О роли правительственных профилей ВОС в решении проблемы открытых информационных систем
Козлов В.А.

О роли правительственных профилей ВОС в решении проблемы открытых информационных систем

______________________________________________

В.А. Козлов



Данная статья является продолжением темы, затронутой во втором номере нашего журнала за 1996 г. этим же автором (см. «Вестник РОИВТ», 1996, № 2, с. 17-26 «Создание профилей стандартов открытых систем для основных областей применения, включая правительственные профили»).

Основная цель открытых информационных систем, определенная в ряде работ академика Ю.В. Гуляева и проф. А.Я. Олейникова, заключается в том, чтобы любые вычислительные сети и системы могли взаимодействовать в открытой функциональной среде не имея сведений о конкретных программно-технических характеристиках удаленных на любые расстояния ЭВМ при соответствующей защите информации.

Для того, чтобы реализовать данную идею, все заинтересованные страны должны были вести разработку информационных технологий в своих странах на базе международных стандартов и по иерархической схеме, разработанной в ИСО, т.е. по семиуровневой эталонной модели ВОС.

Семь уровней эталонной модели ВОС могут быть охарактеризованы услугами, обеспечиваемыми каждым уровнем:

  • уровни с 1-го по 3-й создают основу для базовых сетевых услуг;
  • уровни с 5-го по 7-й обеспечивают специальные операции, необходимые оконечным пользователям для доступа к данным или для транспортировки данных через сеть.

Эталонная модель ВОС была ориентирована на то, чтобы обеспечить достаточную гибкость в приспособлении существующих стандартов фирм, которые фактически стали национальными стандартами. Например, протокол HDLC был сначала разработан фирмой IBM как протокол SDLC. В 1979 г. протокол HDLC был принят институтом ANSI в виде протокола АДССР, который, в свою очередь, оказывал постоянное влияние на определение протокола HDLC в ИСО и был принят также в 1979 г. в виде стандарта ИСО 3309. Пример HDLC выявляет две важные особенности процесса международной стандартизации:
  • взаимное обогащение, происходящее между различными органами стандартизации и лидерами промышленности в каждой стране;
  • стандарт де-факто должен проделать большой круговой маршрут, прежде чем он станет стандартом де-юре.

Вторая из перечисленных особенностей проясняет также вопрос, почему стандарты иногда столь долго разрабатываются. Совершенно очевидно, что почти всегда выгодно, чтобы частные стандарты фирм предшествовали стандартам признанных органов стандартизации.

Исторически в силу стихийного развития в мире информационных технологий зарубежные страны были вынуждены принимать соответствующие меры по предотвращению проникновения в страну несовместимых информационных технологий. Реализацией мер защиты явилась разработка каждой страной на определенном временном промежутке и определенном уровне развития страны правительственных профилей ВОС.

Среди правительственных профилей, которые далее будут рассмотрены, наибольшей известностью пользуется GOSIP США (версии 1, 2 и 3), в котором 70 % базовых стандартов составляют национальные, региональные и фирменные стандарты ANSI, IEEE, ETA и др., и только 30 % стандарты ИСО/МЭК и Рекомендации МСЭ-Т. Кроме того, в GOSIP США нет упоминании о функциональных стандартах в связи с тем, что к тому времени не было утверждено ни одного международного функционального стандарта.

Не являясь инициатором концепции GOSIP (инициатива исходит от Великобритании), GOSIP США фактически оказался наиболее влиятельным с точки зрения масштабов рынка и торговой мощности информационными технологиями.

Основная задача GOSIP заключалась в том, чтобы дать возможность федеральным пользователям выбирать оптимальные протоколы из широкого набора стандартов, определять для поставщиков единые требования на поставляемые информационные технологии, а также вовлечь их в разработку изделий ВОС, удовлетворяющих этим требованиям.

Версия 1 GOSIP была одобрена в августе 1988 г. и стала обязательной Версией 2 с августа 1991 г. в статусе федерального стандарта по обработке информации (FIPS 146) и распространяется на все правительственные организации США.

