Концепция федеральной информационной политики России в области электронных информационных ресурсов и технологий
Курносов И.Н.

Концепция федеральной информационной политики России в области электронных информационных ресурсов и технологий

_________________________________________________

И.Н. Курносов



Концепция (основные направления) федеральной информационной политики России определяет направления и принципы взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, при создании, производстве, распространении и использовании электронных информационных ресурсов и технологий.

Мировое сообщество и Россия переживают настоящую информационную революцию, сравнимую только о такими событиями в жизни человечества, как изобретение новых орудий труда, использование анергии пара и электричества в производстве и жизни .людей. Информация, ее создание и использование в огромных, невиданных до этого размерах, принципиально новая техника, позволяющая обрабатывать и передавать в считанные мгновения данные, на что понадобились бы интеллектуальные усилия всего предыдущего человечества, моделировать и создавать новый "виртуальный" мир, как двойник мира реального — трудно даже представить все последствия новой социально-технологической волны, в начале которой мы сейчас находимся. Возможности ее для улучшения жизни людей — огромны. Но информационная революция вместе с тем представляет собой глобальный вызов человечеству и несет с собой очень большое количество проблем, которые нам всем необходимо решать: юридические, экономические, научно-технические и т.п.

Правительства всех развитых стран мира, международные организации осознают важность проблемы информатизации общества. Приняты и реализуются инициативы и программы ЮНЕСКО, Европейского Сообщества, стран-членов "семерки", направленные на развитие и распространение электронных информационных ресурсов и технологий (ЭИРТ). Развитые страны (США, Германия, Япония) на государственном уровне предпринимают усилия по распространению информационных технологий в различные области деятельности и созданию национальных "информационных супермагистралей".

Какие проблемы наиболее актуальны для российской информатизации? Что необходимо сделать нам всем вместе, чтобы Россия стала цивилизованным информационным государством? Это вопросы, на которые необходимо ответить уже сегодня, чтобы войти в XXI век вместе со странами-лидерами мирового сообщества.

Современное состояние информатизации России не соответствует ее политической, экономической роли и интересам Национальной безопасности, сдерживает дальнейшее развитие экономики и повышение качества жизни россиян. По уровню компьютеризации мы находимся далеко за чертой, которая разделяет страны на информационно-развитые и информационно от них зависимые. В России на 1000 жителей приходится 26 компьютеров, в США соответственно 800, в европейских странах около 180. Тревогу вызывает также положение отечественных производителей информационных продуктов и услуг. Их низкая относительно продукции известных зарубежных фирм конкурентоспособность привела к отрицательному балансу практически по всем основным секторам российского рынка, кроме некоторых видов компьютерно-ориентированных услуг (в области программного обеспечения и обработки данных).

Несмотря на значительное изменение отношения к информации, расширение рынка информационных продуктов и услуг, информационное обеспечение органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и граждан остается на низком уровне. Информационно-телекоммуникационные системы органов государственной власти не могут эффективно взаимодействовать. Ввиду ведомственной разобщенности затруднены обмен информацией между ними и доступ к информации, имеющейся в этих системах. Такое положение дел приводит к дублированию работ, избыточности в сборе первичной информации, удорожанию разработок и эксплуатации систем.

Сегодня для нашей страны принципиально важно создать условия беспрепятственного движения по всей ее территория не только товаров и людей, но и информации. Есть все основания утверждать, что единство информационного пространства России является таким же необходимым условием ее существования как и территориальная целостность.

Информация, наряду с другими факторами производства, стала важным ресурсом. Без своевременной, надежной и полной информация не может функционировать общество, государственные структуры, фирмы» не может успешно работать и полноценно проводить досуг любой человек. Доступность информации, ее эффективное использование, развитие рынка информационных продуктов — вот только некоторые проблемы, которые необходимо решить в самое ближайшее время.

