О журнале
Рекомендации
Формирование новой образовательной системы Республики Казахстан в эпоху информационных технологий
Журинов М.Ж.
(Национальный доклад Казахстана на II Международном конгрессе ЮНЕСКО "Образование и информатика")
__________________________
М. Ж. Журинов
Данная публикация представляет собой Национальный доклад республики Казахстан на II Международном конгрессе ЮНЕСКО "Образование и информатика", подготовленный для Министра образования республики М. Ж. Журинова группой экспертов: конд, физ.-мат. наук, проф. Е. У. Медеуовым; д-р техн. наук, проф. Ж. С Сарынбековым; канд. техн. наук А К Балафановым; канд. физ.-мат. наук, доцентом А М. Татеновым
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные принципы развития образования на основе новых
информационных технологий
- Основные направления реформирования систем образования
1. Состояние и проблемы информатизации системы образования в Казахстане
1. Основные принципы развития образования на основе новых информационных технологий
Сегодня, когда человечество все отчетливее понимает последовательное наступление информационной (постиндустриальной) цивилизации, требуется новая образовательная система, приспособленная к XXI веку, поскольку в новой цивилизации важнейшим продуктом общественной жизни являются информационные ресурсы, В этих условиях новая образовательная система, не отвергая наследие прошлого, должна учиться у будущего, опережая его.
На фоне таких глобальных преобразований первые положительные реформаторские шаги Минобразования в плане укрупнения вузов, развития негосударственных структур высшей школы, расширения номенклатур специальностей, внедрения тестово-рейтинговой системы и др. можно отнести к первым шагам преобразования системы образования в Казахстане. Поэтому они встречают вполне разумные, на первый взгляд, возражения со стороны консервативно настроенной части работников сферы образования. Б этих условиях хотелось бы еще раз высказать следующую тривиальную мысль.
Сегодня, как в любой сфере общественной деятельности, так и в сфере образования, реформаторские шаги начнут давать реальные результаты только тогда, когда значительно активнее и осмысленнее будут использоваться элементы информационных технологий в образовательном процессе.
Подтверждением этого является, прежде всего, начало вступления образовательного мира в новую фазу своего развития. Суть этой фазы заключается в постепенном переходе к созданию новых образовательных технологий обучения на основе максимального погружения человека в интеллектуальную среду знаний с помощью компьютерных и телекоммуникационных технологий. Такой процесс вызван не только современными тенденциями развития информационных технологий, а прежде всего кризисными явлениями в сфере образования.
Суть кризиса образования заключается в углубляющемся разрыве между стремительным развитием различных сфер деятельности общества и системы образования, которая оказалась не в состоянии приспособиться к быстрому темпу изменения условий жизни общества. Сегодня темпы научно-технологического развития общества, создания новых технологий, техники и продукции так высоки, что традиционная образовательная система не смогла их быстро и адекватно отражать в учебных программах, технологиях обучения и повышения квалификации преподавателей.
Сейчас стало ясно, что для дальнейшего социально-экономического развития страны необходима взаимная адаптация общества и образования без которой увеличивающийся разрыв между ними может оказаться губительным как для системы образования, так и для страны в целом.
Осознание этого факта требует глубоких радикальных изменений сущности и организации процессов обучения, развития новой образовательной системы на основе компьютерных и телекоммуникационных технологий. При этом речь должна идти не только о методическом и организационном усовершенствовании существующей системы образования, а о поиске принципиально новой модели образования, соответствующей требованиям наступающей информационной цивилизации. Она должна обеспечивать развитие непрерывного дистанционного открытого и виртуального образования, а также интеллектуализации технологии обучения.
Сейчас еще трудно до конца осмыслить и осознать значимость наступающей фазы образовательного процесса, которая должна закладывать не только интеллектуальную базу дальнейшего развития страны, но и определить достигнутый уровень цивилизованности любого общества. Следовательно, проводя реформы в сфере образования, сегодня должны думать о его завтрашнем дне, то есть опережать его будущее. Это необходимо для того, чтобы в последующем реформаторская деятельность в сфере образования не превратилась в революционные преобразования периодического характера.
Для обеспечения эволюционного развития образовательного процесса необходимо стремиться к достижению информационного единства политики, экономики, образования и науки как основы целостности общества. Это обусловлено тем, что новая фаза образовательного процесса формируется под воздействием научно-технологических достижений, экономики, структур управления, социально-политической сути образования и теории общения, которые находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии с информационной технологией. Следовательно, наше общество должно рассматривать образование как путь к экономическому процветанию, ключ к научно-технологическому развитию, средство борьбы с безработицей, как основу социального равенства, политической стабильности.
В этих условиях одним из важнейших аспектов проблем информатизации общества является создание элементов информационной инфраструктуры управления образовательного процесса, которые должны обеспечивать новый уровень подготовки кадров. Это связано с началом наступления третьего этапа компьютерной революции, которая должна привести не только к реализации возможности непрерывного обмена информацией через глобальные сети, но и к развитию сетевых вычислений. Для этой цели развиваются концепции интеллектуальных глобальных сетей. Такие сети должны сделать реальностью накопление больших объемов знаний в электронной форме, которые могут передаваться к любым пользователям по сетям.