Поскольку GOSIP имеет дело с функциональными возможностями обмена данными, а не с конкретной конфигурацией, то на функциональные возможности GOSIP не налагается никаких ограничений со стороны технических, программных средств или операционных систем. Существенным фактором является то, что GOSIP ориентирован на обеспечение общего набора функций, которые могут использоваться почти в любой системе и обеспечивать для пользователей гибкие возможности. Стандартные сети могут быть объединены для создания более крупных сотен — национальных, региональных, глобальных.

Европа

EPHOS — европейский эквивалент GOSIP

Европейский Совет (ЕС) придает большое значение использованию стандартов по информационной технологии для преодоления традиционных барьеров. Тесное взаимодействие между участвующими странами ЕС обусловило необходимость проведения совместной технической политики по приобретениям, особенно там, где важен обмен данными. Обычные покупатели во всех странах ЕС обязаны ссылаться на европейские стандарты (включая те, которые еще находятся на стадии проекта), определяющие требования к обмену данными и информацией и к взаимодействию систем. EPHOS помогает в вопросах закупок, выпуская руководящие материалы по текущим стандартам и соответствующим им изделиям.

Первый контракт по проекту EPHOS был заключен в 1989 г., а работы начались в 1990 г. Первая версия, выпущенная, наконец, в марте 1992 г., содержала информацию по трем вопросам обмена данными: Х.25, MHS (84) и РТАМ, т. е. по передаче данных, обработке сообщений и доступу к файлам, передаче файлов и управлению файлами — все по стандартам ВОС ИСО.

Вторая фаза проекта EPHOS II охватывала:

  • виртуальные терминалы;
  • взаимодействие ЛВС/ГВС;
  • кабельное оборудование;
  • электронный обмен данными;
  • ЕТАМ;
  • административное управление сетью;
  • основы EPHOS II репертуар знаков;
  • MHS;
  • справочные службы;
  • ЛВС.

Первые разделы руководящих материалов EPHOS II появились в середине 1993 г., а полный комплект — к концу того же года. Однако не все темы могут быть реализованы с использованием стандартов ИСО. Например, по кабельным соединениям устоявшихся стандартов ИСО в настоящее время нет; наиболее установившимся является стандарт ETA/TIA 568, США, опубликованный в середине 1991 г. ИСО предлагает использовать его, но при необходимости может добавить стандарте интерфейсы между физической средой и подключенным оборудованием. Стандарт 115 Технического комитета (ТК) cENELEC также рассматривает этот вопрос, в частности, кабельные соединения ISDN. В EPHOS II учитываются все поступающие предложения от технических комитетов ИСО. Заключены контракты с экспертами по всей Европе с тем, чтобы окончательный документ отразил все современные идеи по вопросам кабельных соединений.

Аналогичные методы работы предполагается использовать всякий раз, когда нет простых решений по вопросу, какие стандарты следует использовать; можно надеяться, что такой вид консультативной работы не приведет к слишком большим задержкам.

ССТА сыграла значительную роль в EPHOS, руководя первой фазой работ, и в настоящее время председательствует в управляющем Совете проекта EPHOS II, который руководит разработками проектов. Технические страховые подтверждения поступают из Франции и Великобритании, а страховые подтверждения пользователей — из Германии и Испании.

Руководство по EPHOS будет переведено на все европейские языки и будет распространяться и обслуживаться департаментами администраций стран-членов, а также издательскими учреждениями ЕС.

