Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности
Аносов В.Д., Лепский В.Е., Стрельцов А.А.

Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности

_________________________________________

Аносов В.Д., Лепский В.Е., Стрельцов А.А.



Одним из жизненно важных интересов Российской Федерации в информационной сфере, как отмечено в проекте Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, является реализация конституционных гарантий "свободы совести, вероисповедания, мысли и слова, массовой информации, литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания". При этом в соответствии с Конституцией Российской Федерации должны быть предотвращены "пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства".

Решение данной проблемы составляет основное содержание относительно нового раздела информационной безопасности Российской Федерации - информационно-психологической безопасности. Она характеризует защищенность индивидуального, группового и массового сознания граждан от опасных угроз, реализуемых в информационной сфере. К числу таких угроз в первую очередь необходимо отнести противоправные информационно-психологические воздействия, способные привести к серьезным нарушениям нормального функционирования и жизнедеятельности социальных институтов, государственных и предпринимательских структур, общественных организаций, объединений граждан и отдельных лиц. Эти действия могут вызывать психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность, искажение нравственных критериев и норм, морально-политическую дезориентацию и, как следствие, неадекватное поведение отдельных лиц, групп и масс людей. Их основные последствия - глубокие трансформации индивидуального, группового и массового сознания, изменения морально-политического и социально-психологического климата в обществе [1-5].

Противоправные информационно-психологические воздействия проявляются в виде:

  • манипулятивных воздействий на личность, на ее представления и эмоционально-волевую сферу, на групповое и массовое сознание, как инструмент психологического давления с целью явного или скрытого побуждения индивидуальных и социальных субъектов к действиям в ущерб собственным интересам в интересах отдельных лиц, групп или организаций, осуществляющих эти воздействия;
  • деструктивных информационно-психологических воздействий на здоровье и психику отдельных лиц и населения в целом, в частности, вызывающих психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность, искажение нравственных критериев и норм, морально-политическую дезориентацию и, как следствие, неадекватное поведение отдельных лиц, групп и масс людей;
  • воздействий на информацию и информационные потоки, приводящих к утечке, искажению, уничтожению информации, преобразованию информационных потоков, приводящих к негативным последствиям и возникающих (инициируемых) под влиянием каких-либо психологических факторов (индивидуальных психологических особенностей сотрудников, конфликтов личностных и групповых и межгрупповых, удовлетворения личных потребностей в ущерб групповым и др.) [4].

Эффект от противоправных информационно-психологических воздействий существенно зависит от целого ряда трудно формализуемых политических, социально-экономических, духовных, психологических и информационно-технических факторов.

К политическим факторам следуют отнести:

  • изменение геополитической обстановки вследствие фундаментальных перемен в различных регионах мира, развития многополярного мира, формирования новых национальных интересов России;
  • принятие новой конституции страны и реально наблюдаемое несоблюдение заложенных в нее конституционных норм;
  • трудности становления российской государственности на основе принципов демократии, законности, защиты прав и свобод человека, информационной открытости;
  • разрушение ранее существовавшей командно-административной системы государственного управления, политико-идеологической сферы, а также сложившейся системы обеспечения безопасности страны и серьезные трудности становления новой системы государственного управления;
  • информационную экспансию других стран, осуществляющих глобальное информационно-пропагандистское воздействие в целях распространения мировоззрения, политических и духовных ценностей и идеалов западного мира;
  • появление новых проблем в условиях расширения международного сотрудничества России на основе максимальной открытости сторон;
  • низкий уровень политической, правовой и информационной культуры в российском обществе.

К факторам социально-экономического характера относятся:
  • трудности переходного периода к рыночной экономике;
  • неисполнение принимаемых органами государственной власти решений социально-экономического развития;
  • продолжающаяся инфляция и падение жизненного уровня населения, появление в стране слоя обездоленных;
  • несвоевременная выплата заработной платы и пенсий;
  • сокращение объема и изменение структуры потребления;
  • рост явной и скрытой безработицы;
  • дезинтеграция прежней социальной структуры и отсутствие социальной защищенности граждан в сложившихся новых условиях;
  • имущественная поляризация в обществе;
  • депопуляция населения, превышение смертности над рождаемостью, неблагоприятное состояние демографической обстановки в стране и угроза ее генофонду;
  • крайне неблагополучная экологическая обстановка, последствия техногенных и природных катастроф и локальных военных конфликтов;
  • эскалация преступности, алкоголизма и наркомании, проституции, криминализация общественных отношений;
  • рост межэтнической напряженности.

