Космические информационные системы и проблема информационной безопасности России
Черевков К.В.

Космические информационные системы и проблема информационной безопасности России

____________________________________________

К.В. Черевков



Космические информационные системы являются одной из важнейших составляющих технической базы информационной инфраструктуры страны. Поэтому их информационную безопасность следует рассматривать в общем русле проблемы информационной безопасности России. [1] Проанализируем в этом контексте основные закономерности и тенденции, связанные с данной проблемой.


Продвижение России вместе со всем цивилизованным миром в направлении от индустриального общества к информационному

В информационном обществе будет доминировать "информационная экономика", для которой характерным является наличие единого информационного пространства, опирающегося на информационную инфраструктуру.

Информация, включающая в себя постоянно обновляемые знания и различного рода сведения, превращается в ключевой информационный ресурс, определяющий эффективное и разумное использование природных богатств, труда и капитала [2].

Космические системы, благодаря присущей им природной глобальности, являются адекватными средствами для создания технической базы информационной инфраструктуры.

Действительно, спутниковые системы связи и передачи данных для огромной территории России с рассредоточенными на ней населенными пунктами, являются, наверное, единственными экономически целесообразными средствами создания сетей связи средней производительности (до 150 мбит/сек.), а также объединения в единую сеть существующих разнотипных наземных сетей.

Космическая навигационная система Г Л ОН АСС потенциально обеспечивает глобальное и непрерывное получение информации о географическом положении и едином времени неограниченному количеству самых разнообразных "потребителей" (всем видам наземного, воздушного и водного транспорта, спутникам, а также отдельным лицам).

Международная спутниковая система "Коспас-Сарсат" оперативно доставляет информацию о фактах аварий и координатах потерпевших бедствие судов и самолетов в соответствующие центры.

Метеорологические системы "Метеор-Природа" и системы исследования природных ресурсов Земли семейств "Ресурс" и "Океан" обеспечивают добывание и транспортировку знаний о погоде, о состояниях поверхности Земли и Океана, на основании которых можно осуществлять прогнозы погоды, изучать явления и процессы, протекающие в мировом океане, анализировать состояние наземной растительности, а также прогнозировать локальные и глобальные климатические и экологические изменения.

Системы исследования дальнего космоса добывают научную информацию о планетах Солнечной системы, а также фундаментальные знания о Вселенной.

Космические информационные системы военного назначения обеспечивают контроль космического пространства, включая космический мусор, предупреждение о ракетно-ядерном нападении, получение разнообразной разведывательной информации.

В последнее время большое внимание уделяется проблеме высокоточного оружия. В условиях локальных конфликтов, при которых военные действия ведутся, как правило, на необорудованных ТВД, аэрокосмические средства в виде малых спутников наблюдения и беспилотных летательных аппаратов (БЛА) будут эффективно выполнять роль информационной компоненты разведывательно-ударных комплексов (РУК) избирательного поражения [3]. Космические информационные средства не только увеличивают эффективность применения средств поражения в возможных военных конфликтах в несколько раз [3], но также, что не менее важно, обеспечивают извлечение информации, связанной со стабильностью и безопасностью в мире в целом. Космические информационные системы, как и целый ряд других систем и комплексов, в значительной мере инвариантны к их военному и гражданскому использованию. Это обстоятельство нашло отражение в концепции создания систем двойного применения.

Разработка этой концепции позволит не только эффективно использовать военные системы в мирное время (которое является основным временем их существования), поддерживая тем самым их боеготовность, но и поможет сконцентрировать бюджетные и внебюджетные ассигнования на военные и гражданские нужды на этом направлении.

Движение стран мира к информационному обществу является крайне неравномерным. Показателем подготовленности страны к этому переходу является валовой национальный продукт, приходящийся на душу населения - ВНПД.

Установлена корреляционная зависимость уровня информатизации в стране от ее ВНПД. В частности, диаграмма Джипа иллюстрирует зависимость телефонной плотности от ВНПД [4]. По ВНПД все страны мира делятся на три группы: высокоразвитые, средние и развивающиеся. По некоторым оценкам Россия сегодня относится к нижней границе средних стран.

