О журнале
Рекомендации
Задачи ВИМИ как Федерального информационного центра на современном этапе формирования информационного общества
Нечипоренко В.П., Везиров В.Н.
В.Н. Везиров, В.П. Нечипоренко
Уходящий XX век декларирует создание глобальной информационной инфраструктуры, глобальной информационной супермагистрали и глобального фонда знаний как центральной задачи по построению информационного общества XXI века.
В рамках перехода к информационному обществу сегодня для России наиболее актуальны три задачи:
- формирование отечественного рынка информационных продуктов и услуг, включая государственные информационные ресурсы;
- развитие информационной инфраструктуры;
- обеспечение организационных, методических, правовых условий для создания единого информационного пространства в России, странах СНГ и вхождения в мировые информационные сети и системы.
Национальные информационные ресурсы – новая экономическая категория – становятся одним из важных факторов развития страны.
Опыт показывает, что их активизация, распространение и эффективное использование позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов – сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования.
Весомую часть (около 15%) информационных ресурсов мира составляет научно-техническая информация (НТИ). Это характерно и для России. В целях реализации государственной политики в области научно-технической информации Правительство Российской Федерации утвердило в июле 1997 г. своим постановлением Положение о Государственной системе научно-технической информации (ГСНТИ), которое определило задачи и функции информационной инфраструктуры в области науки и техники, ее структуру, права и общесистемные обязательства участников, принципы регулирования информационных потоков в системе и ряд других аспектов деятельности системы. Данный документ устанавливает общую нормативную основу для координации работ по поддержке и развитию информационной инфраструктуры НИОКР.
Главной целью этих работ являются формирование и эффективное использование государственных ресурсов НТИ, их интеграция в мировое информационное пространство. Достижение указанной цели возможно только при достаточно четком разделении труда между организациями – участниками системы (институтами, центрами НТИ, научно-техническими библиотеками).
В соответствии с этим постановлением Всероссийский НИИ межотраслевой информации является федеральным информационно-аналитическим центром оборонной промышленности, обеспечивающим формирование, ведение и организацию использования фондов, баз и банков данных по научно-исследовательским, опытно-конструкторским работам и результатам научно-исследовательской деятельности оборонного комплекса, имеющим общенациональное значение.
ВИМИ был создан в сентябре 1968 г. для комплексного информационного обеспечения разработок, производства и управления в оборонных отраслях промышленности, для отбора и передачи в различные сферы народного хозяйства научно-технических достижений (НТД) оборонного комплекса. Развернутая в дальнейшем система межотраслевого обмена НТД способствовала техническому перевооружению гражданских отраслей промышленности за счет двойных технологий, разрабатываемых в ведущих НИИ и КБ при выполнении ими НИОКР, связанных с развитием средств вооружений и военной техники.
Объединив вокруг себя 10 отраслевых органов НТИ, а также базовые отделы информации предприятий, НИИ, КБ, ВИМИ стал научным и методическим центром Единой системы информационного обеспечения оборонного комплекса. Созданная здесь на базе современных вычислительных средств межотраслевая информационная автоматизированная система МИАС – лучшая в СССР сеть автоматизированных информационных центров – обеспечивала оперативную обработку информации и выдачу ее в режиме диалога на уровне лучших мировых стандартов.
В настоящее время основными направлениями деятельности института являются:
- системные исследования в области обеспечения безопасности страны, выбора направлений развития техники, экономики, критических технологий и технологий двойного применения;
- разработка проектов целевых программ развития техники с использованием критических технологий, программ развития отраслей промышленности;
- аналитико-информационное обеспечение процессов конверсии и проблем перехода оборонных предприятий на выпуск новой продукции;
- информационно-аналитическое обеспечение исследований и разработок материалами из документографических и объектографических баз данных, справочно-информационного фонда;
- независимая экспертиза научно-технической продукции;
- издание научно-технических журналов и сборников, информационных справочников, каталогов;
- организация и проведение конференций, семинаров, выставок, деловых встреч, в том числе на базе секций межотраслевых экспертных советов;
- осуществление консультаций в области информатики, экспертных оценок и т.п.
Информационную основу ВИМИ составляют:
фонд первоисточников на основе сведений о научно-исследовательских, опытно-конструкторских разработках, технологиях, изобретениях и других данных, полученных по результатам процессов проектирования, разработки и производства техники в головных НИИ, КБ и на серийных заводах оборонного комплекса;
базы данных, содержащие реквизиты вторичных документов (в частности, рефераты) и обеспечивающие возможность тематического и фактографического поиска, в том числе в режиме теледоступа, а также статистической обработки данных о состоянии науки и техники в стране.
