О журнале
Рекомендации
Информатизация общества и проблемы борьбы с компьютерной преступностью
Харламов С.Ф.
_________________________________________________
С.Ф. Харламов
Рассмотрена связь проблем информатизации и совершенствования нормативно-правовой базы предотвращения правонарушений в сфере компьютерной информации.
Значение информации в современных условиях переоценить невозможно. Мир переживает переход от "индустриального" общества к обществу "информационному". Происходит кардинальная смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. При этом сохраняется тенденция повышения влияния уровня развития информационных технологий и информационных ресурсов на экономику, обороноспособность и политику страны. От этого уровня в значительной степени зависит поведение людей, формирование общественно-политических движений и социальная стабильность государства.
Проводимые в Российской Федерации структурные преобразования и формирование рыночной экономики привели к существенным изменениям в системе отношений в стране, в частности, к изменениям информационных отношений в обществе. Произошла информатизация таких областей жизнедеятельности общества как бизнес, кредитно-финансовая и банковская сфера, органы государственной власти и управления. Сегодня уже можно говорить о том, что в России созданы условия для создания информационной инфраструктуры государства, для формирования сферы услуг в информационной деятельности и рынка информационной продукции как особой отрасли национальной экономики.
В то же время необходимо отметить, что до настоящего времени практически все программы информатизации общества и отдельных областей его деятельности характеризовались ярко выраженной технократичностью, создание средств и систем информатизации имело приоритетное значение. При этом человек как главный субъект любых информационных процессов оставался вне рассмотрения, что приводило к инертности населения в отношении использования передовых информационных технологий. Кроме того, создание информационной инфраструктуры без всесторонней подготовки общества к переходу на новые формы использования накопленных в обществе информационных ресурсов, без создания правовых основ и социальных механизмов обеспечения прав и свобод личности в информационной сфере приводит к снижению защищенности человека как субъекта информационных отношений, к повышению "информационной прозрачности" его частной жизни, к усилению зависимости от качества информации и корректности работы информационных систем.
В этих условиях формирование информационного пространства невозможно без решения ряда первоочередных проблем, связанных с правовым регулированием информационных отношений и созданием социальных механизмов обеспечения информационной безопасности личности. Должны быть определены условия реализации прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. Необходимо разработать норма тивно-правовые документы, регламентирующие процессы создания или адаптации к новым условиям существующих информационных систем, обеспечивающие возможность получения и использования полной, достоверной и поддерживаемой в актуальном состоянии информации. Требуют определения обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, ведомств, организаций, общественных объединений по предоставлению информации. Необходимо определить виды и состав информационных продуктов и услуг, предоставляемых и оказываемых безвозмездно, на бесприбыльной и коммерческой основе, установить порядок финансирования этой деятельности. Актуальной с позиций обеспечения национальной безопасности, научно-технического и культурного развития страны является проблема сохранности национальных и региональных информационных фондов, их активизации путем перевода на электронные носители информации. Важной является проблема обеспечения информационной безопасности населения от негативного воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание средств массовой информации и, в первую очередь, электронных средств массовой информации. Решение этих проблем невозможно без разработки и проведения в жизнь сбалансированной государственной политики в области формирования и цивилизованного использования общедоступных информационных ресурсов.
В последнее время деятельность законодательных органов в области создания правовых основ информатизации общества значительно активизировалась. Принят ряд законодательных актов, направленных на упорядочение деятельности, связанной с информацией, системами ее формирования и распространения. Это законы Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации", "О государственной тайне", "О правовой защите программ для ЭВМ и баз данных". В утвержденный указом Президента новый Уголовный кодекс Российской Федерации включен раздел "Преступления в сфере компьютерной информации". Подготовлены законопроекты "О защите коммерческой тайны", "О персональных данных", ""Об участии в международном информационном обмене". Готовятся проекты законов Российской Федерации "О праве на информацию" и f0 правовой информации". В то же время необходимо обеспечить безопасность информационных ресурсов, содержащих государственную, коммерческую и служебную тайны. Разработан и находится на стадии согласования проект Концепции информационной безопасности Российской Федерации. В настоящее время представлен в Государственную Думу проект Федерального закона "О коммерческой тайне", разрабатываются проекты законов "О служебной тайне", "Об электронной цифровой подписи", "Об информации о чрезвычайных ситуациях". Все это является свидетельством важности вопросов, связанных с информационной безопасностью личности, общества и государства.
