О журнале
Рекомендации
Политика в области образования и новые информационные технологии
Unknown Author
______________________________________
(Национальный доклад Беларуси на II Международном конгрессе ЮНЕСКО "Образование и информатика")
Доклад подготовлен группой экспертов в составе:
Н. И. Листопад, Ю. А. Быкодоров, А. Т. Кузнецов, Ю. И. Воротницкнй, В. М. Хмелевский, С. В. Крицкий
Рецензенты: В. И. Корзюк, Б. 3. Копысский
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
- 1. Структура национальной системы образования
- 3. Основные направления внедрения информационных технологий
4. Информационные технологии в системе среднего образования
5. Использование информационных технологий в высшей школе
6. Информационные технологии в системе управления образованием
Введение
Информация в настоящее время является важнейшим стратегическим ресурсом развития общества. Это вызвало приток значительных инвестиций в создание информационных систем и технологий. Можно с уверенностью предположить, что дальнейшее процветание общества будет во многом определяться степенью информированности его граждан в профессиональных сферах их деятельности.
Обретение Республикой Беларусь суверенитета и переход ее экономики к рыночным принципам функционирования потребовали изменения сложившихся за многие годы принципов организации жизнедеятельности общества. Это касается и системы обеспечения информацией всех областей и субъектов образования и научноисследовательской сферы. Высшие учебные заведения, академические и отраслевые институты в условиях открытой экономики в большей степени, чем прежде вынуждены сверять уровень своих разработок с мировыми достижениями. Возникла потребность в создании новой системы информационного обслуживания, основанной на современной технической базе и новых информационных технологиях, охватывающей все аспекты научноисследовательской деятельности, учебного процесса и обеспечивающей потребителей разнообразной информацией.
В бывшем Советском Союзе Республика Беларусь была одним из лидеров в области разработки и производства программнотехнических средств вычислительной техники, в частности, по таким направлениям, как универсальные ЭВМ Единой системы (ЕС ЭВМ), персональные ЭВМ, системное и прикладное программное обеспечение. Однако после распада СССР в период становления государственности Республики Беларусь и ее вхождения в новые экономические отношения, ситуация кардинально изменилась. Беларусь захлестнула волна импортной компьютерной техники различного качества, появились местные "отверточные" производители. Оказались практически невостребованными знания и опыт наших специалистов.
Однако, учитывая. наши наработки по внедрению информационных технологии в различные сферы деятельности, выгодное географическое положение Беларуси, высокий интеллектуальный потенциал специалистов системы образования и науки, можно говорить о благоприятных перспективах создания и развития информационной инфраструктуры сферы образования и республики в целом.
1. Структура национальной системы образования
Формирование и развитие образовательной системы в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с конституционными требованиями и гарантиями в области образования, обеспечивающими равенство в его получении, единство образовательной системы и'преемственность всех ступеней обучения.
Структура национальной системы образования базируется на Конституции Республики; Беларусь, законах "Об образовании в. Республике Беларусь", "О языках", "О национальнокультурных меньшинствах", "О правах ребенка", других нормативноправовых документах, принятых за последние годы и регламентирующих ее деятельность. Она основана на принципе непрерывного образования и воспитания, включающего следующие компоненты: дошкольное воспитание и образование; общее образование; профессиональное образование; семейное воспитание; самообразование и самовоспитание.
В соответствии со ст. 14 закона "Об образовании в Республике Беларусь" все государственные и негосударственные образовательные учреждения на территории республики принадлежат к национальной системе образования Республики Беларусь, которая включает:
- 1) дошкольное воспитание:
2) общее среднее образование;
3) внешкольные формы образования:
4) профессиональнотехническое образование;
5) среднее специальное образование;
6) высшее образование;
7) подготовку научных и научнопедагогических кадров;
8) повышение квалификации и переподготовку кадров;
9) самостоятельное образование граждан.
Непрерывный характер системы образования, ее структура, уровни обучения и типы образовательных учреждений представлены на рис. 1.