С учетом тенденций развития информационных и сетевых технологий на ближайшее десятилетие можно сформулировать основные принципы, которые должны лежать в основе перехода к новой фазе образовательного процесса.
Независимость сетевого доступа к любым типам информационных и вычислительных ресурсов обучающих систем от территориального местоположения обучаемых.
Прозрачность местоположения и возможности автоматического вызова любых обучающих информации или знаний о предметных областям независимо от их физического расположения.
Естественность пользовательских интерфейсов, которые должны обеспечивать взаимодействие обучаемых с обучающими системам в таких упрощенных формах, ориентированных на механизмы мышления человека, как речь, жесты, мимика, изображение и др.
Интеллектуальность помощи обучаемым в быстрой подсказке не только для ускорения процессов усвоения знаний по предметной области, но и для быстрого освоения инструментальных средств и оболочек компьютерных и сетевых технологий обучения.
Многообразность форм информационного взаимодействия обучаемых с обучающими системами, т. е. мультимодальность обучающих систем.
Гибкость архитектур интеллектуализированных обучающих систем, которые должны допускать наращивание и модификацию за счет применения модульных принципов построения систем с использованием объектно-ориентированных технологий.
Управляемость сложных уровней организации интеллектуальных обучающих систем, которые должны обладать способностью сопровождать все увеличивающееся число сложных проблем дружественными по отношению к обучаемым решениями.
Основная идея интеллектуализации образовательного процесса заключается в модульном многофункциональном и мультимедиальном представлении и поэтапной структуризации и активизации знаний учебного назначения. Суть интеллектуализации образовательного процесса заключается в адаптации обучающих систем к индивидуальным особенностям обучаемых, к уровню его знаний, адаптации к методологии и предмету обучения.
2. Основные направления реформирования систем образования
Начало реформирования образования на современном этапе было положено Республиканским совещанием работников образования (14—15 апреля 1995 года), выступлением на нем Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева. Система действий по реформированию образования была обозначена также в плане мероприятий правительства по реализации итогов этого совещания и в Концепции государственной политики в области образования, утвержденной Национальным советом по государственной политике при Президенте Республики Казахстан.
Создаваемая казахстанская система образования должна учитывать такие существенные и устойчивые мировые тенденции, как:
адекватная реакция учебных заведений на запросы рынка труда;
подготовка кадров широкого профиля для обеспечения мобильности трудовых ресурсов;
активизация самостоятельной работы как основного элемента обучения и главного фактора развития познавательной деятельности.
поиск и внедрение различных форм интеграции образования и науки, единство преподавания и научных исследований:
переориентация педагога из передатчика знаний в активного организатора образовательного процесса:
усиление автономности учебных заведений, горизонтальных связей между ними,
развитие демократических начал в управлении образованием; создание условий для развития инновационных технологий обучения: интернационализация образования.
Наряду с этим необходимо сохранить приобретенные за многие десятилетия общепризнанные достоинства отечественной системы образования:
доступность образования самым широким слоям населения;
высокий уровень фундаментальной подготовки, в частности, по естественнонаучным дисциплинам;
способность готовить кадры по многим направлениям науки, техники и производства; '
достаточное учебно-методическое обеспечение всех уровней образования; умелое использование воспитательного потенциала учебного процесса: организация разумного досуга учащихся.
Принятые на 'указанной основе программные принципы формирования новой национальной системы образования определяют следующие приоритетные направления реформирования:
создание и ввод в действие государственных образовательных стандартов во всех звеньях системы непрерывного образования;
совершенствование финансовых механизмов функционирования учреждений образования, расширение их финансовой и хозяйственной самостоятельности, использование дополнительных источников финансирования, стимулирование их инновационной деятельности;
равномерное региональное развитие системы образования, основанное на гибком учете как местных, так и республиканских интересов;
развитие негосударственных форм образования, особенно на уровнях общего среднего и среднего специального образования;
создание эффективной системы управления образованием на республиканском и региональном уровнях, обеспечивающей сильные координационные связи с профильными структурами государственных органов управления;
введение индикативного планирования работы учреждений образования по основным показателям подготовки кадров на основе прогнозной оценки потребности в них;
совершенствование и обновление образовательного процесса на основе усиления практической значимости приобретаемых знаний и навыков гуманизации всего содержания образования, внедрения новых информационных технологий;
усиление прав и персональной ответственности руководителей учреждений образования, расширение практики их найма по контракту и отчетности перед коллективом;
обеспечение интеграции в мировое образовательное пространство, приближение уровня национального образования к международным стандартам; создание эффективной правовой базы образования.
Суммарный вектор реформы образования в республике можно определить как поворот к человеку, обращение к его духовности, построение личностно ориентированной образовательной системы Республики Казахстан.
Исходя из этого главной целью реформы образования является обеспечение любому гражданину Республики возможностей для реализации его стремлений и способностей, стимулирование поиска той сферы и формы деятельности, которая принесет максимальное удовлетворение ему самому и максимальную пользу обществу. Достижение этой цели предполагает взаимоувязанное реформирование всех ступеней непрерывного образования.
