О журнале
Рекомендации
Информационное общество: стратегический курс для России
Курносов И.Н.
______________________________________________
И.Н. Курносов
"Те страны, которые первыми войдут
в информационное общество,
приобретут величайшие преимущества.
Они будут определять условия для тех,
кто будет следовать за ними".
М. Бангеман, известный немецкий
политик, руководитель группы экспертов
КЕС по информационному обществу.
Развитие информатизации, расширение применения новых информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ), бурный рост использования глобальных компьютерных сетей, электронных СМИ, баз данных и т. п. - все это свидетельствует о том, что у нас формируется информационное общество. Подобные процессы идут и в регионах. Интересен, например, проект подключения к каждой квартире в г. Сургуте единой информационной магистрали - кабеля (коаксиального или оптоволоконного), обеспечивающего работу телефона, факса, компьютера, радиоточки, счетчиков коммунальных услуг и т. п. Подключение к информационным сетям типа Интернет сделает жителя этого удаленного городка таким же участником информационного обмена, как и жителя столицы.
В обсуждении проблем информационного общества участвуют политики и практики, ученые и специалисты самых разных направлений и сфер деятельности. Вот только несколько событий последних месяцев. 10 июня 1997 г. в Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему "О построении в России информационного общества", образован Институт информационного общества, в октябре прошлого года прошел "круглый стол" промышленников России и Европы, на котором один день был посвящен проблеме "Информационное общество", в ноябре - ТПП РФ провела конференцию "Деловая информация на пороге XXI века". Эти примеры не исчерпывают всего спектра общественных обсуждений проблемы и ее различных аспектов. Их можно продолжить.
Особый интерес вызывают вопросы общей стратегии формирования информационного общества в России и роли государства в информатизации общества. Об этом свидетельствует и увеличение публикаций на эту тему. [2-7]
Стратегические планы и программы
Впервые обсуждение стратегии информатизации общества, если понимать стратегию в ее общепринятом значении "как путь или общее направление для достижения цели", у вас в стране проводилось по решению руководства бывшего СССР в 1989 - 1990 г. г. С участием государственных структур (ГКВТИ СССР) и общественности была разработана Концепция информатизации общества, которую одобрил комитет ВС СССР.
На ее основе был подготовлен проект Общесоюзной программы информатизации и подготовлен первый проект республиканской программы "Информатизация России".
В течение 1992 - 1996 г. г. в стране проводилась работа по формированию и реализации государственной политики информатизации, созданию законодательных основ развития информационных отношений. В 1992 - 1993 г. г. был подготовлен проект федеральной целевой программы "Информатизация России". Однако в силу ряда причин (ограниченное финансирование, несогласованность позиций министерств и ведомств) проект программы не был принят Правительством РФ. Приняты федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации" (1995 г.) и "Об участии в международном информационном обмене" (1996 г.). Выпущено значительное количество Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ по вопросам информатизации.
В 1994 - 1995 годах была разработана Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. Единое информационное пространство России (ЕИПР), понимается в Концепции как "совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе взаимосвязанных принципов и по общим правилам и стандартам, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, удовлетворение их потребностей в информационных услугах". [1]
На сегодняшний день все ведущие страны мира сформулировали свою политику и стратегию по отношению к информационному обществу. План действий администрации США в области Национальной информационной инфраструктуры (The National Information infrastructure: Agenda for action, 1993), стал наиболее важной инициативой администрации Клинтона-Гора. В июле 1994 г. в рамках КЕС принят план действий "Европейский путь в информационное общество" (Europe's Way to the Information society. An action plan). Европейскую программу действий в области ИО часто называют "Инициативой Бангемана", по фамилии одного из руководителей КЕС, который возглавил группу высокопоставленных экспертов, подготовивших рекомендации Комиссии о принятии срочных мер в области ИО.
В 1995 году Финляндия разработала свою программу "Финский путь в Информационное общество" (Finland's Way to the Information Society. The national strategy), в феврале 1996 года, в правительство ФРГ была представлена программа действий "Путь Германии в Информационное общества" (Germany's Way to the Information Society).
