Политика в области образования и новые информационные технологии (Национальный доклад на II Международном конгрессе ЮНЕСКО)
Unknown Author

Политика в области образования и новые информационные технологии (Национальный доклад на II Международном конгрессе ЮНЕСКО)

__________________________________


Национальный доклад России на II Международном конгрессе ЮНЕСКО


Доклад подготовлен группой экспертов в составе:

Быков Д.В., Вержбицкий В.В., Зобов Б.И., Ершов Ю.Л., Иванников А.Д., Манушин Э.А., Меськов В.С, Новиков П.Н., Савельев А.Я., Сазонов Б.А., Сигов А.С, Смекалин Д.О., Суханов А.Д., Шумова О.В.

Консультанты:

Галичин В.А, Евтихиев Н.Н., Мордвинов В.А., Саксонов Е.А., Семенов А.Л., Смирнова И.В., Христочевский С.А.


Если Россия останется великой, то только через свою культуру. Не бытие определяет сознание, а сознание определяет бытие. Какими мы будем образованными, культурными, нравственными, так мы и будем жить.

Д.С. Лихачев


ПРЕДИСЛОВИЕ

Сегодня Россия переживает, может быть, один из самых драматических моментов в осуществлении своего социально-экономического и государственно-политического переустройства. В обозримом будущем место России в мировом процессе будет определяться решимостью ее Правительства и народа поставить перед собой стратегическую цель по преобразованию России в мировую державу с преимущественным развитием интеллектуальных и наукоемких производств.

Чтобы государство стало передовым, с преобладающим вкладом интеллектуального труда в валовой национальный продукт, требуется наличие необходимых условий. Так, например, для этого 40-60 % взрослого населения должно иметь высшее образование. Относительное число научных работников в обществе должно быть достаточно велико и составлять 2-5 % от общего числа населения.

Возможность достижения таких показателей основывается на том, что в России сегодня имеется достаточное количество высококвалифицированных кадров и накоплен значительный интеллектуальный продукт.

Изменения, которые имели место за последнее время в области образования и науки, подтвердили истинность аргумента о том, что поскольку знания носят универсальный характер, то их получению, углублению и распространению можно в значительной степени содействовать путем мобилизации коллективных усилий международного научного сообщества. Деятельность по интернационализации содержания и расширению функций образования, а также рост мобильности учащихся и преподавателей приобретают особо важное значение в свете нынешних тенденций в области мировой торговли, экономической и политической интеграции и растущих потребностей в межкультурном взаимопонимании. Этот позитивный процесс подкрепляется ростом числа студентов, которые учатся, работают, живут и общаются в ин-тернациональной среде, чему способствуют новые технологии телекоммуникаций.

Через систему образования проходит самый надежный и цивилизованный путь прогресса и реформ в развитии общества. Осознание этого факта требует обеспечить опережающее развитие образования на фоне других мер, способствующих процессу возрождения России.


В. Кинелев

Заместитель Председателя

Правительства Российской Федерации,

Председатель Госкомвуза России


СОДЕРЖАНИЕ

1. Краткая характеристика системы образования России 6

2. Принципы, стратегические цели и механизмы реализации государственной политики России в области образования 11

3. Новые информационные технологии в образовании – особенности национальной практики 13

3.1. Краткая историческая справка 13

3.2. Информационные технологии обучения - новые возможности

учащихся и преподавателей 14

3.3. Эффективность обучения с использованием НИТ 16

4. Государственная политика России в области информатизации образования и ее основные приоритеты 17

4.1. Базовая подготовка по информатике как основа информатизации общества и достижения нового качества образования 18

4.2. Информатизация процесса обучения 23

4.3. Новые информационные технологии в управлении образованием 23

4.4. Создание современной информационной среды – важнейшее условие информатизации образования 25

4.5. Программа создания единой системы дистанционного образования России 26

4.6. Участие России в международных программах, связанных с НИТ в образовании 28

Список источников 30

1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с государственным законодательством й международным правом (Включение 1).


Включение 1


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом.

6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

7. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством Российской Федерации.


Источник: Закон Российской Федерации "Об образовании", статья 5

В соответствии с Законом РФ "Об образовании" система образования России определяется как совокупность:

• преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

• сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

• органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

• общеобразовательные (основные и дополнительные);

• профессиональные (основные и дополнительные).

К общеобразовательным относятся программы:

• дошкольного образования;

• начального общего образования;

• основного общего образования;

• среднего (полного) общего образования.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры, умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; выработки научного мировоззрения; адаптации личности к жизни в обществе; создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К профессиональным относятся программы:

• начального профессионального образования;

• среднего профессионального образования;

• высшего профессионального образования;

• послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на дальнейшее развитие личности в процессе приобретения учащимися профессии, специальности, квалификации в соответствии с их интересами, способностями и социальным заказом общества и государства (Включение 2).

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной и профессиональной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается в соответствующем государственном образовательном стандарте.

Взаимосвязи основных и дополнительных образовательных программ реализуются системой образовательных учреждений (рис. 1.).

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными), учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

По своему назначению дошкольные учреждения в России подразделяются на общеразвивающие, компенсирующие (для детей, нуждающихся в коррекции психического или физического развития), присмотра, ухода и оздоровления, комбинированные.

В системе общего среднего образования России действуют:

• средние общеобразовательные школы;

• школы с углубленным изучением отдельных предметов;

• гимназии;

• лицеи;

• образовательные учреждения интернатного типа;

• специальные школы для детей с отклонениями в физическом или психическом развитии;

• учреждения дополнительного образования.




Включение 2
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ


1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.

6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и 1 задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) > за пределами определяющих его статус образовательных программ.

7. Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.
8. Образовательные учреждения при реализации образовательных программ используют возможности учреждений культуры.

Источник: Закон Российской Федерации " Об образовании", статья 14.

Начальное и среднее профессиональное образование осуществляется сетью Профессионально-технических и средних специальных учебных заведений Технического (техникумы), гуманитарного, медицинского, художественного и Других профилей. Учебные заведения начального и среднего профессионального образования обеспечивают условия получения учащимися общего (полного) среднего образования.

В системе высшего профессионального образования действуют университеты, академии, институты, колледжи.

Высшие учебные заведения (вузы) ведут подготовку и переподготовку специалистов по профессиональным образовательным программам бакалавриата, магистратуры, традиционного высшего образования (дипломированный специалист); ведут подготовку научных и педагогических кадров высшей квалификации: кандидатов и докторов наук.

Дополнительные образовательные программы реализуются в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования: в институтах повышения квалификации; на курсах; в центрах профессиональной ориентации; музыкальных и художественных школах; дворцах и домах детского и юношеского творчества и в иных учреждениях.