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Система высшего образования Республики Беларусь по состоянию на начало 1995/96 учебного года включает в себя 39 государственных высших учебных заведений (вузов), Академию управления при Президенте Республики Беларусь и 20 негосударственных вузов:
Система среднего специального образования Республики Беларусь по состоянию на начало 1995/96 учебного года включает в себя 146 государственных средних специальных учебных заведений (ССУЗов), в том числе: 77 техникумов, 18 колледжей и 51 училище. Кроме того, в республике действуют 3 негосударственных ССУЗа.
Система среднего образования Республики Беларусь по состоянию на начало 1995/96 учебного года включает в себя 4808 дневных общеобразовательных школ, 98 специальных школ и школинтернатов для детей с недостатками умственного или физического развития, 25 санаторных школинтернатов, 82 вечерние школы и 242 профессиональнотехнических училища, находящиеся в подчинении Министерства образования и науки. Кроме того, в республике действуют 15 школ и 10 профессиональнотехнических училищ, находящихся в подчинении других министерств и ведомств.
| Число учебных заведений | В них учащихся | Педагогических работников |
Дневные | 4808 | 1538068 | 126489 |
Вечерние | 82 | 20911 | 788 |
Специальные | 98 | 20095 | 2666 |
ПТУ | 252 | 130083 | 14064 |
В соответствии с действующим законодательством руководство образованием в Республике Беларусь осуществляют органы государственного управления (законодательство Верховный Совет (Парламент) республики, исполнение законов Кабинет министров), а также местные органы управления.
Министерство образования и науки Республики Беларусь руководит непосредственно подчиненными ему высшими и средними специальными учебными заведениями, подведомственными научными и учебнометодическими организациями, институтами повышения квалификации, республиканскими учреждениями и организациями. Осуществляет общее организационно методическое руководство работой управлений и отделов образования исполкомов местных Советов народных депутатов, в ведении которых находятся детские дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессиональнотехнические и педагогические училища и колледжи (рис. 2).
По состоянию на начало 1996 года в Республике Беларусь насчитывалось 4576 дошкольных учреждений и 3318 различных внешкольных заведений.
- 2. Концепция реформирования общеобразовательной средней школы
Обоснование необходимости проведения реформы
Анализ развития общеобразовательной школы Республики Беларусь, опыта ее реформирования в 5080е годы показывает, что ей были свойственны два важнейших недостатка:
ориентация деятельности общеобразовательной школы не на формирование гражданина, что традиционно является ведущей задачей общеобразовательной школы, а на подготовку к поступлению в высшие учебные заведения и как результат значительная перегрузка учащихся, особенно во второй половине 80х годов (в старших классах до 40 ч в неделю, при средней норме 3032 ч в предыдущие годы), отсутствие четко' определенного минимума, необходимого для подготовки к жизни и обязательного для усвоения любым школьником.
Столь резкое увеличение нагрузки обусловило принятие решения об отказе от всеобщего среднего образования и переход на обязательное девятилетнее образование. Однако завершение базовой (9летней) школы не предполагало получения учащимися законченного круга знаний и, следовательно, не могло рассматриваться как условие социализации, в чем она коренным образом отличалась,, от 8летки, которая в 60е годы выполняла аналогичные функции. К тому же, 15летний выпускник базовой школы физически, психологически, социально и нравственно не готов к самостоятельной деятельности, принятию ответственных решений. Бне учебного заведения в условиях реформирования всего общества в целом он оказывается без обеспечения правовых гарантий на труд и социальную защиту.
Однако необходимость проведения реформы общеобразовательной школы связана не Только с резким ускорением социального развития общества, следствием которого является потребность в постоянном совершенствовании общеобразовательной подготовки и приведении ее в соответствии с требованиями времени. Корни предлагаемой реформы лежат гораздо глубже. Отечественная школа сможет ответить на запросы нового тысячелетия лишь при условии решения проблем, ставших препятствием на пути развития системы среднего образования.
Это, вопервых, необходимость преодоления внутренних противоречий, присущих советской общеобразовательной школе. Вовторых, необходимость доведения до своего логического завершения реформ советской школы за последнее десятилетие.
