О журнале
Рекомендации
Образование и цивилизация
Кинелев В.Г.
_______________________________
Кинелев В.Г.
(Доклад на II Международном конгрессе ЮНЕСКО "Образование и информатика)
Главная задача сегодня — попытаться заглянуть в будущее, определить основные черты образования, а вместе с ним и человеческой цивилизации в надвигающемся XXI веке. Приближение Нового тысячелетия во все большей мере осознается нами не просто как "межевая" дата мирового календаря. Оно побуждает к осмыслению прошлого, к новому пониманию смысла жизни, к определению контуров грядущего, а также, что особенно важно сегодня, к объединению наших действий, направленных на создание лучшего будущего для всех живущих на этой удивительной и прекрасной планете Земля.
Судьба именно нам подарила огромное счастье быть участниками этого неповторимого события и огромную ответственность за то, каким будет мир в XXI веке. Эти два чувства невольно заставляют оглянуться назад, чтобы заново прочитать великую книгу истории движения человека к знанию, книгу, в которой страницы великого торжества его разума перемежаются со страницами глубокого трагизма. И я думаю, что каждого из нас охватывает волнение при мысли о том, что большая часть страниц этой многовековой летописи истории человечества еще ждет прикосновения к ней и великих откровений, и трагических заблуждений человека на его нескончаемом пути, по которому он неутомимо движется уже много тысячелетий к недосягаемой, а поэтому еще более притягивающей к себе Истине. "И познайте Истину, и Истина сделает вас свободными", — обещает человеку древнейшая из книг.
Уже первые шаги человека по дороге знаний заставили его решать те проблемы, которые и сегодня занимают наше внимание: проблемы накопления, отбора, систематизации и передачи информации. Каменные поверхности пещер, глиняные дощечки ассирийцев, папирус египтян, пергамент греков — вот те первые носители информации, на которых наши предки рисунками, клинописью, иероглифами, буквами стремились запечатлеть и передать последующим, поколениям накопленный ими опыт об окружающем их мире. Однако понадобилось еще не одно столетие для того, чтобы отягощенный грузом накопленных фактов человек впервые задумался о необходимости их отбора и последующей систематизации, способом мышления. Под этим он подразумевал "не просто знание или практику науки, а способность отделить фактическое и поддающееся проверке от эмоциональных и традиционных утверждений. В этом характерном способе мышления, писал ученый, можно разделить две стороны: рациональную и реалистическую, т. е. способность к доказательству с помощью аргументов и обращение к общепринятому опыту".
С тех пор наука прошла долгий трудный и противоречивый путь. Так о. чем же свидетельствует опыт древних народов? Что не следует нам забывать из их великого наследия? Прежде всего, их постоянную связь с природой, их веру в единое начало жизни, стремление идти в своих построениях от органичного единства окружающего мира. Наука и искусство выступают у них дружными партнерами в едином процессе творчества и созидания. Так, например, в некоторых гимнах Тигведы" числовое соотношение мирового устройства находится в известной аналогии со структурой гармонических построений в музыке: гармоничным началом служат наука и музыка в учении Пифагора и его последователей.
Но не только единство науки и искусства характеризует познавательную деятельность наших предков. Они активно использовали свои знания в решении многих сложнейших практических задач. Обсерватория на горе Иде, напротив острова Тенедос, была воздвигнута Клеостратом не только для наблюдения за сложными течениями в Дарданельском проливе, но и, прежде всего, для обеспечения надежности милетской торговли. Раскопки Виганда обнаружили остатки храма Геры на Самосе, считающегося первым творением инженерно-строительного искусства, и даже мимолетный взгляд на них убеждает, что его строители и архитекторы обладали прекрасными инженерными знаниями и математически выверенным чувством пропорций. Эта поражающая воображение современного человека гармония окружающего мира удивительно образно воспета прекрасной русской поэтессой М. Цветаевой:
"Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты
Закон звезды и формула цветка
Накопление знаний, формирование и становление духовной и интеллектуальной жизни заметно меняют нравы и порядки. Становится очевидным, что постигающий тайны, знаний получает в руки огромную силу, с помощью которой "правит всем через все". Вопросы образования начинают привлекать внимание не только философов и литераторов, но и политиков. Образование приобретает массовый характер. Возникают школы, академии... Достоин восхищения разум древних. Они, как мне кажется, ничуть не хуже современников понимали огромную значимость высокого уровня воспитания и образования граждан для судеб государства, ибо образование и воспитание создают соответствующие характеры людей: демократическое образование служит демократии и воссоздает ее структурные порядки, олигархическое — столь же неумолимо развивает олигархическую линию. Время показало, что Аристотель был прав, когда утверждал, что "лучшее воспитание обеспечивает и лучший вид строя."