Основной задачей дополнительного образования для взрослых является непрерывное повышение квалификации рабочих, служащих, специалистов. В системе непрерывного образования в разнообразных формах принимает участие 40 % взрослого населения страны.

Россия, завершая разработку государственных образовательных стандартов для всех видов образовательных программ, практически становится первой в мире страной, где высшее и среднее профессиональное образование осуществляется в единстве гуманитарного, естественно-научного и технико-технологического компонентов общечеловеческой культуры.

Система образования России по своим масштабам — одна из крупнейших в мире. В школах России обучается около 20 млн. детей. Большинство из них (около 70 %) до поступления в школу воспитывается не только в семье, но и в детских дошкольных учреждениях, число которых составило в 1994 г. около 73 тыс., в них работает более 500 тыс. педагогов.

В общеобразовательных школах России (на 1994 г. — 69 тыс., из них 2 тыс. национальных) работают более 1,6 млн. преподавателей (из них 75 % с высшим образованием).

В учреждениях начального профессионального образования (на 1994 г.— 4,2 тыс.) работают около 160 тыс. педагогов и около миллиона воспитанников обучаются более чем 250 рабочим специальностям.

Высшее профессиональное образование (России сегодня - это 554 государственных и 211 негосударственных (лицензированных) высших учебных заведений с контингентом студентов около 3 млн. человек, общая численность профессорско-преподавательского состава примерно 240 тыс. человек, из которых 18,3 тыс. докторов и 114,6 тыс. кандидатов наук. Кроме того, в России действует 1051 учреждение повышения квалификации и переподготовки кадров, где ежегодно обучается свыше 2 млн. человек, а также более 100 высших военных учебных заведений.

Контингент учащихся в 2600 государственных и 70 негосударственных средних специальных учебных заведениях составляет более 2 млн. человек.

Высшая школа России обладает развитой учебно-научной и производственной инфраструктурой, которая включает в себя более 600 библиотек, около 700 научных организаций, в том числе 92 научно-исследовательских института, 57 опытно-конструкторских бюро, 84 экспериментально-опытных производства.

В целом высшая и средняя профессиональная школа России объединяет в своих рядах около 6 млн. преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов, а всего в системе образования России учится и работает около 40 млн. человек, что, несомненно, определяет ее исключительную роль В культурном, социальном и экономическом развитии страны.

Без опережающего развития системы образования ННЩКДО экономические и социальные реформы не будут иметь успеха, Др|^ЯШ№01 внимание к проблеме подготовки специалистов, понимающих вуЯг.|1рК0МИческих и социальных реформ и способных реализовать их в жизнь через новые экономические механизмы хозяйствования, через создание новых прогрессивных технологий, через формирование новых социальных отношений, поможет России сохранить роль ведущей мировой державы, успешно преодолеть трудности на пути осуществляемых социально-экономических и политических преобразований.

2. ПРИНЦИПЫ, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ


Можно пожертвовать территорией, армией, но учеными, образованными людьми - никогда.

Из обращения Конфуция к правителям Древнего Китая

Основные принципы государственной образовательной политики России закреплены Законом Российской Федерации "Об образовании" (Включение 3).

          Включение 3

          ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

          1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей» жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

          2. Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

          3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням К особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

          4. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

          5. Свобода и плюрализм в образовании.

          Демократический, государственно-общественный характер управления образованием: автономность образовательных учреждений-

          Источник: Закон Российской Федерации "Об" образования" статьи 2.

Соответственно формулируются стратегические цели государственной политики России в области образования:

  • создание и реализация условий для обеспечения конституционных прав граждан на получение образования, расширения зоны самоопределения личности и сферы ее саморазвития;
  • развитие менталитета российского общества на основе общечеловеческих ценностей; формирование в общественном сознании уважения к правам личности, общественным интересам и интересам территориальных и национальных общностей;
  • формирование системы образования, способной адаптироваться к условиям и нормам жизнедеятельности людей, к новому взаимодействию теории и практики;
  • внедрение принципов развивающего образования и методологии деятельностного подхода, превращение образования в сферу освоения способов мышления и деятельности;
  • интеграция российской системы образования в мировую образовательную систему.

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти Российской Федерации. Программа предусматривает конкретные механизмы достижения поставленных стратегических целей.

Основными механизмами, обеспечивающими крупномасштабную реформу системы образования в России, являются: системы диверсификации и регионализации образования; система управления образованием, обеспечивающая его непрерывность, повышение качества образовательных программ путем реализации принципов фундаментализации, целостности и ориентации на интересы развития личности.

Одним из важнейших механизмов, затрагивающим все основные направления реформирования образовательной системы России, является ее информатизация, которая рассматривается как необходимое условие й важнейший этап информатизации России в целом. Основой перехода от индустриального этапа развития общества к информационному являются новые информационные технологии (НИТ).

Информатизация образования позволит в конечном итоге эффективно использовать следующие важнейшие преимущества НИТ:

  • возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию самообучения;
  • коренное изменение организации процесса познания путем смещения ее в сторону системного мышления;
  • создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования;
  • эффективную организацию познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса;
  • использование специфических свойств компьютера, к важнейшим из которых относятся:
  • - возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельный подход к учебному процессу во всех его звеньях в совокупности (потребности - мотивы - цели - условия - средства - действия - операции);
  • - индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ;
  • - возможность использования и организации принципиально новых познавательных средств.

информатизация образования рассматривается как одно из важнейших средств реализации новой государственной образовательной парадигмы, в рамках которой происходит пересмотр ориентиров: с прагматических узкоспециализированных целей на приобретение фундаментальных междисциплинарных знаний.

Приоритетами новой образовательной парадигмы являются:

фундаментальность, что подразумевает ориентацию на выявление глубин­ных сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира;

целостность, предполагающая внедрение в образование единых циклов фундаментальных дисциплин, объединенных общей целевой функцией и ориентированных на междисциплинарные связи;

ориентация на интересы развития личности.

Новая парадигма значительно повысит социальную значимость образова­ния благодаря обновленному содержательному, познавательному и мировоз­зренческому потенциалу его оснований.

Новые образовательные задачи требуют новых технологических решений.


3. НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ - ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ


Голая рука и представленный самому себе, разум не имеют большой силы. Дело совершается орудиями и вспоможениями, которые нужны не менее разуму, чем руке.