Дальнейшее развитие информационной инфраструктуры требует обеспечения совместимости и взаимодействия информационных технологий; и систем, прежде всего органов государственной власти и управления» Необходимо активизировать работы в области стандартизации ЭИРТ во взаимодействии с Международной организацией ро стандартизации и обеспечить взаимодействие систем на основе государственны» профилей стандартов (взаимосвязи открытых систем, переносимости программных средств и др.), которыми в дальнейшем должны пользоваться все государственные структуры при создании и развитии систем информатизации. ~

Основой информатизации, ее технологической базой является развитие перспективных информационных технологий. Исторически мы прошли эру больших машин (мейнфреймов), затем персональных машин, сейчас наступил сетевой период, в основе развития которого — корпоративные клиент-серверные технологии и глобальные сети. Современные технология виртуальной реальности, имитационного моделирования сложных динамических процессов, системы распознавания и синтеза речи, текста и изображений используют мощные программно-аппаратные средства вычислительной и телекоммуникационной техники. Развитие этих направлений информационных технологий — важнейшая задача отечественной науки и техники, органов государственного управления. Необходимо обеспечить поддержку перспективных исследований и разработок по этим направлениям.

Крупные федеральные системы информатизации ( ГАС "Выборы", Система учета лиц, проживающих в Российской Федерации и др.), системы информатизации министерств и ведомств, региональных органов управления должны создаваться на основе согласованной технической политики в области передовых информационных технологий Следует шире использовать практику экспертизы проектов создания и развития федеральных систем информатизации.

Следующей наиболее острой проблемой является правовая неурегулированность отношений в информационной сфере. Здесь три наиболее важных вопроса — интеллектуальная собственность, информационная безопасность и компьютерная преступность. Об остроте последнего свидетельствует еще не закончившаяся история с ограблением россиянином американского банка.

Принятые Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации", закон "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" и другие заложили основы для развития информационного права в стране, определили обязанности государства по поддержке информатизации, установили обязанности должностных лиц и граждан в сфере информационных отношений. Готовятся законы "О персональных данных" и "О международном информационном обмене". Для того, чтобы российское законодательство развивалось комплексно и непротиворечиво, необходимо уже в ближайшее время принять программу формирования и развития информационного законодательства в Российской Федерации.

В этом же ряду проблем — информационная безопасность. Уже сегодня в России начинают ощущаться проблемы информационного общества. Данные о гражданах собирают десятки организаций. Каждое обращение в официальное учреждение оставляет информационный "след". Современные средства информатизации и телекоммуникаций позволяют в считанные секунды интегрировать всю информацию о конкретном человеке. Он становится как бы "прозрачным" для посторонних, и неизвестно как эта информация и в чьих целях будет использована. Проблемы информационной безопасности затрагивают также финансово-кредитную и банковскую деятельность, работу государственных структур. Широкое использование в сфере государственного управления и кредитно-финансовой сфере незащищенных от утечки информации импортных технических и программных средств для хранения, обработки и передачи информации, рост объемов информации, передаваемой по открытым каналам связи, в том числе по сетям передачи данных и межмашинного обмена, обострение криминогенной обстановки, рост числа компьютерных преступлений, особенно в кредитно-финансовой сфере требует принятия срочных мер в области информационной безопасности.

Международное сотрудничество. Для России очень важно развивать сотрудничество с зарубежными странами в области информатизации. Известно, что в современном мире лидерство стран непосредственно связано с их долей на мировом рынке высоких технологий. Нам сейчас приходится решать очень сложные задачи выхода на высококонкурентные рынки средств вычислительной и телекоммуникационной техники и восстановления нарушенных связей с нашими друзьями из ближнего зарубежья. Понятно, что без их решения Россия не сможет сохранить за собой право считаться великой державой.

Основные направления государственной политики в области ЭИРТ

Федеральная информационная политика формируется и осуществляется исходя из признания:

  • возрастания социально-экономической роли электронных информационных ресурсов и технологий в развитии российского общества, для обеспечения занятости, охраны здоровья, обучения и досуга населения;
  • тесной связи и взаимозависимости развития ЭИРТ, телекоммуникаций и средств массовой информации;
  • необходимости устранения имеющихся барьеров (социальных, ведомственных, правовых, технических и др.), затрудняющих распространение и использование ЭИРТ.

Стратегической целью государственной информационной политики в области ЭИРТ является использование потенциала новой технологической волны для создания современной российской информационной инфраструктуры (РИИ) и конкурентоспособного отечественного сектора информационной экономики, обеспечивающих сохранение независимости, суверенитета и ведущих позиций России на международной арене, улучшение качества жизни людей и создание новых рабочих мест.

