Перспективы взаимодействия НТЦ "Система" с органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Хургин В.М.

Перспективы взаимодействия НТЦ "Система" с органами государственной власти субъектов Российской Федерации

__________________________________________

В.М. Хургин



Описываются возможности обеспечения достоверной и оперативной информацией по правовым вопросам не только органов государственной власти, но и других потенциальных потребителей.

На рынке правовой информации так или иначе отметились более двухсот организаций разного масштаба и вида собственности. И все они сталкиваются в основном с одними и теми же проблемами, главными из которых, на наш взгляд, являются две.

Очень много копий ломается сейчас вокруг определения оптимальных способов доставки информации в любую точку России, организации сервисного обслуживания пользователей и т.п. При этом забывается, что обсуждение этих вопросов просто бессмысленно при отсутствии той самой правовой информации, которую предполагается распространять, актуализировать, пополнять и т.д. Таким образом, проблема номер один - сложность "добычи" информации. Слово "добыча" употреблено совершенно сознательно, т.к. иначе этот процесс охарактеризовать сложно. Если сложить вместе все имеющиеся правовые базы, суммарный результат вряд ли будет значительно превышать объем любой отдельной из них, например, НТЦ "Система" или НЦПИ. Не случайно в последнее время наметилась такая тенденция. Если раньше пользователи стремились установить у себя сразу несколько правовых баз, то теперь все чаще и чаще останавливаются на какой-то одной. И дело не в одной только экономии средств. Проблема в том, что все черпают информацию практически из одних и тех же источников. Что доступно кому-то одному, то, как правило, доступно и всем остальным. И, наоборот, недоступные или частично доступные источники также таковы для всех. Кстати, во многом из-за подобной частичной доступности информации НТЦ "Система" значительную часть своего фонда (на сегодняшний день - приблизительно 62%) "спрятал". И эта "игра в прятки" вызвана именно невозможностью гарантировать полноту имеющейся информации.

Проблемой номер два является достоверность обрабатываемой и распространяемой информации, которая, увы, оставляет желать лучшего. Хорошо известно, к каким последствиям могут привести искажения в тексте нормативного акта (как, впрочем, и неполная подборка актов), поэтому нужды подробно останавливаться на этом нет. Однако от умолчания проблема не исчезает. Она остается. И не стоит обольщаться тем, что какие-то тексты удается получить непосредственно в местах порождения актов в виде электронных файлов. Сплошь и рядом бумажный и электронный тексты не совпадают. Мы с этим сталкиваемся чуть ли не ежедневно.

Похоже, что единственная возможность решить отмеченные проблемы - это возложить на органы, принимающие правовые акты, обязанность создавать и поддерживать в актуальном состоянии банки собственных актов, а также предоставлять их на основе утвержденных регламентов. И относится это к органам государственной власти всех уровней.

По состоянию на 1 июля 1996 г., информационный фонд НТЦ "Система" составлял 44704 документа (не учитывая полный Свод законов Российской Империи и Свод законов СССР), из которых, в частности, 3936 текстов относятся к периоду 1917-1922 гг. Проверена (и гарантирована) полнота рабочей базы данных (РБД) за 1993-1995 гг., завершается выверка 1991-1992 гг.

Источниками правовой информации для пополнения РБД являются законодательные и исполнительные органы государственной власти Российской Федерации, а также иные учреждения и организации. Правовая информация поступает в НТЦ "Система" по каналам связи, на машиночитаемых носителях или через официальную рассылку (как в машиночитаемом виде, так и в виде твердых копий). Полученная информация проходит первичную обработку, заключающуюся в следующем:

  • производится проверка на отсутствие возможных искажений, вызванных помехами каналов связи, сбоями в технических и программных средствах приемопередающих систем, а также ошибками обслуживающего персонала;
  • в случае отсутствия машиночитаемого документа твердая копия сканируется для получения текста правового акта в электронном виде;
  • автоматически проверяется орфография электронного текста, а затем осуществляется сравнение информации в машиночитаемом виде с информацией в твердых копиях (работа исполняется профессиональными корректорами).