Что же мы видим даже при беглом взгляде на древний каркас цивилизации? Он создан выдающимися архитекторами и строителями: все наиболее важные элементы образования и науки пришли к нам из седой древности и сохраняют свое значение по сей день.
Свой вклад, бесспорно, внесла и последующая эпоха – эпоха Возрождения, Ренессанса. Здесь пальма первенства, бесспорно, npинадлежит Италии - родине Ренессанса. Хотя российский философ А.Ф. Лосев, по-видимому, справедливо заметил, что итальянцы сами стали называть себя "возрожденцами", ничего не зная о подобных эпохах в других странах. Однако если же понимать под "возрождением" пробуждение нового общественного слоя и осмысление им в этой связи всех тех колоссальных возможностей, что несут с собой образование, наука и информация, то, наверное, ученый был прав, отмечая, что Ренессанс был решительно везде, в разные эпохи, с разным содержанием, хотя, безусловно, и не превосходил своей культурой культуру возрожденческой Италии.
Так или иначе, но именно в Италии возникнут прообразы первых европейских университетов. Здесь зародятся научные академии и центры мировой культуры. Под ее лучезарным небосводом создадут свои бессмертные творения Микеланджело и Леонардо да Винчи. Правитель Флоренции Лоренцо Медичи учредит первую в Европе публичную библиотеку. Венецианская республика примет первые в истории человечества законы о патентах. Итальянским гуманистам обязаны мы и тому божественному "золотому дождю" древних рукописей, который оплодотворил почву Нового Времени.
Книга — это первый и, может быть, самый великий этап информационной революции. Понятно, что древние рукописные свитки не могли создать основу для развития массового образования. Изобретение книгопечатания поднимает общеобразовательные институты на недосягаемую до этого высоту. Реформатор Лютер переводит Библию и требует от властей, чтобы во всех городах и местечках Германии были устроены школы для просвещения юношества. Знаменитый Чешский педагог Я. Коменский пишет "Великую дидактику", где выступает с пожеланием "обучать всех, всему, всесторонне", т. е. как бы теоретически обосновывает принцип демократизма, энциклопедизма и профессионализма в образовании, в которых скрыты многие ценнейшие злаки будущих образовательных "урожаев". Много позже великий Д. Дидро произнесет мудрые слова во славу книге и просвещению: "Люди перестают мыслить, когда они перестают читать".
Все это подготовило и. предопределило наступление новой эпохи — эпохи Просвещения. Ее связывают прежде всего с лидерами европейской мысли и культуры — Локком, Монтескье, Декартом, Паскалем, Вольтером, Дидро, Руссо… Этот ряд великих имен можно было бы продолжить, однако наиболее весомый вклад в создание школы современной науки внес все же Ф. Бэкон. Его пеpy принадлежит целый ряд выдающихся трудов, в которых обоснована идея Великого Восстановления Наук, заложившая, на мой взгляд, основы будущих научно-технических и информационных революций.
В великой саге человеческого познания есть страницы, отмеченные особым знаком, и к ним я бы прежде всего отнес те, которые содержат примеры соединения возможностей ума и техники. Разумеется, издавна инструменты, приборы, машины использовались людьми для решения практических задач. Но новое Время требует и новых машин. Человек осознал в полной мере, как чрезвычайно трудно осуществлять строительство, проводить научные изыскания, вести коммерческие и торговые дела, прибегая к помощи одного лишь ума, который к тому же был и крайне ненадежным "информационным банком". Смерть обрывала нити жизни, а вместе с нею в бездне Аида оказывались и многие ценнейшие открытия, утрачивались секреты древних мастеров.
