Единство информационного пространства и концепции информатизации образования: региональный опыт
Рыбакова В.И., Щукин С.И.

Единство информационного пространства и концепции информатизации образования: региональный опыт

______________________________

Рыбакова В.И., Щукин С.И.



Рассказывается о концепции информатизации Ярославской области и развитии региональной информационной инфраструктуры.

Термин "единое информационное пространство" в настоящее время употребляется в различных публикациях настолько часто, что начинает восприниматься как нечто само собой разумеющееся, не требующее пояснений. Вместе с тем анализ регионального опыта показывает, что это понятие является системообразующим, и любые, даже на первый взгляд, небольшие изменения его содержания приводят к значительным изменениям в концепци информатизации.

На протяжении ряда лет на территории Ярославской области велось развитие телекоммуникационной сети, объединяющей учреждения подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, органы управления образованием, ряд учреждений среднего образования. Каждый пользователь имел возможность воспользоваться услугами электронной почты и принять участие в телеконференциях этой сети, основным назначением которой стали передача нормативных документов, рассылка писем, приказов и методических разработок. Пользователями сети являются директора школ, учителя информатики, специалисты муниципальных органов управления образованием.

Если исходить из понимания единства информационного пространства как единства возможностей общения, совместного творчества и доступа к сетевым ресурсам, то подключение к данной сети всех образовательных учреждений можно считать созданием единого регионального информационного пространства.

Однако широкое распространение персональных компьютеров, развитие глобальных телекоммуникационных сетей, лавинообразный рост числа пользователей научных и образовательных сетей, объединенных сетью Internet, привели к значительным изменениям в понимании возможностей применения средств вычислительной техники и роли информационных процессов в жизни общества. В настоящее время единое информационное пространство можно представить как некоторую общедоступную информационную среду, в которую человек попадает на ранней стадии своего развития и которая сопровождает его в образовательной, профессиональной и любой другой деятельности. Создание такой среды для всех участников образовательного процесса и составляет суть информатизации образования.

Переход к реализации данной концепции на территории Ярославской области стал возможен во многом благодаря позиции губернатора и правительства области, провозгласивших курс на открытость областного информационного пространства и уделяющих неустанное внимание процессам информатизации.

Принципиальное значение для развития инфраструктуры информатизации региона имеют Закон Ярославской области "Об информационном обеспечении органов государственной власти Ярославской области" и Постановление губернатора "О политике в сфере информатизации", где, в частности, говорится: "Оценивая информатизацию как процесс, способствующий росту эффективности в производственной, социальной, коммерческой и управляющей сферах жизнедеятельности общества, органы государственной власти Ярославской области будут проводить политику, направленную на:

  • создание в области единого информационного пространства как части информационного пространства Российской Федерации;
  • расширение и совершенствование инфраструктуры информатизации;
  • содействие местному самоуправлению в становлении муниципальных информационных систем;
  • информатизацию деятельности органов государственной власти области.

Для реализации этой политики будут осуществляться государственные инвестиции в инфраструктуру информатизации, формироваться государственный заказ на специализированные информационные услуги, нормативное регулирование цен на услуги связи, содействие, включающее частичное финансирование, становление общественных сетей глобальной сети Internet.

Знаменательным этапом для образования области стало заключение соглашения между правительством Ярославской области и Международным научным фондом г-на Сороса по осуществлению проекта "Ярославская опорная сеть", предусматривающего создание пилотной территориальной компьютерной сети, предоставляющей библиотекам, школам, больницам и учреждениям высшей школы все виды сервиса международной сети Internet.

В рамках этого проекта для предоставления доступа к сети учащимся и учителям в школы г. Ярославля было передано более сотни компьютеров. Необходимое условие, соблюдавшееся при установке компьютеров, подключенных к Internet, — доступность использования сети учащимися.

Существенным дополнением проекта, первоначально ориентированного на развитие городской сети, стало создание при Департаменте образования нового учреждения дополнительного образования — Областного центра дистанционного обучения школьников.

Центр оснащен современным техническим оборудованием и ориентирован прежде всего на работу с удаленными районами области. В этом году в ЦДО пройдут различные виды обучения около тысячи школьников. Сочетание развития дистанционного обучения и реализации программы "Семейный компьютер" должно стать серьезным фактором гуманизации образования, значительно изменяя тенденции развития образовательной сферы.

В январе 1996 г. Коллегия департамента, образования утвердила основные направления информатизации образования области на 1996 г., где под номером один значится создание районных узлов и инфраструктуры телекоммуникационной сети.

Большое значение для создания единого образовательного пространства области имеет предоставление Управлением информатизации и технических средств при губернаторе возможности использования выделенных административных каналов связи с районами и обеспечение коннективности с Internet. Если удастся преодолеть финансовые трудности по техническому оснащению районных узлов, то уже в этом году школьники и учителя сельских районов получат доступ ко всем видам сервиса глобальных телекоммуникационных сетей.

Рассматриваемая концепция единства информационного пространства вовсе не Означает его аморфности, бесструктурности. Так, например, программа создания единого информационного пространства регионов Ассоциации "Центральная Россия" рассматривает следующие компоненты информационного пространства:

  • подсистема информационно-справочного обслуживания граждан;
  • подсистема информационно-справочного и аналитического обслуживания хозяйствующих субъектов;
  • подсистема информационно-справочного и аналитического обслуживания органов государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии с этой классификацией информационное образовательное пространство можно рассматривать как совокупность Двух подпространств,

тесно связанных, но имеющих свои характерные особенности: одно объединяет информационные ресурсы для процессов обучения, другое — информацию о состоянии образовательного процесса, ресурсы управленческой информации.

Первое может включать в себя как ресурсы, создаваемые планомерно, для целей обучения, так и любые другие информационные ресурсы с открытым до- , стулом. Главное его свойство — доступность и открытость информации.

