Механизм правового регулирования в информационной сфере. Информационное право
Попугаев Ю.И.

Механизм правового регулирования в информационной сфере. Информационное право


Ю.И. Попугаев






Цивилизованная жизнь предполагает упорядоченное движение информации. В этой связи актуальным является информационный аспект правовой деятельности, вопрос о правовом обеспечении происходящих в обществе информационных процессов.

В современном обществе информационные ресурсы играют огромную роль и требуют к себе серьезного отношения как к интеллектуальному богатству, которое должно использоваться эффективно. Цивилизованное решение вопросов информационного взаимодействия является прерогативой области права.

Необходимо подчеркнуть диалектизм таких категорий как “информация” и “право”. Информация является своеобразным объектом правового регулирования. Право выступает как регулятор информационных отношений, информационных процессов. При этом право само по себе обладает информационной содержательностью, систематизирует правила поведения субъектов правоотношений. Его нормы можно представить как комплексное знание, определяющее, дающее ориентир в правовых явлениях, процессах.

Информация выступает своеобразным звеном между гражданами и государственными институтами. Сбои в информационных процессах (искажения, неполнота информационных отношений и их недооценка и т.п.) существенным образом затрагивают общественную и информационную безопасность, затрудняют управление в обществе. Важнейший показатель качества информационной деятельности и построения единого информационного пространства - информационная безопасность личности, общества и государства. При этом нормальная жизнедеятельность гражданина, общественных и государственных институтов в информационной сфере возможна только в условиях четкой, последовательной и систематизированной правовой регламентации этой сферы.

90-е годы нынешнего столетия ознаменовались бурным развитием информационного законодательства в нашей стране. В Конституции Российской Федерации, принятой в декабре 1993 года содержится целый ряд информационно-правовых норм [1]. К важнейшим вехам систематизированного нормотворчества в информационной сфере следует отнести принятие Рекомендательного законодательного акта “О принципах регулирования информационных отношений в государствах-участниках Межпарламентской Ассамблеи” и Федерального закона “Об информации, информатизации и защите информации” [2, 3].

В то же время информационное законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании и развитии. В его рамках требуется принять целый пакет нормативных правовых актов.

Активное развитие в последние годы информационного законодательства предполагает важность и необходимость осмысления с позиций общей теории права происходящих информационных процессов, информационно-правовых явлений, которые по своей сути существенным образом затрагивают интересы личности, общества и государства.

Следует отметить, что работ, посвященных исследованию информационного законодательства, анализу информационно-правовых понятий, категорий крайне недостаточно. Не определены содержание и сущностные аспекты (структура, классификация и т.п.) основных информационно-правовых явлений: информационных норм, информационно-правовых отношений, актов применения информационно-правовых норм. В совокупности эти явления информационно-правовой действительности составляют содержание механизма информационно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в информационной сфере (сфере деятельности субъектов, связанной с производством, преобразованием и потреблением информации).

Представляется важным в этой связи кратко остановиться на общей характеристике механизма правового регулирования как универсальной правовой категории, позволяющей осмыслить любое правовое явление, независимо от его отраслевой принадлежности. Эта правовая категория позволяет раскрыть единство, тесную взаимосвязь между различными правовыми явлениями, охарактеризовать их с функциональной, деятельностной стороны.

Механизм правового регулирования определяется как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения [4]. В отношении содержания механизма правового регулирования существует множество точек зрения, анализ которых не входит в задачу нашего исследования. Однако их обзор показывает что большинство ученых-юристов в качестве его основных элементов выделяют:
  • нормы права и его принципы;
  • правовые отношения;
  • акты толкования норм права, издаваемые уполномоченным на то органом;
  • акты применения норм права.

Важно отметить, что для понимания сущности механизма правового регулирования большое значение имеет категория “деятельность”. Отмеченные элементы механизма правового регулирования получают реальное воплощение, “приходят в движение” именно через деятельность (правотворческую, правоприменительную) соответствующих субъектов. В качестве обязательного субъекта этой деятельности выступает государство в лице его различных органов.

Самая общая схема взаимосвязи элементов механизма правового регулирования выглядит следующим образом. Компетентный орган (должностное лицо) устанавливает наличие в реальной действительности тех обстоятельств (юридических фактов), на которые рассчитана норма права, выносит правоприменительный акт (решение), который подтверждает наличие указанных обстоятельств и тем самым признает, что данная норма должна быть реализована. В результате у лиц, подпадающих под действие этой нормы, возникают конкретные субъективные права и обязанности или, другими словами, между лицами возникают конкретные правовые отношения. После установления правоотношений, субъекты этих отношений получают возможность совершать действия, составляющие содержание субъективных прав и обязанностей, т.е. получают возможность реализовать эти права и обязанности, и тем самым реализовать норму права. Реализация юридически значимых, т.е. влекущих правовые последствия, действий характеризует завершение действия механизма правового регулирования, при котором происходит перевод общих предписаний юридических норм, конкретизированных на стадии правоотношения в права и обязанности, в то фактическое, реальное поведение, на которое направлена воля законодателя [4].