Информационное общество и цели государственной политики
Стратегия начинается с формирования целей. В них отражаются наиболее важные национальные интересы в информационной сфере. Целью формирования информационного общества является в нашем случае само информационное общество. Несколько слов о значении термина "информационное общество" в стратегических документах разных зарубежных стран. В них информационное общество рассматривается с различных точек зрения, как: закономерный, неизбежный этап постиндустриального развития большинства стран в XXI веке, новая общественная формация; один из глобальных вызовов, требующий активного участия государства, деловых и научных кругов, каждого человека, их адаптации к условиям массового использования новых информационных технологий в различных сферах жизни общества; экономическая категория, отражающая увеличение количества занятых в информационном секторе экономики или технологическая тенденция, связанная с распространением сетевых технологий в жизни людей.
Особенно привлекательно выглядят перспективы развития американской национальной информационной инфраструктуры. Ее развитие, по мнению авторов программы, позволит создать условия, при которых:
- обеспечивается доступ к наиболее ограниченным социальным и культурным ресурсам (хорошее обучение, лечение, культурное и научное наследие) для всех американцев, вне зависимости от географических условий, расстояния, ресурсов и трудоспособности;
- предоставляется возможность работать, отдыхать, делать покупки, пользоваться банком и получать государственные пособия и другие услуги не покидая дома;
- небольшие фирмы смогут получать заказы со всего мира электронным образом;
- каждый будет иметь возможность получать государственную информацию, легко вступать в контакт с государственными служащими;
- государственные, деловые и другие структуры смогут обмениваться информацией электронным путем.
Интересно сравнить финское представление информационного общества с американским. Оно выглядит более социальным и ориентированным на сохранение особенностей страны. В этом обществе:
- доля информационной и коммуникационной индустрии в общем объеме национального производства и экспорта является значительной;
- страна обладает развитым предпринимательством в этих областях;
- все граждане имеют доступ к электронной информации и коммуникационным услугам и владеют навыками по пользованию ими;
- деловые и административные структуры используют в своей деятельности новые информационные и коммуникационные технологии и сети;
- национальная информационная инфраструктура и специалисты в области ИТ являются конкурентоспособными;
- законодательство способствует развитию информационного общества, стимулирует использование сетей и конкуренцию во всех частях инфраструктуры;
- информация общественного сектора доступна в сетях и через библиотеки;
- справедливо обеспечиваются разносторонние потребности людей;
- сохранена финская культурная и лингвистическая самобытность.
Объединяя различные подходы, можно подойти к следующему, обобщенному пониманию информационного общества. Это общество, в котором:
- с точки зрения образа жизни людей - преобладают удаленные коммуникации, дистанционная работа и образование, медицина и досуг;
- в социальной сфере - формируются новые отношения между людьми в процессе производственной и общественной деятельности;
- в экономике - значительная часть ВВП производится в информационном секторе, труд у большей части людей становится по характеру информационным;
- в технологическом плане - осуществляется развитие интерактивных информационно-телекоммуникационных технологий, глобальных компьютерных сетей, комплексной обработки и представления информации;
- в политическом плане - предоставляются новые коммуникационные возможности для взаимодействия и выражения политической воли общества и социальных групп;
- в геополитическом плане - возрастает роль стран с мощным информационным потенциалом.
Не претендуя на полноту и исчерпанность, особенно, что касается социальных и духовных аспектов этого феномена, будем понимать под информационным обществом такое общество, в котором производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информация признается наиболее значимым ресурсом. Соответственно новые информационные технологии, информационная, вычислительная и телекоммуникационная техника становятся базовыми технологиями и техникой, а информационная среда наряду с социальной и экологической - новой средой обитания человека.
Использование возможностей, открываемых развитием информационного общества, новыми ИТТ рассматривается руководством зарубежных стран как средство решения наиболее острых внутренних и внешних проблем.
Для США - это вопросы лидерства в области высоких информационных технологий. Американская администрация считает, что ИТТ могут помочь бизнесу "инициировать экономический рост", который, в свою очередь, должен создать постоянно растущие стандарты жизни для всех американцев. Развитая информационная инфраструктура "должна дать для всех американцев возможность продвинуться, насколько позволяют их таланты и стремления". Она будет способствовать "образованию и обучению наших людей так, что они будут готовы не только вносить вклад в дальнейший рост национальной информационной инфраструктуры, но также понимать и пользоваться в полной мере услугами и возможностями, которые она предоставляет".