К сожалению, как показывает мировой опыт и отечественная практика, процессы информатизации общества неразрывно связаны с негативными тенденциями и проявлениями в сфере компьютерной информации. Одной из актуальных проблем является рост компьютерной преступности. Международное сообщество ставит компьютерную преступность в один ряд с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой. В целом ряде зарубежных государств для борьбы с такими правонарушениями созданы специализированные подразделения и такие формирования правоохранительных структур, как компьютерная полиция. Это, по мнению экспертов, обусловлено специфичностью самой среды, в которой осуществляются правонарушения, необходимостью участия в выявлении и пресечении компьютерных преступлений специально подготовленных сотрудников, особенностями форм и методов выявления, сбора доказательной базы, а также применения специализированного программно-технического инструментария.
Проблемы борьбы с компьютерной преступностью в России связаны, в первую очередь, с ростом числа правонарушений в банковской сфере, увеличением числа фактов несанкционированного доступа к информации, ее противоправного копирования и тиражирования, вирусной эпидемией в компьютерах и компьютеризованных системах. Данные проблемы являются новыми для правоохранительных органов Российской Федерации, не имеют в настоящее время адекватного решения и по мере информатизации всех сторон деятельности общества и государства становятся все более острыми. В основном известные компьютерные преступления были направлены на хищение денежных средств в особо крупных размерах посредством несанкционированного проникновения в банковские информационные системы (уголовное дело № 45920, возбужденное 28.08.91 г. Калининским РУВД г. Москвы по факту хищения 125,5 тыс. дол. США из Внешэкономбанка; уголовное дело № 113063, возбужденное 25.12.93 г. СУ ГУВД г. Москвы по факту попытки хищения 68 млрд. руб. из Центрального Банка Российской Федерации; уголовное дело № 33573, возбужденное СО УВД КЧР в 1993 г. по факту хищения 825 ООО руб. из Уникомбанка "Домбай" г. Черкесска; уголовное дело № 83, возбужденное Красноярской краевой прокуратурой в 1995 г. по факту хищения через систему межбанковских электронных платежей 510 млн. руб. и др.). В то же время практика показывает, что правонарушения данного вида характеризуются высокой степенью сложности доказательства причастности конкретных физических лиц к их совершению. Это объясняется, главным образом, отсутствием достаточной подготовки следователей, отсутствием опыта и необходимой методической и оперативно-технической базы расследования данных правонарушений.
По этой причине предпринимаемые в настоящее время меры в области борьбы с компьютерной преступностью являются чрезвычайно актуальными и своевременными. При этом наибольшую значимость имеет разработка федеральной программы, объединяющей комплекс работ по предотвращению развития компьютерной преступности.
Разработка проекта Федеральной программы "Выявления и пресечения компьютерных преступлений" направлена на устранение ряда объективно сложившихся причин, не позволяющих правоохранительным органам повысить эффективность борьбы с компьютерной преступностью.
Самыми серьезными вопросами, которые необходимо решить в рамках данной программы, являются:
- создание в рамках правоохранительной системы, органов государственного и регионального управления организационных структур, способных вести эффективную борьбу с компьютерной преступностью, а также осуществление контроля за эффективностью выявления, предупреждения и пресечения таких правонарушений;
- организация взаимодействия правоохранительных органов, специальных служб, судебной системы, обеспечение их необходимой материально-технической базой;
- разработка системы предупреждения правонарушений, осуществляемых с использованием средств информатизации;
- создание системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов правоохранительных органов, органов суда и прокуратуры в области борьбы с компьютерными преступлениями;
- проведение комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с целью обеспечения правоохранительной системы Российской Федерации необходимым методическим и научно-техническим инструментарием для выявления, расследования и проведения экспертиз таких правонарушений;
- организация взаимодействия правоохранительной системы Российской Федерации с международными организациями и национальными правоохранительными органами зарубежных стран, ведущими борьбу с проявлениями компьютерной преступности.
Для этого необходимо:
- провести серьезный анализ и оценку состояния правоохранительной системы России по выявлению, пресечению и предупреждению этого вида противоправной деятельности;
- создать основу для разработки мероприятий по противодействию компьютерной преступности и их включения в проект рассматриваемой федеральной программы;
- скорректировать государственную политику по организации борьбы с этим видом противоправной деятельности, а также определить компетенцию правоохранительных органов;
- определить пути совершенствования законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства.
Решение этих первоочередных вопросов, подготовка и реализация Федеральной программы "Выявления и пресечения компьютерных преступлений" позволят создать базу для перехода от стихийного и часто "криминогенного" рынка информационных продуктов и услуг к правовым взаимоотношениям в информационной сфере, что является чрезвычайно важным аспектом развития всех областей деятельности государства и, в первую очередь, способствует укреплению стабильности основных процессов, проходящих в обществе в условиях его информатизации.
Статья поступила в редакцию в июле 1996 г.
Совет Безопасности Российской Федерации
© Информационное общество, 1996, вып. 4, с. 3-6.