Вероятно, с Делала и Герона Александрийского, стремившихся создать машины, схожие по своим функциям с живым организмом, с "паскалева колеса", как называли современники его счетное устройство, с лейбницевской сумматорно-множительной машины и были сделаны самые первые, еще очень и очень робкие шаги к современному миру машин и компьютеров. И вся дальнейшая история развития человеческой деятельности неразрывно связана с развитием средств отбора, накопления и передачи информации. Изобретение пишущей машинки, телефона, телеграфа, радио, диктофона, телевидения, компьютера, современных средств наземной и космической связи — таковы этапы становления и триумфа информационной эры. Создается впечатление, что всем людям передалось убеждение Н. Винера, что "действительно жить — это значит жить, располагая правильной информацией".
Что же сегодня представляет собой информатика? Это огромнейшая область научных знаний, связанных с получением, хранением, преобразованием, передачей и использованием информации.
Как и в большинстве наук, в информатике можно, правда весьма условно, поскольку это связано с исследованием и использованием одного и того же объекта информации, выделить два важнейших направления: теоретическая информатика и прикладная информатика.
В соответствии с современной концепцией структуры предметной области информатики теоретическая Информатика, являясь математической дисциплиной, широко использует методы математического моделирования для обработки, передачи и использования информации, создавая тем самым фундамент, на котором покоится все здание информатики.
Прикладная информатика — это огромнейший набор средств информатики, включающий в себя информационно-вычислительную технику, сети и комплексы ЭВМ, технические средства связи и компьютерные телекоммуникационные системы, аудио- и видеосистемы, системы мультимедиа, программные средства, вычислительные и информационные среды. К прикладной информатике принято относить и информационные технологии обучения, проектирования, управления объектами, процессами, системами.
Развитость и совершенство методов и средств современной информатики позволили ей уверенно войти в среду образования и научных исследований. Именно с информатизацией образования мы сегодня связываем реальные возможности построения открытой системы образования, позволяющей каждому человеку выбрать свою собственную траекторию обучения, а также возможности коренного изменения технологии получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса на основе такого важнейшего дидактического свойства компьютера, как индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемое и динамической адаптированности автоматизированных учебных программ.
Совершенно новые возможности для преподавателей и учащихся открывают телекоммуникационные технологии, содержащие в своей .основе глобальные телекоммуникационные сети и интеллектуальные компьютерные системы. Объединение таких систем и сетей уже сегодня составляет, основу новой инфраструктуры планеты — инфосферы.
Это позволяет сегодня говорить о возможности создания глобальной системы дистанционного образования, позволяющего на основе новых информационных технологий обеспечивать эффект непосредственного общения между преподавателем и обучаемым, что всегда было преимуществом и отличительной чертой очного обучения, независимо от того, на каком физическом расстоянии они находятся друг от друга.
Трудно переоценить и то влияние, Которое оказала информатика на развитие практически всех областей науки. Она не только многократно расширила возможности получения все более полных знаний об объектах изучения, но и обусловила необходимость построения новой философии научных исследований.
Масштабность процессов, происходящих в информационных технологиях на рубеже двух веков, их всевозрастающая роль в формировании облика настоящего и будущего человечества невольно заставляют искать подобные примеры в веке уходящем. Оглядываясь назад и оценивая все достижения века уходящего, я рискну выделить в них главное: учения А. Эйнштейна, 3. Фрейда и К. Маркса в материальном, духовном и социальном мире. Именно их гениальные прозрения
дали человечеству возможность осознать, что мир не Такой, каким он выглядит, что нельзя доверять эмпирическому восприятию понятий о пространстве и времени, о добре и зле, о законе и справедливости, о природе поведения человека в Обществе. Они вновь вернули людям осознание того, что понятия и закономерности отражают не только объективную реальность материального мира, но и мира социального, о чем ещё в XVII веке говорил Томас Гоббс, утверждая, что "все общественные законы государства должны подчиняться тем же правилам, что механика и геометрия". Нарушение тех и других неизбежно ведет к катастрофе: К сожалению, уходящий век дает нам немало примеров того, когда забвение этих фундаментальных истин наносило и наносит невосполнимый ущерб природе, живому миру, самому человеку.