Дальнейшее развитие РИИ должно осуществляться совместными усилиями государственных, коммерческих и общественных структур, граждан на основе следующих принципов:

  • стимулирование привлечения частных инвестиций на развитие РИИ;
  • участие государства на рынке информационных ресурсов и технологий через собственную долю имущества и государственные закупки;
  • проведение эффективной антимонопольной и конкурентной политики;
  • развитие правовой базы информационных отношений и информатизации;
  • предоставление гарантий инвесторам, прежде всего иностранным, для привлечения крупных кредитов на проекты РИИ;
  • проведение согласованной федеральной и региональной политики в развитии РИИ;
  • обеспечение совместимости и взаимодействия систем и сетей;
  • снижение порога доступности новых массовых информационных технологий, прежде всего на основе сетей и баз данных;
  • разумный баланс открытости и защиты информации для обеспечения прав личности и Интересов государства;
  • развитие работ в области информационной безопасности общества, государства и личности.

Важнейшим элементом федеральной информационной политики является определение приоритетов в развитии государственных информационных ресурсов. В качестве приоритетных государственных информационных ресурсов на ближайшие 3—5 лет следует считать:
  • правовую информацию, прежде всего затрагивающую интересы хозяйствующих субъектов и права граждан;
  • информацию о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для безопасности граждан и общества;
  • информацию о деятельности органов государственной власти, об использовании бюджетных средств и других государственных ресурсов;
  • информацию о социально-экономических процессах в обществе;
  • научно-техническую информацию;
  • информацию, содержащую культурно-историческое наследие российского общества.

Необходимо решить комплекс сложных организационно-технических вопросов, связанных с обеспечением коллективного формирования и ведения общедоступных баз данных министерствами и ведомствами, оказания на их основе информационных услуг предприятиям и организациям, населению. Это относится прежде всего к Госкомстату, Росгидромету, Роскомнедрам, Госкомсанэпиднадзору России, Минприроды России, ФСЗ России, ГТК России, Госкомимуществу, Госналогслужбе России, которые располагают развитой территориально распределенной системой сбора и обработки информации по всей территории России в интересах федеральных и региональных органов власти, организаций и граждан. Требуется повысить эффективность использования уже имеющейся в их распоряжении информации и провести техническую модернизацию средств ее обработки и распространения.

Важнейшей задачей является развитие сети научно-исследовательских институтов и центров научно-технической информации, совершенствование механизмов ее государственной поддержки и оказания ими коммерческих услуг.

Государственная политика предусматривает решение в течение 1996— 2000 годов следующих задач:

  • создание основных взаимоувязанных компонентов РИИ;
  • формирование на основе перспективных ЭИРТ "точек роста" в развитии информатизации страны;
  • обеспечение нужд обороны страны и потребностей экономики в информационных ресурсах и средствах обработки (передачи) информации;
  • осуществление единой согласованной технической и промышленной политики в области ЭИРТ министерствами, ведомствами, органами управления субъектов Федерации;
  • обеспечение устойчивого и технологически независимого функционирования и развития федеральных систем и сетей информатизации;
  • создание общей информационной инфраструктуры для военных и гражданских применений, обеспечение технической, программной и информационной совместимости разрабатываемых в них систем и сетей, баз и банков данных;
  • сокращение дублирования и нерационального расходования средств государственных бюджетов различных уровней, направляемых на развитие ЭИРТ;
  • повышение эффективности использования результатов научных исследований и разработок в области ЭИРТ, осуществляемых за счет государственного бюджета, в коммерческом секторе информационного рынка;
  • развитие технологий обеспечения информационной безопасности и защиты информации;
  • улучшение экспортных возможностей отечественных производителей информационных технологий и услуг.

Требуется развитие на новой технологической базе федеральных систем информатизации для законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации.

Особым предметом внимания государственных органов управления должно быть развитие федеральных систем информатизации, прежде всего связанных с социальной сферой, здравоохранением, образованием, культурой, правоохранительной деятельностью. Требуется государственная поддержка процессам духовного (интеллектуального, нравственного) развития личности, развитию библиотечной сети. Необходимо расширить услуги населению на основе государственных информационных ресурсов.

Основными направлениями государственной информационной политики в части ЭИРТ являются следующие.