Френсис Бэкон


3.1. Краткая историческая справка

Разработка компьютерных технологий обучения в СССР началась в середине 70-х годов и достигла уровня массового внедрения к середине 80-х годов. На этом этапе информатизация образования развивалась в основном в высшей школе. Наибольшее распространение в то время получили автоматизированные обучающие системы, создаваемые на основе типовых программно-методических средств АОС ВУЗ, РАКУРС и др.

В период с 1979 г. по 1990 г. в рамках научно-технических программ СССР и стран СЭВ была выполнена серия работ по разработке и внедрению компьютерных технологий в практику учебных заведений разного уровня. В результате были созданы:

концепции проектирования и использования компьютерных технологий обучения;.

комплекс инструментальных программных средств: авторские языки, ориентированные на конструирование диалоговых программ учебного назначения; авторские системы (системы автоматизации конструирования учебных программ); экспериментальные экспертно-консультирующие системы (программные системы для инструментальной и методической поддержки баз знаний учебного назначения);

наборы прикладных программно-методических средств, ориентированных на изучение различных учебных дисциплин.

Созданные средства послужили эффективным инструментом для накопления, апробации и уточнения новых методов и форм обучения на всех уровнях системы образования.

Вместе с расширением сферы применения новых информационных технологий обучения претерпевает заметные изменения и наиболее употребительная профессиональная терминология. Вошел в употребление термин "новые информационные технологии обучения (НИТО)".

В России под технологией обучения понимается способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, и представляющий собой систему форм* методов и средств обучения, обеспечивающую достижение поставленных дидактических целей.

Отличительными признаками новых информационных технологий обучения являются специфическая среда, в которой она осуществляется, и связанные с ней компоненты:

  • технический (вид используемой техники);
  • программно-технологический (программные средства поддержки реализуемой технологии обучения);
  • организационно-методический (инструкции учащимся и преподавателям, организация учебного процесса);
  • предметная область знаний.

В России получили распространение автоматизированные учебные курсы, поддерживаемые компьютерами и обеспечивающие достижение одной или нескольких целей обучения. Автоматизированные учебные курсы включают в себя программы, методические и учебные материалы (слайды, печатные, аудио-, видеоматериалы и т. п.), необходимые для различных видов учебной работы.

В России получили значительное развитие работы в области дидактического программирования.. В педагогической литературе этот термин упоминают иногда в связи с проблемами и задачами отбора и структуризации учебного материала, а также оптимальной организации процесса обучения. Одна из основных задач дидактического программирования — синтез целенаправленной системы оптимального управления учебными действиями, при выполнении которых состояние знаний и умений учащегося приближается к тре-буемым.

В настоящее время просматривается тенденция к разработке и использованию авторских интегрированных сред, поддерживающих разнообразные информационные составляющие: тексты, диалоги, схемы, изображения; включающие аналитические и имитационные модели изучаемых объектов и явлений, базы данных и экспертных знаний, системы поддержки выполнения определенных профессиональных действий: научных и инженерно-технических расчетов, автоматизированного проектирования и т.д.

К настоящему времени в системе образования накоплено несколько тысяч компьютерных программ учебного назначения, разработанных в учебных заведениях России. По оценкам зарубежных экспертов, многие из них отличаются оригинальностью, высоким научным и методическим уровнем. Сертификацию, апробацию и распространение учебных программ осуществляют несколько отраслевых фондов, имеющих тесные связи с региональными, вузовскими и другими центрами новых информационных технологий. Эти центры принимают активное участие в реализации государственных научно-технических программ информатизации образования, проводят обучение и переподготовку преподавателей, оказывают помощь учебным заведениям во внедрении новых информационных технологий обучения.

3.2. Информационные технологии обучения - новые возможности учащихся и преподавателей

Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов.

Учебное моделирование способствует наглядному представлению изучаемого объекта и повышению интереса у студента к этой форме обучения, а изучение процессов в динамике - более глубокому усвоению учебного материала.

Поскольку само моделирование становится учебной целью для ряда дисциплин, в России разрабатываются инструментальные программные средства, позволяющие преподавателям и студентам разрабатывать и модифицировать учебные модели в интерактивном режиме без необходимости программирования.

Дополнительные дидактические возможности обеспечиваются такой разновидностью моделей, как игровые задачи. Возникающее при этом общение выступает как одна из форм самовыражения личности в процессе информационного взаимодействия с компьютером и коллегами. По мнению российских экспертов, особенно эффективны деловые игры, ориентированные на получение лучших результатов решения сложных однотипных задач конкурирующими группами учащихся.

Информационные технологии обучения дают возможность преподавателю для достижения дидактических целей применять как отдельные виды учебной работы, так и любой их набор, т.е. спроектировать обучающую среду. Ориентированные на преподавателя инструментальные средства позволяют ему оперативно обновлять содержание автоматизированных учебных и контролирующих программ в соответствии с появлением новых знаний и технологий.

Преподаватель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого, творческого поиска и организации их совместной работы, разработки и выбора наилучших вариантов учебных программ. Преподаватель становится основным поставщиком предметных целей обучения с учетом неоднородности и значимости учебных дисциплин (гуманитарных, экономических, естественно-научных и т.д.) в конкретном учебном заведении. Открывается возможность отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавателя, предоставив ему интеллектуальные формы труда. Информационные технологии освобождают преподавателя от изложения обучаемым значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков.

Внедрение в учебный процесс гипертекстовых технологий обеспечило учащимся и преподавателям принципиально новые возможности работы с текстовыми документами. Технологии мультимедиа не только превратили компьютер в полноценного собеседника, но и позволили учащимся, не выходя из учебного класса (дома), присутствовать на лекциях выдающихся ученых и педагогов, стать свидетелями исторических событий прошлого и настоящего, посетить самые значительные музеи и культурные центры мира, самые удаленные и интересные в географическом отношении уголки Земли.

Совершенно новые возможности для учащихся и преподавателей открыли телекоммуникационные технологии. Наблюдения специалистов показали, что работа в компьютерных сетях актуализирует потребность учащихся быть членом социальной общности. Отмечается улучшение грамотности и развитие речи детей через телекоммуникационное общение, повышение их интереса к учебе и, как следствие, общий рост успеваемости. Получают все большее распространение международные телекоммуникационные проекты. С использованием новых информационных технологий проводятся межрегиональные и международные олимпиады, в которых российские школьники традиционно показывают высокие результаты. . Учащиеся,, получая доступ в профессиональные банки и базы данных, Овладевают научными проблемами,, разработки которых еще не завершены, работают небольшими исследовательскими коллективами," делятся результа-. тами с другими исследователями в той же области. Использование хорошо структурированной информации, хранящейся в базах, данных, служит, средством проверки собственных гипотез, помогает учащимся запомнить информацию, способствует формированию приемов выполнения логических операций анализа, сравнения и др.