Комплексное решение указанных проблем позволит обеспечить условия самореализации личности, развитие ее творческих способностей, повышение уровня и качества подготовки, переход на новое содержание и современные технологии обучения.
Основные характеристики учебновоспитательных заведений
В соответствии с разрабатываемой Концепцией национальная система образования Республики Беларусь будет состоять из следующих составляющих.
Базовое (основное) школьное образование:
детский сад (с 3 до 6 лет) ставит своей целью развитие природных способностей ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей посредством его включения в простейшие формы социальной жизни. Посещение детского сада на шестом году жизни, как правило, обязательно;
Начальная школа (14 классы, с 6 до 10 лет) ориентирована на дальнейшее физическое, интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, освоение им по единым учебным программам основ грамотности, необходимых для овладения основами наук и искусств в базовой (основной) школе. Начальная
школа призвана также побудить, поддержать и развить интерес к учению, к знаниям. Обучение в 1м классе может проходить как в школе, так и в детском саду;,
базовая (основная) средняя школа (510 классы, с 10 до 16 лет) ориентирована на подготовку детей к жизни (а не поступлению в ВУЗ) и получение логически завершенного базового среднего образования, позволяющего ученику самостоятельно определить пути дальнейшего образовательного, социального, духовного и профессионального становления. Базовое среднее образование обеспечивает фундаментальность и гуманитарную направленность подготовки, необходимый прикладной уровень знаний, умений и навыков, творческое развитие интеллектуальных, физических и нравственных сил, обеспечивающих развитие личности.
Реализация цели достигается на основе усвоения учащимися базового компонента среднего образования. В 78х классах возможно введение различных уровней подготовки (углубленного изучения отдельных предметов). В 910х классах профилизация подготовки (естественнонаучный, гуманитарный, политехнический профили, сфера искусства и спорта).
Успешное окончание 10летки и прохождение государственной аттестации дает право на получение аттестата зрелости.и продолжение бесплатного образования на основе конкурсного отбора по следующим направлениям: получение профессиональной и общеобразовательной подготовки в ПТУ или ССУЗе, общеобразовательной подготовки в лицее или лицейских классах.
Довузовская подготовка:
профессиональнотехнические училища (начальная профессиональная школа) предоставляют возможность получить квалификацию, необходимую для профессиональной деятельности, или, при увеличении сроков обучения (до 23 лет), дополнительную общеобразовательную подготовку, дающую право на поступление в высшие учебные заведения;
техникумы, колледжи (средняя специальная школа) дают возможность на протяжении 34 лет получить квалификацию специалиста среднего звена, а также право на поступление в высшие учебные заведения;
лицеи, лицейские классы дают на протяжении 2 лет общеобразовательную' подготовку для последующего обучения в высших учебных заведениях или в техникумах, колледжах. Предполагается введение пяти типов лицеев: общий, гуманитарный (гимназия), естественнонаучный, эстетический, политехнический.
Успешное завершение лицейского обучения предполагает получение документа, дающего право на поступление в вуз (колледж, техникум);
высшая профессиональная школа (высшие колледжи, институты, академии, университеты) организуют обучение, которое будет различаться по содержанию, формам и срокам обучения и обеспечит подготовку специалистов трех ступеней: бакалавр, дипломированный специалист, магистр.
Этапы проведения реформы
1-й этап (19961997 годы) разработка Концепции и принятие Государственной программы реформирования системы образования. Разработка научнометодической и нормативноправовой базы реформы. Определение содержания образования, разработка новых учебных планов и программ;
2-й этап (19971999 годы) проведение научнопедагогической экспертизы новых учебных планов и программ, организация экспериментальных площадок для их апробации;
3-й этап (19981999 годы) перевод 1х и 5х классов средней общеобразовательной школы в одномдвух районах и городах на новый учебный план;
4-й этап (19982005 годы) разработка и введение новых учебников, подготовка и переподготовка педагогических кадров;
5-й этап (19992001 годы) поэтапный перевод 1х и 5х классов средней общеобразовательной школы на новый учебный план. Перевод планируется осуществить в зависимости от конкретных особенностей и степени готовности конкретных учебных заведений и регионов;
6-й этап (19982005 годы) создание обновленной сети учебных заведений: ПТУ, техникумов, колледжей, лицеев;
7-й этап (19982005 годы) реформа высшего образования, переход вузов на новое содержание образования
3. Основные направления внедрения информационных технологий
Основными направлениями внедрения информационных технологий в систему образования Беларуси являются:
использование вычислительной техники в качестве средства обучения и средства доступа к информации;
использование вычислительной техники в управленческой деятельности системы образования и науки;
развитие средств телекоммуникаций для обеспечения доступа к мировым инг формационным ресурсам.
