О журнале
Рекомендации
Дистанционное образование в высшей школе России
Кашицин В.П.
_____________________________
Кашицин В.П.
Дается оценка текущего состояния и потребностей в дистанционном образовании (ДО). Кратко излагаются концептуальные основы и структура Федеральной программы "Развитие единой системы дистанционного образования в Российской Федерации".
Впервые тематика дистанционного образования, и в частности, исследование и разработка технологий дистанционного обучения, были определены в качестве одного из приоритетных направлений в Меморандуме между Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию и Университетом штата Нью-Йорк (SUNY), подписанным 15 июня 1992 года. До этого момента опыты в применении моделей дистанционного обучения, в особенности международного, в российских вузах носили разрозненный и эпизодический характер.
Развитие работ в этом направлении привело к разработке концептуальных основ и структуры Федеральной программы "Развитие единой системы дистанционного образования в Российской Федерации", создании в Госкомвузе Головного совета по дистанционному образованию, первое заседание которого состоялось 25—29 октября 1995 года в г. Обнинске.
Оценка текущего состояния и потребностей
в дистанционном образовании (ДО)
Исследование текущего состояния, потребностей в ДО для подготовки в области бизнеса и управления, инженерных наук показало, что образовательный рынок ДО в России по услугам основного высшего образования соизмерим с потребностями образования по дневной форме обучения и оценивается в пределах до 1,5 млн. студентов в год. Кроме того, по экспертным оценкам, в России требуется ежегодно переподготавливать до 2 млн. человек, значительная часть которых представляет потенциальных потребителей услуг ДО.
В системе ДО в настоящее время нуждаются следующие социальные группы населения:
- менеджеры различного уровня, работающие на предприятиях всех форм собственности;
- руководители региональных органов власти и управления;
- офицерский состав сокращающейся армии;
- лица, проходящие службу в рядах Вооруженных Сил России;
- уволенные и сокращенные гражданские лица, зарегистрированные в федеральной службе занятости;
- студенты, желающие получить второе параллельное образование;
- жители удаленных и малоосвоенных регионов страны;
- лица с ограниченной свободой перемещения;
- люди с физическими недостатками.
Наряду с этими, важным потребителем системы ДО является русскоязычное население в зарубежных странах, в том числе странах СНГ, и лица, для которых русский язык является вторым основным языком.
Достоинства ДО приобретают особую актуальность для образовательной системы России под воздействием следующих процессов:
- продолжение экономических реформ, выдвигающих новые требования к образованию и подготовке специалистов;
- формирование новых потребностей населения по отношению к содержанию и технологиям образования;
- появление и быстрое развитие качественно новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса;
- усиление международной интеграции в образовании при усилении конкуренции на мировых рынках образовательных услуг.
Важно подчеркнуть, что СДО не является антагонистичной по отношению к существующим очным и заочным системам обучения. Она естественным образом интегрируется в эти системы, дополняя и развивая их, и способствует созданию мобильной образовательной среды. ДО является наиболее перспективной формой образования широких слоев населения России в XXI веке, способствует усилению интеграции образовательных структур и развитию непрерывного образования граждан.
Инновации в университетах России
В настоящее время в ряде российских вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Иванова проводятся эксперименты по применению новых информационных технологий для дистанционного обучения студентов. За последние два года по программе "Перспективные информационные технологии" выполнены научно-исследовательские работы по анализу возможности создания ассоциативной формы взаимодействия вузов,' разработке телекоммуникационной технологии дистанционного обучения.
В рамках исследования перспективных форм взаимодействия вузов для внедрения инновационных моделей обучения осуществлен интересный эксперимент - в конце 1993 года создана некоммерческая организация - Ассоциация международного образования. Членами Ассоциации стали среди прочих Российский НИИ информационных систем, Московский институт электроники и математики, Московский государственный университет леса, Российский университет дружбы народов, Московский педагогический государственный университет, Московский авиационно-технологический университет, Московский энергетический институт, Международный центр продолженного инженерного образования "Постгрэдюэйт", Международный центр дистанционного обучения "ЛИНК", Институт русского языка и литературы им. А.С. Пушкина, Тамбовский государственный технический университет, Институт государственного управления и социальных исследований МГУ им. М. В. Ломоносова.
Дистанционное обучение в высшей школе: первые результаты
Несмотря на то, что дистанционное обучение как явление только нарождается в высшей школе России, уже есть первые практические результаты проводимых пилотных проектов.
Оценка организационно-технических вопросов применения технологий дистанционного обучения для российской системы высшего образования. Разработаны и протестированы прототипы типовых apxwrjajemo-аппаратных комплексов для центров дистанционного обучения. Организованы центры дистанционного обучения в Московском институте электроники и математики (МИЭМ), Московском авиационно-технологическом институте (МАТИ) и МГГУ им. Н.Э. Баумана.
Апробация методов дистанционного обучения в российских высших учебных заведениях. Отработаны методики дистанционного изучения отдельных курсов с университетами и колледжами США. Проводится обучение группы московских студентов с использованием компьютерных, коммуникаций в Британском открытом университете. По завершению обучения в декабре 1995 года первая группа студентов МИЭМ получила дипломы магистра компьютерных наук Университета штата Нью-Йорк.