Преподаватели, благодаря доступу к сетям телекоммуникаций, не только существенно повышают свою информационную вооруженность, но и получают уникальную возможность общения со своими коллегами практически во всем мире. Это создает идеальные условия для профессионального общения, ведения совместной учебно-методической и научной работы, обмена учебными разработками, компьютерными программами, данными и т. п.

В последние годы в России расширяется использование компьютеров в дошкольных образовательных учреждениях. Разрабатываются методики, направленные на развитие детей с учетом их возраста и индивидуальных способностей, организацию их общения. Особое Внимание уделяется использованию современных информационных технологий при решении задач интеграции детей с ограниченными возможностями в жизнь современного общества. Для этой группы детей информационные технологии часто являются единственным средством получения полноценного образования, конкурентоспособной профессии и просто общения.

3.3. Эффективность обучения с использованием НИТ

Определение эффективности какого-либо метода, технологии обучения включает измерение достигнутого результата, затрат материальных ресурсов и времени на его достижение. Результаты обучения измеряют либо по результатам контрольных работ в баллах, либо по результатам тестирования в процентах решенных задач. При этом обычно сравнивают группы учащихся, пользовавшихся и не пользовавшихся компьютерными средствами поддержки обучения.

Оценку эффективности компьютерных методов обучения дают обычно в сравнении с так называемыми традиционными методами и ограничиваются измерением результата обучения, иногда учитывая и затраты времени учащихся. Применение такого подхода к оценке Информационных технологий в обучении подразумевает, что последние не. вносят ничего нового в цели и задачи обучения. На самом деле, внедрение информационных технологий качественно меняет самообразование, трансформируя его в соответствии с общими принципами информатизации, общества на пути его развития в информационное общество. И это один из важнейших аспектов внедрения НИТ в образование.

Тем не менее сравнение эффективности традиционных и новых технологий обучения весьма интересует специалистов. В России регулярно проводятся научно-практические конференции, посвященные вопросам повышения эффективности НИТО, эта тема активно обсуждается специалистами в научных изданиях, разрабатываются и апробируются методики оценки эффективности НИТО.

По мнению российских экспертов, новые информационные технологии обучения позволяют повысить эффективность практических и лабораторных занятий по естественнонаучным дисциплинам не менее, чем на 30%, объективность контроля знаний учащихся — на 20-25 %. Успеваемость в кон трольных группах, обучающихся с использованием НИТО, как правило, выше в среднем на 0,5 балла (при пятибалльной системе оценки). Скорость накопления словарного запаса при компьютерной поддержке изучения иностранных языков повышается в 2-3 раза.

Новые информационные технологии позволяют решать ряд принципиально новых дидактических задач:

изучение явлений и процессов в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования моделирования;

представление в удобном для изучения масштабе времени различных физических, химических, биологических и социальных процессов, реально протекающих с очень большой или слишком малой скоростью.

Это позволяет внедрить в учебный процесс занятия и лабораторные работы с использованием компьютерных моделей очень дорогого, порой уникального оборудования, недоступного учебным заведениям. В таких случаях можно говорить о прямой экономической эффективности внедрения НИТ, но, как правило, это гипотетическая эффективность, так как сравнивать в реальности не с чем — без применения НИТ такие лабораторные работы реализовать на практике обучения было бы просто невозможно.

4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ


Есть правила для выбора решения, но нет правил для выбора этих правил.

Энон


Сегодня общепризнано, что информация и ее высшая форма — знания являются решающим фактором, определяющим развитие общества в целом. Для того, чтобы гигантские объемы информации и знаний, создаваемых в ходе современной информационной революции, были эффективно использованы для решения реальных проблем и преодоления реальных трудностей, России необходимо на деле осуществить интенсивную, согласованную, реально выполнимую информатизацию общества:
  • создать правовые, экономические, технологические, социальные и профессионально-образовательные условия для того, чтобы необходимая для решения социальных и личных проблем информация была доступна в любое время, в любой точке, любому потенциальному пользователю;
  • создать технологические условия, аппаратные и программные средства, телекоммуникационные системы, обеспечивающие выполнение предыдущего пункта;
  • обеспечить индустриально-технологическую базу для производства в рамках международного разделения труда национальных конкурентоспособных информационных технологий и ресурсов;
  • обеспечить первоочередное развитие структур, институтов и механизмов, прежде всего в науке и образовании, гарантирующих опережающее (по сравнению с другими сферами - политической, экономической и социальной) производство информации и знаний;
  • подготовить квалифицированные кадры;
  • реализовать комплексное внедрение информационных технологий в сферу производства, управления, образования, науки, культуры, транспорта, энергетики и т.д.

Осуществление информатизации общества требует особой информационной политики, основные положения которой применительно к системе образования России концептуально осознаны и сформулированы. Разработан и осуществляется ряд государственных межотраслевых научно-технических программ, предусматривающих выполнение широкомасштабных проектов - информатизации образования по следующим основным направлениям:
  • совершенствование базовой подготовки учащихся по информатике и НИТ;
  • совершенствование системы подготовки и переподготовки преподавательских кадров в области НИТ;
  • информатизация процесса обучения и воспитания;
  • оснащение системы образования техническими средствами информатизации;
  • создание современной национальной информационной среды и интеграция в нее учреждений образования;
  • создание на базе НИТ единой системы дистанционного образования в России;
  • участие России в международных программах, связанных с НИТ в образовании.

4.1. Базовая подготовка по информатике как основа информатизации общества и достижения нового качества образования

В историческом аспекте в становлении базовой подготовки по информатике в России можно выделить три периода: до 1985 г., 1985-1990 гг. и с 1991 г. по настоящее время.

До 1985 г. подготовка по базовой информатике велась только в высших учебных заведениях, в которых для инженерных, экономических и физико-математических специальностей читались учебные дисциплины "Вычислительная техника в инженерных и экономических расчетах", "Основы вычислительной техники и программирования", "Алгоритмические языки и программирование" и им подобные. Программы этих учебных дисциплин разрабатывались методическими советами при Минвузе СССР, были типовыми и обязательными для всех вузов, за исключением нескольких десятков, отнесенных к категориям ведущих, которым было предоставлено право учить по нетиповым программам.

Изучение информатики в средней общеобразовательной школе России осуществлялось факультативно в тогда же сформировавшихся первых центрах информатизации школьного образования в Москве, Новосибирске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге.

Первое учебное пособие для школьного курса "Основы информатики и вычислительной техники" было разработано авторским коллективом под руководством академика А. П. Ершова в 1986 г.