Близится рубеж тысячелетий... Еще мгновение — и уйдет XX век, явивший миру черты новой цивилизации, доселе неведомой. Человек вышел в космос, Опустился в глубины морские, подобно Гефесту создал сложнейшие машины, покорил термоядерную энергию и сам стал ее заложником, научился использовать в невиданных.масштабах богатство природы, но гораздо менее преуспел в залечивании нанесенных ей ран."
Действительно, что же происходит сейчас в наш период техногенной культуры развития человечества? По оценкам палеонтологов, за все время эволюции жизни на Земле чередой прошли около 500 млн. видов живых и растительных организмов. Сейчас их насчитывается около 2 млн. Только в результате вырубки лесов суммарные потери составляют 4-6 тыс. видов в год. Это примерно в 10 тыс. раз больше естественной фоновой скорости их вымирания до появления человека. Одновременно планета активно "колонизуется" представителями, если можно так сказать, "технической популяции". Теперь ежегодно около 15— 20 млн. различных машин, технических приборов, устройств, строений увеличивают численность этой "популяции".
Человек оказался неприспособленным к этому новому темпу развития цивилизации. Произошло это не сегодня, а уже где-то в 30-е—40-е годы XX века, когда' стали вырисовываться некоторые очертания грядущих научно-технических, энергетических, космических, информационных революций. Испанский философ Ортега-и-Гасет отметил это обстоятельство в 1930 г., говоря: "На сегодня крах терпит сам человек, уже не способный поспевать за своей цивилизацией... Растущая цивилизация — не что иное, как жгучая проблема. Чем больше достижений, тем больше в ней опасности".
С тех пор, по прошествии 60 с лишним лет, это утверждение подтверждалось сотни и тысячи раз. Наше познание становится своего рода "ящиком Пандоры", который влечет появление на свет немалых бед. Новые способы земледелия вызвали "зеленые революции", которые ныне не могут существовать без гигантского потока химикалий. Рост потребностей современного человека породил гигантскую индустрию быта, этого всепожирающего молоха, не знающего отдыха и покоя. Ресурсы выпиваются, вырубаются, вылавливаются, уничтожаются с чудовищной скоростью. Энергетика стала обязательной спутницей любой развитой страны. Она же послужила причиной огромного числа катастроф, которые вполне могут закончиться и вселенской катастрофой. Неустанная работа лучших ученых оказалась не в состоянии уберечь мир от СПИДа, массовых болезней, алкоголизма и наркомании.
Все это свидетельствует о совершенно неудовлетворительном состоянии общественной морали, образовательной философии и индустриально-технологической практики. Общество фактически смирилось с существованием "одномерного человека", профессионального обучения, узкого миропонимания, подобного флюсу. Дифференциация и специализация, вроде бы диктуемые логикой научного прогресса, в действительности подвигают мир еще ближе к катастрофе. Отдельные представители культуры или экологического движения зачастую просто бессильны справиться с инстинктами толпы, цепляющейся за удобный и приятный образ жизни.
В связи с этим становится очевидным, что вся система знаний о мире, человеке и обществе должна быть кардинальным образом пересмотрена. В известном смысле придется вернуться, хотя и на более высоком витке развития, к целостному знанию, философии, к единому мироустройству, иными словами — к фундаментализации образования на основе органичного единства его естественнонаучной и гуманитарной составляющих. Нужно привести в стройную систему, не отторгаемую миром и человеком, всю совокупность знаний, вер, культур, технологий. Начать следовало бы с создания универсальной модели гармоничного мира. Человек должен научно, зримо, материально увидеть свою взаимозависимость с окружающим его миром. Культура народов, экология, информатика, страноведение, религиоведение, математика, физика, биология и другие предметы должны составлять программу знаний универсального человека, целью и смыслом деяний которого будут "целостное знание" и "целостный мир", о котором писали В. И. Вернадский и другие представители русского космизма. Этот процесс должен быть ускорен, ибо иначе будет поздно.
Сегодня, как, быть может, никогда ранее, необходима практическая реализация триады "экологическое воспитание — экологическое просвещение — экологическое образование". Все части этой триады очень связаны, они составляют основу формирования у населения экологического мировоззрения, базирующегося на осознании необходимости сохранения оптимальной для жизни среды обитания человечества, какой сейчас, по сути, стала вся биосфера Земли.