фундаментальной основой системы непрерывного образования является общее среднее образование. В настоящее время в республике насчитывается 8573 общеобразовательные школы с охватом 3036,5 тысяч учащихся
Три основных атапа развития ребенка — детство, отрочество, юность определяют три ступени школы: начальную, основную и старшую.
Цель образования сегодня — создание условий для развития и саморазвития детей на основе свободного выбора образовательного учреждения, программ и учебников, воспитание способности принимать самостоятельные решения.
Многие педагогические коллективы сориентированы на творческую поисковую деятельность, в массовом профессиональном сознании укрепилась идея неизбежности обновления школы. В настоящее время 30 % школьников учатся по программам гимназий, лицеев и профильных школ.
Для массовой общеобразовательной школы действуют Республиканский базисный и к нему 28 вариантов типовых учебных планов. Каждая школа имеет право на основе Базисного составить свой вариант учебного плана или выбрать один или несколько предлагаемых вариантов с учетом интересов и способностей учащихся.
В настоящее время Министерством образования совместно с НИН проблем образования им. И. Алтынсарина разрабатываются образовательные стандарты, что особенно актуально при разнообразии школ и предметов, а также новый . базисный учебный план. Он предусматривает принципиально новую структуру и содержание учебного процесса, ориентацию на личность ученика, переход к развивающему обучению, способствующему развитию практического, аналитического и творческого мышления и формированию навыков самостоятельного решения разнообразных жизненных задач. Обновление содержания образования должно предусматривать также воспитание гражданственности и казахстанского патриотизма, глубокое изучение языков на основе принципа триязычия (казахский, русский, иностранный).
С учетом этнических потребностей населения обучение детей ведется на языках действуют 3364 школы с казахским, 2484 — с русским, 72 — с узбекским, 14 — с уйгурским, 2 — с таджикским, 3 — с турецким, 1 — с немецким языками обучения; 24215 смешанных школ. Кроме того, в местах компактного проживания тех или иных национальностей организовано изучение 14 родных языков.
Динамика изменения сети учреждений общего среднего образования в 1991— 1995 гг. показывает, что проведение в жизнь государственной политики развития национальной школы способствует ежегодному увеличению числа школ с казахским языком обучения. За последние четыре гола число таких школ возросло на 459 единиц, число детей казахской национальности, обучающихся на родном языке, — на 287,5 тыс.
Кадры для учреждений образования готовят 22 университета и педагогических института, 28 педагогических колледжей. В последние годы круг специальностей расширился: началась подготовка педагогов-психологов, социальных педагогов, а также специалистов по экономике и маркетингу в образовании.
Новое содержание образования требует соответствующего учебно-научного и методического обеспечения. Главное — создание и издание нового поколения оригинальных учебников и учебных пособий на казахском и русском языках.
Общее среднее образование реформируется в сложных экономических условиях. Из-за низкой заработной платы профессия учителя становится непрестижной.
Тревожное положение складывается с обеспечением школ республики учебниками и учебно-методической литературой. Из-за недостаточного финансирования выпуск учебной продукции сократился вдвое по сравнению с 1991 г.
Практически прекращено издание литературы для учителей и воспитателей. В связи с этим педагогическая общественность настаивает на необходимости издания предметных журналов, таких как "Математика в школе", "Физика в школе", "Химия и биология в школе", "Иностранные языки в школе", "Школа и производство" и др.
Социально-экономический курс, осуществляемый в Республике, предъявляет новые требования к системе трудовой и начальной профессиональной подготовки школьников. Однако за последние 4 года количество межшкольных учебно-производственных комбинатов сократилось на 50 единиц, учебных цехов и участков на предприятиях — на 340, уменьшается число трудовых объединений школьников.
В связи с этим актуальной является задача осуществления массовой профессионализации учащейся молодежи с ее ранней профориентацией. Для этого необходимо развивать новый тип учебных заведений — профтехшколу, где на базе нынешних профтехучилищ будут получать полное среднее образование и рабочую, профессию подростки, окончившие основную школу.
Требует и в дальнейшем серьезного внимания организация поиска, обучения и воспитания одаренных детей, чему будет способствовать разрабатываемая Государственная программа "Дарын" ("Одаренность").
Актуальными являются проблемы сельских и малокомплектных школ. В Республике функционируют 6564 сельских, 3825 малокомплектных школ. Их материально-техническая база не соответствует современным требованиям учебно-воспитательного процесса: учебные кабинеты и производственные мастерские в основном укомплектованы устаревшим оборудованием, многие имеющиеся в сельских школах компьютеры, технические средства обучения физически и морально устарели. В республике нет заводов для изготовления школьного оборудования, мебели, недостаточно предприятий для ремонта компьютерной техники и других технических средств и приборов.
Для укрепления материально-технической базы школ необходимо пересмотреть нормы расходов на эти цели, привести их в соответствие с новыми условиями и требованиями жизни.
