О журнале
Рекомендации
Информационные технологии в органах государственной власти
Корчагин В.В.
_______________________________
Корчагин В.В.
Данная публикация подготовлена по материалам выступления на совещании в Аналитическом управлении Президента "Роль и место средств и систем информатизации в деятельности органов государственной власти России"
Известно, что важнейшим результатом информатизации является подготовка для управленческих структур и лиц, принимающих решения (ЛПР), любого уровня, будь то предприниматель, руководитель предприятия или же федерального органа исполнительной власти, необходимой для принятия решения информации. Информационное обеспечение управления является, по сути, основным продуктом информатизации, оно задает и определяет весь технологический цикл сбора, обработки и представления информации.
Социальная и политическая обстановка в России, формирование рыночной экономики привели к существенному изменению информационных отношений в обществе. Несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и граждан остается на низком уровне. