О журнале
Рекомендации
О высоких технологиях и правовом обеспечении их развития в России
Нисневич Ю. А., Кристальный Б. В.
О высоких технологиях и правовом обеспечении их развития в России
_______________________________________
Нисневич Ю. А., Кристальный Б. В.
Нисневич Ю. А., Кристальный Б. В.
Предлагается осуществить ряд неотложных мероприятий для повышения конкурентоспособности отечественной продукции и обеспечения соответствующего правового механизма для ее реализации.
Успешные разработки высоких технологий в России и широкомасштабное производство на их основе различной продукций имеют важнейшее значение для российского общества и государства, являясь залогом экономического, роста, демографического благополучия, установления внутренней стабильности, обеспечения национальной безопасности, достижения внешнеполитического авторитета и влияния. Все это, в конечном итоге, должно обеспечить достойный уровень жизни россиян.
Мировой опыт показывает, что уровень жизни населения прямо зависит от использования высоких технологий в базовых отраслях экономики: сырьевых и перерабатывающих, транспорте и связи, информационной сфере, в отрасли обслуживания.
Если рассмотреть уровень развития в России 15 наиболее перспективных в мире технологических направлений, то приходится констатировать следующее. Сегодня ни по одному из них наша страна не имеет мирового лидерства. Высокий уровень развития в России, получивший мировое признание, имеют технологии спецхимии и энергонасыщенных материалов, лазерные, ядерные технологии. Наибольшим отставанием уровня развития по сравнению с мировым характеризуются компьютерные технологии и технологии экологической безопасности.
Использование высоких технологий в России неравномерно По различным отраслям экономики. В обобщенном виде следует говорить, прежде всего, о существенном отставании в использовании высоких технологий в "гражданских" отраслях по сравнению с "оборонными", отраслями. Именно низкий уровень технологий в гражданских отраслях страны (отставание от мирового уровня оценивается в 30—40 лет) стратегически влияет на развитие экономического положения России и жизненный уровень населения. В этой связи большое, внимание следует уделять технологиям двойного применения и их широкому внедрению.
Интересный список 16 ведущих стран мира В области техники и технологии составил представительный германский экономический еженедельник "Виртшафтсвохе". За основу были взяты (по 400-балльной системе) такие показатели, как насыщенность страны ЭВМ, количество запатентованных изобретений, затраты на исследовательские работы, наиболее выдающиеся результаты исследовательских работ, применение этих результатов в производстве. К сожалению, в этот список не смогла попасть Россия.
Хотя приводимые на рис. 1 данные ("Российские вести", 1993, № 50) имеют, по крайней мере, двухгодичную давность, можно утверждать, что общая картина не изменилась. Известно, например, что в последнее время Германия опередила США на мировом рынке по продаже продукции еще по нескольким высоким технологиям. Японская корпорация "Мицубиси" по итогам'1994 г. возглавила список 500 крупнейших компаний мира, опубликованный журналом "Форчун". Главная сенсация списка — японские фирмы оттеснили на пятое место прежнего лидера — американского гиганта "Дженерал моторс". Примеры можно было бы продолжить.
В соответствии с положением России происходит сужение ее рынков сбыта продукции высоких технологий. Потеря внешнего рынка связана, главным образом, с изменениями геополитического и экономического положения нашей страны; неконкурентоспособностью российской продукции, прежде всего, в силу неконкурентоспособности используемых технологий. Сужение внутреннего рывка связано, главным образом, с отсутствием государственной политики по защите и поддержке эффективных и передовых отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке, при этом соответствующие положения Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" практически не работают.
Рис 1. Ведущие страны мира в области техники и технологий
Ныне Россия предпринимает большие усилия для выхода на мировой рынок ее наукоемкой продукции и непосредственно высоких технологий. Однако пока эффект относительно небольшой. Россию на рынок не впускают даже в тех сферах, в которых наша страна лидирует. Вот хорошо известный пример: запуск иностранных спутников нашими ракетоносителями. Несмотря на то, что Россия это делает на самом высоком мировом уровне и дешевле, на внешний рынок она пробивается с большим трудом.