Научными разработками в области использования информационных технологий в образовании занимается в Республике ряд коллективов и отдельных разработчиков. Эти работы направлены на создание инструментальных систем для подготовки обучающеконтролирующих систем, полноценных пакетов обучающеконтролирующих систем, моделирующих систем, развивающих игр и др. Следует отметить, что наиболее широко разрабатывается программное обеспечение для естественных наук (физика, радиоэлектроника) и курсов для изучения иностранных языков. При Министерстве образования и науки работает фонд программных средств, основной деятельностью которого является проведение экспертизы разработок в сфере информационных технологий и внедрение их в учебный процесс.
4. Информационные технологии в системе среднего образования
Государственная система обучения основам использования информационных технологий в республике начала создаваться в 1985 г. в рамках союзной программы и основывалась в первую очередь на введении в учебные планы средних учебных заведений нового предмета "Основы информатики и вычислительной техники".
В связи с нехваткой кадров в школы для преподавания нового предмета были привлечены учителя с различным уровнем профессиональной подготовки, различным базовым образованием и опытом работы в школе. На базе университетов и педагогических институтов на протяжении 1985 и 1986 Годов была проведена массовая подготовка и переподготовка учителей. В 1985 году в педвузах была начата подготовка учителей по специальности "информатика".
Первые шесть лет школьная информатика во всех республиках бывшего СССР развивалась по общим направлениям и программам. Школьный курс преследовал следующие цели:
формирование у школьников представлений о компьютерных информационных технологиях и их роли в развитии общества;
формирование у школьников элементарных умений использования компьютерных информационных технологий.
Достижение целей обучения в курсе "Основы информатики и вычислительной техники" обеспечивалось изучением языков программирования и их использованием для решения вычислительных задач. За прошедшие годы были достигнуты значительные успехи в формировании у учащихся навыков программирования. Как результат, школьники Беларуси успешно выступали на различного уровня олимпиадах по информатике.
С развитием технической базы ЭВМ и ее программного обеспечения стала очевидной потребность в изменении структуры и содержания преподавания информатики в школе.
Анализ опыта преподавания курса "Основы информатики и вычислительной техники", возможностей вычислительной техники, программного обеспечения и потребностей общества привел к необходимости выделения двух этапов в овладении учащимися компьютерной грамотностью в средней школе:
VIIIX классы базовый курс, обеспечивающий формирование общеобразовательного минимума знаний и умений в подготовке школьников;
XXI классы углубленное, дифференцированное по объему и содержанию обучение школьников информатике в зависимости от их интересов и возможностей школы,
В целях обновления содержания курса в 199394 гг. в Республике Беларусь разработана и внедрена программа нового базового курса, который носит название "Информатика". Формулировки целей нового курса остались практически теми же, но изменились средства достижения этих целей. Содержательную основу курса составили не языки программирования, а универсальные программы обработки информации: текстовые и графические редакторы, системы управления базами данных, электронные таблицы.
Программа усилила общеобразовательную значимость предмета. Основными в новом курсе являются понятия "информация", "обработка информации", "компьютер", "алгоритм", "модель". В 19941995 гг. изданы новые учебные пособия в поддержку курса, разрабатывается полный методический комплекс.
В 1995 г. разработаны программы углубленных курсов по информатике для учащихся XXI классов, которые специализируются по информатике, математике, физике и экономике. Начата подготовка к работе по этим программам.