Предполагается создавать укрупненные школы путем слияния близрасположенных школ и районные территориальные школьные объединения с учетом местных условий расселения, а также достигнутого уровня взаимосвязей между населенными пунктами, что позволит рационально использовать материально-техническую базу и кадровый потенциал школ.
Серьезнейшей проблемой в 1996 г. является реализация требований статьи 30 Конституции Республики Казахстан об обязательном среднем образовании. После основной школы (9 классов) учащиеся могут получить обязательное полное среднее образование, продолжив обучение в гимназии, лицее, профтехшколе или общеобразовательной школе с углубленной трудовой подготовкой и присвоением квалификации по массовым рабочим профессиям. Расширится возможность получения полного среднего образования для работающей молодежи экстерном. .
Дифференциация учащихся по названным учебным заведениям потребует разработки определенного механизма и специальных учебных планов и программ. Целенаправленное обучение подростков после 9-го класса по двухгодичным программам лицеев (с преимуществом естественных предметов) и гимназии (с преимуществом гуманитарных предметов) позволит резко поднять уровень подготовленности абитуриентов, поступающих в соответствующие технические и гуманитарные вузы.
В настоящее время подготовку специалистов среднего звена осуществляют 235 государственных средних специальных учебных заведений (ССУЗы), из них в системе Минобразования — 195.
Средняя специальная школа Республики готовит кадры по 203 специальностям, при атом особое внимание уделяется подготовке кадров по основным направлениям рыночной экономики. Осуществляемая структурная перестройка в стране, сдвиг в приоритетах потребления рабочей силы от собственно производственных к сервисным отраслям влекут за собой структурную перестройку среднего специального образования. Как свидетельствует международный опыт, в сервисном обслуживании специалисты среднего звена являются наиболее массовой и мобильной частью совокупной рабочей.силы. Поэтому в настоящее время проводится перепрофилирование ряда учебных заведений, разрабатывается новый Классификатор специальностей.
С 1994/95 учебного года в ССУЗах Республики введено новое поколение учебных планов по 192 специальностям. Через комплекс учебных программ гуманитарного, общепрофессионального и специального циклов реализуется Программа гуманитарного образования. При Министерстве образования сформирован банк типовых учебных планов и программ.
В связи с передачей Минобразования) ССУЗов отраслевых министерств формируются новые учебно-методические объединения по группам родственных специальностей. Одновременно проводится анализ учебных планов и программ с целью изыскать возможности для сокращения сроков обучения лиц, имеющих общее среднее образование, до 2—2,5 лет.
Планируемое в 1996 г. резкое сокращение приёма в ССУЗы (до 30 %) может повлечь значительное сокращение числа учебных заведений. Сегодня среднее специальное учебное заведение является достаточно адаптированным типом образовательного учреждения, отвечающего потребностям экономики. Опыт ряда развитых стран (в частности, США) свидетельствует об аналогичных тенденциях. Близкими к нашим техникумам в США являются двух- и трехгодичные колледжи. В настоящее время они представляют собой гибкие многоцелевые учебные заведения. Дальнейшее развитие этого типа учебных заведений расценивается как самая надежная стратегия и обусловливается их максимальной сориентированностыо на запросы личности и производства.
В настоящее время 28 ССУЗов входят в состав университетов в качестве структурных подразделений. Ведется работа по реорганизации совхозов-техникумов, не вписывающихся в рыночную структуру сельского хозяйства, в сельскохозяйственные колледжи. В 1996 году 74 % ССУЗов будут финансироваться из местного бюджета. Однако это опасно для будущего системы среднего специального образования и не способствует сохранению непрерывной системы профессионального образования. В 1996 г. и ближайшие годы необходимо:
продолжить процесс включения средних специальных учебных заведений в вузовские комплексы и на научной основе скоординировать учебные планы и программы ССУЗов и младших курсов (1—2-й) вузов;
завершить разработку новой нормативной базы среднего специального образования;
перевести ССУЗы на многопрофильное обучение и переподготовку высвобождающегося и незанятого населения, в основном на договорной основе;
пересмотреть соотношение объемов подготовки специалистов для сфер материального производства и сервиса;
обновить содержание и педагогические технологии подготовки специалистов среднего звена, сократить сроки обучения;
обеспечить многоканальное финансирование средних специальных учебных заведений, развивая их как многофункциональные.
Сеть высших учебных заведений за последние годы существенно изменилась в качественном и структурном отношении. На основе взятого курса на университетизацию образования резко увеличилось число вузов университетского типа: классических и профильных университетов, академий. В 1991—1995 гг. главным образом на основе преобразования учебных заведений организовано 12 университетов и 3 учебные академии. Многие из них развиваются как учебные комплексы, включающие в свой состав институты (высшие колледжи) и средние специальные учебные заведения (колледжи).
Подготовка кадров в вузах Республики осуществляется по 225 специальностям. Все государственные высшие учебные заведения получили лицензию на право ведения образовательной деятельности.
Ежегодно в вузах создаются новые казахские группы и отделения. В настоящее время 33,3 % студентов дневных отделений обучаются на государственном языке.
Несмотря на трудную экономическую ситуацию в стране, он никогда в последние годы не был меньше 2. Это показывает, что высшее образование имеет достаточно высокий престиж среди населения.