Основное содержание духовных факторов определяется следующим:
  • кризисом государственной идеологии, деформацией системы норм, установок и ценностей и, как следствие, утратой критериев адекватной оценки информационно-пропагандистских воздействий;
  • последствиями разрушения на протяжении десятилетий духовно-нравственной сферы общества;
  • недооценкой национальных и культурно-исторических традиций России и проникновением в общественное сознание западной массовой культуры;
  • появлением и ростом новых форм мифологического сознания;
  • деструктивной ролью нетрадиционных религиозных конфессий;
  • несовершенством и ослаблением роли важнейших социокультурных институтов государства - науки, образования, воспитания и культуры;
  • неразработанностью системы нравственно-этических и правовых норм в сфере информационной деятельности.

Психологические факторы определяются:
  • влиянием советского периода на деформацию психики россиян (обесценивание личности, агрессивность, "навязывание своих представлений", "поиск врага", "цель оправдывает средства" и др.; блокировка критичности в сфере идеологических вопросов, низкая политическая и социальная активность и др.);
  • психологической неподготовленностью россиян к жизни в условиях перехода к демократическому обществу (психологическая сложность самостоятельного формирования жизненных ценностей, построения личных моделей жизнедеятельности и, как следствие, слабая защищенность от различного рода манипулятивных воздействий организаторов финансовых пирамид, представителей религиозных сект, националистических организаций и др.);
  • снижением роли групповых механизмов защиты от негативных информационно-психологических воздействий вследствие разрушения многих форм общностей, выполняющих ранее функции законодателей норм и критериев оценки различных типов информационных воздействий;
  • отдаленностью от практики отечественной психологической науки (как следствие идеологизации психологической науки в советский период, директивных запретов практических психологических исследований в сфере образования, кадровой работы и др.);
  • дефицитом квалифицированных кадров практических психологов (в десятки раз меньше, чем в развитых странах и, особенно, по сравнению с США).

Наконец, к информационно-технологическим факторам относится отсутствие научно обоснованных механизмов защиты в условиях появления:
  • новых видов и возрастания роли опосредствованных форм общения между людьми (телекоммуникационные сети, информационные средства коллективного пользования и др.);
  • новых компьютерных форм познания, обучения и досуга (виртуальная реальность и др.);
  • новых форм и средств воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание, в том числе новых технологий СМИ, компьютерных психотехнологий и др.

Обеспечение информационно-психологической безопасности в Российской Федерации как субъекте всемирно-исторического процесса, включенного в систему многообразных отношений международного сообщества и мировой цивилизации, предполагает вычленение в его структуре относительно самостоятельных элементов, специфичность функционирования которых определяет необходимость выделения их в качестве основных объектов защиты от угроз информационно-психологического характера.

Объекты защиты от угроз и негативных воздействий информационно-психологического характера одновременно являются субъектами обеспечения собственной информационно-психологической безопасности. В обществе с развитой демократической культурой, сформированными механизмами самоуправления и саморегуляции информационно-коммуникативных процессов все они также вносят свой вклад в обеспечение информационно-психологической безопасности других субъектов. Таким образом осуществляется постоянное взаимообеспечение информационно-психологической безопасности социальных субъектов различных уровней общности, масштаба, системно-структурной и функциональной организации от личности до общества и государства в целом как субъекта исторического процесса.

В то же время ряд социальных субъектов выступают по своим функциям как обеспечивающие информационно-психологическую безопасность других объектов защиты от угроз информационно-психологического содержания. Они оказывают более существенное и масштабное влияние на процесс взаимообеспечения информационно-психологической безопасности. Например, соответствующие органы власти и государственного управления реализуют на практике политику создания и развития информационной инфраструктуры общества; формируют систему информирования населения в целом, в конкретных регионах и социальных организациях; определяют основные направления и приоритеты в сфере образования, охраны здоровья и подготовки специалистов, финансирования соответствующих исследований и создания необходимой для решения этих задач материально-технической базы и т.д.

Практическое решение задач обеспечения информационно-психологической безопасности предполагает выделение следующих основных групп объектов обеспечения информационно-психологической безопасности:

  • отдельные граждане, представляющие различные возрастные, социокультурные и национальные группы и слои общества;
  • отдельные социальные группы и слои как компоненты социальной структуры общества (в том числе профессиональные, национально-этнические, и др.);
  • отдельные организации, группы и лица, конкретные представители органов государственной власти и управления, вооруженных сил, органов правопорядка и безопасности, производственных, финансовых и других структур, осуществляющие деятельность, которая имеет или может иметь важные социальные последствия;
  • организованные массовые объединения и самодеятельные группы граждан с собственным особым укладом жизни, системой мотивации, психическим складом, менталитетом и т. п. (Вооруженные Силы, беженцы, "афганцы" и др.);
  • население конкретных регионов, промышленных и агропромышленных агломераций, отдельных территориальных районов и мест компактного проживания людей и т.д.;
  • общественные и политические организации, общественно-политические движения и партии;
  • население страны в целом как социально-историческая общность людей, обладающая специфическими особенностями общественной психологии, уникальной системой социокультурных и социопсихологических норм и традиций.

