О журнале
Рекомендации
Региональные информационно-аналитические центры: структура и задачи
Егоров И.И.
_____________________________
Егоров И.И.
Рассказывается о главных направлениях деятельности информационно-аналитических центров регионов, их первоочередных задачах при выходе на информационный рынок.
На наш взгляд, уже в ближайшее время возможно и необходимо создание в большинстве регионов России информационно-аналитических центров (РИАЦ), имеющих государственную или акционерную форму собственности (в последнем случае с привлечением средств банков, страховых, финансовых компаний и фондов, промышленных предприятий) в целях оказания комплекса услуг в сфере ситуационного анализа, оперативного и стратегического прогнозирования, поиска проблемных областей, подготовки вариантов управляющих решений, информационно-аналитического мониторинга для широкого круга пользователей, на основе интегрированных информационных ресурсов региона.
Еще сравнительно недавно в ряде регионов России предпринимались усилия по созданию в качестве опорных центров региональной информационной инфраструктуры информационно-аналитических организаций и фирм, которые, как предполагалось, становились бы собственниками наиболее важных баз и банков данных региональной экономической, коммерческой, социально-политической, экологической информации и обеспечивали бы пользователям доступ к ним на платной основе.
Одним из вариантов создания подобных информационных монополий было учреждение акционерных обществ, в качестве учредителей которых выступали (российское законодательство это позволяло) организации, отвечающие за создание (генерацию) и актуализацию наиболее значимых баз и банков региональной информации - областные центры занятости населения, Комитеты по управлению имуществом, торгово-промышленные палаты, территориальные управления статистики Госкомстата РФ, ведущие вузы, коммерческие фирмы, работающие на рынке информационных услуг. При этом подразумевалось, что информационные ресурсы будут передаваться в пользование или собственность новорожденным фирмам в качестве взноса в уставной фонд. Как показала практика, этот путь оказался тупиковым. Не решались проблемы ведения и актуализации баз данных, а у их создателей ("генераторов") не возникало реальных экономических стимулов передавать свои информационные фонды без надежды на доходы от их коммерческого использования.
Проблема состоит сегодня в создании на базе существующего в регионах научного потенциала интеллектуальных центров информационной инфраструктуры. Основная их цель - осуществление на основе интегрированных (не в форме создания информационных "монстров"-монополистов, а с применением сетевых технологий и использования распределенных баз данных) информационных ресурсов комплексного Многовариантного анализа применяемых решений и выработки рекомендаций для лиц, принимающих решения.
Региональные распределенные информационно-аналитические сети в своих вершинах должны иметь подобные крупные аналитические центры, имеющие все необходимое материально-техническое, технологическое и кадровое обеспечение для выполнения наиболее важных и сложных аналитических и экспертных заказов. Прообразами подобных структур являются создаваемые в крупных российских городах аналитические центры при местных администрациях.
Сегодняшний уровень сложности экономических и социально-политических процессов явно требует иных подходов при организации подобных центров. На основе опыта работы наиболее крупных аналитических центров федерального и регионального уровня можно определить круг задач, стоящих перед аналитическими службами областного уровня и предложить несколько вариантов и функциональной структуры.
К главным задачам региональных информационно-аналитических центров (РИАЦ) следует отнести:
информационно-аналитический мониторинг экономической, социально-политической, криминогенной, экологической ситуации в регионе (городе), который, кроме комплексного сбора, фильтрации и накопления информации, включал бы такие важнейшие составляющие, как анализ, диагностику, моделирование и прогнозирование;
поиск и обнаружение проблемных областей в сфере регионального управления, а также методов их решения;
анализ работы территориальных органов управления, разработка рекомендаций по оптимизации организационной структуры управления регионом;
экспертиза важнейших управленческих решений, инвестиционных проектов, готовящихся к принятию местными органами государственной власти нормативных документов;
подготовка и обоснование на основе имеющейся информации альтернатив управляющих решений для различных категорий лиц, принимающих решения (ЛПР), и их обоснование.
Что касается информационно-аналитических продуктов и услуг, создаваемых РИАЦ, то они могут быть классифицированы следующим образом:
заказные проблемные материалы (прогнозы, аналитические обзоры, ретроспективные справки);
контент-анализ материалов центральных и местных средств массовой информации;
формирование, сопровождение и предоставление на платной основе справочных, фактографических и проблемно-ориентированных баз и банков данных, содержащих информацию о регионе.