В финской программе формирования информационного общества отмечается, что правительство подготовило ее для того, чтобы "поддержать возрождение экономики путем успешного упреждения будущих вызовов", "обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности в мировой экономике и помочь решить внутренние экономические проблемы". Целью финского правительства является также выход на позиции ведущего информационного общества к 2000 году.
Правительство ФРГ считает, что " Германия может реализовать новые возможности для роста и занятости в условиях международной конкуренции только при устранении препятствий на пути к Информационному обществу". По оценкам немецких специалистов это позволит создать в ФРГ около 1,5 млн. новых рабочих мест к 2010 году.
Программа КЕС разработана исходя из убеждения в том, что "информационные и телекоммуникационные технологии и связанные с ними услуги имеют потенциал для обеспечения стабильного и устойчивого роста, увеличения конкурентоспособности, создания новых возможностей работы и улучшения качества жизни всех европейцев".
Целями формирования и развития единого информационного пространства России являются:
- обеспечение прав граждан на информацию;
- создание и поддержание необходимого для устойчивого развития общества уровня информационного потенциала;
- обеспечение согласованности решений органов государственной власти;
- повышение уровня правосознания граждан;
- обеспечение контроля со стороны граждан за деятельностью органов государственной власти;
- повышение деловой и общественной активности граждан;
- интеграция с мировым информационным пространством.
Основная направленность российской концепции ЕИПР - развитие федеральных информационных ресурсов и систем, преодоление "информационного монополизма управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы", перераспределение ответственности в информационной сфере между государством и рынком в сторону рыночных отношений, введение информации в товарный оборот, "расширение сферы платных информационных услуг".
Поэтому концепция ЕИПР - это не столько ответ на вызов информационного общества, сколько реакция на вызов рынка в информационной сфере. Она ориентирована на включение рыночных механизмов в сфере государственной информации и является в этом отношении естественной формой реализации норм, заложенных в федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации". Она решает хоть и важную, но частную проблему формирования информационного общества в России.
Из приведенных примеров определения понятия информационного общества можно заметить, что даже как цель информационное общество видится различными странами по-разному. Этому есть свои причины.
Каждое суверенное государство самостоятельно определяет свою стратегию развития страны или же отдельных видов деятельности. При этом исходит оно прежде всего из необходимости реализации национальных интересов и целей.
Общее между подходами различных стран к информатизации основывается на единых закономерностях информатизации общества в различных странах. Кроме того, имеется определенная близость в моделях развития стран. Только когда эти два условия совпадают, имеется возможность появления стран-аналогов, близких по стратегии развития информатизации.
В чем состоит особенность пути России в информационное общество?
Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим ситуацию, складывающуюся в сфере информатизации.
Состояние и тенденции информатизации России
Противоречивость самого процесса формирования информационного общества в России усугубляется сложными условиями переходного периода и становления новой российской государственности, реформирования экономики, перехода от информационной закрытости к презумпции открытости информации, что придает процессам информатизации более острый и противоречивый характер.
Сегодняшнее состояние дел в информатизации российского общества, несмотря на высокие темпы роста по отдельным секторам рынка ИТТ, далеко не соответствует требованиям этого нового социально-экономического и технологического феномена. Очевидно, что Россия находится только в начале пути в информационное общество, и в этом она отстает от промышленно-развитых стран мира.
Кстати, вопрос о том, насколько далеки мы от информационного общества, часто сводят к сравнению России и США. Очевидно, что признанный лидер информационного рынка, США задают моду в информатизации. Так, если количество компьютеров на 100 жителей у нас составляет около 4 шт., то в США этот показатель превышает 30 шт., количество семей, имеющих компьютеры, в России не превышает 3%, в США - более 30% семей. Но информационное общество и состояние информатизации в США - это не одно и то же. В США, как и у нас, общественность встревожена вызовами, которые несет в себе информационная революция и прилагает усилия, чтобы использовать те возможности в экономике, науке, культуре, образовании и т. п., которые оно предоставляет. Образ информационного общества сейчас только обозначается. И еще неизвестно, у кого оно будет более развито в XXI веке, поскольку, история учит, что лидерство трудно поддерживать, а постоянно сохранять практически невозможно.