В настоящее время в области информатизации среднего образования в республике решаются следующие основные задачи:
оснащение базовых общеобразовательных школ (девятилеток) вычислительной техникой (в настоящее время их оснащенность составляет б % от потребного уровня);
- подготовка учителей для базовых школ;
Положение дел с использованием информационных технологий в системе образования определяется в настоящее время тремя факторами: техническим обеспечением; программным обеспечением;
уровнем подготовки специалистов по использованию информационных технологий в области образования.
В настоящее время вычислительная техника в школе применяется для формирования у учащихся основ информационной культуры, выработки умении и навыков практической работы на ЭВМ с прикладными программами. 84% имеющейся вычислительной техники позволяет практически реализовать базовый курс информатики. Однако следует учитывать, что вычислительная техника все больше применяется и как средство обучения при изучении общеобра зовательных и специальных предметов, а для этого аппаратных возможностей компьютеров, установленных в настоящее время в массовой школе, недостаточно. В этой связи учебные заведения и организации сориентированы на использование IBMсовместимой техники.
5. Использование информационных технологий в высшей школе
Техническое обеспечение высшей школы базируется на IBMсовместимой технике. Современные мультимедийные компьютеры составляют пока незначительный процент. Однако программное обеспечение соответствует уровню последних мировых достижений.
Массовость внедрения любого технического новшества в обучении зависит от оценки трех его показателей:
выгодность использования (сокращение времени обучения, повышение эффективности и результативности обучения, сокращение нерациональных затрат умственного труда обучаемого);
удобство использования (сокращение затрат труда обучающего, невысокий уровень специальной подготовки, надежность новшества в процессе обучения, соответствие целям и задачам обучения);
доступность (доступность цены приобретения и обслуживания). Массовость внедрения информационных технологий в системе образования республики в современных условиях сдерживается в первую очередь невысокой доступностью, которая связана с существующим финансовым обеспечением системы образования. В связи с недостаточностью техники не обозначились зримо и два других показателя (выгодность и удобство), хотя это связано и с психологическими причинами неподготовленности учителей и преподавателей к использованию информационных технологий.
Перспективы использования информационных технологий в системе образования республики связаны в первую очередь с увеличением финансового обеспечения этого процесса, с пропагандой информационных технологий путем распространения информации о последних достижениях в этой области, с внутриреспубликанской координацией собственных разработок и международным Сотрудничеством, с организацией переподготовки учителей и преподавателей.
В целях пропаганды достижений информационных технологий в системе образования и науки республики в 1995 году начал издаваться ежеквартальный научнометодический журнал "Информатизация образования".
В ряде учебных заведений и организаций проводятся эксперименты по внедрению информационных технологий в учебный процесс, научные исследования, систему управления образованием. Так, в Белорусском государственном университете интенсивно ведутся работы по созданию автоматизированной системы управления высшим учебным заведением на базе локальных и удаленных сетей персональных ЭВМ. В настоящее время в Б ГУ функционирует компьютерная сеть, объединяющая более 40 пользователей и сетевой учебный класс. В данной сети эксплуатируются подсистемы АСУ БГУ "Абитуриент", "Студенты", "Стипендия", "Кадры", "Зарплата", "Материальные ценности", "Контроль за исполнением приказов и распоряжений" и ряд других. На серверах размещены базы данных, содержащие информацию обо всех студентах университета (включая все оценки за период обучения), преподавателях и сотрудниках университета, материальных ценностях, находящихся на балансе БГУ и др. Подсистемы "Абитуриент" "Студенты" "Стипендия" обеспечивают безбумажную технологию обработки информации о студентах университета с момента их поступления в БГУ. Рабочие станции, на которых выполняется обработка и актуализация информации, размещены во всех деканатах факультетов и ректорате. Участники международного семинара "Высшее образование в Беларуси:
международное сотрудничество и развитие" (Минск, март 1996 г.), собравшего представителей ведущих вузов республики, отмечали, что по полноте баз данных и охвату различных аспектов деятельности вуза разработанная » БГУ АСУ не имеет аналогов в республике. Одним из ключевых направлений внедрения современных компьютерных технологий БГУ считает информатизацию библиотеки. В этом направлении Белорусский университет давно и активно сотрудничает с Московским государственным университетом. В компьютерной сети БГУ в настоящее время функционируют базы данных библиотечных каталогов Белорусского госуниверситета и МГУ. Последнее имеет особое значение в условиях, когда получение информации и приобретение литературы, издающейся в России, было затруднено в силу ряда причин, главным образом финансового характера. Кроме перечисленных, в сети университета доступна база данных французского института научнотехнической информации (INIST), содержащая информацию более чем о 4500 периодических изданиях во всем мире. Эта база данных получена университетом в рамках проекта, реализуемого по программе TEMPUS совместно с Пикардийским университетом им. Жюля Верна (Франция).