Что касается организационной структуры самого РИАЦ, то, опираясь на опыт целого ряда региональных аналитических служб, предлагается следующая схема (рисунок):
В приведенной структуре РИАЦ в качестве функционального подразделения, выделено управление информационного обеспечения, к основным задачам которого относятся:
организация сбора требуемой для работы аналитиков информации с использованием всех доступных информационных ресурсов, прежде всего, региональных, а также национальных и зарубежных, и современных телекоммуникационных систем и технологий. Одной из самых сложных задач в сегодняшних российских условиях является, как ни пародоксально, доступ к "ближайшей" внутрирегиональной информации. Перед РИАЦ будут стоять не только технические проблемы своевременного получения актуальной информации, но и организационные, связанные с заключением договоров на информационное обслуживание с большим числом ее генераторов и владельцев:
- автоматическая лингвистическая обработка текстов, создание тезаурусов для различных предметных областей;
- разработка на основе заказа аналитических подразделений электронной оболочки баз данных аналитической информации;
- внедрение средств автоматизированной поддержки анализа и прогноза социальных и экономических ситуаций, включая инструментарий динамического моделирования, системы анализа ранжировок и анализа предпочтений выбора, комплексы средств гипертекстовой обработки данных, многоцелевые электронные карты и т.п.
Для организации эффективной работы в информационном отделе РИАЦ потребуются высококвалифицированные менеджеры-информатики и управляющие информационными ресурсами. Менеджеры-информатики должны быть компетентны в области принятия организационно-технических решений для управления внешними и внутренними информационными потоками, обеспечивать рационализацию внутренней организационной структуры РИАЦ.
Управляющие информационными ресурсами должны быть подготовлены таким образом, чтобы они могли организовать профессиональное использование сотрудниками РИАЦ имеющихся в центре и предлагаемых на рынке баз данных и средств программного обеспечения, свободно ориентироваться в многообразии заключаемых информационных сделок с учетом организационных, экономических и правовых моментов.
Для аналитического управления РИАЦ желательно, с точки зрения удовлетворения запросов органов территориальной исполнительной власти, не ограничиваться анализом финансово-экономической сферы в регионе, а сформировать аналитические подразделения, отвечающие за мониторинг социально-политической и криминогенной ситуации, межнациональных отношений, экологической обстановки в регионе. Естественно, что профессиональный состав специалистов-аналитиков, тематика заданий для них, численность групп и секторов аналитического отдела должны определяться специфическими особенностями региона.
В каждом из отделов (секторов) аналитического управления формируется "интеллектуальное ядро" — группа ведущих специалистов-аналитиков. К работе любого из отделов могут по контракту привлекаться и эксперты из вузов, академических институтов, информационных, научных и исследовательских организаций и фирм региона, а также иногородние, в отдельных случаях и зарубежные специалисты.
Принципиальное значение имеет вопрос об объединении "под одной крышей" подразделений, занимающихся анализом экономических, социально-политических, правовых, экологических аспектов регионального управления. Это не только оправданный, но и необходимый шаг в сегодняшних условиях. Комплексные проблемы, встающие сегодня перед лицами, принимающими решения, требуют и комплексного решения, что невозможно без привлечения ведущих экспертов и аналитиков из различных сфер управления.
Для решения основных комплексных проблем регионального управления целесообразно было бы создание в аналитическом управлении РИАЦ постоянно работающих проблемно-ориентированных групп специалистов из разных отделов. Для решения же специфических проблем, подготовки ответов и справок по фактографическим запросам возможно создание так называемых ad hoc ("на данный случай") временных групп аналитиков.
В состав аналитического управления центра может входить и справочная служба (отдел) РИАЦ. По своим задачам — это "служба быстрого реагирования" на запросы типа "кто?", "что?", "когда?", "где?" и "как?". Штат отдела должны составлять эксперты в области получения информации самого различного характера — профессионалы-экономисты, правоведы, библиографы. При этом возможно и желательно, чтобы каждый из сотрудников "закрывал" соответствующую тематическую область. В задачи этой службы оперативной информации, кроме удовлетворения поступающих в- РИАЦ запросов пользователей, должно входить и определение их приоритетности, выявление номенклатуры типичных, наиболее часто встречающихся запросов, требований к актуальности информации.
Есть два возможных варианта выбора пользовательской среды РИАЦ. От выбора того или иного варианта зависят и. вопросы его финансирования, и внутренняя организационная структура, и численность персонала.
Вариант первый — РИАЦ осуществляет информационно-аналитическое обеспечение органов местных и федеральных органов исполнительной и законодательной власти, прежде всего, городских и областных администраций, областных (краевых) законодательных собраний и республиканских парламентов. Примеры таких центров есть.