У нас традиционно неравномерно были развиты наука и применение ее результатов в массовой продукции. Если по ряду фундаментальных направлений науки (математика, материалы, лазерная техника и др.), которые составляют базис информационных технологий, мы были на высоком уровне, а иногда и превосходили другие страны мира, то в реализации их в промышленном производстве средств вычислительной и телекоммуникационной техники мы серьезно отставали.
На российском информационном рынке преобладает продукция и услуги ведущих зарубежных фирм-производителей, использующих превосходство в информационных технологиях для получения односторонних преимуществ. Включение информационных ресурсов и продукции в систему товарных отношений сопровождается неразвитостью законодательной и нормативной базы информационных отношений, что ведет к незащищенности информационных ресурсов и персональных данных граждан, несоблюдению прав на интеллектуальную собственность. Растет число компьютерных преступлений.
Бурное развитие глобальных информационных сетей и проблемы, связанные с их использованием для получения информации и оказания информационных услуг, также требуют со стороны государства принятия эффективных регулирующих мер. Вызывает беспокойство увеличение расходов бюджета на создание и эксплуатацию ведомственных информационных ресурсов и систем, когда надлежащим образом не обеспечиваются их качество, надежность, взаимодействие и совместимость. Отсутствуют эффективные процедуры доступа граждан к государственным информационным ресурсам и услугам. Весь этот комплекс непростых проблем информатизации, формирования в России информационного общества настоятельно требует проведения единой стратегии в области формирования информационного общества.
Безусловно, есть и положительные тенденции. Они связаны с наблюдающимися "точками" экономического роста. Снижение темпов роста в одних секторах рынка компенсируется бурным ростом в других, например, развитие сети Интернет. Это уже реальная работа рыночных сил.
Важнейшие из причин создавшегося положения:
- обшие экономические, социальные и научно-технические условия развития страны не позволяют сегодня эффективно решать проблемы информатизации;
- неподготовленность российского общества к информатизации, отсутствие реального массового спроса общества и экономики на информационные продукты и услуги;
- необеспеченность информационных прав граждан из-за высокой стоимости подключения к сетям - далеко не у каждого имеются такие финансовые средства;
- асимметрия на российском информационном рынке: некоторые виды информационных продуктов в настоящее время легче и дешевле приобретать за границей;
- усиление конкуренции на международных информационных рынках, особенно в области высоких информационных технологий, экспансия зарубежных фирм на российский рынок, обострение борьбы зарубежных и отечественных фирм за ниши на рынке;
- несбалансированный и неравноценный международный информационный обмен по глобальным сетям, преобладание в них англоязычной литературы и научных публикаций, слабая доступность отечественных информационных ресурсов.
- Государство сегодня в силу ряда причин не может уделять достаточного внимания формированию информационного общества в России. Финансирование наукоемких направлений в области перспективных информационных технологий осуществляется крайне неудовлетворительно, не в полной мере осуществляется реализация законов в области информатизации, закупка средств информатизации и информационных ресурсов для государственных нужд.
Перспективы и пути формирования ИО в России.
Высказываемые в дискуссиях и литературе точки зрения на пути формирования в России информационного общества можно систематизировать следующим образом.
Пессимистический сценарий развития, связанный с сохранением имеющихся негативных тенденций. Экономика не позволяет развиваться и использовать информационные технологии. Ресурсы страны в международном обмене и разделении труда ограничены - только нефть и металл, сильная конкуренция на мировых информационных рынках, вытеснение российских производителей из имеющихся секторов и укрепление барьеров для входа в новые ниши рынка. Место страны в мировом информационном сообществе: где-то между лидерами и аутсайдерами, ближе к последним.
Конструктивно-оптимистический сценарий. Реализуются структурные преобразования, благоприятно изменяющие характер и направление процесса. В России формируется современное информационное общество. Укрепляется информационный потенциал, развиваются информационные системы и сети.
Два приведенных сценария можно дополнить 4 вариантами возможного пути в информационное общество для России.