Стратегическим направлением информатизации вуза на современном этапе университет считает объединение локальных сетей факультетов в единую информационную сеть с обеспечением доступа пользователей этой сети в Internet, а также доступа к библиографическим базам данных университета и других учебных заведений. С этой целью в стадии разработки находится проект создания такой сети на базе оптоволоконных линий связи, которые позволят объединить территориально разобщенные факультеты БГУ.
6. Информационные технологии в системе управления образованием
В системе Министерства образования и науки Республики Беларусь, начиная с 1992 года, реализуется проект информатизации системы управления образованием. Данный проект осуществляется на основании решения коллегии Минобразования от 30 сентября 1992 г. № 10п. Головной организацией по реализации проекта определен Вычислительноаналитический центр Министерства образования и науки головная организация отрасли по проблемам разработки и внедрения информационных технологий в учебный процесс, научные исследования и систему управления. Среди основных результатов работ можно отметить следующие: разработан базовый проект информатизации системы управления образованием, разработана и установлена в центральном аппарате Министерства локальная сеть. В настоящее время реализуются проекты Телекоммуникации", "Документооборот" "Управление финансами", "Статистика".
В результате проведения работ собрана и систематизирована информация о структуре управления образованием Республики Беларусь, где отражена организационная структура, информационные потоки, функциональная модель системы управления. Разработан программный комплекс "Документооборот". Данный комплекс создан для автоматизации работ, связанных с управленческим документооборотом, включая регистрацию документа, поиск документа, маршрут движения, контроль исполнения, контроль доступа.
В результате проведения работ по проекту "Статистика" был разработан комплекс программных средств для автоматизации обработки информации государственной статистической отчетности, поступающей от региональных управлений образования и подведомственных учебных заведений и организаций. Это позволило повысить оперативность обработки поступающей информации и эффективность принимаемых управленческих решений.
7. Развитие коммуникаций в системе образования Республики Беларусь
Компьютерные телекоммуникации являются естественным продолжением интеграционных тенденций развития информационных систем. При слиянии со средствами связи вычислительная техника приобретает новое качество компьютеры становятся средством, позволяющим выйти за рамки информационного пространства данного учреждения, расширить возможности информационного взаимодействия до границ города, области, республики и, в конечном счете, обеспечить выход в мировое информационное пространство.
В таком варианте пользователь персонального компьютера включается в мощную телекоммуникационную инфраструктуру, становится элементом глобальной компьютерной сети. Такие сети объединяют с помощью современных средств связи (выделенных и коммутируемых телефонных линий, телеграфной сети, радио, спутниковой связи и т. д.) десятки и сотни тысяч пользователей, информационных источников, центров обработки данных, удаленных друг от друга за тысячи километров. В глобальные сети включены правительственные учреждения и школы, общественные организации и исследовательские центры, коммерческие компании и университеты и т.д.
Глобальные сети охватывают практически все страны, объемлют все стороны человеческой деятельности» не знают границ и не имеют цензуры. Многие сети связаны между собой, образуя в совокупности единое мировое информационное пространство. Став абонентом глобальной компьютерной сети пользователь, получает выход в мировой рынок информационных услуг. Современный информационный рынок можно достаточно условно разделить на взаимосвязанные области.