Процесс поддержки взаимодействия PSI

То же, что и о запуске в марте 1992 г. EPHOS, можно сказать и об официальной инагурации службы "Процесс поддержки взаимодействия", PSI. Служба PSI была разработана группой SPAD с целью создания для многих поставщиков кодекса выполнения разработок, тестирования и верификации взаимодействующих средств ВОС и передачи данных. Служба PSI дает пользователям гарантию взаимодействия приобретенных средств ВОС с процедурами, определяемыми стандартом ИСО 9000 по качеству административного управления. Методология PSI обеспечивается в рамках EPHOS. И хотя это европейская инициатива, она ориентирована в качестве глобальной основы, и PSI является открытой для поставщиков во всем мире при условии, что они удовлетворяют ее критериям качества и процедурам. Группа SPAG стремится учредить форум пользователей PSI, где участвующие поставщики и покупатели PSI смогли бы обсуждать коммерческие и технические требования, а также вопросы, которые могут быть решающими для разработок PSI.

Первая серия торговых изделий PSI была объявлена к выпуску фирмами Alcatel, ICL, Olivetti и Siemens Nixdorf Information Systems, обеспечивающим выход изделиям MHS. Продолжается дальнейшая работа по MHS наряду с FTAM.

Великобритания

Наиболее значительный европейский GOSIP разработан в Великобритании ассоциацией ССТА, которая является частью казначейства британского правительства. В отличие от GOSIP США сам по себе GOSIP Великобритании не ставит задачей стать функциональным стандартом. Это, скорее, спецификация для закупок. Он обеспечивает дополнительную гибкость в обеспечении консультации по закупкам вне границ, налагаемых базовым стандартом. ССТА опубликовала текущую версию (GOSIP 4) в виде двух отдельных наборов: набор поставщика в июне 1991 г. и набор покупателя в январе 1992 г. Набор поставщика предназначен для разработчиков и реализаторов изделий и услуг ВОС и охватывает техническое содержимое GOSIP. Он состоит из 6 томов:

том 1 "Общее описание". Введение в набор, куда входит также общее описание GOSIP и его отношение к стандартам ВОС. Общее описание будет воспринимать обновленные сведения по GOSIP и в целом действовать в качестве руководства для набора поставщика;

том 2 "Поддержка сети". В этот том входит большинство спецификаций по транспортному и сетевому уровням и, в частности, по подключению глобальных сетей Х.25, а также ЛВС "кольцо с маркерным доступом" и Ethernet (включая 10BASA-T). Приведен также анализ факультативных возможностей ретрансляции между сетями;

том 3 "Прикладные службы" (1). Спецификация прикладных процессов ВОС;

  • сеансовый уровень;
  • уровень представления;
  • сервисный элемент управления ассоциацией (СЭУА), ACSE;
  • FTAN;
  • виртуальные терминалы (ВТ), VT;

том 4 "Прикладные службы" (2). В этом томе охвачены остальные службы прикладного уровня:
  • MHS (Х.400 1984);
  • MOTIS (Х.400 1988);
  • справочные службы (Х.500);

Даются также советы по защите передачи сообщений и использованию справочника;

том 5 "форматы обмена и вспомогательные службы". Для таких форматов' обмена, как "архитектура учрежденческих документов/формат обмена", ODA/IF и "стандартный язык общей разметки", SGML в этом томе содержится руководство по набору знаков, присвоению имен и адресации. Здесь также содержатся:

  • EDI;
  • защита в рамках "Основы защиты ВОС";
  • услуги/протокол общего административного управления информацией CMIS/P;

GOS1P Великобритании в первую очередь рассмотрел важную сферу административного управления сетью. CMIS/P и простой протокол административного управления сетью, SNMP — это два стандарта по административному управлению открытыми сетями, a SNMP к тому времени был более широко реализован ввиду его более высокой экономичности и простоте реализации. (SNMP работает скорее через стык протоколов TCP/IP, чем через стык протоколов ВОС).

Однако разработчики рассматривают CMIS/P как стандарт будущего с его более мощным набором функциональных возможностей и признание его значимости в GOSIP ускорит его введение;

том 6 "Приложения". Содержит технические ссылки и словарь терминов, а также временные спецификации тех вопросов, которые еще не полностью определены, например, "волоконно-оптический распределенный интерфейс данных", FDDI. Набор покупателя содержит информацию, необходимую для закупок оборудования, соответствующего GOSIP 4. Приведены формы стандартов. Регулярно могут приобретаться нововведения для отражения последних достижений в доступности изделий.