В научно-технической области. Формирование перечня национальных критически Важных электронных информационных ресурсов и технологий; повышение доли интеллектуальноемких ИТ в государственных закупках и федеральных целевых программах; совершенствование патентно-лицензионной деятельности; развитие инфраструктуры исследований и разработок (лабораторно-экспериментальных площадок, стендов и т. п.), в том числе на основе кооперация с ведущими научными организациями 'министерств и ведомств и РАН, коммерческого сектора; развитие системы научно-технической информации.

В области стандартизации, унификации и сертификации. Развитие работ по улучшению совместимости ЭИРТ, создаваемых в министерствах и ведомствах, разработка и применение государственных профилей взаимосвязи открытых систем, мобильности прикладных систем с учетом рекомендаций международных систем стандартизации; совместная разработка и согласование политики в области стандартизации ЭИРТ на основе достижения ''консенсуса" интересов различных профессиональных групп (разработчиков, производителей, пользователей ИТ); развитие сети сертификационных центров в области ЭИРТ.

В промышленной политике. Стимулирование отечественных производителей ЭИРТ, в том числе производителей средств информационной, вычислительной и телекоммуникационной техники, программных средств, баз данных (БД); реализация мер по распространению результатов исследований и разработок, создания на их основе коммерческих продуктов; поддержка развития индустриальных методов создания и производства ЭИРТ; улучшение условий вхождения на рынок ЭИРТ малых и средних фирм, обеспечение для них возможности доступа к информационно-телекоммуникационным ресурсам и базам данных.

В инвестиционной политике. Создание благоприятного инвестиционного "климата" для привлечения частных инвестиций в разработку и производство ЭИРТ; увеличение объемов инвестиций в развитие информационной инфраструктуры, ее технической базы, создание за счет этого рыночных стимулов увеличения спроса на ЭИРТ.

В области государственных закупок. Совершенствование сложившейся практики закупок, повышение ее эффективности, разработка гармонизированных норм и процедур приобретения (разработки) ЭИРТ как для гражданских, так и для военных нужд; расширение практики' приобретения для военных нужд общегражданской продукции на отечественном рынке ЭИРТ с учетом необходимости поддержки отечественных производителей; проведение предварительной экспертизы крупных проектов создания систем информатизации, конкурсного размещения заказов на приобретение (разработку) ЭИРТ; улучшение процедур экспертизы и контроля качества приобретаемых (разрабатываемых) ЭИРТ; создание информационно-телекоммуникационной системы заказа и повторного использования программных средств и БД, созданных за счет средств государственного бюджета; развитие новых форм проведения работ по созданию ЭИРТ на основе заключения соглашений между организациями министерств и ведомств и коммерческими организациями, предусматривающих разделение рисков, финансовых расходов, результатов работ й установление прав на интеллектуальную собственность.

В области информационно-телекоммуникационных систем и ресурсов. Обеспечение комплексного развития информационно-телекоммуникационных систем (сетей) и баз данных в интересах взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, предприятий и организаций; создание и развитие систем трансграничного информационного обмена, реализующих взаимный доступ пользователей к отечественным и зарубежным базам и банкам данных, межмашинный обмен данными, проведение телеконференций и т.д.; создание регистра информационных ресурсов; формируемых за счет средств федерального бюджета, включая ведение регистра открытых баз данных оборонных организаций.

В правовой сфере. Реализация конституционных информационных прав граждан на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, информирование о Нормативных правовых актах, затрагивающих права, свободы и обязанности человека, на личную тайну и др.; решение вопросов защиты прав на. интеллектуальную собственность в области ЭИРТ; разработка законодательных и нормативных документов, регулирующих условия закупки и коммерциализации ЭИРТ, созданных за счет средств государственных бюджетов.

В подготовке специалистов. Реализация программ подготовки и переподготовки специалистов в области ЭИРТ, включая представителей малого и среднего бизнеса.

В области региональной политики. Улучшение взаимодействия между федеральными органами управления при использовании и развитии ЭИРТ; привлечение региональных государственных и коммерческих структур к реализации проектов создания федеральных ЭИРТ с учетом их научно-технического и производственного потенциала; создание и развитие зон повышенной концентрации предприятий и организаций, занятых разработкой и использованием ЭИРТ, с развитой информационной инфраструктурой (инфопарков) в различных регионах страны.