Моделирование по компьютерным сетям. В рамках подготовки к обучению на степень магистра проведена международная деловая игра - моделирование раз работки межгосударственного договора средствами глобальных компьютерных сетей по проекту IDEALS, Университет штата Алабама (США). В проекте приняли участие 27 команд из 12 стран мира. В российской команде приняло участие; 9 студентов из трех вузов Москвы.
Методические разработки. Разработана система межрегионального дистанционного преподавания в вузах России по дисциплинам специальности "Радиотехника" с использованием технологии электронной почты. Московским энергетическим институтом проведено обучение двух групп студентов в Рязанском радиотехническом институте и Марийском политехническом институте. Опыт дистанционного преподавания МЭИ позволяет выработать методические рекомендации для организации обучения студентов в рамках межрегиональных проектов.
Мониторинг работ в области ДО в России. Ассоциация международного образования проводит в 1995/1996 годах республиканский конкурс "Информационные технологии дистанционного образования и их применение в учебном процессе" и Международную конференцию "Дистанционное обучение - стратегия развития". '
Создание инфраструктуры информационного обеспечения международного образования. Реализован прямой доступ к информационным ресурсам глобальной компьютерной сети Интернет для обмена первичными источниками информации библиотек и научно-исследовательских организаций России с библиотеками американских университетов, библиотекой штата Нью-Йорк через сервер РосНИИ ИС, регулярно проводятся сеансы работы с Библиотекой Конгресса США. В июле 1994 года проведена Первая международная конференция "Дистанционное обучение и новые информационные технологии в образовании", собравшая 196 участников из России и стран ближнего зарубежья, 98 человек из 18 стран дальнего зарубежья. Специальные презентации таких международных организаций й компаний как ЮНЕСКО, Мировой Банк, IBM, DEC, APPLE собрали более 600 гостей конференции.
Новые информационные технологии в дистанционном обучении
Можно разделить используемые сегодня информационные технологии дистанционного образования на три большие категории: неинтерактивные (печатные, аудиовизуальные носители), компьютерное обучение (включая новейшие средства мультимедиа), развитые средства телекоммуникации — видеоконференции.
Средства компьютерного обучения и телекоммуникации придают качественно новые возможности дистанционному обучению и очень быстро развиваются в виде применения электронных учебников и технологии обмена текстовой информацией с помощью асинхронной электронной почты.
Развитые средства телекоммуникации, использование спутниковых каналов связи, передача упакованного видеоизображения по компьютерным сетям совсем недавно стали применяться в практике дистанционного образования, в первую очередь из-за отсутствия развитой инфраструктуры связи, высокой стоимости каналов связи и оборудования пунктов приема/передачи.
Видеокассеты - это уникальное средство для дистанционного обучения практически по любой дисциплине. Не требуются большие расходы на тиражирование, видеомагнитофон получил широкое распространение во всех странах. Видеокассеты используются обычно как компоненты наборов учебных материалов, частично заменяя традиционные лекции.
Электронная почта экономически и технически является наиболее эффективной технологией, которая может быть использована в процессе обучения для передачи учебных курсов и обеспечения обратной связи обучаемого с преподавателем. В то же самое время она имеет ограниченный педагогический эффект из-за невозможности в полной мере реализовать "диалог" между преподавателем и студентами, принятый в традиционной форме обучения. Если студенты имеют постоянный доступ к персональному компьютеру с модемом и телефонному каналу, электронная почта позволяет реализовать гибкий и интенсивный процесс консультаций.
Прямой доступ к мировым информационным ресурсам позволяет получить интерактивный доступ к удаленным базам данных, информационно-справочным системам, библиотекам при изучении предмета. Данный режим доступа ON-LINE позволяет в течение секунд осуществить передачу необходимого учебного материала, компьютерных программ при помощи таких компьютерных систем как GOPHER, WWW, VERONICA из крупных научно-педагогических центров, и из локальных узлов сети Internet, общее количество которых в мире превышает 1 миллион 250 тысяч.
Видеоконференции с использованием компьютерных сетей предоставляют возможность организации самой дешевой среднего качества видеосвязи. Данный тип видеоконференций может быть использован для проведения семинаров в небольших (10-15 человек) группах, индивидуальных консультаций, обсуждения рабочих вопросов в ходе, например, дистанционного обучения. Помимо передачи звука и видеоизображения компьютерные видеоконференции обеспечивают возможность совместного управления экраном компьютера: создание чертежей и рисунков на расстоянии, передачу фотографического и рукописного материала.
Видеоконференции по цифровому спутниковому каналу с использованием видеокомпрессии совмещают высокое качество передаваемого видеоизображения и стоимость, которая более чем на два порядка меньше обычного телевизионного сигнала. Эта технология может оказаться эффективной при относительно небольшом объеме лекций (100-300 часов в год) и большом числе обучаемых (1000-5000 студентов) для проведения обзорных лекций, коллективных обсуждений итогов курсов и образовательных программ.