Опыт показал, что США, используя свое лидирующее место в мире, объявляет зоной своих интересов целые регионы, эксплуатируя их природные и трудовые ресурсы для дальнейшего укрепления своего положения.

В этих условиях не приходится рассчитывать на равное партнерство России с США при вхождении в информационное общество.

Однако космическая область, несмотря на тяжелейшее положение предприятий отрасли, является пока еще той сферой, в которой Россия может строить свои отношения с США на относительно паритетных началах. Но и здесь идет прогрессирующими темпами "сползание" к общему уровню российской экономики.

Не затрагивая вопросов, связанных с деградацией космической отрасли, обусловленной общим кризисом российской экономики, отметим лишь характерные для космической промышленности явления и тенденции, пагубно влияющие на информационную безопасность страны (абстрагирование от общих кризисных явлений является достаточно условным и предпринято в целях акцентирования внимания на рассмотренных ниже вопросах).

1. Установка на отечественных связных космических аппаратах, предназначенных для российских нужд, зарубежных радиоретрансляторов (например, проект "Sesat"). Такая комбинация является опасной, поскольку в режиме штатной эксплуатации предусматривается режим управления спутником по выделенному телефонному каналу, что предоставляет возможность иностранной державе в критических ситуациях или с целью шантажа блокировать данную космическую систему связи. Кроме того, такими действиями наносится прямой ущерб отечественной космической приборостроительной промышленности, что в конечном итоге также неблагоприятно отражается на информационной безопасности России.

Конечно, можно найти объяснения такого рода сделкам. Элементная база, отвечающая современным требованиям (КПД, уровень интеграции, надежность, срок службы порядка 15 лет и т. п.) не выпускается отечественной радиоэлектронной промышленностью. Поэтому спутники связи, использующие радиоретрансляторы, собранные исключительно на отечественной элементной базе, не могут быть конкурентоспособными на мировом рынке.

Кроме того, российские предприятия, разрабатывающие и изготавливающие связные спутники, находятся в тяжелом экономическом положении. Государство и (или) отечественные негосударственные структуры не обеспечивают их необходимым количеством заказов и даже, как правило, во время не расплачиваются за сделанную работу.

Поэтому любое привлечение иностранного капитала является для них большим благом, а вопросы информационной безопасности находятся за горизонтом, определяемым жесткими условиями выживания.

Однако на государственном уровне необходимо проведение разумной протекционистской политики, сочетающей создание условий для привлечения иностранных инвестиций с соблюдением интересов информационной безопасности страны. Эта политика не должна "консервировать" нашу отсталость, а должна стимулировать создание на современном уровне космических радиоэлектронных систем и приборов с использованием обоснованно необходимой зарубежной элементной базы.

Группой ведущих предприятий российской космической промышленности на этих принципах разработан проект многофункциональной космической системы связи и передачи данных, которая по оценке иностранных экспертов соответствует мировому уровню систем такого класса.

2. Космическая навигационная система ГЛОНАСС. В настоящее время сложилась ненормальная ситуация, когда развернутый космический сегмент системы из 24 спутников (только на поддержание которого в работоспособном состоянии затрачиваются огромные средства) оказался практически невостребованным из-за отсутствия серийно выпускаемых отечественной промышленностью приемников-потребителей этой системы. В результате российские ведомства, нуждающиеся в космической навигации, вынуждены покупать за рубежом приемники аналогичной американской системы GPS, ставя себя тем самым в прямую информационную зависимость от США.

Рядом отечественных предприятий разработаны приемники, работающие одновременно по навигационным полям систем ГЛОНАСС и GPS, что значительно повышает надежность обсервации и расширяет сферу их применения. Необходимо на конкурсных началах определить наиболее перспективную базовую модель, пригодную для широкого круга потребителей, и открыть Госзаказ на ее крупносерийное производство. При этом, естественно, не исключается возможность для других предприятий искать отечественных или зарубежных инвесторов для совершенствования своих моделей и организации их производства.