К объектам информационно-психологической безопасности относится также духовная сфера общества, составляющими которой являются общественное сознание, общественное мнение и социально-психологический климат (в том числе системы образования и воспитания, системы массовой информации, влияющие на социальное поведение и организацию жизнедеятельности людей).

Информационно-психологическая безопасность перечисленных объектов создает условия для обеспечения психического здоровья каждой отдельной личности и населения страны в целом, надежного функционирования государственных и общественных институтов, а также формирования индивидуального, группового и массового сознания, отвечающего задачам прогрессивного развития страны.

В последние годы в Российской Федерации начаты работы в области обеспечения информационно-психологической безопасности, в том числе по созданию методического и нормативно-правового обеспечения. В то же время факты свидетельствуют о том, что необходимо предпринимать более серьезные усилия в этом направлении.

Наглядной иллюстрацией может служить анализ незащищенности населения России от манипулятивных воздействий, которые представляют серьезную угрозу национальной безопасности. Население России оказалось беззащитным перед обрушившимся на него обилием профессионально организованных манипулятивных воздействий со стороны средств массовой информации, финансовых структур, религиозных сект, политических организаций и других организаторов такого рода воздействий.

Это связано со следующими основными причинами.

Во-первых, это высокий профессионализм в организации манипулятивных воздействий, который проявляется как в использовании разнообразных методик и приемов психологического воздействия с учетом специфики воздействий на индивидуальное, групповое и массовое сознание, так и в комплексности использования разнообразных форм и каналов воздействия (через все виды СМИ, образование, досуг, политическую деятельность и др.)- Используется широкий спектр знаний гуманитарных наук, имеющих отношение к организации манипулятивных воздействий на личность и различные формы социальных общностей, однако в центре внимания всегда находится конкретный индивид, личность, и поэтому фундамент научно-методического обеспечения определяют прежде всего психологические знания. Очевидно, что нейтрализовать деятельность команд высококвалифицированных специалистов, стремящихся к достижениям своих целей в ущерб интересам отдельных личностей, общества и государства, можно только через создание хорошо скоординированной системы защиты от негативных информационно-психологических воздействий при реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод личности и взаимоотношений личности, общества и государства в сфере информационных процессов. Основные функции должно взять на себя государство как гарант соблюдения конституционных прав граждан.

Во-вторых, это появление новых форм и средств "скрытого" воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание, в том числе новых технологий СМИ, компьютерных технологий, психотропного оружия и др. В данной сфере возникает целый комплекс вопросов, связанных с психологическим анализом последствий воздействия с помощью современных информационных технологий на индивидуальное, групповое и массовое сознание. К их числу можно отнести: воздействия на сознание подрастающего поколения через современные компьютерные игры, доступность различной негативной информации, в том числе порнографического характера и др.

В-третьих, это отсутствие психологических механизмов защиты от манипулятивных воздействий у подавляющей части всех слоев населения. Как показали исследования, жертвами жестоких авантюр финансовых пирамид или тоталитарных религиозных сект оказываются люди с различным уровнем доходов и с различным уровнем образования. Одна из причин этого явления связана с психологическими особенностями россиян, сформировавшимися в условиях тоталитарных режимов. Последние 70 лет в России интенсивно проводилась в жизнь хорошо продуманная система мероприятий, направленных на "блокировку рефлексивных механизмов сознания", для превращения людей в послушных исполнителей воли группы лиц. "Сегодня самое важное для каждого человека понять, что источник власти, поддерживающей государственный порядок и побеждающей всякую анархию, - в нем самом, а не вне его, не над ним. Свободный человек тем и отличается от раба, что он умеет собой управлять, в то время как раб умеет лишь покоряться или бунтовать". (Н. Бердяев). Сами по себе психологические последствия тоталитаризма не пройдут. Необходима срочная организация приоритетных Федеральных программ, ориентированных на разработку и реализацию комплексной системы мероприятий по психологической реабилитации (перевоспитанию) россиян. Должны быть разработаны научно обоснованные требования к реорганизации систем образования, культуры, СМИ, отношений в производственной и других сферах. Основу социальной устойчивости личности и защиты от манипулятивных воздействий определяют не только базовые психические особенности развития личности, но также психические образования (система ценностных ориентации, социальных норм и др.), формируемые под влиянием вхождения личности в различные типы социальных общностей. В частности, "неустойчивость" и растерянность россиян во многом связана с отсутствием стратегических планов развития страны, понятных каждому ее гражданину.