Исходя их общего понимания правового регулирования можно сделать вывод, что информационно-правовое регулирование по своей сущности заключается в упорядочении общественных отношений в информационной сфере, в установлении с помощью информационно-правовых норм юридических прав и обязанностей участников этих отношений. Базируясь на государственной информационной политике, оно направлено на:

  • упорядочение и закрепление наиболее целесообразных общественных отношений в информационной сфере;
  • охрану урегулированных правом отношений в этой сфере;
  • порождение и развитие новых информационных отношений, соответствующих требованиям цивилизованной жизнедеятельности;
  • вытеснение из информационной сферы общественных отношений, не отвечающих современным условиям.

Известно, что нормы права - это установленные или санкционированные государством правила, регулирующие взаимоотношения субъектов в различных сферах жизнедеятельности. Соответственно информационно-правовые нормы можно определить как нормы права, регулирующие отношения в информационной сфере, и определяющие каким должно быть (может быть) поведение субъектов в сфере производства, преобразования и потребления информации.

Урегулированные информационно-правовыми нормами общественные отношения, складывающиеся в информационной сфере, следует именовать информационно-правовыми отношениями. Являясь разновидностью правовых отношений и соответственно обладая всеми общими чертами последних, информационно-правовые отношения имеют свою специфику, обусловленную особенностями составных частей (элементов) этих отношений - субъектов, объектов и юридических фактов, по поводу которых они возникают, изменяются или прекращаются.

Активное развитие информационных отношений и процессов, увеличение законодательной базы, направленной на их регламентацию, обуславливает становление и развитие такой комплексной отрасли права, как информационное.

Следует отметить, что в работах, посвященным тем или иным аспектам информационного права, в основном сделан акцент на проблемы правовой информатизации, правого и технического обеспечения информационных процессов. При этом в недостаточной степени проанализированы основополагающие, методологические вопросы информационного права, в частности, такие вопросы, как сущность и специфика информационно-правовых норм и отношений, их классификация, субъекты информационно-правовых отношений, правовой механизм получения, передачи, хранения и использования информации, юридические режимы информации, пользования банками данных, формы и методы информационно-правового воздействия, институт авторского права и интеллектуальной собственности, информационные правонарушения и институт ответственности за их совершение и др.

Информационное право следует рассматривать как комплексную отрасль права, состоящую из различных информационно-правовых институтов, включающих нормы разных отраслей права, и направленных на регламентацию сложного и многообразного комплекса общественных отношений в информационной сфере - сфере деятельности субъектов, связанной с производством, преобразованием и потреблением информации.

Комплексный характер информационного права обусловлен тем, что информационные отношения регулируются нормами разных отраслей права. Большой объем общественных отношений в информационной сфере регламентируется административно-правовыми актами. Например, к ним следует отнести акты, определяющие статус органов государственной власти, должностных лиц и их полномочия в информационной сфере; акты, определяющие правовые режимы информации и ее защиты, составы административных правонарушений в информационной сфере и ответственность за их совершение и др.

Уголовное право устанавливает, какие информационные правонарушения являются преступлениями и виды наказания за их совершение. Институты авторского права и интеллектуальной собственности являются прерогативой гражданско-правового регулирования.

Составными частями информационного права являются информационно-правовые институты - группы, совокупности информационно-правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения в информационной сфере. В частности, в их составе следует выделить институты: информационных ресурсов, государственной тайны, конфиденциальной информации, защиты информации, ответственности за совершение информационных правонарушений и др.

В качестве основополагающих начал, положений, идей, требований, выражающих и характеризующих сущность информационного права, выступают его принципы. Например, к ним относятся принципы законодательного закрепления прав граждан, организаций и государства в информационной сфере, защиты авторских прав, обеспечения доступности информации, не отнесенной законом к информации с ограниченным доступом и др. Вопрос о принципах информационного права нуждается в самостоятельном исследовании. Эти принципы должны быть четко сформулированы и законодательно закреплены. Они должны оказывать концептуальное влияние на всю информационно-правовую материю, на всю иерархию нормативных правовых актов информационного законодательства при их принятии и на законопроектную работу в этой области в целом.

Таким образом, к числу первоочередных вопросов, требующих подробного исследования и развернутой характеристики, относятся, на наш взгляд, следующие:
  • предмет информационного права и его принципы;
  • источники информационного права;
  • информационно-правовые нормы и информационно-правовые отношения (их сущность, структура и разновидности);
  • субъекты информационного права;
  • формы и методы информационного права;
  • сущность и разновидности информационных правонарушений и ответственность за их совершение.

Исследование этих вопросов, систематизация знаний по ним, безусловно, будет способствовать эффективному осуществлению правотворческой и правоприменительной деятельности в информационной сфере.

Литература

1. Конституция Российской Федерации, 1993.
2. Рекомендательный законодательный акт “О принципах регулирования информационных отношений в государствах-участниках Межпарламентской Ассамблеи”. Принят Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ в г.Санкт-Петербурге 23 мая 1993 г.
3. Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации” от 20 февраля 1995 г.
4. Алексеев С.С. Общая теория права. т.2. М., 1982.
5. Агапов А.Б. Информационное право России. М., 1995.
6. Коренев А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть 1: М.: МЮИ МВД России, 1996.
7. Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. М.: Изд-во БЕК, 1995.




Попугаев Юрий Ильич — кандидат юрид. наук, сотрудник Управления кадровой политики Президента Российской Федерации


&copy Информационное общество, 1998, вып. 6, с. 54 - 56.