Для расширения возможностей получения высшего образования представителями национальных меньшинств в 1995 г. впервые была установлена квота для Ассамблеи народов Казахстана — 10 % от плана приема на каждую специальность вуза.
Число докторов наук в вузах увеличилось с 613 в 1991 г. до 943 к 1995 г., а кандидатов наук — уменьшилось с 8892 до 8314. Удельный вес специалистов с учеными степенями снизился с 41 % до 32 %. Это связано с некоторым ростом численности профессорско-преподавательского состава с одной стороны и выбытием специалистов с учеными степенями с другой.
В целом, высшая школа Казахстана располагает сегодня мошным научным потенциалом, способным обеспечить высокий уровень выпускаемых специалистов.
Обновляется содержание образования. Утвержден нормативный документ "Государственный стандарт высшего образования. Основные положения" и государственные стандарты по 122 специальностям, определяющие обязательный минимум содержания образования, максимальный объем нагрузки студентов, требования к уровню подготовки выпускников.
Национальным советом по государственной политике при Президенте Республики Казахстан утверждена Концепция гуманитарного образования, на основе которой Министерством образования разработана и реализуется соответствующая программа, введен единый для всех вузов цикл социально-гуманитарных дисциплин. х
В летнюю экзаменационную сессию 1994/95 учебного года в вузах повсеместно использовались тестовые формы аттестации студентов в сочетании с рейтинговой системой оценки знаний.
В соответствии с намеченными Правительством мерами в 1996 г. решение существенных проблем реформирования высшего образования должно быть завершено. При этом необходимо учитывать такие мировые тенденции в области высшего образования, как:
значительное увеличение масштабов его развития;
децентрализация управления и расширение автономии вузов и академических свобод преподавательского состава;
замена факультетов и кафедр вузов департаментами, в рамках которых используется междисциплинарный подход к подготовке специалистов;
создание региональных систем высшего образования;
развитие неуниверситетского сектора и организация нетрадиционных высших учебных заведений с обучением на основе современных информационных технологий;
введение новых организационных форм вузовской науки. " Предстоит также осуществить следующие меры:
Это объясняется отсутствием сегодня материального стимула для лиц, имеющих ученые степени, а также нарушением традиционных научных связей со странами СНГ и промышленными предприятиями.
В целях подготовки специалистов высшей научной квалификации необходимо:
расширить сеть специализированных советов, в том числе посредством формирования региональных и межотраслевых;
совершенствовать механизм присуждения лучшим доцентам академического звания профессора данного университета (академии);
рационально использовать магистратуру как перспективный канал подготовки научных и научно-педагогических кадров:
определять качество их подготовки, используя механизмы аттестации и аккредитации вузов.
В большинстве стран мира функционирует частный сектор образования, являющийся частью многоукладной экономики. Конкурентноспособность негосударственных учреждений образования определяется их способностью реагировать на потребности рынка труда и запросы отдельных граждан.
Переход Казахстана к рыночным отношениям способствовал созданию негосударственного сектора образования, который начал формироваться с принятием Закона'"Об образовании" в 1992 г.
В основном негосударственные профессиональные учебные заведения Казахстана не располагают сегодня собственными учебно-лабораторными площадями, штатными преподавателями, их финансирование, как правило, осуществляется только за счет оплаты за обучение. Подготовка кадров ведется, в основном, по специальностям, требующим незначительных капитальных затрат.
Тем не менее, становление и развитие негосударственного сектора образовательной системы Республики является одним из важнейших направлении реформирования образования. Этот процесс в условиях рыночных отношений естественен и поэтому необратим. Более того, роль негосударственных учебных заведений будет постоянно возрастать, так как они во многом способствуют реализации права личности на образование и в состоянии осваивать гибкие формы общего и профессионального обучения, в том числе по новым перспективным направлениям. Кроме того, сокращение контингента студентов в государственных вузах будет в определенной мере компенсироваться частными. Поэтому в Республике будут приниматься меры для создания условий поддержки негосударственных форм образования. Частным учреждениям образования следует предоставлять право первоочередной аренды помещений. Необходимо разработать механизм включения на конкурсной основе негосударственных аккредитованных учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров по остродефицитным специальностям, в схему частичного государственного бюджетного финансирования. В 1996 г. предстоит усовершенствовать нормативную базу функционирования частных учебных заведений.
Следует идти к такому состоянию системы образования, когда по отношению к учебным заведениям не будет делаться акцент на форме собственности. Одни и те же критерии должны применяться как для государственных, так и для частных учреждений образования. Основным показателем при их оценке должно быть качество выпускаемых специалистов.
Интеграция Казахстана в мировое сообщество невозможна без интеграции образовательных систем, так как только конвертируемость образования обеспечивает равноправное сотрудничество во всех областях международной политики и экономики. С 1991 г. постоянно расширяются межгосударственные и межправительственные контакты. Подписаны и успешно реализуются 40 межведомственных соглашений. Вузами Казахстана заключено 70 прямых договоров о сотрудничестве с зарубежными партнерами, создано 29 казахско-турецких лицеев.