В-четвертых, это отсутствие социальных механизмов контроля и нейтрализации негативных информационно-психологических воздействий. Любое государство демократического типа имеет развитую систему контроля и нейтрализации негативных информационно-психологических воздействий. Роль такого рода систем особенно велика в переходный период, в который допустимо применение более "жестких" методов работы, чем в сложившемся демократическом обществе. Разрушение оставшихся от тоталитарного государства механизмов контроля и нейтрализации негативных информационно-психологических воздействий было с удовлетворением воспринято большей частью населения страны как шаг к свободе, но, к сожалению, это только иллюзии, поскольку пока не созданы новые механизмы, адекватные задачам развития России.

Важным аспектом, характеризующим состояние информационно-психологической безопасности, является практическое отсутствие в стране механизмов контроля, нейтрализации и ликвидации последствий негативных информационно-психологических воздействий стрессогенного характера на человека. По данным Всемирной организации здоровья, именно такого рода воздействия являются истинной причиной большинства заболеваний. Обилие психострессогенных воздействий (военные действия в Чечне, задержки в выплате заработной платы и др.) при отсутствии государственной системы реабилитации специальных контингентов и населения в целом приведет к еще более резкому падению психического и физического здоровья населения страны.

Незащищенными от негативных информационно-психологических воздействий оказались не только отдельные граждане, слои, группы и население в целом, но и субъекты важных для страны видов деятельности, защита которых от манипулятивных воздействий не может быть ограничена только мерами информационной безопасности. Без должного контроля остаются разнообразные "каналы" психологического воздействия на лиц, принимающих решения в сфере государственного управления, и особенно это становится опасным в условиях использования компьютерных и телекоммуникационных технологий. В частности, необходима организация рефлексивного анализа потоков входной информации и процессов ее обработки с целью выявления угрозы потенциального рефлексивного управления лицами, принимающими решения. Эти задачи, выходящие за рамки информационной безопасности, следует отнести к задачам информационно-психологической безопасности.

Сложность ситуации в обеспечении информационно-психологической безопасности связана также с тем, что отечественная психологическая наука была целенаправленно деформирована путем ее идеологизации в советский период и директивными запретами на практические психологические исследования в сфере образования и кадровой работы. В настоящее время в России в десятки раз меньше практических психологов, чем в развитых странах и, особенно, в США. Проблемы возрождения отечественной психологии и организации интенсивной подготовки практических психологов имеют стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности России.

Отсутствие концептуального (научно-методического) обеспечения в сфере информационно-психологической безопасности негативно сказывается также на работе законодательных и исполнительных органов власти. В последнее время в законодательных и исполнительных органах власти все чаще обсуждаются вопросы защиты

от негативных информационно-психологических воздействий. Как правило, это вопросы частного характера, возникающие либо по инициативе специалистов (например, по вопросам защиты от неосознаваемых, подпороговых воздействий - "психофизическая защита"), либо как реакция на публикации в прессе (например, о компьютерных вирусах, воздействующих на психику пользователей). Отсутствие целостного представления о проблеме приводит к непреодолимым трудностям при попытках найти конструктивные решения и тем более скоординировать их с решением других подобного рода вопросов.

Анализ современного состояния информационно-психологической безопасности в России показывает, что ее уровень в настоящее время не соответствует жизненно важным интересам личности, общества и государства.


Литература


1. Аносов В. Д., Лепский В. Е. Исходные посылки проблематики информационно-психологической безопасности //Проблемы информационно-психологической безопасности. - М.: Институт психологии РАН, 1996. С. 7-11.

2. Лепский В. Е. Проблемы информационно-психологической безопасности //Психологический журнал, 1996, № 3. С. 166 -168.

3. Лепский В. Е. Манипулятивные воздействия и рефлексивное управление //Психологический журнал, 1996, № 6. С. 139 -144.

4. Лепский В. Е. Информационно-психологическая безопасность фирмы //Психологические аспекты безопасности предпринимательской деятельности/ Под ред. В. Е. Лепского. - М: Институт психологии РАН, 1997.С.11-17.

5. Проблемы информационно-психологической безопасности /Под ред. А. В. Брушлинского и В. Е. Лепского. - М.: Институт психологии РАН, 1996. - 100 с.


&copy Информационное общество, 1997, вып. 4-6, с. 43-50.