Информационное пространство управленческой информации должно включать ресурсы, создаваемые и актуализируемые в плановом порядке уполномоченными на то должностными лицами, а доступ к информационным ресурсам, содержащим персонифицированную и конфиденциальную информацию, — должен администрировать.

Обсуждаемое здесь понятие единства информационного пространства оказывает определяющее влияние на подход к информатизации управления образованием и позволяет сформулировать основные принципы формирования информационных потоков и ресурсов.

Формирование ресурсов управленческой информации должно осуществляться с учетом возможности интегрирования разноаспектной управленческой информации на каждом уровне, будь то образовательное учреждение или министерство, в единую функциональную систему, позволяющую анализировать состояние и тенденции образовательной сферы, соответствующей контуру управления, во взаимосвязи всех ее характерных черт. В контексте формирования информационных потоков обеспечении единства — это обеспечение возможности программ, использующихся на различных уровнях управления, получать и передавать данные стандартных (или утвержденных в нормативно-технических документах) форматов.

Данные принципы хотя и являются очевидными, тем не менее не всегда учитываются в современной практике провидения общероссийских мероприятий по информатизации управления образованием. Поясним данное утверждение на примерах. В настоящее время в системе образования России введены и вводится в эксплуатацию ряд программных продуктов, предназначенных для формирования трех информационных потоков:

  • государственной и статистической отчетности (разработка, программного обеспечения — РИПКРО);
  • данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей (разработчик — МГУ)
  • данных о представлении к государственным наградам (разработчик ПО Республиканский информационно-педагогический центр).

Все программы выполнены на хорошем профессиональном уровне, однако в программах 1 и 2 упомянутые выше требования не учтены, в результате эти программы, равно как и данные, подготовленные с их помощью, не могут быть интегрированы в систему информационного обеспечения какого-либо уровня, поскольку программа 1 использует нестандартные и нигде не документированные форматы данных, а данные программы 2 закодированы, т.е. эти программы могут использовать только свои данные, а данные, подготовленные какой-либо из этих программ, могут использоваться только этой программой. На уровне пользователя-управленца или исследователя это означает, что для ответа на какой-либо вопрос, не предусмотренный программой (а все запросы учесть невозможно), например, подготовка справки о возрастном составе детей-сирот в различных районах, нужно провести за экраном и клавиатурой несколько часов с карандашом и листом бумаги, вместо того, чтобы при помощи распространенных средств СУБД максимум за 30 мин получить отчет с таблицами и графиками. На уровне специалиста по информатизации это означает, что база данных статистических показателей образовательных учреждений не может быть интегрирована с другими базами данных, например по аттестации и аккредитации этих учреждении или по контролю качества знании учащихся в этих учреждениях.

Программа "АРМ руководителя отдела наград" может послужить примером реализации задачи, поставленной и выполненной с учетом вышеприведенных принципов. Она базируется на широкоиспользуемом формате данных и предусматривает ввод данных из файла. Результат — возможность интеграции программы и данных в систему информационного обеспечения управления образованием любого уровня.

Причиной сложившейся ситуации являются, очевидно, отсутствие нормативных документов, регламентирующих разработки в этой области, и центра координации работ по информатизации управления образованием.

В настоящее время в Ярославской области ведутся активные работы, направленные на создание областной системы мониторинга образовательной сферы, включающей систему сбора и анализа информации, дающей социальные, демографические, психологические и экономические характеристики образовательной сферы. Приказом директора Департамента образования определены состав и порядок представления регионального компонента статистической отчетности, данные по образовательным учреждениям вводятся в информационную систему, подготовленную Аналитическим центром при губернаторе области. Постановка задачи на программное обеспечение велась при участии специалистов всех отделов-Департамента образования. При Управлении образования мэрии г. Ярославля создана группа компьютерного обеспечения, выполняющая разработки программного обеспечения для школ и органов управления образованием. Для активизации разработок в этом направлении и привлечения к работе широких масс специалистов педагогов в текущем году проводится областной конкурс моделей информатизации управления образованием. Использование информационных систем в управлении не только обеспечит Повышение качества управленческой деятельности за счет оперативного обеспечения необходимой информацией и средствами ее представления, но и даст богатейшую информацию о тенденциях развития образовательной сферы.

Учитывая актуальность задач информационного обеспечения управления образованием, нам представляется целесообразным и своевременным создание лаборатории и открытие экспериментальной площадки по созданию и внедрению информационно-аналитических и моделирующих систем для среднего и педагогического образования. Очевидно, что в качестве экспериментальной площадки должна быть выбрана область с достаточно развитой инфраструктурой информатизации. Учитывая внимание, уделяемое информатизации органами государственной власти Ярославской области, постоянную готовность к сотрудничеству Аналитического центра и управления информатизации при губернаторе области, наличие организаций с высоким научным потенциалом, таких как Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Ярославский педагогический университет им. К. Д. Ушинского, Институт повышения квалификации педагогических кадров, Институт педагогики и психологии, региональный центр новых информационных технологий, открытие в июне текущего года Центра ИНТЕРНЕТ, а также наличие серьезного задела в направлении интеграции информационных систем, наша область может быть выбрана в качестве экспериментальной площадки для проведения работ в данном направлении. В отношении лаборатории можно сказать, что при современном развитии телекоммуникационных сетей она может представлять собой некоторую распределенную структуру с участием специалистов как Ярославской области, так и других регионов.


Статья поступила в редакцию в июле 1996 г.

Департамент образования правительства Ярославской области


______________________________________

В. И. Рыбакова- член-коррреспондент РАЕН;

С. И. Щукин


&copy Информационное общество, 1996, вып. 3, с. 40-43.