Для гарантированного обеспечения актуальности хранимой в базе информации осуществляется постоянный контроль наполнения РБД.

На основе РБД формируются еженедельные электронные бюллетени "Собрания законодательства Российской Федерации", о которых речь пойдет ниже.

Для организации доступа к информации организованы две базы данных: база данных Clipper (БДС) и база данных Access (БДА).

БДС совместно с библиотекой составляет информационное пространство, к которому с помощью оптоволоконных или обычных телефонных каналов связи и соответствующего программного обеспечения осуществляется удаленный доступ пользователей в режиме on-line.

Информация из БДА, пройдя архивирование, передается пользователям по каналам связи или на дискетах в виде порций обновления. Важно отметить, что БДА может быть инсталлирована у пользователя для ведения базы данных собственных документов и имеет простой интерфейс (через SQL-запросы) с разрабатываемой сейчас на базе СУБД ORACLE глобальной территориально распределенной (по всей России) базой данных правовой информации.

Следует, однако, отметить, что все работы по пополнению и сопровождению банка и организации к нему доступа пользователей являются продуктом чистого энтузиазма сотрудников НТЦ "Система", т.к. какое-либо материальное обеспечение указанных работ отсутствует, несмотря на прямые указания Президента Российской Федерации. Соответственно и запланированные проекты исполняются и внедряются медленнее, чем следовало бы, и зачастую не в полном объеме.

Серьезным шагом на пути утоления правового голода можно считать решение о выпуске еженедельного информационного бюллетеня "Собрание Законодательства Российской Федерации", учрежденного распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от 15 апреля 1994 г. № 726 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. № 662 "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов". Обязанности по изданию и распространению бюллетеня возложены на издательство "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, а в машиночитаемом виде - на НТЦ "Система".

Полное отсутствие финансирования не позволило организовать формирование и распространение электронного "Собрания Законодательства Российской Федерации" с самых первых номеров, однако по завершении разработки необходимого программного обеспечения появилась возможность широкого распространения бюллетеня по подписке в машиночитаемом виде. В зависимости от желания и возможностей получателя поставка системы выполняется для использования в локальном или сетевом варианте. Использование сборников в машиночитаемом виде обеспечивает следующий достаточно очевидный сервис:

  • при установке системы в локальной вычислительной сети все ее абоненты получают одновременный доступ к единственному экземпляру каждого из сборников; понятно, что для обеспечения всех пользователей сборниками Собрания законодательства достаточно иметь один экземпляр системы;
  • текст любого документа из сборника может быть использован при создании собственной документации; для этого система имеет возможности как по экспорту текста документа в файлы DOS-формата, так и по перемещению блоков текста через буфер обмена Windows в приложения Windows (например, текстовые редакторы Word for Windows или Write);
  • все получаемые сборники доступны также как единый большой сборник, именуемый Каталог или Свод оглавлений; так же, как и обычный сборник, он имеет систематизацию по частям и разделам; все возможности по работе с обычным сборником реализованы и для Каталога;
  • система обладает поисковыми средствами; предлагается возможность контекстного поиска в оглавлениях и текстах документов, усиленная возможностями использования специальных символов при формировании критерия контекстного поиска; конечно, можно найти документ в едином каталоге по его номеру, не обращаясь предварительно к оглавлениям или текстам документов;
  • возможность печати текста документа или оглавления позволяет избежать ксерокопирования обычного сборника при необходимости иметь твердую копию документа.