Набор покупателя поставляется в 5 томах:

  • том 1 "Общее описание". Это введение, содержащее основные концепции ВОС и GOS1P. Приводится подробная информация о статусе различных стандартов и подпрофилях. В целом этот том служит руководством по GOSIP Великобритании;
  • том 2 "Сетевая поддержка". В этом томе содержатся руководства по изделиям и факультативные возможности по тем же вопросам, что и в аналогичном томе набора поставщика;
  • том 3 "Прикладные службы". Здесь охвачены все прикладные вопросы, перечисленные в томах 3 и 4 "Наборы поставщика";
  • том 4 "Форматы обмена и поддерживающие службы". Здесь точно также как и в томе 5 "Набор поставщика" рассмотрены прикладные вопросы обмена документами;
  • том 5 "Приложения (руководящие материалы, ссылки)". Сюда входят ссылки на GOSIP 4 и словарь терминов, а также руководящие материалы по всем разделам GOSIP и интересующим вопросам, включая ISDN, интерфейсы прикладных программ и тестирование.

GOSIP Великобритании основан на предпосылке, что спецификации по ориентированным на пользователя приобретениям не достигнут максимальных возможностей, если они не будут подкреплены контрактами, логическим следствием чего должна быть их тестируемость. Пока что в Великобритании нет официального органа по тестированию спецификаций GOSIP. И хотя ССТА поддерживает список изделий, соответствующих GOSIP, но она не тестирует их и не выдает аккредитаций. Однако национальный вычислительный центр, NCC Великобритании проводит тестирование на соответствие ВОС для GOSIP США. В качестве страны-члена ЕС Великобритания* в тех случаях, когда GOSIP Великобритании соответствует EPHOS (а соответствие EPHOS должно непрерывно возрастать), может полагаться на инициативы PSI SPAG по аттестационному тестированию.

Франция

Во Франции проекты GOSIP разрабатывались Центральной комиссией по торговле, ССМ Министерства экономики и финансов. Стартовой точкой для GOSIP Франции стал GOSIP Великобритании, при этом первый содержал полное повторение второго путем его прямого перевода на французский язык. Кроме того, французский GOSIP прямо ссылается на европейские предварительные стандарты EMV CEN/CENELEC и фактически ставит главной целью форсировать разработку функциональных стандартов CEN/CENELEC. Французский GOSIP является обязательным документом при централизованных правительственных закупках. Во французском GOSIP различаются прикладные профили (профили А) и телекоммуникационные профили (профили Т):

  • профили А охватывают FTAM и MHS;
  • профили Е охватывают ГВС и ЛВС (используя CSMA/CD или "кольцо с маркерным доступом").

Документация французского GOSIP состоит из двух томов — Европейские функциональные стандарты по информационной технологии. Прикладное руководство по государственным заказам (прикладное руководство);

информация по передаче данных. Руководство по соответствию европейским стандартам (торговое руководство).

Прикладное руководство — это отдельный том, рассматривающий оба вида профилей А и Т. Продолжая тесно следовать CEN/CENELEC, прикладное руководство французского GOSIP содержит краткое описание профилей, разработанных этой организацией. Кроме того, прикладное руководство содержит подробное описание стандартов и аттестационного тестирования, а также рекомендуемый текст для включения в торговые спецификации.

Торговое руководство представляет собой техническое пособие для торгующих организаций. Это руководство выполняет функции в чем-то подобные функциям "торгового руководства" версии 3.1 GOSIP Великобритании. Подобно прикладному руководству, торговое руководство также содержит рекомендуемый текст для включения в торговые спецификации. Опять-таки, будучи страной-членом ЕС, Франция может использовать инициативы PSI SPAG по аттестационному тестированию.