Решить эти проблемы — проблемы всего человечества — не в силах самостоятельно ни одна страна, какой бы современной и развитой экономикой она ни обладала. Здесь необходимо соединение экономических, интеллектуальных и духовных возможностей всего мирового сообщества.
По моему мнению, эти проблемы можно разделить на две основные группы. К первой группе относятся глобальные проблемы в развитии человеческой цивилизации, нынешний этап которой характеризуется наличием ряда серьезных кризисов: экономического, экологического, энергетического, информационного, а также резким обострением национальных и социальных конфликтов во многих регионах Земли. Возможность успешного преодоления этих кризисов и конфликтов, по общему убеждению, в значительной степени определяется в настоящее время и в еще большей степени будет определяться в будущем прежде всего уровнем образованности и культуры общества. Ведь уже сейчас, к концу XX века, в полной мере проявилась фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех особенностей и качеств личности, которые закладываются в образовании. Это во многом объясняется тем, что инструментальные возможности мышления современного человека приобрели поистине планетарные масштабы. Они таят в себе и небывалые возможности, и невиданные угрозы. Что возобладает в реальных исторических условиях, во многом зависит от образования, от школ, от университетов. Здесь риск ... Но здесь и надежда!
Существует и вторая группа причин, указывающих на необходимость фундаментализации образования. Она обусловлена тем, что развитие мирового сообщества в последние десятилетия все более явно ставит в центр системы образования приоритет человеческой личности. По современным представлениям формирование широкообразованной личности требует решения ряда взаимосвязанных задач. Во-первых, необходимо гармонизировать отношения человека с природой через знакомство с современной естественно-научной картиной мира и проблемами биосферы и Вселенной в целом, уяснить место человека в природе и на этой основе решить проблемы экологии и более широко — ноосферы. Во-вторых, нужно исходить из того, что человек живет в обществе, и для его гармонической социализации необходимо погружение в существующую культурную среду через освоение истории, права, культурологии, экономики, философии. В-третьих, современный человек живет в условиях насыщенной информационной среды, и задача системы образования — научить его жить в ее потоке, создать предпосылки и условия для непрерывного самообразования. Наконец, в-четвертых, личность должна находиться в согласии сама с собой, что требует определенных знаний в области психологии, физиологии и знакомства со сферой литературы и искусства. Это ощущение современного человека наиболее полно выразила поэтесса Ш. Дворник:
"Не бремя никчемных земных обуз. —
Их каждый несет скорбя.
Где найти силы, чтоб вынести самый тяжелый груз —
Груз самого себя. "
Таким образом, необходимость решения как глобальных проблем человечества, так и обеспечения насущных потребностей личности приводит нас к идее фундаментализации образования.
Естествен вопрос: что должно составить основу этой фундаментализации? Очевидно, фундаментальные научные знания, фундаментальность в науке и фундаментальность в образовании. В этих понятиях есть как общее, так и различное, и соотношение между ними в истории менялось. Впервые отчетливо концепция фундаментального образования была сформулирована Гумбольдтом в начале XIX века, и в Ней подразумевалось, что предметом такого образования должны быть те фундаментальные знания, которые именно сегодня открывает фундаментальная наука на своем переднем крае. Более того, предполагалось, что образование должно быть непосредственно встроено в научные исследования. В последующие сто с лишним лет этот идеал образования был реализован в лучших университетах мира. Однако с течением времени разрыв между идеальной моделью и реальностью становился всё более ощутимым. Гигантский и всевозрастающий объем знаний привел к необходимости их адекватного структурирования и отображения в учебных дисциплинах, что в итоге превратило фундаментальное образование в самостоятельную и важнейшую область интеллектуальной деятельности человека.
Поэтому, чтобы обеспечить фундаментальность и целостность образования, необходимо предварительно добиться тех же целей в самих фундаментальных науках, поскольку дифференциация наук в XX веке достигла такой степени, что специалисты из разных разделов прежде единой науки часто перестают понимать друг друга. В последнее время, правда, положение начинает меняться, и на первый план выходят интеграционные и междисциплинарные тенденции, но до полного решения этой проблемы еще далеко. Поэтому перед учеными и педагогами сегодня стоит кардинальная задача — выявить целостность каждой из фундаментальных наук, затем выявить целостность всего естествознания и всего гуманитарного знания и, наконец, на следующем этапе создать основы целостного фундаментального образования.