1) Путь копирования подходов и принципов информатизации у ведущих стран мира. Вариант имеет под собой основу только в дальней перспективе по мере укрепления рыночных отношений в информационной сфере.
2) Путь использования совпадающих элементов. Реализация модели развития информатизации в развитых странах с поправками на особые российские условия. Используются только те элементы моделей, которые не противоречат российским условиям.
3) Вынужденный особый путь. Указанный вариант основан на утверждениях о невозможности для России, ввиду существенного отставания в развитии экономики и производства, использования опыта развитых стран мира.
4) Осознанный особый путь. Предполагает формирование современного информационного общества по собственной модели. Исходный тезис этого подхода - внутреннее информационное общество будет во всех странах свое.
Два последних варианта получили на круглом столе по теме "Государственная политика формирования информационного общества в России", проведенном автором в марте 1997 г., наибольшую поддержку.
Ниже приведем несколько предварительных концептуальных выводов и соображений о стратегии формирования информационного общества в России.
Концептуальные положения стратегии формирования информационного общества
1. Как показывает опыт развитых стран, наибольший успех в продвижении к информационному обществу сопутствует странам, в которых государство формирует и активно проводит соответствующую целенаправленную политику. Роль государства заключается в создании благоприятных условия развития этого процесса, привлечении ресурсов (кадровых, финансовых, материальных и др.) в информационное производство. Для этого оно должно сконцентрироваться прежде всего на нормативно-правовом и нормативно-техническом регулировании, поддержке проектов и программ, демонстрирующих возможности информационного общества, и развитии международного информационного обмена и сотрудничества.
Интересен в этом плане пример Малайзии - одного из бурно развивающихся государств Юго-Восточной Азии, которая под непосредственным кураторством премьер-министра страны реализует проект создания "мультимедийного коридора" - зону высокой концентрации самых современных электронных и компьютерных технологий и их применений (фрагмент информационного общества), для инвестирования в которую привлечены самые известные электронные (Сони), компьютерные (Майкрософт, Оракл, Хьюлетт-Паккард) и телекоммуникационные фирмы. Общая стоимость проекта определяется в 20 млрд. долл.
2. Идея информационного общества несет в себе большой интегрирующий потенциал для развития всей российской информационной инфраструктуры и информационного производства. Она отражает новый этап развития информационной инфраструктуры - переход от поставки сигнала к поставке информационного содержания по компьютерным сетям, от информации, хранимой на электронных носителях, к информации, доступной через сети. Она также позволяет системно подойти к разрешению всего комплекса проблем информационного производства: экономических, технологических, политических и др.
3. Сегодня в России ни государство, ни коммерческий сектор еще не сформулировали свою позицию и свои стратегические цели по отношению к информационному обществу. Имеющиеся концепции и программы решают ряд хотя и важных, но частных задач этого направления. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России призвана создать основу для взаимодействия информационных систем в условиях, когда жесткие механизмы, обеспечивающие унификацию и единое централизованное управление всей информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, были разрушены, а новые, основанные на экономической и общественной необходимости и создаваемые на рыночных стимулах, еще не работают в полной мере.
Для успешного взаимодействия всех сторон, связанных с формированием информационного общества (государственные органы управления, предпринимательские структуры и объединения, общественность) целесообразно разработать российскую стратегию формирования информационного общества.
4. Объемы российского рынка информационных продуктов и услуг не сопоставимы с рынками западных стран. Ему необходима структурная реорганизация и модернизация, что требует значительных инвестиций. В настоящее время еще значительная часть рыночных проблем лежит на бюджетах разных уровней. В результате бюджеты перегружены, а реального финансирования нет.
Необходимо более четко определить, что должно делать государство, а что - рыночные структуры. Процесс распределения ответственности и собственности между государством и рынком в области информатизации еще не приобрел устойчивые черты. Это соотношение для России несколько иное, чем в странах с открытой рыночной экономикой.
Рыночные стимулы, несмотря на уверенное развитие рынка ИТТ, сегодня еще не в полной мере обеспечивают воспроизводство информационных ресурсов и технологий. Стратегия формирования информационного общества в России должна исходить из этого положения, а не копировать общие подходы зарубежных стран, направленные на совершенствование сложившихся рыночных отношений и механизмов в области создания и применения ИТТ.