Для обеспечения подготовки по информатике учащихся и студентов системы среднего и высшего образования в 1985-1988 гг. были выпущены комплексы учебных пособий по базовой информатике, системам автоматизированного управления и проектирования, микропроцессорной технике. К подготовке этих учебных пособий были привлечены лучшие специалисты и преподаватели системы профессионального образования.

В 1986-1988 гг. была организована массовая подготовка преподавателей всей системы образования России в области использования вычислительной техники.

В 1987 г. была разработана концепция преподавания базовой информатики, охватывающая все уровни образования. Это позволило согласовать содержание подготовки и обеспечить его преемственность и непрерывность изучения на всех уровнях образования/Реализация этих ключевых принципов достигалась за счет отказа от разработки учебных программ и планов, непременно ориентированных на определенные уровни образования. Ставилась задача разработать, насколько это было возможно, независимую от учреждений и уровней образования структуру содержания подготовки по информатике для непрерывного ее изучения: от освоения техники вычислений с использованием микрокалькуляторов д© высших ступеней профессионального использования ВТ, предполагавших умение программировать, разрабатывать и встраивать в приборы и оборудование микропроцессорные устройства, раз-рабатывать системы автоматизации проектирования в своей профессиональной области и т.п. Программа подготовки по информатике была структурирована по возрастным ступеням, освоение которых должно было завершаться на этапе получения общего среднего образования, и уровням, изучение которых, как правило, совмещалось с получением высшего или среднего профессионального образования. Структурный состав и взаимосвязь возрастных ступеней и уровней подготовки по информатике иллюстрирует рис. 2.

Подготовка по информатике подразделялась на базовую и специальную. Цель базовой подготовки - дать обучаемым знания по основам информатики и вычислительной техники, необходимые в дальнейшем для получения специальной подготовки в таких областях применения вычислительной техники, как проектирование систем обработки информации и микропроцессорных систем, автоматизация управления и проектирования и т.д.

Одним из важнейших элементов разработанной системы был справочник квалификационных требований к подготовке по информатике выпускников высшей и средней профессиональной школы (фрагменты строки из этого справочника приведен на рис. 3). В этом справочнике для каждой специальности системы профессионального образования были указаны рекомендуемые уровни базовой и специальной подготовки по направлениям:

  • микропроцессорная техника (МПТ);
  • системы автоматизированного проектирования (САПР);
  • автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП);
  • автоматизированные системы научных исследований (АСНИ).
  • Для каждого уровня базовой и специальной подготовки были разработаны:
  • фрагмент деятельностной характеристики (перечень знаний, умений и навыков, которые должен обрести учащийся, получая базовую или специальную подготовку соответствующего уровня);
  • наименования и программы изучаемых учебных дисциплин, их объем в часах, рекомендации по составу и объему практической работы на компьютерах и в специализированных лабораториях;
  • теоретические и практические учебные пособия;
  • рекомендации по техническому оснащению компьютерных учебных классов и специализированных вычислительных лабораторий.

Схема формирования программы подготовки учащихся по информатике с использованием разработанного комплекса учебно-методических документов приведена на рис. 3.



Разработанную и внедренную во второй половине 80-х годов концепцию формирования содержания подготовки по информатике в системе образования России отличала компетентность, нацеленность на перспективные требования к знаниям, навыкам и умениям учащихся, завершенность с точки зрения ее учебно-методического обеспечения, что позволило в основных чертах сохранить ее актуальность до настоящего времени.

С конца 80-х годов претерпевает существенное изменение содержание курсов базовой информатики на всех уровнях образования, уменьшается количество учебных часов, отводимых на изучение программирования. Все больше внимания уделяется изучению новых информационных технологий. Нацеленность на изучение в курсах базовой информатики новых информационных технологий, признание высокого развивающего потенциала информатики и ее особой роли в формировании современного информационного общества стали исходными положениями при разработке современной концепции преподавания базовой информатики в учебных заведениях России.

Отличительными особенностями современной концепции преподавания информатики в учреждениях образования России являются:

  • признание высокого развивающего потенциала информатики и придание ей статуса фундаментальной дисциплины;
  • соответствующее современным воззрениям представление о структуре предметной области информатики (рис. 4.);
  • модульное представление изучаемой предметной области в отличие от ранее использовавшегося дисциплинарного;
  • использование современных информационных технологий системного модульного формирования содержания подготовки, основанных на дея-тельностном подходе и позволяющих, исходя из государственных образовательных стандартов, сформировать программу, ориентированную на характеристики будущей профессиональной деятельности обучаемого с учетом его личностных интересов и особенностей;
  • ориентация на новые информационные технологии обучения.

В плане реализации современной концепции существенно видоизменяются школьные курсы информатики, изучение которой разбивается на три этапа:
  • пропедевтический этап (I-VI классы) предусматривает знакомство школьников с компьютером, формирование первых элементов информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и т.п.;
  • на втором этапе (VII-IX классы) осваивается базовый курс, обеспечивающий овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в учебных целях;
  • третий этап (X-XI классы) обеспечивает продолжение изучения информатики в курсе, дифференцированном по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки школьников.

Для обеспечения школьных курсов базовой информатики учебными пособиями ведется работа по подготовке программно-методических материалов по экспериментальному сквозному курсу "Информационная культура" (I-XI классы). Подготовлены учебные пособия "Алгоритмика" (V-VII классы), "Информатика" (VII-IX классы), "Основы информатики и вычислительной техники" (X-XI классы).

Интересным аспектом современной концепции является разрабатываемый для нее механизм актуализации содержания подготовки, адекватной темпам развития средств информатизации и технологий. Образовательные стандарты пересматриваются раз в 5 лет, что чрезвычайно редко для такой динамичной области знаний, как информационные технологии. Решение состоит в том, что стандарты регламентируют требования к знаниям фундаментальных разделов информатики и определяют лишь состав информационных технологий, которыми должен овладеть обучающийся. При этом учебные модули, обеспечивающие изучение и освоение технологий, могут выбираться из достаточно широкого спектра с учетом имеющейся в учебном учреждении технической юазы, готовности педагогического персонала и т. п. С другой стороны, каждый учебный модуль из рекомендуемого набора характеризуется, в частности, индексом его актуальности. Таким образом, разные учебные программы, сформированные из таких учебных модулей, могут удовлетворить требованиям стандарта, но при этом иметь разный рейтинг актуальности, который в конечном итоге сказывается на рейтинге учебного заведения.

4.2. Информатизация процесса обучения

Разработка и внедрение в учебный процесс информационных технологий обучения осуществляется в соответствии с государственными научно-техническими программами, в выполнении которых принимают участие учебные заведения, региональные центры информатизации и научно-исследовательские организации, занимающиеся проблемами образования и новыми информационными технологиями.