3. Военные космические системы. В настоящее время ухудшилась защищенность России от нападений стратегических и тактических ракет с различных направлений. По известным причинам российская система предупреждения о ракетном нападении (СПРН) лишилась значительной части своей наземной компоненты в виде радаров раннего обнаружения, а ее космический сегмент, содержащий геостационарные и высокоэллиптические спутники, имеет ограниченные возможности автономно решать задачи достоверного обнаружения стартов стратегических и особенно тактических ракет, осуществляемых в ходе развязанной войны, провокационных и террористических акций, случайных и несанкционированных пусков.

Экстерриториальность последствий применения ракетно-ядерного (или даже неядерного) оружия при наличии таких объектов как АС, химические заводы, плотины ГЭС и т. п. придает проблеме ПРО интернациональный характер.

В последнее время среди цивилизованных государств формируется мнение, согласно которому любые межгосударственные или внутренние военные конфликты не являются только внутренним делом втянутых в них государств, а представляют из себя общую угрозу безопасности. В связи с этим наметилось стремление к созданию системы международной безопасности под эгидой ООН, которая путем "принуждения к миру" позволяла бы предотвращать или гасить такого рода военные конфликты [5].

Важнейшим, первостепенным по времени создания, компонентом этой системы должна явиться глобальная информационная система.

Ведущими предприятиями космической отрасли России по заказу одной из французских фирм был разработан проект глобальной космической информационной системы, интегрированной с национальными системами ПРО заинтересованных государств.

Предложенный вид интеграции позволяет без нарушения суверенитетов стран решать как задачи международного (союзнического) значения, так и на недискриминационной основе задачи, повышающие эффективность национальных систем ПРО государств-союзников при отражении ракетных нападений на их территории. К задачам международного значения относятся:

1. Извлечение информации, необходимой для профилактических действий. Это вскрытие фактов и тенденций распространения, модернизации и испытания ракетного оружия путем регистрации Всех видов пусков любых ракет с любой точки земного шара, распознавания их типов и ведения каталогов; идентификация стран - нарушителей международных отношений.

2. Получение координатной информации в сочетании с сигналами от датчиков типа "свой-чужой", необходимой для осуществления согласованных международных карательных акций, таких как уничтожение запускаемых ракет в полете при отсутствии регистраци их пусков, подавления их стартовых установок и т. п.

К задачам, решаемым в интересах систем ПРО стран, подвергшихся нападению, относятся:

1. Раннее оповещение о пусках ракет, нацеленных на данную страну. При этом время оповещения будет равняться примерно полетному времени ракеты.

2. Выдача в реальном времени исходных данных для выработки целеуказаний стрельбовым комплексам дальнего заатмосферного и атмосферного перехватов, расположенных как на территориях этих стран, так и непосредственно в зонах театров военных действий.

В неугрожаемый период космическая информационная система будет решать задачи глобального мониторинга земли, такие как обнаружение лесных пожаров и других возгораний, назревание экологических катастроф и т. п., а также связи и передачи данных. Данный проект получил высокую оценку экспертов США [6]. Выдвижение Россией инициативы по разработке международного (союзнического) проекта такой системы явилось бы конструктивным и очень своевременным шагом (с учетом расширения НАТО на восток) в направлении укрепления как международной, так и национальной безопасности.


Противоречие между открытостью мировой информационной системы и национальной информационной безопасностью России

Мировое информационное пространство подразумевает свободную циркуляцию и свободный доступ к информации в любой точке Земли и на любом уровне.

Считается, что транспортной средой этого пространства станет Глобальное цифровое кольцо связи (ГЦКС), созданное на базе трансокеанских и трансконтинентальных волоконно-оптических и спутниковых линий связи [7], [4].

Нахождение России в стороне от этого процесса привело бы к ее международной изоляции, консервации, отсталости и таким образом нанесло бы ущерб ее информационной безопасности в смысле наличия постоянно увеличивающегося дефицита информации.

С другой стороны, несопоставимость уровней развития и возможностей России и США делает невозможной их "игру на равных" в открытой информационной системе и на "подступах" к ней.

Уже сегодня ряд стран проявляет озабоченность состоянием защиты национальных информационных ресурсов в связи с расширением доступа к ним через открытые информационные сети типа "Интернет".

В докладе Объединенной комиссии по безопасности США (1994 г.) говорится:" сети передачи данных превращаются в поле битвы будущего Наша политика обеспечения национальной безопасности должна быть направлена на защиту наших возможностей по ведению информационных войн и на создание всех необходимых условий для воспрещения противоборствующим США государствам вести такие войны..." [8].

По-видимому, общих рецептов разрешения для России указанного выше противоречия не существует. Необходимо проведение взвешенной государственной политики, учитывающей все аспекты этой проблемы, включая обязательную сертификацию средств защиты национальных сетей, баз и банков данных и информации от несанкционированного доступа.


Информационные войны


Точное определение этого нового феномена пока отсутствует. Директор информационных войск Министерства обороны США предложил следующую формулировку [9]: "Информационная война состоит из действий, предпринимаемых для достижения информационного превосходства в обеспечении национальной военной стратегии... Она нацелена на все возможности и факторы уязвимости, неизбежно возникающие при возрастающей зависимости от информации".

Театром информационных боевых действий является все мировое информационное пространство, а информационное оружие включает в себя все средства воздействия на информацию, такие как компьютерные вирусы, способные к размножению по команде, логические бомбы и мины, РЭБ и т.п. Широкое использование в отечественной информационной технике зарубежных компьютеров и элементной базы делает ее особенно уязвимой к применению такого рода оружия. Поэтому необходимы разработка и внедрение специальной системы мер, направленных на минимизацию степени риска быть подверженными информационному нападению, а также на минимизацию возможного ущерба от этого нападения.

Космические радиоэлектронные системы и создаваемые на их базе сети извлечения и передачи разнообразной информации не представляют из себя в этом смысле исключения. Теме не менее, как указывалось выше, космическая техника, в которой Россия пока еще не утратила своих позиций, может являться (при соответствующей государственной политике) тем "локальным ТВД", на котором Россия могла бы вести игру с США на сравнительно паритетных началах и, благодаря этому, держать оборону на других направлениях.


Литература


1. В.Д. Аносов, А.А. Стрельцов, Л.М. Ухлинов. Международные, федеральные и региональные аспекты информационной безопасности Российской Федерации //Информационное общество. М., 1997, № 1.С. 6-8.

2. Г.П. Смолян, Д.С. Черешкин, О.Н. Вершинская, В.Н. Костюк. Путь России к информационному обществу //Институт системного анализа РАН. Препринт, М., 1996.

3. И.Н. Голованев, В.В. Урядов, С.В. Черкас, И.В. Васин //Современные правовые проблемы военно-космической деятельности //Военная мысль. М., 1997, № 1.

4. В.Б. Булгак, Л.Е. Варакин, Ю.К. Ивашкевич, В.Д. Москвитин, В.Г. Осипов. Концепция развития связи РФ //Технология электронных коммуникаций. Т. 61. М., 1996.

5. Н.Н. Моисеев, А.А. Левиков, Ю.Н. Павловский, К.В. Черевков. Новый виток гонки вооружений или новое мышление //Полис АН СССР. Политические исследования. 1991. № 5.

6. William B. Scon/Colorado Springs. "Russian Pitches Common Early Warning Network". "Aviation Week and Space Technology". 1995, January 9.

7. Rudge A.W. "I'll be Seeing You: Multimedia Communication in the 21st Century". //British Telecommunication Engineering, ft4, 1994.

8. Д.С. Черешкин, Г.Л. Смолян, В.Н. Цыгичко. Реалии информационной войны //Информационно-методический журнал "Конфидент". С-Петербург, 1996, № 4.

8. И.И. Завадский. Информационная война - что это такое? //Информационно-методический журнал "Конфидент". С.-Петербург, 1996, № 4.


&copy Информационное общество, 1997, вып. 2-3, с. 29-32.