Для успешной установки и функционирования системы необходимы:
  • IBM-совместимый компьютер с процессором не ниже 80386;
  • 4 Мбайт расширенной памяти для нормальной по скорости работы системы;
  • программная среда Microsoft Windows 3.1 или Windows for Workgroups 3.11, функционирующая в расширенном режиме;
  • 3 Мбайт свободной дисковой памяти для начальной установки системы и от 700 до 1500 Кбайт под каждый очередной подключаемый сборник в зависимости от его размера;
  • для сетевого варианта системы — локальная вычислительная сеть; принтер для печати текстов правовых актов.

Юридические и физические лица могут осуществить подписку на электронное Собрание законодательства. По подписке обеспечиваются:

Немаловажным является и тот факт, что распространяемые НТЦ "Система" тексты правовых актов в машиночитаемом виде являются официальными (указы Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. № 662 и от 9 августа 1994 г. № 1664).

Успешная работа во многом стала возможной благодаря заключенному между НТЦ "Система" и издательством "Юридическая литература" соглашению о взаимном представлении нормативных актов высших органов государственной власти Российской Федерации. Совместная работа позволяет оперативно производить подборку документов, включаемых в текущий номер сборника.

Выпуск каждого очередного электронного бюллетеня организован на основе рабочей базы данных, описанной выше, практически одновременно с закачкой информации в РБД. Получение из издательства "Юридическая литература" оглавления (плана) очередного сборника является сигналом к формированию запроса в РБД на наличие требуемых актов. Если все затребованные документы присутствуют в базе данных (а иного пока не наблюдалось), то из них при помощи специальных программ формируется бюллетень в машиночитаемом виде. Оглавление бюллетеня поступает корректорам на выверку.

Очередные сборники передаются пользователям по каналам связи или на дискетах.

Положительные результаты электронного опубликования информационных бюллетеней "Собрание законодательства Российской Федерации" и вызванный ими широкий интерес пользователей заставили нас приступить к компьютерному формированию сборников "Бюллетень международных договоров", "Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации" и "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации".

К сожалению, работы по расширению списка абонентов для установки сборников сдерживаются из-за нерешенности ряда первоочередных вопросов, в первую очередь, вопроса возмещения затрат НТЦ "Система" по формированию и распространению сборников. На сегодняшний день все работы осуществляются за счет собственных средств НТЦ "Система", т.е. фактически за счет ухудшения материального благосостояния сотрудников центра. Понятно, что подобное не может продолжаться вечно.

Подытоживая сказанное, следует отметить, что применяемая технология обработки поступающих документов гарантирует полноту, достоверность и высокую степень оперативности внесения информации в банк данных. В связи с этим уместно еще раз подчеркнуть особенности правовой информации. Правовая информация специфична. К ней предъявляются самые высокие требования в том, что касается полноты и достоверности. Отсутствие, неполнота или неточность правовой информации чреваты серьезнейшими потерями. Недостаточная правовая информированность способствует разбалансированности экономики, деформирует правосознание граждан, существенно осложняет переход к правовому государству и рыночной экономике. И здесь следует отметить, что НТЦ "Система" предоставляет полную, достоверную и, что немаловажно, оперативную информацию о решениях высших органов государственной власти Российской Федерации. Информация эта официальная с точки зрения того, что это не проекты или комментарии, а акты, вступающие в силу с момента их опубликования.

Одной из уставных задач центра было (и остается) информационно-правовое обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации. Задача эта успешно решена. Специалисты указанных органов получили доступ и к банку данных НТЦ "Система", и к электронным бюллетеням.

Успешное разрешение неотложных проблем по информационно-правовому обеспечению высших органов государственной власти Российской Федерации позволило повернуться лицом к другим потенциальным потребителям правовой информации. Документы из банка данных НТЦ "Система" теперь могут быть доступны всем пользователям, в том числе и коммерческим структурам, проявляющим активность на рынке правовой информации. Мы полностью открыты для сотрудничества с организациями любой принадлежности и формы собственности.


Статья поступила в редакцию
в июле 1996 г. НТЦ 'Система'


&copy Информационное общество, 1996, вып. 5, с. 46-49.