Путь России в Информационное общество - это путь через стабилизацию отношений собственности в информационной сфере, формирование регулирующих механизмов, обеспечивающих защиту инвесторов, производителей и потребителей информационных продуктов и услуг. В этом роль государства - ключевая. Стратегия формирования информационного общества в условиях переходного периода к новой системе отношений собственности должна учитывать особую роль и ответственность государства.
5. Стратегия должна учитывать преимущества России: выгодное географическое расположение между торговыми и информационно-телекоммуникационными потоками Запада и Востока; высокий образовательный уровень персонала, занятого в сфере информатизации. Соответственно, в качестве слабых сторон, которые оказывают влияние на стратегию, отметим: большую долю устаревшего оборудования в основных фондах предприятий и организаций, связанных с информационным обслуживанием; неравномерность распределения по территории страны информационного потенциала и научных центров; разрушение научных школ и сложное финансовое положение науки; отсутствие полного цикла производства базовых средств информатизации (компьютеров и телекоммуникационного оборудования).
6. При разработке стратегии необходимо иметь в виду две категории целей: дальние и ближние. В терминах дальних целей мы можем согласиться с основными принципами развития информационной инфраструктуры: опора на частный сектор, либерализация рынка, и т.п., которые приняты в западных программах формирования информационного общества. [8] В терминах ближних целей нам необходимо пользоваться собственными приоритетами.
На первом этапе (ориентировочно 1998 - 2003 г. г.) главной задачей является подготовка российского общества, экономики, культуры, людей к вызовам информационного общества, обеспечение роста рынка ИТТ на основе модернизации. В качестве основных задач этого этапа являются:
- расширение российского рынка ИТТ путем инвестирования в: модернизацию производственной базы предприятий и организаций; развитие базовых телекоммуникаций и российского фрагмента глобальных информационных сетей; увеличение массового спроса на индивидуальную и домашнюю информатизацию;
- организация технопарков и зон свободной торговли в области создания и применения ИТТ (электроника, компьютерная и телекоммуникационная техника, программные и информационные системы и сети применения ИТТ);
- государственная поддержка проектов в области ИТТ, ориентированных на формирование высококачественных технологических цепочек производства отечественных информационных продуктов, услуг и средств информатизации;
- обеспечение справедливых условий распределения информационных и сетевых ресурсов;
- создание системы непрерывного обучения в области применения ИТТ на всех уровнях образования.
Решение этих задач должно осуществляться в условиях:
- завершения перераспределения собственности в информационной сфере и разграничения ответственности государства и коммерческого сектора;
- развития рыночных стимулов саморазвития и роста рынка информационных продуктов и услуг;
- реформирования государственных институтов и механизмов поддержки информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
- использования имеющегося научно-технического потенциала в области высоких информационных технологий.
На следующем этапе (2003 - 2005 гг.) главной задачей является укрепление информационного потенциала страны и достижение лидерства отечественных производителей в отдельных секторах рынка ИТТ. Основные задачи этого периода:
- поддержание на высоком уровне конкурентоспособности отечественных производителей в областях, определяющих научно-технический прогресс в области ИТТ;
- обеспечение лидерства российских производителей в отдельных секторах рынка ИТТ (прикладные программные средства, интеграция информационных систем, сетевые решения, информационные услуги);
- перепроектирование всех основных видов деятельности на основе использования сетевых технологий.
Приоритетные направления формирования информационного общества
Для реализации указанных выше стратегических целей формирования информационного общества необходимо пересмотреть сложившиеся приоритеты государственной политики, разработать новые концептуальные подходы в отношении регулирования рынка ИТТ и СМИ, информационной и инвестиционной политики, развития информационного законодательства и информационной безопасности. Государственная стратегия формирования общества должна обеспечить первоочередную поддержку в течение ближайших 4-5 лет наиболее важных направлений работ в области информатизации. К ним относятся следующие:
1. Создание условий для роста информационной индустрии, включая информационные технологии, телекоммуникации и средства массовой информации. Информационная экономика должна рассматриваться как важный сектор экономической активности. Необходимо ввести приемлемые для пользователей условия предоставления телематических услуг, включая ориентированные на требования социальных групп тарифы.