Документографическую базу данных ВИМИ представляют следующие виды документов межотраслевого характера:
- информационные и регистрационные карты НИОКР;
- материалы о научно-технических достижениях и передовом производственном опыте;
- депонированные рукописи;
- рефераты переводов и статей;
- обзоры;
- патенты;
- информационные листки;
- каталоги;
- проспекты;
Тематические базы данных охватывают следующие основные направления деятельности ведущих отраслей:
- автоматика и телемеханика;
- вычислительная техника;
- горное дело, металлургия;
- информатика;
- исследования космического пространства;
- машиностроение;
- материаловедение;
- медицина и здравоохранение;
- организация и управление;
- охрана труда, охрана окружающей среды;
- пищевая промышленность;
- приборостроение;
- сельское, водное, лесное хозяйство, мелиорация;
- строительство, архитектура;
- транспорт;
- химические технологии;
- энергетика, электротехника;
- электроника;
- экономика и др.
Базы данных также включают сведения:
об адресах, технико-экономических характеристиках предприятий РФ и СНГ;
о законодательных актах, нормативных документах РФ по вопросам налогообложения, предпринимательства, коммерческой деятельности;
товарах народного потребления, конверсионной деятельности.
Таким образом, фонд и базы данных ВИМИ обеспечивают возможность предоставления следующих видов информационных услуг:
- публикация информации о вновь начинаемых и законченных работах или их этапах;
- распространение баз данных и информационных массивов в машиночитаемом виде по заказанной тематике;
- подготовка и выпуск справочной литературы;
- предоставление онлайнового доступа к информационным материалам, в том числе через WWW-сервер;
- копирование в установленном порядке отчетов, диссертаций и многих других материалов;
За 30 лет своего существования ВИМИ:
- не только собрал и обработал миллионы первичных и вторичных документов, но и довел их содержание до сведения научной общественности страны;
- ежегодно обслуживая десятки тысяч организаций-подписчиков, распространил около 20 млн. экземпляров периодических, аналитических, справочных изданий, широко информируя специалистов о вновь начинаемых исследованиях, разработках и их результатах;
- по заказам организаций изготовил и распространил около 20 млн. копий отчетов и диссертаций, результаты которых были использованы в новых исследованиях и разработках;
- распространил в виде баз данных десятки миллионов записей документов;
- выполнил около миллиона справочных, тематических и фактографических запросов и обеспечил теледоступ к базе данных ВИМИ нескольким тысячам организаций из различных регионов страны.
В современных реалиях развития рыночной экономики в России и в соответствии с имеющимися у него возможностями ВИМИ может ориентироваться на три сектора российского информационного рынка:
государственный сектор, связанный с бюджетным финансированием исполнения законодательно закрепленных за ним функций;
сектор смешанного (бюджетного и на средства пользователей) обслуживания фундаментальной и отраслевой науки;
сектор свободного рынка информации, связанный с коммерческим использованием неопубликованной научно-технической информации (ННТИ) из фондов ВИМИ в сфере инновационной и инвестиционной деятельности коммерческих структур. ВИМИ считает необходимым всемерно расширять сетевую составляющую своей деятельности, повышая степень общедоступности фонда ННТИ и своих услуг, превращая накопленный ресурс ННТИ России в фактор постоянного присутствия в глобальных информационных сетях. В этом случае отчетливо проявятся конкурентные преимущества ВИМИ и будет эффективно использована его уникальная компетенция в сфере экспортоориентированной продукции и технологий.
Налаженные непосредственные контакты с научными организациями и службами информации, высокая квалификация и большой практический опыт сотрудников позволяют институту выпускать аналитические обзоры по широкому кругу проблем оборонного комплекса, а также вести информационное обслуживание на самом высоком уровне, готовить комплексные аналитические справки.
В фондах ВИМИ на традиционных и новых видах носителей хранится несколько миллионы документов по всем отраслям науки и техники – отчетов о НИР, пояснительных записок к ОКР, диссертаций, описаний применения алгоритмов и программ, переводов на русский язык зарубежной научно-технической литературы, а также регистрационных и информационных карт, учетных карт диссертаций. ВИМИ оснащен компьютерной техникой для ведения информационных процессов в автоматизированном режиме, имеет репрографическое и микрографическое производство.