Более 1800 казахстанских школьников, студентов, аспирантов и преподавателей обучаются в настоящее время в ведущих странах мира, а около 2000 иностранных граждан в вузах Казахстана. Принят ряд мер по удовлетворению образовательных потребностей представителей зарубежной казахской диаспоры, сохранению и развитию единого образовательного пространства в рамках СНГ. Существенную помощь в реформировании системы образования республики оказывают международные организации: Азиатский Банк развития выделил кредит в размере 20 млн. дол. США, Европейское Сообщество через программу ТАСИС/ТЕМПУС безвозмездно предоставило 700 тыс. ЭКЮ, Фонд Сороса учредил гранты на издание учебной литературы.
Особое место в развитии международных связей занимает реализация Постановления Президента Республики Казахстан от 5 ноября 1993 года № 1394 "Об учреждении международных стипендий Президента Республики Казахстан "Волапюк" для подготовки кадров за рубежом". 171 стипендиат обучается в настоящее время в США, Великобритании, Германии и Франции. В целом казахстанские учащиеся смогли адаптироваться к зарубежным системам образования и в скором времени внесут свой вклад в развитие Республики.
Для дальнейшего развития международного сотрудничества в области образования предполагается осуществить следующие меры:
Составить и ежегодно уточнять на правительственном уровне реестр остродефицитных специальностей для подготовки элитарных кадров за рубежом с учетом потребностей экономики и социальной сферы Республики.
Закрепить за Министерством образования функцию координации направления на учебу за рубеж казахстанских граждан. В настоящее время различные частные организации, ассоциации и фонды занимаются этим бесконтрольно. При этом учащиеся, как правило, не обеспечиваются медицинской страховкой, необходимым минимумом финансовых средств, в целом социальной защитой и гарантиями.
Создать механизм нострификации документов об образовании.
Проработать вопрос о создании международного университета с английским языком обучения, приглашением зарубежных педагогов, выдачей дипломов международного образца с учетом опыта МКТУ им. А. Ясави, КИМЭП, НВШГУ для подготовки интеллектуальной элиты непосредственно в Казахстане.
Полнее использовать потенциал казахстанских посольств за рубежом, представительств Казахстана в ООН, ЮНЕСКО, ЕС и других международных организациях для развития международного сотрудничества и создания в республике банка данных о мировой системе образования.
3. Состояние и проблемы информатизации системы образования в Казахстане
Весь мир придает огромное значение информатизации всех сфер деятельности государства, где очень важную роль играет, прежде всего, информатизация образования. В обозримом будущем место Казахстана в мировом процессе будет определяться решимостью его правительства и народа поставить перед собой стратегическую цель по преобразованию Казахстана в мировую интеллектуальную державу с преимущественным развитием нематериальных интеллектуальных и наукоемких материальных производств. Чтобы государство стало интеллектуальной державой с преобладающим вкладом интеллектуального продукта в валовом национальном продукте, требуется наличие необходимых условий, таких как 40—60 % взрослого населения должно иметь высшее образование, а число научных работников в обществе должно составлять 2—5 % от общей численности населения. Научно-технический потенциал следует не "спасать", а активизировать, заставить работать и таким образом спасти через него всю страну. Другого пути возрождения государств история развитых стран не знает.
Реализация такого утверждения может быть осуществлена путем внесения изменений в инвестиционную политику, при которой повышение уровня эффективности механизма стабилизации экономики возможно за счет информатизации образования. Комплексный подход к информатизации образования Казахстана позволит:
обеспечить доступность получения знаний и информации для каждого члена общества;
развить интеллектуальные и творческие способности индивидуума;
обеспечить устойчивое стремление личности к сотрудничеству/ обмену знаниями и информацией, к солидарности в мотивации деятельности;
повысить квалификацию или оперативно изменить сферу деятельности в течение активного периода жизни каждого члена общества;
обеспечить необходимые условия для опережающего образования и повышения .эффективности заочного и индивидуального ("домашнего") образования с помощью дистанционного обучения.
Анализ состояния оснащенности средствами вычислительной техники, по данным статистической отчетности в целом по системе образования Республики Казахстан, показывает количество компьютеров, равное 58875 штук, из них пригодные к использованию современные компьютеры составляют 3305 единиц. Если учесть, что основная доля оснащения современными компьютерами падает на вузы, то школьное оснащение и того меньше, фактически школа оснащена.по Республике современными компьютерами в количестве 1181 единиц, что составляет 2,5 % от парка имеющихся средств вычислительной техники (СВТ). ПТУ фактически не оснащены современными компьютерами, ССУЗы оснащены современными компьютерами в количестве 160 единиц, что составляет 6,4 % от парка имеющихся СВТ в системе ссузов; вузы оснащены современными компьютерами в количестве 1694 единиц, что составляет 29,2 % от парка имеющихся СВТ.
Для качественного обучения и подготовки специалистов в области информатизации нужна высококачественная программная продукция, которая по стоимости составляет 50—70 % от стоимости ВТ. В школах, ПТУ, ССУЗах, вузах работает большое число опытных специалистов-преподавателей, программистов, которые разрабатывают программные средства различного назначения — идет разработка их для обучения на казахском языке.