Особого внимания заслуживает ситуация с реализацией эффективной и конкурентоспособной отечественной продукции высоких технологий на внутреннем российском рынке. Можно привести много злободневных примеров, получивших широкое освещение в средствах массовой информации в самое последнее время. Например, компьютеризация Министерства социальной защиты. Заказ на приобретение компьютерной техники на сумму около 16 млн. дол- был отдан фирме IBM, которая, правда, значительную часть этого заказа разместила среди предприятий, занимающихся сборкой компьютеров в России. Но цены будут "айбиэмовские", хотя могли бы быть в 1,6 раза ниже, если бы заказ был отдан российскому производителю.
Можно констатировать, что имеется единство в понимании обществом и государством необходимости изменения положения на рынке для наибольшего благоприятствования высококачественной отечественной продукции. Но это понимание практически не воплощается в жизнь и даже не разрабатываются соответствующие механизмы. Ясно, что. без действенной государственной политики, без действенной поддержки государства и общества, рассматриваемые важнейшие для Российской Федерации проблемы в настоящее время не имеют решения.
Какие же механизмы — организационные, экономические, правовые и другие используются в развитых странах для поддержки создания и использования высоких технологий. Например, Япония разбита на так называемые технополисы — научно-промышленные территории, функционирование которых должно обеспечить ей к началу XXI века первое место в мире по основным направлениям научно-технической мысли. В Германии действуют так называемые учредительные парки, в Великобритании — промышленные парки. Все эти образования представляют собой комплексы научных учреждений и производственных предприятий и поддерживаются государством (финансирование, страхование и др.). В США же распространены специальные фонды рискового капитала, которые формируются в основном ид взносов частного капитала, но государство принимает в этом участие.
Ключом к решению проблем российского рынка отечественной продукции, необходимым условием вхождения России в мировой рынок, реального присоединения к Генеральному соглашению по тарифам и торговле, установления партнерских отношений с Европейским Союзом является достижение конкурентоспособности отечественной продукции. Очевидно, что обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции можно только в определенных секторах экономики, учитывая имеющиеся на сегодняшний день технологические успехи, традиционные хозяйственные и торговые связи, научно-технический потенциал.
Основными направлениями государственной политики для достижения конкурентоспособности отечественной продукции предполагаются следующие:
формирование национальных приоритетов в области разработки и использования высоких технологий;
создание правовых, экономических, технических и других условий, способствующих достижению конкурентоспособности отечественной продукции (включая политику протекционизма);
предотвращение недобросовестной конкуренции со стороны иностранных конкурентов;
привлечение инвестиций в развитие перспективных отраслей, прежде всего, для внедрения на российских предприятиях новейших отечественных и зарубежных технологий.
Формирование национальных приоритетов в области разработки и использования высоких технологий требует оценить имеющиеся наработки, возможности страны, рынки сбыта. Необходима разработка моделей и стратегии развития конкретных отраслей экономики, определение специализации страны на международных рынках (для России это прежде всего рывки стран СНГ). Формирование приоритетов несомненно влияет на возможность вывода страны на достойное место среди мировых держав.
Политика протекционизма должна предусматривать мероприятия, имеющие регулирующий и экономический характер, обеспечивающие более благоприятные условия для отечественных предпринимателей, использующих высокие технологии. Эти мероприятия могут включать: ограничение доступа на российский рынок готовой продукции зарубежных производителей при расширении доступа новых технологий и комплектующих изделий; протекционизм по налогообложению и сборам по отношению к отечественным производителям, их субсидирование и прямое бюджетное финансирование и др.
Протекционистские меры должны быть временными и направленными на достижение конкретных результатов. Необходимо при этом создавать конкурентную среду с участием и зарубежных производителей, хотя очевидно, что жестко конкурируют в настоящее время уже и отечественные производители. Например, отмечается особенно высокая отечественная конкуренция в стройиндустрии, легкой промышленности, деревообрабатывающей отрасли.