Переход к новой образовательной концепции, в основе которой лежит фундаментализация образования, признается всеми вполне назревшим, однако определение путей этого перехода требует обсуждения и осмысления. По моему мнению, этот переход не должен сводиться к простому увеличению объемов каждой из фундаментальных естественно-научных и гуманитарных дисциплин: анализ существующих учебных планов и программ показывает, что возможности здесь уже практически исчерпаны. Речь должна идти о качественно новых целях образования, о новых принципах отбора и систематизации знаний, о создании фундаментальных учебных курсов по каждой из традиционных естественно научных и гуманитарных дисциплин и их согласовании друг с другом для достижения нового качества образованности личности и общества.
Одна из важнейших задач этого нового этапа развития образования — преодоление исторически возникшего разобщения двух компонент культуры: естественнонаучной и гуманитарной, преодоление путем их взаимообогащения и поиска оснований целостной культуры на новом этапе развития цивилизации. Важнейшим элементом этого процесса должно стать включение цикла общих естественнонаучных дисциплин В гуманитарное образование и, соответственно, цикла общих гуманитарных дисциплин в естественнонаучное и техническое образование.
Особенно сложной, ввиду своей новизны, является проблема включения в гуманитарное образование элементов естественнонаучных знаний. Разумеется, это не должен быть конгломерат отрывочных и упрощенных сведений из разных естественных наук. Наоборот, это должны быть целостные концептуальные курсы математики и естествознания, ориентированные на формирование элементов рационального мышления и представлений о современной научной картине мира, но при этом и учитывающие особенности менталитета гуманитариев.
Новая образовательная парадигма, по моему мнению, отражает потребности человеческой цивилизации на пороге XXI века. Дальнейшее развитие демократии и рыночных отношений, достижение гармонии Личности и общества в согласии с природой возможно только на базе широкого фундаментального и целостного образования, способного реализовать потребность человека в смене сфер деятельности на протяжений всей его жизни. Повышение общего уровня образованности общества, ликвидация односторонности в его психологических установках придадут обществу необходимую стабильность, контактам людей — должную толерантность, а каждому человеку — истинную свободу мысли и дела. Сбудутся, наконец-то, мудрые, полные глубокого смысла слова Цицерона: "Мы истинно свободны, Когда мы сохранили способность рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные и, в некотором роде, предписанные нам мысли".
В новых социальных и экономических условиях новое разрешение получает и противоречие, которое всегда существовало между фундаментальным образованием и профессиональным обучением. Ориентация на узких профессионалов отражает уровень понимания социальной защищенности личности в предыдущие десятилетия. Ныне ситуация меняется. Реально защищенным в социальном отношении может быть лишь широко образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей, деятельности в связи со сменой технологий или требований рынка. Узкопрофессиональная подготовка в какой-либо конкретной области должна постепенно уходить из системы образования, переходя в сферу производства и иной профессиональной деятельности.
Хотелось бы обратить также внимание и на то, что человек, общество, мировое сообщество, цивилизация, развиваясь, все в большей мере проявляют свои самые существенные, основополагающие, т. е. фундаментальные качества и черты. В связи с этим важно создать такую систему образования и такую ее структуру, которые способны постоянно улавливать, отслеживать и нести в среду обучающихся новейшие научные знания об этих фундаментальных качествах.
Следовательно, речь должна идти не об обеспечении овладения всеми знаниями, ибо в наш век их прирост и обновление приобрели такие быстрые темпы, которые при всем желании не могут позволить человеку их освоить, а об акцентировании внимания на освоении самых существенных, фундаментальных, устойчивых и долгоживущих знаний, лежащих в основе научной картины современного мира, представленного миром космоса, миром человека и общества, миром человеческой цивилизации и происходящих в них глобальных фундаментальных процессов.