Повысить уровень восприятия новых технологий людьми, что безусловно позволит расширить возможности использования новых ИТТ. Совершенствовать систему информирования населения по проблеме информационного общества и его влиянии на повышение эффективности управления, изменение жизни и деятельности людей. Уделить больше внимания гуманитарным и этическим аспектам формирования информационного общества.
2. Стимулирование инвестиций частного сектора в применения ИТТ путем либерализации доступа на рынки ИТТ и создания высококонкурентной среды во всех секторах информационной инфраструктуры. Следует пересмотреть правила конкуренции с учетом развития информационного общества. Требуется совершенствование форм привлечения инвестиций в проекты информатизации.
Наиболее эффективным средством поддержания конкурентной среды на рынках ИТТ является создание благоприятных условий средним и малым предприятиям в использовании ИТТ, облегчение им доступа к сетевым ресурсам и к научно-технической и экономической информации.
Необходимо поддержать работы по стандартизации ИТТ, проводимые частным сектором, на национальном и международном уровнях. При этом государство должно взять на себя функции финансирования разработок стандартов и определение их приоритетности в тех областях, где федеральные структуры являются пользователями информационных систем и услуг, в частности, при государственных закупках информационных ресурсов и систем.
3. Развитие информационно-телекоммуникационных систем и услуг инфраструктуры российского рынка и электронной торговли. Важнейшая задача этого направления - обеспечение информационной прозрачности российского рынка, развитие информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг. Следует более активно стимулировать внедрение электронного документооборота при совершении и использовании сделок с ценными бумагами, принять единые стандарты разработки и сертификации систем электронной цифровой подписи и шифрования данных.
4. Создание условий, при которых каждый имеет возможность и базовые навыки для использования услуг, предоставляемых информационным обществом. Необходимо стимулировать использование ИТТ в образовании и телеобучении, включить в учебные программы на всех уровнях образования вопросы применения ИТТ и управления информацией, увеличить объемы профессионального базового обучения в области ИТТ для взрослого населения. Пересмотреть программы обучения с учетом введения новых специальностей, связанных с потребностями информационного общества.
Приоритетными задачами направления являются обучение преподавателей использованию новых ИТТ, подключение всей школьной системы к услугам информационных сетей и использование в обучении новых средств мультимедиа.
5. Поддержка научных исследований, особенно их фундаментальной части, в области критических технологий: многопроцессорные ЭВМ с параллельной структурой; вычислительные системы на базе нейрокомпьютеров, транспьютеров и оптических ЭВМ; системы распознавания и синтеза речи, текста и изображений; системы искусственного интеллекта и виртуальной реальности; информационно-телекоммуникационные системы; системы математического моделирования и интеллектуальные системы автоматизированного проектирования и управления.
В рамках данного направления следует прежде всего создать условия для проведения научно-исследовательских работ в области разработки и интеграции информационных систем и сетей. Обеспечить поддержу перспективных отечественных исследований и разработок в области ИТТ, стимулировать инновационные применения ИТТ из "высокотехнологичного кластера" во всех сферах частной и общественной жизни. Улучшить доступ к рисковому финансированию, провести реформирование структуры научных организаций и формирование исследовательских центров мирового класса.
6. Развитие информационно-телекоммуникационных систем и формирование информационных ресурсов в интересах государственного управления. Необходимо повысить эффективность использования государственных информационных ресурсов и систем путем: улучшения доступа к государственной информации, совершенствования процедур предоставления информационных услуг и поддержки государственных информационных центров. Важным резервом улучшения положения дел в этой области является развитие электронного информационного взаимодействия между органами власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и создание интегрированной, ориентированной на пользователя системы государственных информационных услуг на основе информационно-телекоммуникационной системы государственных структур. Необходимо обеспечить прямой доступ граждан к государственной информации, услугам и государственным служащим через информационные сети. Улучшить доступность и использование государственных регистров, кадастров и статистических баз данных. Использовать электронные коммуникации для проведения тендеров в рамках государственных закупок.