Сами предприятия могут повышать конкурентоспособность выпускаемой продукции с помощью изучения запросов потребителей, с помощью рекламы, не говоря уже о снижении издержек.
Борьба с недобросовестной конкуренцией зарубежных производителей должна осуществляться как внутри России (обязательное сертифицирование продукции, недопущение монополии тех или иных зарубежных производителей и т.д.), так и на внешних рынках (соглашения с. зарубежными отравами о недопущении по отношению к российским производителям неравноправных ограничительных мер и др.).
Привлечение инвестиций в развитие перспективных отраслей, прежде всего отечественных инвестиций, должно быть направлено в том числе на повышение инновационного уровня производителей, на подготовку и постоянное повышение квалификации занятых специалистов, на создание благоприятных социально-экономических, материально-технических и правовых условий труда в жизни ученых, инженерно-технических работников, рабочих.
Привлечение иностранных инвестиций для развития высоких технологий возможно, прежде всего, на основе так называемой глубокой кооперации с зарубежными партнерами, т.е. сотрудничества на всех этапах от зарождения идеи до сбыта уже готовой технологии и ее дальнейшего обслуживания. Международная кооперация в области высоких технологий широко развита в мире, так как наукоемкие, финансовоемкие исследования и разработки в этой области зачастую не под силу национальным компаниям. Одним из примеров международной кооперации в наиболее близкой нам области информационных высоких технологий является проведение в Канаде комплексных исследований территорий с использованием спутниковых данных примерно 80 государств мира.
Осуществление всех необходимых мероприятий для повышения конкур, рентоспособности отечественной продукции возможно только на основе соответствующего правового обеспечения с механизмом его реализации.
Анализ существующего правового обеспечения показал, что в настоящее время в России действуют более 30 нормативно-правовых актов различного уровня, регулирующих вопросы, имеющие отношение к рассматриваемым проблемам. Подавляющее большинство этих актов относится к вопросам изобретательства, патентования, защиты и использования товарных знаков и промышленных образцов. Практически отсутствуют правовые акты непосредственно по регулированию вопросов и поддержке создания, развития и использования высоких технологий в нашей стране.
Поэтому прежде всего необходимо, чтобы работал Федеральный закон "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
Кроме того, необходимо разработать и принять в .первую очередь, i по крайней мере, федеральный закон о повышении конкурентоспособности отечественной продукции высоких технологий и государственной поддержке ее производителей.
Нужны уже сейчас указы Президента и доставления Правительства:
регулирующие условия разработки и использования высоких технологий в России;
регулирующие условия конкуренции продукции, созданной на основе высоких технологий;
определяющие создание условий для эффективной работы отечественным учёным и специалистам в области высоких технологий.
Особо необходимо обратить внимание на условия работы в сфере высоких технологий. Сложилась Парадоксальная ситуация, Когда именно в этой сфере существуют наихудшие условия. В газете "Красная Звезда" (1995 г., № 158-159) приведен очень выразительный и горестный график соотношения уровней заработной платы в народном хозяйстве России, в машиностроении и электронной промышленности за декабрь 1994 г. -апрель 1995 г. (рис. 2). Крайне нужен приток в сферу высоких технологий новых молодых способных и талантливых сил. Чтобы наиболее перспективные молодые специалисты после окончания высших учебных заведений захотели развивать научно-технический потенциал России — такую работу нужно сделать притягательной во всех отношениях. В том числе сейчас в Государственной Думе решается Вопрос об отсрочке или освобождении от воинской Службы выпускников высших учебных заведений. Следует всячески добиваться этих льгот для тех, кто будет принят на работу в организации и учреждения, непосредственно разрабатывающие или использующие высокие технологии.
Статья поступила в редакцию
в июле 1995 г.
Государственная Дума РФ
в июле 1995 г.
Государственная Дума РФ
© Информационное общество, 1995, вып. 4