Специфика этой системы образования должна проявляться и в том, что она должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, умение и навыки самообразования, а также самостоятельный и творческий подход к знаниям в течение всей активной жизни человека. Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким массам людей возможность получения послевузовского и дополнительного образования. Для этого необходимо: диверсифицировать структуру образовательных программ, дав возможность каждому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям. Надо не забывать,, что процесс познания должен нести людям радость от обретения нового миропонимания, смысла жизни, своего места в ней. Прав был Ш.-М. Талейран, когда утверждал, что "было бы истинным безумием, какой-то жестокой благотворительностью хотеть, чтобы каждый человек проходил все ступени образования". Из всего этого следует, что важной проблемой конца XX — начала XXI вв. является проблема поиска соответствующей организационной структуры образовательной системы и ее учреждений, которые обеспечили бы переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь".
Наконец, обеспечение восприятия современной научной картины мира требует инноваций в самом главном — в содержании образования и его структуре. В образовательном процессе должны прежде всего фигурировать такие научные знания, средства обучения, образовательные технологии и методики, дисциплины и курсы, которые способны отражать фундаментальные моменты двуединого процесса интеграции и дифференциации в науке, использовать достижения кибернетики, синергетики и других областей знания, возникающих на стыке наук и позволяющих выходить на системный уровень познания действительности, видеть и использовать механизмы самоорганизации и саморазвития явлений и процессов.
Первостепенную роль здесь должны играть дисциплинарные и междисциплинарные курсы, которые содержат наиболее фундаментальные знания, являющиеся базой для формирования общей и профессиональной культуры, быстрой адаптации к новым профессиям, специальностям и специализациям, которые являются теоретической основой широкого развертывания прикладных исследований и разработок. Следовательно, речь идет о таких знаниях, которые, во-первых, способны формировать широкий, целостный, энциклопедический взгляд на современный мир и место человека в этом мире; во-вторых, позволяют преодолеть предметную разобщенность и изолированность, которая когда-то, в XIX веке, была нормой и носила прогрессивный характер, ибо позволяла овладеть основами знаний на уровне сформировавшихся уже к тому времени наук как таковых, но еще стоявших рядом друг с другом и не имевших прочных взаимосвязей и взаимопроникновений, а сегодня становятся все большим тормозом на пути формирования целостного научного мировоззрения и овладения основами единой человеческой культуры в ее гуманитарной и естественно-научной ипостасях.
Выход на междисциплинарные учебные курсы и знания позволит преодолеть эту разобщенность, объединить в совместной творческой работе как в учебном процессе, так и в научных исследованиях представителей естественнонаучных, технических и гуманитарных наук, сделать их активными соучастниками овладения обучающимися целостным мировоззрением, формирующим широкий взгляд на явления и процессы в современном мире благодаря преимуществам интегрированных знаний, полученных на стыке естественнонаучных, гуманитарных и технических наук, мировоззрением, открывающим путь к овладению основами единой человеческой культуры, гармонически сочетающей в себе естественнонаучные и гуманитарные начала.
В конце XX века все отчетливее проявляется тенденция формирования целостности мирового сообщества, перехода его участников от противостояния, конфронтации, горячих и холодных войн, напряженности к сближению и сотрудничеству по многим глобальным, региональным и межнациональным проблемам.
Эти существенные Изменения в мировом сообществе создают почву для того, чтобы все более последовательно продвигаться от национальной замкнутости, самоизоляции к взаимодействию и сотрудничеству и в мировом образовательном сообществе, к формированию его в целостность, с учетом национальной специфики, определяемой потребностями, интересами и целями конкретной страны.
Отсюда вытекает потребность в направлении объединенных усилий на разработку и реализацию профессионально-образовательных программ, развитие академической мобильности, создание национальных и региональных банков научной и учебно-методической информации, способных выходить на мировую базу данных и знаний, снабжение этих банков техникой, обеспечивающей доступ к мировым телекоммуникационным сетям.
Следует обратить внимание еще на один чрезвычайно важный социальный аспект, порожденный развитием современного общества. Вступление общества в постиндустриальную эпоху резко повышает статус и роль образованного и высококультурного человека, творческой личности как в производстве, так и в непроизводственных сферах. Это вызвано тем, что при наличии такой совершенной техники и таких высоких технологий, которые имеет человечество на рубеже XX и XXI вв., их высокопроизводительное использование, не говоря уже о создании и совершенствовании, возможно только при наличии работников с такими качествами. Отсюда то большое внимание, которое уделяется сегодня человеку, его культуре, образованию, развитию творческих начал, способностей, созданию необходимых для; этого условий, демократизации производственной и непроизводственной сфер, гуманизации всего образа жизни человека. В связи с этим гуманизация и гуманитаризация образования в наше время становятся его важнейшим фундаментальным качеством.