Еще одним направлением деятельности ВИМИ, которое по различным причинам пока не получило должного развития, является подготовка информационно-аналитической продукции (ИАП) на базе фондов института. Такие материалы можно условно разделить на следующие сектора:
- государственный сектор информационно-аналитического обеспечения органов власти и управления народнохозяйственным комплексом в контексте стратегического планирования развития страны и оперативного управления текущей деятельностью в сфере научно-технологического и промышленного развития (госсектор ИАП);
- инновационный сектор экономики, в котором ИАП является информационной поддержкой развития наукоемких отраслей, создания научно-технических новшеств, принятия решений по перспективным направлениям и приоритетам развития прикладной науки (инновационный сектор);
- инновационно-инвестицонный сектор экономики, в котором ИАП служит информационной поддержкой принятия решений по направлениям, объемам, срокам и эффективности вложения государственного и частного капитала в развитие народнохозяйственного комплекса (инновационно-инвестиционный сектор);
- малое и среднее предпринимательство, занятое доводкой и внедрением научно-технических новшеств, передачей их на потребительский рынок (сектор научно-инновационного бизнеса);
- образовательная сфера, в которой производится на государственной и коммерческой основе подготовка кадров, в том числе высшей квалификации (образовательный сектор).
Для определения рациональной стратегии поведения ВИМИ на рынке ИАП следует организовать проведение специальных систематических маркетинговых исследований.
Следует отметить, что потребность в информационно-аналитических материалах, обеспечивающих эффективное управление сферой НИОКР, и масштабы их использования имеют тенденцию к быстрому росту во всех развитых странах. В Европе и США создана целая индустрия по производству информационно-аналитических материалов для органов управления наукой и инновационно-инвестиционной сферой. В России в условиях социально-экономических преобразований и перехода к селективной поддержке направлений НИОКР значение эффективной научной политики и адекватного ее информационно-аналитического обеспечения также должно резко возрасти.
ВИМИ способен готовить другие аналитические и информационные продукты. Причем все это можно делать уже сегодня на базе данных, полученных институтом при проведении аккредитации научных организаций, госрегистрации НИОКР, конкурсного отбора НИР для бюджетного финансирования и т.д.
Количественный анализ входного потока ННТИ в структуре ГСНТИ является важным организационным моментом в деятельности любого федерального информационного центра. Многолетняя перспектива данных о составе и количестве документов, поступающих в ВИМИ, отчетливо характеризует негативное воздействие на информационную систему социально-экономических факторов (резко уменьшилось количество НИОКР, сократились информационные данные о передовом опыте и научно-технических достижениях, упали тиражи изданий).
Тем не менее имеющиеся данные, анализ распределения входного потока по тематическому, ведомственному, территориальному признакам свидетельствуют о том, что существуют реальные возможности радикального увеличения полноты входящего потока информационных документов в ВИМИ. Другими словами, необходимо перенести центр тяжести ответственности в сферу взаимоотношений (прав и обязанностей) заказчика и исполнителя НИОКР, а ВИМИ взять на себя обязанность жестко и последовательно осуществлять контрольные функции за исполнением предписанных законодательством мероприятий. Для решения этой задачи следует:
- принять нормативно-правовые акты, обеспечивающие обязательность передачи информационных ресурсов в ВИМИ для всех организаций оборонной промышленности, выполняющих работы и услуги по государственному заказу, включая права, обязанности и ответственность при взаимодействии предприятий и федеральной информационной системы;
- разработать механизмы применения информационных экспертно-аналитических этапов в процессе принятия решений при формировании и выполнении программ, планов и заказов работ, продукции и услуг в оборонной промышленности;
- исключить потери информационных ресурсов, имеющихся у предприятий оборонной промышленности, подлежащих приватизации, закрепить за этими ресурсами статус федеральной собственности, провести их инвентаризацию и передать в федеральный информационный центр – ВИМИ;
- определить порядок взаимодействия ВИМИ с другими информационными системами ГСНТИ, предоставив ВИМИ право на оперативный безвозмездный (льготный) доступ к информационным системам Миннауки, Роспатента, РАН, Госстандарта и др., и одновременно обязав институт передавать информацию о научно-технических достижениях оборонного комплекса в другие отрасли;
- создать (восстановить) региональные звенья федеральной информационно-аналитической системы на базе ведущих НИИ, КБ и заводов оборонной промышленности, не подлежащих приватизации.
Есть и еще одна проблема. Поиск инвесторов в научно-технической сфере в настоящее время остается достаточно сложным вопросом. ВИМИ также мог бы активно участвовать в этом процессе.
Анализ направлений инвестирования научно-технической деятельности может осуществляться на основе исследований возможных областей применения научно-технических результатов в сравнении с данными, извлеченными из фондов ВИМИ.