В условиях острого дефицита ресурсов и средств при разработке научно-технических программ развития НИТ в образовании учитываются следующие приоритеты:

  • разработка и внедрение информационных технологий учебного назначения;
  • разработки, имеющие максимально широкое применение в учебном процессе, ориентированные на курсы, занимающие значительную долю учебного времени: дисциплины базовых образовательных циклов (естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического, общетехнического);
  • проекты, предусматривающие создание программно-методических комплексов, что особенно важно для дисциплин, переживающих смену научно-методической и учебно-методической базы;
  • научно-исследовательские разработки, направленные на научное сопровождение и научно-методическое обеспечение процесса информатизации образования.

Чрезвычайно важной составляющей информационной политики России в образовании является разработка и внедрение дополняющих образовательные стандарты государственных информационных технологий тестирования усвоения знаний на всех уровнях системы образования.

4.3. Новые информационные технологии в управлении образованием

В рамках реформы системы образования России идет и реформа управления системой, поиск'наиболее рациональных, а в перспективе оптимальных соотношений централизации и децентрализации управления, которые должны обеспечить обоснование стратегических целей образования, с одной стороны, и демократизацию управления, расширение самостоятельности регионов и учреждений образования - с другой.

В настоящее время в России выполняется достаточно много практических разработок в области автоматизации управленческой деятельности, однако в большинстве своем они представляют собой одиночные автоматизированные рабочие места служащих или, в лучшем случае, автоматизируют отдельные функции управленческих учреждений. Для обеспечения эффективности функционирования управленческого сектора необходимо развить информационную инфраструктуру организационно-управляющей сферы на основе НИТ.

С этой целью создаются информационные банки данных и знаний, накапливающие нормативную, справочную, инструктивную, фактографическую и другую информацию. Создаются средства анализа деловой и другой информации, связанной с деятельностью учебных заведений.

В рамках приведенных направлений на уровне учебных заведений разрабатываются взаимоувязанные компьютерные системы, обеспечивающие автоматизацию функции управления учебным процессом, что позволит, кроме всего прочего, сократить накладные расходы на организацию управления учебным процессом в образовательном учреждении. В рамках этого направления предусматриваются разработка электронных средств доступа к библиотечной и справочной информации, вычисление рейтинга каждого обучаемого и учебного заведения.

Для управления качеством учебного процесса создаются информационные системы мониторинга государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональные компоненты.

В рамках разработки -научных основ управления образованием разрабатываются и исследуются модели территориально-регионального размещения учреждений образования, их оперативного перепрофилирования с учетом меняющегося характера производства и рынка.

Важнейшими принципами реализации информатизации образования России являются системность, плановость, концептуальное обоснование и этапность работ, охватывающих основные направления деятельности в системе образования:

  • обучение и воспитание;
  • научные исследования;
  • управление системой.

При этом информатизация образования сможет дать необходимый социальный и экономический эффект лишь при условии, что создаваемые и внедряемые информационные технологии не станут инородным элементом в традиционной системе образования, а будут естественным образом интегрированы в него, сочетаясь с традиционными технологиями обучения.

Информатизация образования требует весьма значительных материальных и финансовых ресурсов, сравнимых по объему с годовым национальным доходом страны. Поэтому в России на практике реализуется так называемая островная информатизация, что означает:

выделение в системе образования ключевых организационных, учебных, социальных и управленческих структур, допускающих интегральную информатизацию и способных служить "островами", начиная с которых может начать развертываться процесс глобальной информатизации образования;

организация проведения и обеспечения в этих подструктурах процесса системной интеграции информационных технологий;

создание и поддержку условий, обеспечивающих по принципу цепной реакции распространение процесса разработки, развития и использования информационных технологий с "островов" информатизации на систему образования.

4.4. Создание современной информационной среды - важнейшее условие информатизации образования

Создание современной образовательной информационной среды невозможно без интеграции России в мировую информационную систему и обеспечения доступа к современным информационным супермагистралям, к международным базам данных в области образования, науки, промышленности, культуры, здравоохранения и др.

Наискорейший способ включения в мировую образовательную систему - создание субъектам образования России условий для использования глобальной компьютерной сети Internet.

В Российской Федерации создана сеть Relcom. Она подключена к Internet и имеет порядка ста региональных узлов, связанных между собой через центральный узел в г. Москве. Для работы используются в основном коммутируемые телефонные линии и специализированная телефонная сеть. Через Relcom возможен обмен почтовыми сообщениями с такими сетями, как Internet, Uunet, BITnet, COMPUSERVE и др. Около 3000 различных организаций более чем в 250 городах СНГ имеют абонентские пункты сети Relcom. Общее количество пользователей сети составляет более десяти тысяч.

В дополнение к Relcom в ее рамках была создана подсеть RELARN, используемая для исследований и обучения (любая коммерческая деятельность запрещена), которая финансируется государством. Скорость Передачи информации в Relcom довольно высока: в течение нескольких часов информация доходит до любого уголка мира.

Одним из крупных проектов информатизации образования в России является создание федеральной университетской компьютерной сети RUNNet. В качестве транспортной среды выбрано использование спутниковой связи, позволяющей охватить всю территорию России с размещением приемно-передающих станций во всех федеральных узлах. Москва и Санкт-Петербург образуют распределенное ядро RUNnet. Московский узел является центром кооперации с иными российскими сетями, Санкт-Петербургский узел обеспечивает выход в Internet через волоконно-оптический кабель и скандинавские сети FUNET/NORDUnet.

Кроме упомянутых основных типов сетей, в России создаются и используются и другие сети, но все они строятся как части единой информационной среды, объединяющей информационные ресурсы различных учреждений образования, а также составляющих основу информатизации образования более 150 центров новых информационных технологий, относительно равномерно распределенных по территории страны.

Поиск экономически приемлемого варианта создания информационной среды показал, что наиболее эффективным является выделение части информационного ресурса какой-либо большой сети на образовательные нужды и создание на этой основе виртуальной сети системы образования. При таком подходе затраты со стороны образовательных структур России сведутся, в основном, к приобретению и установке пользовательских станций, что даже при весьма стесненных экономических условиях, в которых сегодня находятся учебные заведения России, является реализуемой задачей.

Для этих целей используется наземная станция "Славянка", разработанная в конструкторском бюро Московского энергетического института (технический университет). Основной критерий ее создания - максимальная дешевизна при сохранении для пользователя необходимых эксплуатационных характеристик.