1. Информация. Здесь представлены различные виды информации. Сектор научнотехнической и специальной информации охватывает: библиографическую, реферативную и справочную информацию во всех отраслях фундаментальных и прикладных наук, образовании, культуре и других областях человеческой деятельности; доступ к первоисточникам через библиотеки и специализированные службы, обеспечение возможности получения текстовых данных, полноразмерных копий, микрофильмов, первоисточников по межбиблиотечному абонементу; профессиональную информацию и специальные данные для преподавателей, врачей, инженеров и т. д.
Сектор потребительской информации охватывает информацию служб новостей и агенств прессы, справочники, энциклопедии, массовую и развлекательную информацию, ориентированную на домашнее, а не на деловое использование: местные новости, погода, расписание транспорта и т. п.
2. Электронные коммуникации. На рынке электронных коммуникаций выделяются различные системы человеческого общения личного и делового. Прежде всего это электронная почта,.обеспечивающая быструю передачу и прием различных видов данных (текстовой и графической информации, программного обеспечения, фрагментов баз данных и т. п.), позволяющая автоматизировать практически все операции по работе с личной и деловой перепиской. На основе электронной почты организуются так называемые телеконференции взаимный обмен тематической информацией между пользователями участниками телеконференций. Средства электронных коммуникаций позволяют издавать электронные газеты и журналы, организовывать электронные доски объявлений и бюллетени, клирингхаузы общественно доступного программного обеспечения и т. п.
С точки зрения структуры все компьютерные сети подобны и представляют собой систему, образуемую терминалами, узлами и коммуникационной средой (каналами и линиями связи). Структура сети реализуется с учетом дисциплины соединений и топологии (геометрической структуры).
Объединенные в единую сеть компьютеры различных национальных и международных узлов предоставляют пользователям следующие услуги:
доступ к удаленным базам данных, библиотекам программ и прикладным процессам;
БелПАК. Государственная сеть передачи данных, имеющая статус национальной. Основана на использовании протокола Х.25. Эта сеть, как и аналогичные национальные сети передачи данных в других странах, предполагает наличие мощной технической базы и предоставления широкого спектра универсальных услуг;
EUnet/Relcom. Коммерческая международная сеть, предоставляющая услуги электронной почты, телеконференций, доступ к системе Internet, Usenet и другие услуги;
GlasNet. Общественная некоммерческая международная сеть, предоставляющая прежде всего услуги электронной почты;
Sovarn Teleport. Мощная коммерческая сеть, предоставляющая достаточно дорогие услуги по выходу в сети, поддерживающие протокол Х.25, и в Internet.
СИТЕК. Представляет собой коммерческую информационную систему, которая является фактически расширенной электронной доской объявлений BBS.
BASNET. Сеть Академии наук Беларуси. Помимо обслуживания академических организаций и институтов предоставляет услуги электронной почты и доступа в международные сети.
Рассмотренные сети не предоставляют в настоящее время в полном объеме прямого выхода в мировые сети Internet. Такой выход осуществляется опосредованно либо только по электронной почте, что не дает возможности работать с информационными системами в режиме online, либо через протокол Х.25, что приводит к техническим трудностям, снижению производительности и высоким ценам.
Одной из наиболее развитых компьютерных сетей Республики Беларусь является некоммерческая сеть UNIBEL, которая объединяет ведущие организации образования и науки республики, предоставляя широкий набор относительно недорогих услуг. Основная задача UNIBEL обеспечение выхода в мировое сообщество сетей Internet для организаций социальной сферы на некоммерческой основе.
Сеть UNIBEL является частью общей научноисследовательской компьютерной сети (НИКС) Республики Беларусь, общесистемными принципами построения которой являются следующие:
2. НИКС должна представлять собой совокупность информационновычислительных сетей учреждений, институтов и предприятий сферы образования, науки и культуры, построенных на основе соблюдения единой системы протоколов и правил, базирующихся на международных стандартах и определяющих порядок создания, обработки, хранения и передачи информации, а также использования вычислительных ресурсов.