В преддверии XXI века каждый из нас старается определить тс основные черты, которые будет определять образование в новом тысячелетии.
Образование для XXI века призвано быть образованием для всех. Чем дальше продвигается наша цивилизация, тем в большей мере люди без образования вытесняются за грань условий жизни, достойных человека. Поэтому ущемление права на образование, в том числе и его неудовлетворительное качество, ведет к интеллектуальной и культурной деградации личности, что несовместимо с устойчивым развитием.
Образование для XXI века должно иметь смыслообразующим стержнем этическую доминанту. И речь здесь идет не только о необходимости воспитания нового поколения в духе мира, взаимопонимания и терпимости. Не менее важным императивом, на мой взгляд, стало на пороге XXI века и экологическое воспитание, а шире — формирование у каждого глобальной этики и глобальной ответственности как принципиальных норм нового гуманизма для нового единого и целостного мира.
Образование для XXI века призвано носить творческий и новаторский характер. В мире, где изменчивость стала чертой не только научного и технологического прогресса, но и образа жизни масс, школы и университеты обязаны передавать новым поколениям как ранее накопленные знания, так и готовить их к решению проблем, с которыми личность и общество еще никогда прежде не встречались.
Образование для XXI века должно строиться на научно обоснованных знаниях. Только при этом условии оно окажется в состоянии формировать личность, владеющую знаниями, способную к теоретическому и критическому мышлению. Образование, где наука подчинена идеологии, манипулятивная педагогическая технология, узкий прагматизм таят серьезную угрозу деформации человека, превращения его в слепого функционера, умеющего, но не мыслящего, а значит, безответственного.
Наконец, образование для XXI века должно быть многообразным, адекватным культурному и этническому многообразию человечества, удовлетворяющим всесторонние потребности социально-профессиональных и конфессиональных групп, равно как и индивидуальные духовные запросы.
В условиях лавинообразно возрастающей информации возникает проблема определения принципов отбора и систематизации знаний. Для этого мы должны искать новые формы их синтеза и, может быть, вновь обратиться к великим идеям энциклопедизма. Ответы на эти вопросы не- могут быть простыми и однозначными. Они требуют времени для обсуждения и осмысления. Особую роль здесь должен сыграть и конгресс ЮНЕСКО.
Я надеюсь, что в XXI веке в международном сотрудничестве ценностные императивы будут связаны с формированием единого образовательного пространства, о котором почти два столетия назад говорил Ш.-М. Талейран, справедливо утверждая: "Образование — это действительно особая держава, область влияния которой не может быть определена ни одним человеком, и даже национальная власть не в силах установить ее границ: сфера ее влияния громадна, бесконечна...".
И сегодня эта великая держава являет миру высокие образцы своего государственного устройства, где смиряется неистовый накал страстей и разрешаются непримиримые противоречия не силой оружия, а силой интеллекта.
Хочется надеяться, что этот всемирный форум ознаменуется новыми значительными достижениями в области образования и станет важнейшей вехой, определяющей лицо новой цивилизации — цивилизации XXI века, ибо прав был знаменитый французский поэт и писатель В. Гюго, когда утверждал, что цивилизация — это постоянные открытия, которые совершает на каждом шагу шествующий вперед человеческий разум".
Хочется также верить, что новое тысячелетие принесет всем народам мир и согласие, свершение смелых надежд и устремлений, торжество высокого разума и благородного человеческого духа.
Пусть объединят людей пророческие слова великого русского ученого гуманиста И. П. Павлова: "Моя вера — это вера в то, что счастье человечеству дает прогресс науки".
Статья поступила в редакцию в июне J 996 г.
Госкомвуз РФ
____________________________________________
Кинелев В.Г. - доктор технических наук, профессор
© Информационное общество, 1996, вып. 3, с. 3-13.