Швеция

Несмотря на то, что Швеция не является членом ЕС и поэтому не может работать через признанные сообществом органы стандартизации, эта страна является активным членом IPSIT через свое агентство GОSIP. Шведский GOSlP разработан Агентством по административным разработкам, которое Является правительственным департаментом, ответственным за элементы гражданских служб и других государственных организаций. Профили Швеции функционально, сходны с профилями, разработанными в Великобритании. Основное различие между ними состоит в том, что в Швеции разработали отдельный профиль по ретрансляции вместо того, чтобы рассматривать его как часть транспортных профилей. Архитектура профилей имеет вид:

  • профили Т — транспортные профили;
  • профили R — ретрансляционные профили;
  • профили А — прикладные профили;
  • профили F — форматы обмена данными и коды знаков.

Регион "Азия/Океания"

Основным форумом по открытым системам в регионе Азии/Океании являет-» ся Рабочая секция Азия/Океания, AOW. Такие члены AОW как Гонконг и Япония являются членами 1PSIT, что способствует глобальному консенсусу.

Австралия

Правительство Австралии вначале приняло GOSIP Великобритании в целом, однако, в версию 2 было внесено много изменений. GOSIP V2.0 Австралии изложен в двух томах:

  • том 1 "Введение, спецификация и дополнения" с перечнем исполнителей в начале документа;
  • том 2 "Руководство пользователя" на основе GOSIP V3.0 Великобритании.

Основные отличия GOSIP Австралии от GOSIP Великобритании состоят следующем:
  • введен режим УСУ-БУС при работе с подсетями Х.25 и по двухпунктовым соединениям;
  • исключен режим УСУ-УС при работе с подсетями Х.25 с подключенными ЛВС;
  • введена спецификация класса 4 протокола транспортного уровня и протокола сетевого уровня в режиме без установления соединения (ПСУ-БУС) ИСО 8473 в качестве средства взаимодействия сцепленных подсетей;
  • УСУ-УС обеспечивается только при работе по отдельным' логическим подсетям;
  • исключен класс 3 протокола транспортного уровня;
  • спецификация класса 0 протокола транспортного уровня ограничена только теми случаями, когда требуется подключение к сетям общего пользования;
  • класс 2 протокола транспортного уровня является минимальным при использовании с УСУ-УС, а класс 4 используется факультативно;
  • профиль виртуальных терминалов переведен в статус факультативных и помещен в дополнение.

В результате этих изменений GOS1P Австралии стал больше соответствовать GOSIP США, чем GOSIP Великобритании, особенно в отношении работы с сетью в режиме без установления соединения.

Япония

В Японии распространителем идей ВОС является INTAP (Ассоциация взаимодействия технологии для обработки информации) Министерства международной торговли и промышленности, MTI. Кроме того, в INTAP размещается AOW. "Окном" INTAP в международную сферу ВОС является Конференция содействия ВОС, POSI, основанная в 1985 г. группой японских производителей. Сохраняя репутацию японцев относительно внимания к деталям, INTAP обеспечивает услуги аттестационного тестирования, которые иногда не столь четко формализованы в Европе. INTAP разрабатывает профили в форме международных спецификаций и большинство последних версий этих профилей охватывают следующие темы:

репертуары знаков и кодирование:

форматирование:

  • ODA;
  • ODIF;

прикладные задачи:
  • FTAM;
  • MHS;
  • справочник;

транспортные профили:
  • ЛВС (УСУ-БУС);
  • ГВС (УСУ-УС);
  • ретрансляция.

Как один из главных мировых источников средств информационной технологии Япония в большей степени, чем большинство других стран, проявляет интерес к гармонизации международных стандартов вообще и проектов GOSIP в частности. Следовательно, в своей деятельности Япония здесь выглядит в основном как разработчик и экспортер оборудования передачи данных, а не как его покупатель; это хорошо сочетается с общим подходом страны к международной торговле.