7. Совершенствование законодательства и регулирования в сфере информации и информатизации. Требуется развитие правового регулирования в области создания и использования информационных ресурсов и технологий, реализации информационных прав граждан и прав на результаты творческого труда (интеллектуальная собственность) в условиях формирования информационного общества. Особо следует отметить важность правового регулирования функционирования российских сегментов глобальных информационных сетей (Интернет), охраны прав потребителей информационных продуктов и услуг и защиты молодого поколения от вредного воздействия определенных видов информации и услуг. В числе проблем, требующих законодательного регулирования, находятся также вопросы применения новых ИТТ в различных видах деятельности, таких как дистанционное обучение, работа, медицина, досуг и др.
8. Обеспечение информационной безопасности и защиты информации. Первоочередными задачами данного направления являются: развитие нормативного регулирования в области защиты данных в телекоммуникационных сетях, улучшение и распространение процедур надежной идентификации и аутентификации, стимулирование использования надежных систем криптографии операторами сетей, особенно на рисковых участках (спутниковая или мобильная связь), использование стандартов безопасности для ключевых государственных или общественных функций, в том числе введение там, где это необходимо, обязательных методов контроля качества информационных процессов, разработка превентивных технических мер для обеспечения надежных телекоммуникаций, разработка минимальных стандартов безопасности для операторов и поставщиков телекоммуникационных услуг.
Кроме того, необходимо стимулировать информированность населения по проблемам информационной безопасности, поддержать усилия международных организаций в области обеспечения информационной безопасности (общие критерии, стандарты ИСО, рекомендации ОЭСР) и проекты КЕС по созданию условий по введению общественных надежных услуг.
9. Расширение международного сотрудничества и торговли в области ИТТ. Формирование информационного общества в России должно сопровождаться мерами по интеграции страны в международное информационное сообщество, в частности, гармонизацией российского законодательства с международными правовыми системами, обеспечением взаимодействия и сопряженности российских информационных систем и сетей с зарубежными сетями. Следует создать благоприятные условия для формирования с государствами-участниками СНГ инновационного и информационного пространства на базе общего рынка информации, товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Необходимость разработки стратегии формирования информационного общества также основывается на альтернативе ближайших 4-5 лет - закрепится ли отставание России от развитых стран в информационной сфере или же этот разрыв сократится?
Разработка и реализация стратегии потребует согласованных решений и учета интересов государственных и коммерческих структур, фундаментальной и прикладной науки, различных социальных групп. Целесообразно для ее детальной проработки создать Общественный форум по информационному обществу, в рамках которого представители всех основных "играющих сил" могли бы обсуждать проблемы, вырабатывать рекомендации и формировать особый путь России в информационное общество на пороге XXI века.
Литература:
1. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. //М.: Информрегистр, 1996.
2. Ракитов А.И. Россия в глобальном информационном процессе и региональная информационная политика. /В сб. Информационная технология и информационная политика. //М.: ИНИОН, 1994. С. 5 - 25.
3. Мелюхин И.С. Информационные технологии и бизнес. //М.: Гарант-Парк, М-ОКО, 1997.200 с.
4. Смолян Г.Л., Черешкин Д.С, Вершинская О.Н, Костюк В.Н., Савостицкий Ю.А. Путь России к информационному обществу (предпосылки, проблемы, индикаторы, особенности). //М.: ИСА РАН, 1997.64 с.
5. Райков А.Н. Развитие России и единое информационное пространство //"Независимая газета". 5.12.1997. С. 2.
6. Курносов И.Н. Концепция федеральной информационной политики России в области электронных информационных ресурсов и технологий. //Вестник РОИВТ. - М.: ВИМИ, 1995 № 5. С. 10 - 17.
7. Курносов И.Н. Россия на пути в информационное общество. //Сети. - М.: 1996 № 2. с. 8 - 16.
8. Курносов И.Н. Глобальная информационная инфраструктура: цели, принципы и механизмы развития. //Материалы 3-й международной конференции "Информационные ресурсы, интеграция, технологии". Москва, 26-28 ноября 1997 г. //М.: ВИНИТИ, 1997. С. 135-143.
© Информационное общество, 1997, вып. 4-6, с. 27-34.