3. НИКС должна строиться на основе опорных сетей различных министерств и ведомств Республики Беларусь с использованием на льготных условиях для бюджетных организаций каналов связи.
4. НИКС должна создаваться, с максимальным использованием потенциала' существующих ведомственных сетей.
5. Следует обеспечить координацию проектов создания локальных систем и средств передачи данных, которые являются составной частью работ, выполняемых в настоящее время в Беларуси по ряду национальных программ, связанных с информатизацией республики.
6. С целью получения доступа к международным компьютерным сетям и, следовательно, к информации в различных базах данных, необходимо расширять сотрудничество с такими известными организациями, как Исполнительный Секретариат СНГ (Минск), DFN (Германия), NASK (Польша), NORDUnet (Норвегия), SSC (Швеция), OSI (США).
Построение сети UNIBEL преследует следующие основные цели: преодоление разобщенности университетов, институтов, научных центров, лабораторий, групп исследователей и отдельных ученых, преподавателей, учителей и студентов, обеспечение их возможностью свободного информационного обмена;
преодоление трудностей в распространении новых идей, научных результатов и публикаций в сфере образования;
проведение единой технической политики в области информатизации системы образования Республики, что позволит наиболее эффективно использовать собственный потенциал как учреждений образования, так и отдельных работников науки и образования, обеспечит возможность эффективной эксплуатации национальных информационных ресурсов Республики Беларусь;
распространение информационных технологий, обучение и популяризация компьютерных телекоммуникаций в сфере образования.
На дальнейших этапах развития сети UNIBEL планируется обеспечить полный доступ к услугам Белорусской национальной сети передачи данных БелПАК и других сетей, построенных на использовании протоколов Х.25, Предполагается доступ к полному набору услуг протоколов Х.400, Х.500 и других протоколов и стандартов эталонной модели взаимодействия открытых систем OSI (Open System Interconnection).
Развитие сети UNIBEL осуществляется по следующим основным направлениям:
более тесная кооперация с сетью системы административного управления системы образования республики, создание на их основе единой республиканской сети;
обеспечение перспективных информационных программ, прежде всего на основе подключения к сети крупнейших библиотек, архивов, центров научнотехнической информации и патентной службы республики;
развитие связей и реализация совместных программ с научноисследовательскими учреждениями (отраслевыми и академическими);
поэтапное подключение к сети системы среднего специального образования и средних школ, негосударственных учебных заведений;
подключение (как непосредственное, так и через БелПАК) правительственных учреждений, общественных организаций, фондов и т. п.;
организация на базе центрального узла центра обучения специалистов и межвузовской исследовательской лаборатории сетевых технологий.
В настоящее время деятельность по созданию и развитию сети образования и науки республики поддержана рядом зарубежных организаций и фондов. Так, получен грант от Института открытого общества (США) по созданию оптоволоконного кольца в г. Минске MINSK INTERNET PROJECT. Реализация данного проекта позволит обеспечить нашим учебным заведениям и научным организациям полный доступ к глобальной компьютерной сети INTERNET.
Получен грант от UNESCO на подключение к компьютерной сети управлений образования облисполкомов Республики Беларусь. Наша деятельность поддержана научным комитетом NATO по информационному наполнению создаваемой сети.
В Республике Беларусь создание настоящей информационной инфраструктуры еще только начинается. Однако многими осознается, что информация это весьма ценный и перспективный товар, а информационный рынок один из самых емких и динамичных. Сегодня правительственные, коммерческие, научные и общественные организации активизируют свою деятельность в области компьютерных коммуникаций и информационных технологий в целом.
С учетом значительного научнотехнического, образовательного и промышленного потенциала. Республика Беларусь имеет реальные шансы быстрого вхождения в мировое информационное пространство, возможность стать полноправным участником мирового сообщества глобальных компьютерных сетей Internet. И на этом пути для решения поставленной задачи наиболее действенным инструментом является повышение эффективности образовательного процесса путем широкого использования информационных технологий.
Республика Беларусь Министерство образования и науки;
Вычислительноаналитический центр