Гонконг

Правительственным департаментом Гонконга, ответственным за закупки информационных технологий, является департамент служб информационной технологии, ITSD — бывшее Правительственное агентство по обработке данных, GDPA. В последнее время правительство Гонконга имело систему, которая не соответствовала каким-либо стандартам или концепциям (типа ВОС). Поэтому парк правительственного вычислительного оборудования был представлен многими поставщиками. Однако взаимодействие между• различными системами было слабым, что дискредитировало идею построения систем из' оборудования разных поставщиков. В начале 1990 г. подход к приобретениям изменился с одновременным изменением названия соответствующего агентства с GDPA на ITSD. ITSD ввело политику "тесных" - closed заказов. "Тесных" означает, что средства должны удовлетворять требованиям взаимодействия. Политика "тесных" заказов была формирована на конкретных платформах, и стандартах с ответственностью за отслеживанием стандартов, возложенной в рамках ITSD на его службу технических консультантов;

За перечисленными выше исключениями, общий подход к политике приобретений GOSIP в регионе Азии/Океании не столь систематический как в США и Европе. Однако, этот подход, видимо, изменится в самое ближайшее время, особенно со стороны ведущих производящих стран региона.

Европейский комитет по стандартизации/Комитет по стандартизации электротехники CEN/CENELEC

Членами .этих двух органов являются национальные организации по стандартизации большинства европейских стран, многие из которых (но не все) являются членами , Европейского экономического сообщества. Основная цель CEN/CENELEC состоит в выработке стандартов европейского масштаба на основе эталонной модели ВОС. Техническая работа по стандартам ИТ и передаче данных поручена. Европейской рабочей секции по открытым системам, EWOS.

Группа содействия разработке и применению стандартов SPAG

Группа SPAG была сформирована в 1983 г. 12-ю ведущими европейскими компаниями по ИТ с конкретной целью содействия эталонной модели ВОС и созданию служб по тестированию и сертификации. В 1992 г. под эгидой SPAG были созданы EWOS и PSI.

Европейская рабочая секция по открытым системам EWOS

EWOS была образована в 1987 г. производителями средств ИТ и заинтересованными группами, включая CEN/CENELEC, Объединение по сетевой взаимосвязи открытых систем в Европе, COSINE, Европейскую ассоциацию производителей вычислительных мащин, ЕСМА, Европейскую группу пользователей MAP, EMUG, группу 'Технические и учрежденческие протоколы взаимосвязи открытых систем", OSITOP, Европейскую ассоциацию по исследованию сетей, RARE и SPAG. Несмотря на это, часть CEN/GENELEC — EWOS разработала свою собственную документацию, которую она представила в CEN/CENELEC в виде предложения по европейским предварительным стандартам ENVS и в ИСО в виде проекта предложений по международным функциональным стандартам (МФС).

Группа пользователей протокола автоматизации производств MAP

Протокол MAP был разработан по инициативе General Motors, США как часть ее программы автоматизации производств и стал первым протоколом, охватившим все 7 уровней эталонной модели ВОС. Содействие в разработке MAP оказал координирующий орган — Всемирная федерация пользователей MAP/TOP. Европейским представителем этой федерации является EMUG. Протокол MAP был разработан с необходимой ссылкой на разработку в США GOSIP и на протокол ТОР. Разработка протокола ТОР была инициирована Boeing Corporation для определения требований на поставки учрежденческого и технического оборудования. С самого начала протокол ТОР разрабатывался во взаимодействии с MAP и необходимой ссылкой на GOSIP США.

Корпорация открытых систем США, COS

COS является коммерчески испирированной организацией, созданной первоначально в 1985 г. группой компаний США. После этого COS стала всемирным объединением. Основная цель COS — содействие в создании систем тестирования открытых систем, которые могут быть всемирно признаны.

Группы ИТ международного общественного сектора, IPSIT

Этот форум был учрежден в 1988 г. и имеет в качестве своих членов США, Великобританию, Францию, Швецию, Японию, Корею и Австралию. Ее глобальное членство обеспечивает наличие представителей стран различных регионов, где активно представлен GOSIP, т.е. Европу, США и регион Азии/Океании.

