоточены гипертекстовые учебные пособия, материалы телекоммуникационных проектов по изучению и охране природы. Благодаря энтузиазму учителей и детей собрана богатая галерея местной флоры и фауны. Активно работают российские экологические списки рассылки. Этот раздел признан российским образовательным сообществом важнейшим источником экологической информации для школьников.
Дополнительное образование (Extra curricular education) является важной частью российской образовательной системы. Учреждения дополнительного образования дают учащимся знания в соответствии с их интересами, помогая выбрать профессию. Дети в этих учреждениях учатся моделированию одежды, конструированию самолетов и кораблей, основам музыкального и художественного творчества, журналистике – одним словом, всему, что можно вообразить. Опыт работы лучших учреждений дополнительного образования также размещен на нашем сервере. Посетив страницу “Выставка детского творчества”, можно не только ознакомиться с лучшими детскими работами, но и получить необходимую помощь в реализации творческих идей.
Информационные ресурсы нашего сервера пользуются спросом. Средний ежедневный объем запрашиваемой информации составляет 15 мегабайт. Наши информационные ресурсы открыты и общедоступны. Их потребляют пользователи 60 стран мира.
Как показывает практика, телекоммуникационный образовательный проект является эффективной формой организации учебной деятельности в сетях. Наши дети с удовольствием принимают участие в международных телекоммуникационных проектах. Нами накоплен определенный опыт в организации и проведении собственных проектов – игровых, образовательных, информационных, исследовательских.
Как показывает география участников наших проектов, Ярославский Центр дистанционного обучения школьников фактически стал образовательным сетевым центром для всего русскоговорящего сообщества. Благодаря разработанным в Центре двуязычным методикам англоговорящие школьники стали полноправными участниками наших проектов. Общее количество участвующих в наших проектах постоянно растет. В 1998 году их быыло 3083.
Самым популярным оказался проект “Идеальный мир глазами детей” (The Ideal World through Eyes of Child). Удачная идея позволила максимально раскрыться и реализоваться богатой детской фантазии. Вместе с нами Идеальный Мир строили дети из 12 стран на русском и английском языках. Этот проект предусматривал несколько форм участия. Мы предложили детям разных стран изучить настоящий мир и найти в нем то, что может служить основой для идеального мира. Можно было работать над конституцией Идеальной Планеты, разрабатывать ее символику, прогнозировать события, строить идеальные города. Материалы проекта размещены на нашем сервере.
В прошлом году нами осуществлена поддержка проекта ЮНЕСКО “Это наше время – 1997” (This is Our Time 1997, штаб-квартира SMC Telematica, Нидерланды) для стран бывшего СССР. Это позволило большому числу русскоязычных детей принять участие в этом проекте на родном языке. Такого рода методики, названные нами ретрансляцией (retranslation), были использованы впервые.
Таким образом, в Ярославском регионе создана и динамично развивается система дистанционного образования школьников как основа школы информационного общества.
Информационные ресурсы сервера доступны по адресу: http://www.edu.yar.ru
© Информационное общество, 1999, вып. 1, с. 51 - 52.