Характерен в этой связи пример Ярославля, где созданные в рамках системы государственного управления области функционируют Управление информатизации и технических средств и Аналитический центр. Они подчиняются непосредственно губернатору области и обладают статусом юридического лица.
Аналитический центр как бы венчает локальную сеть органов государственной власти Ярославской области, интегрирующую в себе их информационные и коммуникационные ресурсы. В локальной сети в 1995 г. установлено около 100 рабочих станций, расположенных в информационных и аналитических службах органов власти Ярославской области и имеющих доступ к информационным ресурсам сети.
Аналитический центр ведет свою работу на основе использования целого комплекса информационных систем анализа. Важнейшими среди них являются:
- информационно-графическая система анализа региональной инфраструктуры "TERRA". Она представляет собой систематизированный свод данных о земельных, водных, лесных ресурсах, сырьевых источниках, производственном промышленном и сельскохозяйственном комплексе, объектах социальной сферы, созданный на основе электронной многослойной карты;
- информационная система анализа экономической ц финансовой деятельности хозяйствующих субъектов "FACT". При атом БД "FA'CT" содержит сведения о более 300 крупнейших предприятий и фирм области, определяющих экономическую ситуацию в регионе;
- эталонная база данных нормативных актов Ярославской области БД "Act" содержит полные тексты нормативных актов, принятых в области с начала 1994 г.;
- информационно-поисковая система "Ярославия", выполненная в технологии гипертекста с элементами мультимедиа;
- система социологического мониторинга в регионе;
- аналитический центр, в котором более 30 специалистов занято удовлетворением потребностей в информационно-аналитических услугах прежде всего областных органов государственной власти.
Одна из главных проблем, встающих в этой связи, — ограниченное финансирование РИАЦ за счет местного, а в самом лучшем случае и федерального бюджета (ассигнования из которого в обозримой перспективе будут иметь лишь разовый характер).
Несомненно, что уже сегодня во многих регионах реально сделать РИАЦ самоокупаемым за счет расширения числа его пользователей. Для этого представляется необходимым выделение в его структуре подразделения, отвечающего за заключение договоров на оказание информационно-аналитических услуг с широким кругом потенциальных заказчиков — банков, заводов, коммерческих фирм, страховых и финансовых компаний. Среди потенциальных клиентов РИАЦ и зарубежные инвесторы, нуждающиеся в дополнительной информации о ситуации в регионе.
Чрезвычайно важным представляется организация взаимоотношений на договорной основе РИАЦ с территориальными органами федеральных ведомств, обладающих значительными информационными ресурсами и сильными собственными аналитическими службами — территориальным управлением Центрального банка, Федерального казначейства Минфина, ФАПСИ, департаментом налоговой полиции, таможней, налоговой инспекцией, представительствами Министерства внешнеэкономических связей и Министерства по делам национальностей, Центрами занятости населения, местными Торгово-промышленными палатами, Центрами научно-технической информации Росинформресурса. Все эти структуры, с одной стороны, могут быть поставщиками информации для РИАЦ, а с другой — заказчиками его услуг. Это позволило бы применять "информационный клиринг" при расчетах между сторонами.
Одной из основных задач российских РИАЦ будет вопрос подбора и подготовки кадров. Высококвалифицированные аналитики были и остаются "штучным товаром", но проблема дефицита подобных специалистов усугубляется мизерным количеством центров их подготовки (ИПКИР, ВИНИТИ, Институт проблем управления РАН). Большое значение имела бы организация регулярных стажировок специалистов РИАЦ в ведущих аналитических центрах страны (Аналитические управления Президента РФ, Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ и т.д.). Особо значимой задачей становится организация процесса подготовки и повышения квалификации кадров аналитиков в крупнейших региональных вузах и институтах РАН.
Таким образом, первоочередными задачами РИАЦ при выходе на информационный рынок являются:
- налаживание формальных и неформальных информационных связей как внутри региона, так и за его пределами;
- поиск источников информации о проблемах, интересующих заказчиков;
- аналитическая обработка информации и предоставление информационно-аналитических продуктов в сетевом режиме;
- активное использование приемов и методов маркетинга традиционно применяемых на рынке консультационных и информационных услуг для расширения круга клиентов и формирования регионального рынка аналитической продукции.
Все это в перспективе может оказать влияние на процессы социально-экономического развития в регионах, кардинально изменить культуру управления на всех иерархических уровнях.
Статья поступила в редакцию в мае 1996 г.
Ульяновский государственный университет
© Информационное общество, 1996, вып. 1, с. 54-59.