Рабочая группа по ВОС Азии и Океании, AOW

Группа AOW является региональным для Азии/Океании эквивалентом EWOS. Она образована в 1988 г. и ее членами являются Австралия, Япония, Гонконг, Корея и Республика Китай.

Х/Ореп

Это национальный консорциум поставщиков, который поставил перед собой цель разработать открытую общую для многих поставщиков прикладную функциональную среду на основе стандартов де-факто и международных стандартов. Членами корпорации являются крупные компании, например, AT&T, Digital Equipment Corp., Hewlett Packard, Open Software Foundation (которая сама является консорциумом главных производителей), Sun Microsystems и UNIX International.

Консорциум Х/Open проводит политику фирм, при которой способные к взаимодействию изделия получают торговую марку X/Open. Помимо взаимодействующих членов консорциума имеется также Совет пользователей с различными членами, включая British Automobile Association, Shell International Petroleum, Департамент США по агрикультуре? Британское правительственное агентство, ССТА (известное ранее как Агентство центральных компьютеров и передачи данных) и др.

Кроме вышеперечисленных стран, групп и организаций GOSIP имеют и ряд других европейских стран.

Несмотря на то, что каждая из множества различных национальных организаций разрабатывает профили применительно к требованиям своей страны, разработка Таких профилей происходит не изолированно. Существует широкий консенсус между многими национальными организациями о проведении однородной политики приобретений на основе ВОС с тем, чтобы реализация в пределах их собственных национальных границ могла изучаться наднационально. В этом отношении большинство, если не все, национальных организаций по стандартизации получают большое число идей от многочисленных органов по стандартизации, международных форумов и заинтересованных групп.

На основе анализа профилей ВОС указанных выше стран и отчетом особенностей состояния информационных технологий России Роскоминформом с участием специалистов Российской Академии наук и Госстандарта РФ был разработан Государственный профиль взаимосвязи открытых систем России (ГОСПРОФИЛЬ ВОС. Версия 1). ГОСПРОФИЛЬ ВОС России разработан на базе семиуровневой эталонной модели взаимосвязи открытых систем ИСО и с учетом версии GOSIP США, которая является, как было сказано выше, наиболее популярным вариантом из всех версий GOSIP зарубежных стран. Основными задачами ГОСПРОФИЛЯ ВОС России являются:

  • придание статуса государственной политики России в области информационных технологий ориентации на международные стандарты ИСО/МЭК, МСЭ-Т (МККТТ) по взаимосвязи открытых систем;
  • определение набора взаимоувязанных цепочек государственных стандартов России, направленных на решение самых различных прикладных задач (электронная почта, архитектура учрежденческих документов, банковские операции, передача файлов, базы данных, обработка заданий и трансакций, телетекс, фототелеграф, видеотекс и др.) и на работу по различным типам распределенных и локальных вычислительных сетей и сетей связи;
  • систематизация международных и государственных (Россия) стандартов и рекомендаций, отразив существующие между ними взаимоотношения;
  • установление поэтапного характера разработки ГОСПРОФИЛЯ ВОС (версия 1, 2 и т.д.);
  • определение первоочередности разработки государственных базовых и функциональных стандартов России на базе соответствующих международных стандартов.

Таким образом, правительственные профили, разработанные на базе семиуровневой эталонной модели ИСО, создают функциональную среду стандартов, в которой способны взаимодействовать сети связи и отдельные сетевые компоненты, или, иными словами, такая среда является элементом открытой информационной системы, способной взаимодействовать с другими открытыми информационными системами путем реализации общих международных стандартных протоколов.


Статья поступила
в редакцию в ноябре 1996 г.
МНИЦ

_________________________________________________

Козлов В.А. - кандидат технических наук


&copy Информационное общество, 1996, вып. 6, с. 32-41