В конце восьмидесятых годов доступные технологии для производства, передачи информации и взаимодействия для дистанционного обучения были в России слабо развиты либо отсутствовали вообще. Преподавание в институтах основывалось на печатных изданиях, реже использовались записанные или "живые" телевизионные передачи на общественном и кабельном телевидении. В настоящее время развитие информационных технологий в корне изменило ситуацию. Видеомагнитофоны стали слишком трудоемким способом передачи видеокурсов; средством передачи становится спутниковое телевидение, которое используется уже не только для передачи программ с одного телевизионного передатчика на другой. Более важными средствами взаимодействия и передачи изображения для дистанционного обучения становятся микроволновое интерактивное телевидение, компьютерные видеоконференции, телеконференции, аудиоконференции и т.п. Эти средства существенно отличаются от других средств дистанционного обучения по своему воздействию на уровень взаимодействия между институтом и учащимся, поскольку печатные материалы и средства массовой информации — даже видеокассеты — нацелены на конкретного студента, эти средства взаимодействия могут быть использованы в качестве дополнения к традиционному классному обучению.
Заглядывая вперед, уже сейчас можно разглядеть то, как иные, новые технологии выходят на арену дистанционного обучения. Практически все они основаны на цифровых методах обработки информации. Они охватывают пространство от программ гипермедиа, которые позволяют студенту самому управлять используемой информацией, до широкомасштабных баз данных, доступных через глобальные компьютерные сети, и интегрированных систем данных, которые позволят студенту приобщаться к видеопрограммам, аудиоматериалам, базам данных, программному обеспечению как из дома, так и с работы.
В теории, основным фактором при выборе информационных технологий как средств обучения должен быть их образовательный потенциал. В идеале должен быть обеспечен доступ ко всем технологиям, подходящим для данных задач обучения, подготовки и переподготовки специалистов. Однако проведенные исследования показывают, что это пока еще далеко от реальности даже в наиболее технологически развитых странах (США, Канада, Великобритания, Германия и Япония).
В России сегодняшняя экономическая и технологическая позиция в выборе подходящих средств зависит не от присущего им педагогического потенциала и, зачастую, не от анализа затрат — проблема в том, что мы должны иметь дело с теми средствами, которые как минимум существуют и более или менее распространены. Телекоммуникации добавляют новую размерность к дистанционному обучению и очень быстро развиваются в России в виде применения асинхронной электронной почты.
Тенденции международного сотрудничества в области ДО,
создание системы международного образования
Интеграция национальных образовательных систем в мировую образовательную систему является одним из необходимых элементов развития мирового сообщества. Дистанционная система обучения позволяет наиболее эффективно реализовать международное сотрудничество в силу указанных выше особенностей ДО, а так же в связи с возможностями перенесения акцента на разработку учебных материалов и пособий, использования совместных технических средств обучения и связи, создание виртуального образовательного пространства.
Российская СДО как часть международной позволит обеспечить:
- всесторонний доступ к лучшим мировым образовательным программам;
- внедрение лучших российских образовательных программ на мировой рынок образовательных услуг.
Важным фактором распространения российских образовательных программ за рубежом может стать наличие у России спутниковых и приемно-передающих систем, которые могут быть использованы в образовательном процессе. Для осуществления экспорта российского образования особое значение имеет создание, изготовление и маркетинг на внешнем рынке комплексов наземной аппаратуры и учебных телестудий, позволяющих проводить интерактивное обучение зарубежных студентов с использованием отечественных спутниковых телевизионных каналов.
На пути развития интернациональных проектов дистанционного обучения возможно проявление следующих трудностей:
- отсутствие международных стандартов;
- идентификация целей и первостепенных потребностей в области образования; необходимость учреждения межнациональных образовательных организаций;
- различия в национальных культурах;
- различное место дистанционного образования в национальных системах образования;
- адаптация существующих материалов и создание новых;
- выбор стиля обучения, формы программы;
- взаимное признание квалификаций;
- совместимость технических средств;
- конкуренция за образовательные рынки.
Международное сотрудничество в области ДО включает ряд основных направлений.
Обмен опытом и информацией:
- организация конференций, семинаров, школ;
- организация рабочих встреч; привлечение спонсоров;
- рассылка информационных писем, бюллетеней;
- развитие контактов с национальными сетями;
- создание информационных сетей и обеспечение доступа к ним;
- создание справочников.
- Консультации и экспертиза:
- формирование предложений и по возможности внедрение прогрессивных методов обучения;
- участие в международных экспертизах; учреждение международных центров экспертизы.
Профессиональное развитие:
- совместная подготовка преподавателей; развитие частных и общественных инициатив;
- объединение потребностей и интересов организаций и персонала, участвующих в процессе дистанционного обучения;
- своевременное ознакомление с результатами научной и иной деятельности в области дистанционного образования.
Создание совместных образовательных программ и структур:
- совместное участие в международных конференциях;
- единые подходы к формированию программ и стимулирующих факторов;
- проекты с выдачей совместных дипломов;
- участие в создании международных образовательных учреждений и ассоциаций.
Статья поступила в редакцию в мае 1996 г.
Ассоциация международного образования
© Информационное общество, 1996, вып. 1, с. 31-35.