В настоящее время информационный обмен в интересах системы образования ведется через два спутника-ретранслятора "Горизонт", зоны покрытия которых охватывают Евразию, Северную Африку, Северную Америку и при использовании более эффективной антенной техники — восточную часть территории США.

Таким образом, имеющиеся технические заделы, накопленный в течение последних лет опыт эксплуатации космических информационных систем, работающих через российские геостационарные спутники-ретрансляторы, позволяют уже сегодня приступить к развертыванию российской космической сети дистанционного образования, интегрированной в международные образовательные сети. Даже при нынешней ситуации с финансовым обеспечением эта задача может быть, в основном, решена за 2-3 года.

4.5. Программа создания единой системы дистанционного образования России

Федеральная программа развития единой системы дистанционного образования (СДО) России разрабатывается с 1995 г. СДО дополняет очную и существующую в России с 1927 г. заочную формы обучения, совершенствуя и развивая их, способствует интеграции различных образовательных структур и развитию истинно демократичной, распределенной по территории России системы непрерывного образования граждан. Если существующая система в определенной степени ограничивает доступ к профессиональному среднему и особенно высшему образованию, то создаваемая единая система дистанционного образования России не имеет границ, это — система образования для всех и на протяжении всей жизни.

Спрос на ДО в России оценивается как соизмеримый с потребностями образования по дневной форме обучения, т. е. составляет примерно 1,5 млн. учащихся в год. Кроме того, по оценкам Федеральной службы занятости населения, в России ежегодно требуется переподготавливать около 2 млн. специалистов, вынужденных менять профиль работы вследствие закрытия или перепрофилирования предприятий, вынужденной миграции населения и других причин. Крупными потребителями системы ДО могут стать русскоязычное население в зарубежных странах и лица, для которых русский язык является вторым основным языком. Как значительный оценивается и спрос на услуги российской СДО со стороны граждан зарубежных стран.

В отличие от традиционных систем дистанционное образование позволяет построить для каждого обучающегося индивидуальную траекторию обучения, пройти ее, обращаясь к созданной для этого специальной информационной среде, удовлетворить потребности в образовательных услугах в том режиме, в котором это наиболее удобно и комфортно.

Особенно привлекательными характеристическими чертами учебного процесса в СДО являются его гибкость, адаптивность, модульность, экономическая эффективность, ориентация на потребителя, опора на передовые коммуникационные и информационные технологии. Система дистанционного образования России создается как ЕДИНАЯ, что подразумевает:

  • единство организационных, учебно-методических и других принципов создания СДО в целях обеспечения наиболее полной реализации интересов государства и граждан;
  • создание сети государственных региональных и отраслевых центров ДО, обеспечивающих проведение государственной политики по созданию СДО в отраслях и регионах;
  • создание доступного для всей системы ДО федерального банка учебных курсов, имеющих единую сертификацию, авторское и учебно-методическое сопровождение, доступных по телекоммуникационным сетям образовательных ресурсов (банков и баз знаний и данных учебного назначения);
  • создание Российского университета дистанционного образования (распределенного университета), объединяющего ресурсы множества образовательных учреждений всех форм собственности, входящих в систему ДО.

Гражданам, прошедшим обучение в образовательных учреждениях в составе Российского университета ДО, будут вручаться дипломы государственного образца.

Создаваемая и России единая система дистанционного образования должна обеспечить:

  • широкомасштабную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов для кадрового обеспечения конверсионных, образовательных, региональных и других государственных и общественных программ;
  • качественно новый уровень академической мобильности студентов, предоставляя им возможность для перехода с одной образовательной программы на другую; из одного учебного заведения в другое для продолжения образования, одновременного обучения в различных учебных заведениях, в том числе зарубежных;
  • предоставлять возможность получения образования лицам с физическими недостатками, не имеющим возможности обучаться в традиционной системе;
  • высокое качество образования за счет реализации комплексных образовательных программ, основанных на лучших традициях отечественного образования, международном опыте использования передовых информационных технологий;
  • расширение географии высшей школы России, выход на новые рынки образовательных услуг в стране и за рубежом;
  • доступность высшего образования для иностранных граждан (стран СНГ и развивающихся стран), преодоление изолированности отечественной системы образования от мировой образовательной системы, в том числе и на языковом уровне;
  • снижение социальной напряженности в крупных городах, возникающей в связи с миграцией молодежи (в том числе и не достигшей совершеннолетия) с целью получения образования в ведущих вузах страны;
  • возможность получения образования по месту жительства и решение тем самым социальных проблем, связанных с существующей диспропорцией в размещении высших учебных заведений на территории России;
  • возможность осуществлять продвинутое образование особо одаренных детей и подростков независимо от места их проживания и удаленности от традиционных академических и университетских центров.

Программа создания единой системы дистанционного образования России должна быть выполнена к 2000-му году, она предусматривает решение следующих первоочередных задач:
  • формирование организационно-управленческих структур СДО;
  • разработка научно-методического обеспечения системы;
  • развитие материально-технической базы;
  • кадровое обеспечение;
  • развитие информационных технологий, сред и коммуникационной инфраструктуры для реализации образовательных технологий;
  • разработка нормативно-правового обеспечения;
  • развитие международных связей в области СДО.

Развитие национальных систем ДО будет способствовать интеграции образовательных систем в мировую, что является одним из важнейши**признаков эволюции мирового сообщества. (Система ДО позволит использовать образование как инструмент смягчения геополитических проблем, и прежде всего проблем русского населения за пределами России. Интенсифицируется процесс взаимодействия с зарубежными учебными заведениями и ассоциациями типа Open University UK., ICDE (International Council for Distance Education); EDEN (European Distance Education Network); EADTU (European Association of Distance Teaching Universities) и др. При этом появляется возможность организации оперативного сотрудничества в доле разработки программно-методических материалов и совместного использования сложных технических средств дидактической коммуникации.

Единая система дистанционного образования России строится как открытая система. Россия предоставляет свои индустриальные, технические и образовательные возможности всему мировому сообществу и приглашает все страны к равноправному сотрудничеству, одним из интереснейших результатов которого станет накопление капитала знаний всего человечества.

4.6. Участие России в международных программах, связанных с НИТ в образовании

Сегодня Россия поддерживает международные образовательные связи со 126 странами мира. Российская высшая школа разрабатывает и участвует в реализации многочисленных совместных проектов, при этом их значительная часть выполняется при участии ЮНЕСКО и ЮНИДО и ориентирована на интеграцию национальных систем дистанционного образования. Достижению этой цели призвано служить осуществление глобальной международной программы "Открытая образовательная система XXI века", инициатором которой является Россия.