Оценка качества программных продуктов, разработанных учреждениями образования по Республике, периодически оценивались на семинарах, совещаниях, выставках-ярмарках (1993, 1994, 199? гг.), проведенных Министерством образования РК, на базе РЦ НИТ. На пополнение фонда обучающих программных средств, а также на приобретение других программных средств, отсутствуют финансы.
Для внедрения в систему образования Республики Казахстан широкого спектра информационных технологий, направленных на улучшение качества учебного процесса, научных исследований и управления системой образования, для создания единой информационной среды и ее интеграции в мировое образовательное пространство необходимы основополагающие нормативно-методические документы.
Анализ вышеприведенных основополагающих документов говорит о том, что в Республике Казахстан необходимы следующие первоочередные нормативные документы:
Концепция информатизации образования РК;
документы о правовом обеспечении граждан на информацию и информатизацию;
Концепция вхождения образования Казахстана в систему международного информационного и телекоммуникационного пространства;
Концепция создания единой системы информатизации образования Казахстана через спутниковую связь;
документы, регламентирующие развитие сети телекоммуникаций для управленческих целей и взаимосвязи, дистанционного обучения для создания образовательных данных и баз знаний; '
программа информатизации образования РК;
Актуальность появления курса информатики в школе связана с переходом развитых стран от индустриального общества к информационному. Этот переход обеспечен появлением принципиально нового инструмента — компьютера.
Если рассматривать потоки информации "человек — человек", "человек — компьютер", "компьютер — компьютер" становится понятно, что "человек — человек", очень многообразная по форме и интересная сама по себе, существовала всегда, она изучается различными гуманитарными науками и через обучение их основам давно входит в базовое школьное образование. Появившаяся недавно система "компьютер — компьютер" представляет собой специальную техническую проблему, которая не должна входить в круг общеобразовательных задач. С развитием современной информационной технологии система "человек — компьютер" быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов. Поэтому взаимодействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием. Из этого следует, что общей, глобальной целью информатизации в школе является повышение эффективности применения человеком компьютера как инструмента.
Политика государства Казахстан в области общего среднего образования должна предусматривать: разработку и внедрение в действие государственных образовательных стандартов начального, основного и полного среднего образования; совершенствование контроля уровня знаний обучающихся; развитие различных форм получения образования; создание новых информационных технологий и педагогического инструментария.
В развитии информатизации школьного образования в 1989—1991 гг. сыграл важную роль проект "IBM (США) — СССР (Гособразование)". По данному проекту система образования Казахстана получила 72 класса учебно-вычислительной техники (КУВТ) по проектам: "Пилотные школы"; "Нетрудоспособные дети и инвалиды"; "Бизнес-школа", которые распределены по областям Казахстана.
Большим вкладом в области информатизации образования в Казахстане явился проект "IBM-Казахстан", разработанный фирмой IBM (США) совместно с РЦ НИТ в рамках международного сотрудничества. В декабре 1993 г. фирма IBM поставила в общей сложности: 42КУВТ(1+10); 1 — класс настольно-издатедьских систем на базе PS/VP; 1— AS/400; 1 — RS 6000, а также соответствующее лицензионное программное обеспечение.
Обучено 12 специалистов в Международном образовательном центре IBM (г. Брюссель). Создан учебно-демонстрационный центр, где проводилось и проводится сертификационное обучение специалистов всех регионов Казахстана по технологии IBM.
Монтаж, пуск, наладка и сервисное обслуживание компьютерных классов проводили специалисты РЦ НИТ. Проект "IBM-Казахстан" сыграл важную роль в информатизации образования Казахстана, но, к сожалению, не был реализован до конца из-за отсутствия бюджетных ассигнований со стороны Правительства Казахстана.
Следующим этапом развития оснащения современными компьютерами был этап закупки 32 КУВТ (1+8) фирмы Apple Macintosh без специального программного обеспечения и учебного назначения (только демонстрационная версия).
Следует отметить, что Джезказганская область через местное финансирование обеспечила большинство школ области и города средствами вычислительной техники фирмы Enterprise (ФРГ) с процессором Z-80 .
В целом, по Республике Казахстан оснащение современными средствами вычислительной техники находится на низком уровне и требует дальнейшего развития.
С 25 по 29 апреля 1994 г. на базе Республиканского центра новых технологий в образовании и учебных заведений города Алматы была проведена выставка-ярмарка компьютерной программной продукции. Цель которой — выяснить состояние компьютеризации в учебных заведениях, выявить основные проблемы внедрения вычислительной техники и новых информационных технологий, а также демонстрация, обмен и отбор для дальнейшего внедрения в учреждениях системы образования наилучших программных средств. На выставку-ярмарку было представлено 612 программ из учреждений системы образования всех регионов Республики* Казахстан.
За период работы выставки-ярмарки был проведен обмен 105 программными продуктами.