Определенный интерес к информации из фондов ВИМИ уже сегодня проявляют российские консалтинговые фирмы, ведущие работы с крупными зарубежными фирмами и инвесторами, при определении возможных направлений научно-технической экспансии на российском рынке. Обычно оценка инвестиционных исследовательских проектов как важнейшей составляющей различных программ венчурных НИОКР проводится экспертами. Однако традиционная процедура экспертной оценки имеет ряд ограничений. Сегодня мало кто из специалистов обладает достаточно широким кругозором, чтобы адекватно представлять себе весь спектр направлений исследования в его области науки; в экспертных оценках присутствуют трудноустранимые элементы субъективности и т.п.
В этих условиях возрастает роль объективных формализованных методов оценки проектов, построенных на использовании автоматизированных информационных систем и информационных фондов ВИМИ.
Базы данных регистрационных карт НИОКР, поддерживаемые в ВИМИ, являются информационной основой для мониторинга структуры отечественных НИОКР и решения ряда других задач. Аналитические материалы, которые можно получать на основе анализа этих баз данных, имеют самостоятельную ценность.
К важным сторонам современной деятельности ВИМИ следует отнести международное сотрудничество. Основой стратегии его развития является, с одной стороны, обеспечение высокой оперативности и качества информационного обслуживания зарубежных пользователей на уровне международных стандартов, а с другой стороны, установление надежных барьеров на пути передачи или продажи ценной информации без гарантий обеспечения российских правовых норм и учета национальных коммерческих приоритетов.
Реализация рассмотренных целей и задач невозможна без современных технических средств. В настоящее время главный информационный центр ВИМИ оснащен вычислительным комплексом IBM 4381-R14, который обеспечивает ввод и поиск информации с дисплеев, расположенных в подразделениях института, а также имеет связь с локальными вычислительными сетями и отдельными автоматизированными рабочими местами. Кроме того, имеется возможность работы с абонентами системы в телекоммуникационных режимах по протоколам X-25, SDLC и SS (старт-стоп).
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что на современном этапе формирования и практического использования информационного потенциала России важно сконцентрировать усилия на новых формах научной деятельности, в основу которых положены современные информационные технологии – электронные журналы, дистанционный доступ к базам данных, телеконференции и т.д. Внедрение этих информационных технологий позволит организовать непрерывный мониторинг научно-технического потенциала страны, включая такие его аспекты, как статистика промышленности и инноваций, реструктуризация предприятий и организаций, финансирование оборонного комплекса, интеграция промышленности, науки и высшего образования, оценка социально-экономических результатов реформ как на федеральном, так и на региональном уровне.
Использование информационных технологий должно, с одной стороны, развиваться в рамках информатизации страны, а с другой – обеспечивать более тесное взаимодействие между наукой, образованием, промышленностью и социальной сферой, повысить качество и ускорить реализацию наукоемких инвестиционных проектов. Литература
1. Концепция реформирования российской науки на период 1998-2000 годов. Утверждена Постановлением Правительства Россий-ской Федерации № 453 от 18.05.98 г.
2. Мелюхин И.С. Проблемы формирования основ информацион-ного общества в России // Информационные ресурсы России, М., 1997, № 6, с. 18-21.
3. Нечипоренко В.П. Некоторые аспекты государственной поли-тики в области научно-технической информации и механизмы ее реа-ли-зации: Тез. докл. на II международной конференции “НТИ-96”. М.: ВИНИТИ, 1996. с. 36-38.
4. Нечипоренко В.П., Кедровский О.В. ГСНТИ умерла – да здрав-ствует ГСНТИ // Информационные ресурсы России. 1997, № 5. с. 2-4.
5. Нечипоренко В.П. Информационное обеспечение науки и тех-ники // Информационные ресурсы России, 1998, № 3. с.4-10.
6. Райков А.Н. Развитие России и единое информационное про-странство // “Независимая газета”, 5.12.97, с.2.
7. “Информационный рынок в России”. – М.: ВИНИТИ, 1996.
8. “Информационные ресурсы, интеграция, технологии” – Мате-риалы III международной конференции “НТИ–97”. М.: ВИНИТИ, 1997.
Везиров Виталий Ниязович — директор Государственного унитарного предприятия "Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации — федеральный информационно-аналитический центр оборонной промышленности"
Нечипоренко Владимир Павлович — заместитель начальника Управления информационного обеспечения научно-технической сферы Министерства науки и технологий Российской Федерации
© Информационное общество, 1998, вып. 6, с. 3 - 7.