Проблемы становления социальной информатики как учебной дисциплины
Соколова И.Б.

Проблемы становления социальной информатики как учебной дисциплины

_________________________________________

Соколова И.Б.


Описан опыт работы кафедры социальной информатики Московского государственного социального университета.

Созданием в 1994 г. кафедры социальной информатики в структуре социологического факультета МГСУ положено начало системному, углубленному преподаванию в университете одноименной дисциплины.

Решением Ученого совета университета учебный курс "Основы социальной информатики'* включен в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в учебные планы всех шести факультетов.

Итоги чтения преподавателями кафедры курса "Основы социальной информатики" в 1994/95 учебном году первокурсникам пяти из шести факультетов университета свидетельствуют о том, что данный курс:

  • логично встраивается в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
  • помогает студентам заложить основы умения правильно ориентироваться в условиях новой информационной реальности как в мире в целом, так и в России в частности. Процесс информатизации, процесс перехода к постиндустриальному, информационному обществу воспринимается студентами после прослушивания учебного курса как важнейшая составляющая мирового развития;
  • показывает важность и насущную необходимость овладения основами компьютерной грамотности, без которой студенты и выпускники университета не могут органично включаться в реалии новой информационной среды, активно способствовать ее развитию;
  • методологически подготавливает студентов к дальнейшему изучению, освоению и участию в разработке новых информационных технологий в соответствующих каждому факультету предметных областях: социологии, психологии, экономике, социальной работе, журналистике, правовой сфере.

Как известно, процесс информатизации — процесс социотехнический, в котором должны диалектически объединяться три его составляющие: компьютеризация, медиатизация и интеллектуализация. Если успешное развитие первых двух составляющих в значительной степени связано с решением технических проблем, то процесс интеллектуализации требует решения в основном проблем социальных, в том числе проблем образования.

Только интеллектуальный человек, т.е. человек, способный правильно воспринимать, анализировать информацию и создавать новые знания, пополняя ими информационную среду общества, только такой человек может быть активным участником и подвижником процесса информатизации.

Коллектив кафедры социальной информатики считает преподавание курса "Основы социальной информатики" будущим специалистам-выпускникам МГСУ вкладом в развитие процесса интеллектуализации общества, повышения уровня информационной культуры.

Кафедры социальной информатики ряда вузов России накопили значительный опыт в преподавании соответствующих данному направлению учебных курсов, однако следует отметить, что на большинстве упомянутых кафедр основной объем учебного времени посвящен так называемым нижним этажам социальной информатики — обучению владению совершенными информационными технологиями.

По объему и содержанию преподавания теоретико-методологических начал социальной информатики, составляющих содержание учебного курса "Основы социальной информатики", МГСУ выходит сегодня, по-видимому, на лидирующие позиции. Преподавание ведется, как уже отмечалось, на шести факультетах университета и, соответственно, на дневной, вечерней и заочной формах обучения.

Наибольшее внимание в процессе преподавания упомянутого курса уделяется таким проблемам, как:

  • теоретико-методологические' подходы к информатизации общества;
  • социальные предпосылки и последствия информатизации;
  • информационные ресурсы общества;
  • социальные коммуникации, информационно-обменные процессы в обществе;
  • информационный образ жизни; информационная семантика.

Кафедрой последовательно развивается системный, многоуровневый подход к социальной информатике как к новому научному направлению и учебной дисциплине, что отражено в концепции развития кафедры и, в наибольшей степени, в учебном плане подготовки социологов.

На наш взгляд, после изучения курса "Основы социальной информатики" студенты-социологи должны последовательно изучить такие дисциплины, как:

  • математический метод анализа информации в социологическом исследовании;
  • социологические аспекты социальной информатики; информационно-обменные процессы в обществе; информационные технологии в социологии.

В рамках специализации планируется чтение спецкурса по социологии коммуникаций, консультирование выполнения дипломных работ с той Целью, чтобы они с позиции социальной информатики соответствовали современным требованиям.' В планах развития кафедры и факультета в ближайшей перспективе предусмотрено создание собственного компьютерного класса, без чего невозможна подготовка социолога, активно и умело использующего в своей практической работе современные информационные технологии.

Создание аналогичной логической последовательности преподавания дисциплин цикла социальной информатики ведется и на других факультетах университета, особенно активно и успешно на психологическом и социально-экономическом. Так, например, студенты-психологи по учебному плану после курса "Основы социальной информатики" последовательно изучают математические методы анализа информации в психологии, психологические аспекты взаимодействия человека и ЭВМ, овладевают новыми информационными технологиями в факультетском компьютерном классе, на базе которого сегодня обучаются и студенты-социологи.

Методологическая, методическая и организационная роль социальной информатики в рамках университета предусматривает создание систем под готовки специалистов по социальной информатике для соответствующих факультетам предметных областей, что, видимо, невозможно без активной работы межфакультетского предметного семинара.

Логическим продолжением подготовки специалистов по направлению социальной информатики является обучение в аспирантуре и защита ими кандидатских и в дальнейшем докторских диссертаций, для чего необходимо введение новой научной специальности "Социальная информатика". Обоснование необходимости введения данной научной специальности в настоящее время проводится университетом в тесном взаимодействии с Институтом молодежи, академиями социальных и естественных наук России.

В значительной степени проблемы становления социальной информатики как учебной дисциплины связаны с новизной научного направления, необходимостью более глубокого и четкого осмысления его предметного поля, чему, на наш взгляд, должны способствовать научные семинары и конференции Ассоциации кафедр социальной информатики России.

Статья поступила в редакцию
в июле 1905 года Московский государственный социальный университет


&copy Информационное общество, 1995, вып. 4