Системообразующими элементами национальной информационной инфраструктуры должны стать. федеральные и региональные центры информатизации. Без них невозможно формирование единого информационного пространства России. Они должны обеспечить создание и ведение баз и банков данных общего пользования, осуществлять взаимодействие информационных региональных систем с системами межрегионального и федерального уровня.

В сфере международного сотрудничества. Организация сотрудничества в области ЭИРТ с ведущими международными организациями и фирмами по проектам, представляющим интерес для повышения технического, уровня и конкурентоспособности отечественных разработчиков и производителей; разработка комплекса мер, обеспечивающих создание условий равноправной конкуренции отечественных и зарубежных фирм на рынке коммерческих ЭИРТ; использование преимуществ глобализации информационного обмена и преимуществ международного разделения труда в интересах развития ЭИРТ; развитие сотрудничества с международными и межправительственными организациями (ЮНЕСКО, ЮНИДО, КЕС, ОЭСР), включая специализированные организации по вопросам стандартизации (ИСО/МЭК), интеллектуальной собственности (ВОЙС) и др.

Очень важно для развития информатизации широкое информирование общественности и деловых кругов о влиянии ЭИРТ на развитие общества, о социально-экономических последствиях технологического лидерства в этой области, расширение информационно-аналитических возможностей государственных структур в области ЭИРТ.

Меры по реализации государственной информационной политики в области ЭИРТ

Государственная политика осуществляется путем:

  • предоставления органами государственного управления приоритета работам в области критически важных ЭИРТ;
  • проведения на федеральном и региональном уровнях эффективной налоговой политики;
  • регулирования таможенных пошлин;
  • создания и поддержания конкурентной среды на рынке ИТ;
  • поддержки проектов и программ создания БД, систем и сетей информатизации, включая выделение государственных инвестиций на создание информационных центров;
  • оказания государственной поддержки малому и среднему бизнесу в области ЭИРТ;
  • осуществления демонстрационных проектов использования ЭИРТ в различных областях деятельности.

Для реализации основных направлений государственной политики необходимо уже в 1995—1996 годах осуществить комплекс первоочередных мер, включающий:
  • образование Межведомственного совета по информационной политике, возложив на него координацию деятельности министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Федерации в области создания, развития и использования ЭИРТ, проведение комплексного анализа и уточнение состава проводимых работ по федеральным целевым программам, включая программы оборонных министерств и ведомств, связанных с информатизацией (электроника, электросвязь и т. п.), ориентацию их на разработку ЭИРТ;
  • создание Федерального центра информационной политики, Института критически важных электронных ресурсов и технологий (Институт КЭИТР);
  • развитие сети центров информатизации по основным направлениям создания и использования ЭИРТ для передачи (трансфера) информационных технологий, разработанных за счет средств государственного бюджета, обеспечив их финансирование за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Федерации;
  • подготовку перечня законодательных и нормативных документов, необходимых для формирования и проведения государственной политики, основанной на приоритетном развитии ЭИРТ;
  • подготовку Доклада Правительству Российской' Федерации о состоянии и тенденциях развития ЭИРТ до 2000 года;
  • разработку и представление в Правительство Российской Федерации концепции закупочной политики в области ЭИРТ для органов государственной власти Российской Федерации;
  • подготовку Перечня критически важных ЭИРТ на 1996-1908 годы;
  • разработать и осуществить на президентском уровне Национальную программу поддержки отечественных производителей, средств информатизации.

Финансирование работ по формированию и проведению государственной информационной политики в 1995-1998 годах должно осуществляться из средств государственных бюджетов различных уровней, выделяемых органам государственного управления на осуществление своих, функций за счет перераспределения ассигнований без дополнительного их увеличения. При этом предполагается, что совокупный объем бюджетных расходов на развитие ЭИРТ будет увеличиваться, что связано с общей тенденцией перемещения трудовых и финансовых ресурсов в область "высоких" информационных технологий, возрастанием их роли, развитием информатизации общества.

Статья поступила в редакцию
в октябре 1995 г.
Комитет при Президенте РФ
по политике информатизации

___________________________________

Курносов И.Н. - начальник отдела Комитета при Президенте РФ по политике информатизации


&copy Информационное общество, 1995, вып. 5, с. 10-17.