Данная программа включает в себя два базисных проекта: "ЮНЕСКО — ЮНИДО — Россия: Всемирный Технологический Университет" и "Дистанционное образование в новой информационной среде" (DESCOP). Меморандум о взаимопонимании между ЮНЕСКО, ЮНИДО и Госкомвузом России, которым предусматривается реализация этой программы, был подписан в Париже в ноябре 1995 г. Программа открыта для вхождения в нее с соответствующими проектами всех государств, организаций и учреждений, заинтересованных в формировании новой образовательной системы.

Всемирный технологический университет ЮНЕСКО-ЮНИДО-Россия станет инновационным учебным заведением, проводником принципов строительства "культуры мира", центром деловой активности и объединения усилий технологических университетов, научных и промышленных организаций стран мирового сообщества по системному решению неотложных программ науки, производства и образования. Всемирный Технологический Университет - университет распределенного типа, участниками которого станут классические технические и технологические университеты, академии, институты, отраслевые научно-исследовательские институты, центры науки и культуры, международные и региональные ассоциации и общества по инженерному образованию, а также правительственные, неправительственные и общественные образовательные, научные, промышленные организации.

Одним из важнейших направлений деятельности Всемирного Технологического Университета станет разработка и внедрение новейших информационных технологий, применяемых в образовании. Одновременно в ходе учебного процесса в Университете будут активно использоваться современные информационные технологии.

Целью реализации международного проекта "Дистанционное образование в новой информационной среде" (DESCOP) является создание общего образовательно-информационного пространства, обеспечивающего доступ к компьютерным информационным источникам, традиционным и электронным библиотекам, видео- и аудиотекам для обучаемых и преподавателей, которые будут общаться посредством систем, основанных на космических технологиях и других современных средствах связи.

Оба вышеназванных проекта, легших в основу программы "Открытая образовательная система XXI века", были приняты на 28-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (Париж, октябрь — ноябрь 1995 г.) и одобрены на 6-й сессии Генеральной конференции ЮНИДО (Вена, декабрь 1995 г.). 28-я Генеральная конференция ЮНЕСКО также поддержала инициативу России и учредила исследовательский проект "Технология мультимедиа и развитие личности". Работа по этому проекту объединит творческие коллективы России и их зарубежных партнеров для решения важнейшей проблемы — определения адекватных психологических и экологических условий применения новейших средств информационных технологий в обучении и формировании мировоззрения учащегося.

Россия намерена расширить свое участие в совместных программах ЮНЕСКО и ЮНИДО по обмену информацией и информационными технологиями, увеличить свой вклад в развитие международных информационных сетей, необходимых для формирования глобальной образовательной системы, способной обеспечить каждому реальный доступ к любым формам и уровням образования, включая профессиональную подготовку.

Оптимистичное отношение к будущему этих и подобных проектов основано на реальных результатах, достигнутых в ходе реализации Россией ряда совместных образовательных проектов.

Так, активные усилия высшей школы России в области развития дистанционного образования были поддержаны пилотным проектом ТАСИС "Подготовка менеджеров в России с использованием дистанционных методов обучения".

В соответствии с соглашением между Россией и Международным институтом планирования образования (ЮНЕСКО/МИЛО) в течение 1995 г. активно апробировалась возможность использования российской системы дистанционного образования для обучения студентов и преподавателей 10 российских университетов по курсу "Менеджмент высших учебных заведений":

Университеты были выбраны таким образом, чтобы представить различные регионы по всей территории России - от Москвы и Санкт-Петербурга до Якутии и Дальнего Востока. Программа курса разработана специалистами МИПО и Госкомвуза России. Курс состоит из 10 интерактивных занятий по 80 минут каждое. Госкомвуз в согласованное время обеспечивает использование для обучения спутниковой связи.

Международные образовательные проекты с применением НИТ широко ведутся в средних образовательных учреждениях России. Среди наиболее успешных можно назвать экологические телекоммуникационные проекты, в которых школьники ведут экологический мониторинг и обмениваются результатами по электронной почте. Один из них — проект Национального географического общества CPIA "Детская сеть Киднет". Этот проект (телекоммуникации в нем работают, осуществляются в сети Sprint) ведется в России в течение 7 лет, сейчас в нем работают школы 10 городов России — Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Обнинск, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Якутск, Красноярск.

Другой проект - Global Lab, начатый совместно российскими (ИНТ) и американскими (TERC) учеными, лег в основу проекта Glob, соглашение о совместном проведении которого в этих странах подписано комиссией Гора — Черномырдина.

Проводимая Правительством России политика интеграции российской информационно-образовательной системы в международную информационную среду облегчит доступ к лучшим мировым образовательным программам и -будет способствовать распространению российской дидактической продукции с помощью международной системы образовательных услуг.

Вхождение в международное образовательное пространство предполагает использование сопоставимых параметров сбора и обработки информации. Работа по этому направлению осуществляется в рамках проекта ТАСИС "Сбор данных и их статистическая обработка в системе среднего и высшего образования".

Необходимыми условиями интеграции российского образования в мировую информационную среду являются:

  • создание ядра коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективный обмен, информацией;
  • использование международных стандартов в информационных сетях;
  • оформление допуска российских пользователей в компьютерные сети западных стран.

Стремясь найти эффективные пути интеграции в мировую информационно-образовательную среду, Россия принимает активное участие в разнообразных видах деятельности международных организаций, включая:
  • проведение конференций, семинаров, школ, рабочих встреч;
  • обмен информационными материалами;
  • разработка международных словарей и тезаурусов;
  • подготовка кадров;
  • разработка международных образовательных программ и систем;
  • координация международных проектов.


*

Придавая большое значение развитию и интенсивному использованию новых информационных технологий в образовании, Россия рассматривает их не как самоцель, а как средство формирования основ образования для XXI века, которое призвано быть образованием для всех, должно быть многовариантным, адекватным культурному и этническому многообразию человечества, удовлетворяющим разнообразные потребности социально-профессиональных и конфессиональных групп, равно как и индивидуальные культурные запросы.

Список источников

1. Закон Российской Федерации "Об образовании". 1996 г.

2. Федеральная программа "Развитие образования в России". 1995 г.

3. Высшее образование России: состояние и перспективы развития. — М.: НИИ высшего образования, 1995 г.

4. Анализ и прогноз развития информатизации образования в системе Минобразо¬вания России. Аналитический отчет. — М.: Институт информатизации образования, 1995 г.

5. Концепция информатизации высшего образования РФ. — М.: Пресс-сервис, 1994 г. б. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе. - М.: РосНИИСИ. 1993 г.

7. Концепция развития сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации. — М.: Госкомвуз России, 1994 г.




&copy Информационное общество, 1996, вып. 1, с. 3-30.