В ходе работы выставки-ярмарки было образовано жюри, которое рассматривало представленные на конкурс ПС по пяти направлениям: 1. Программные средства, представленные для участия в выставке-ярмарке по системе вузов. 2. Программные средства, представленные для участия в выставке-ярмарке по системе ССУЗов. 3. Программные средства, представленные для участия в выставке-ярмарке по системе ПТУ. 4. Программные средства, представленные для участия в выставке-ярмарке по системе общего среднего образования. 5. Программные средства управленческого характера.
Многие учебные заведения разрабатывают современные автоматизированные системы, отвечающие высоким требованиям сегодняшнего дня имеются, мультипликации, графические иллюстрации тем по различным предметам, разработаны инструментальные средства для автоматизированных обучающих систем, были представлены пакеты программ по математической статистике, математическому программированию, медицинскому обслуживанию, физической культуре и т. д.
Необходимо отметить появление первых работ по разработке шрифтов казахского языка: для среды WINDOWS З.Х, графических редакторов, аудиовизуальных систем типа мультимедиа, медико-биологических программ, использование перспективных инструментариев (Borland Pascal 7. 0.. Модула-2), гипертекстовых технологий ит. д.
Появились программные средства на казахском языке, комплексы обучающе-контролирующих программ на казахском языке. Следует обратить внимание на разработку оригинальных программ на еще существующей в, учреждениях системы образования старой технике, максимально использующих ее возможности.
В сентябре 1995 г. было проведено Международное совещание-семинар по программно-техническим средствам совместно с Московским институтом повышения квалификации работников образования. Московским институтом новых технологий образования и 1ST — International Software Trading (Швейцария), где принято решение "Проводить ежегодно семинары-совещания по новым информационным технологиям накануне августовской конференции учителей средних школ".
22 декабря 1995 г. РЦ НТО было организовано Международное совещание-семинар по теме "Информатизация системы школьного образования" в актовом зале Министерства образования РК с приглашением учителей информатики школ, преподавателей ССУЗов и вузов г. Алм-аты.
Семинаром-совещанием было принято решение о создании совместного авторского коллектива по написанию учебно-методического комплекта, состоящих из учебника по информатике для 10—11-х классов, учебного пособия для учителей и студентов педагогических вузов, сборника задач по информатике для средних школ на казахском и русском языках. В настоящее время проводится подготовка вариантов по написанию учебно-методического комплекта.
Заслуживает внимания вопрос об организации научно-методической разработки и лицензирования обучающих программных средств и инструменитария организационно-управленческих автоматизированных рабочих мест (АРМ) для системы образования РК.
В РЦ НТО создана научно-исследовательская лаборатория "Новые информационные' технологии в школе, которая выполняет научно-исследовательскую работу по Республиканской целевой научно-технической программе "Информатизация народного хозяйства Республики Казахстан", утвержденной Постановлением Кабинета Министров № 400 от 18 апреля 1994 г. блок-04 по теме "Система управления и контроля учебным процессом на основе новых информационных технологий на уровне школы, РайУО, ОблУО Министерства РК в соответствии с протоколом о совместной работе, утвержденной Министерством образования РК и Министерством науки и новых технологий РК.
Научно-исследовательская работа финансируется из бюджетных средств через Министерство науки и новых технологий РК с 01 августа 1995 г. и посвящена проблемам информатизации школьного образования:
разработке системы управления и контроль учебных процессов школы на основе новых информационных технологий;
построению технологии обучения на основе НИТ;
созданию и использованию компьютерного банка проверочных работ по степеням сложности, удовлетворяющих требованиям государственных стандартов образования.
Для решения названных проблем впервые исследованы технологические операции, существующие в учебном процессе, и выявлены "узкие" места в системе обучения. Предложена научно-обоснованная технология ведения и управления учебным процессом на основе новых информационных технологий на различных уровнях управления: школьном, районном, областном и республиканском. Показана невозможность управления образовательными учреждениями без введения соответствующих стандартов в образовании. Показано, что комплекс стандартов на общее среднее образование требуются в виде семи основных направлений: 1. Содержание образования. 2. Исполнение и измерение качества обучения. 3. Квалификация учителя. 4. Учебные заведения. 5. Управление школьным учреждением, б. Ведение учебного процесса. 7. Проведение школьных олимпиад.
В процессе реализации заданий программы были получены конкретные результаты, имеющие мировой уровень разработок. В рамках направления по подготовке и переподготовке кадров будут продолжены работы по разработке и внедрению информационных технологий в учебный процесс средней школы.
Заключение Меморандума о взаимопонимании между Азиатским Банком развития ЮНЕСКО и Правительством Казахстана по проекту реабилитации и улучшения управления системой образования создает предпосылки для дальнейшего развития информатизации образования в рамках Программы развития и реформирования образования Республики Казахстан.
Установка и реализация компьютеризированной информатизационной системы управления образования (ИСУО) предусматривает телекоммуникационную систему, которая является актуальной не только для решения задач ив форматизации управления, а также для развития и использования новых технологий при дистанционной форме обучения.
Статья поступила в редакцию
в июне 1996 г.
Республика Казахстан
_______________________________________________
Журинов М.Ж. - министр образования республики Казахстан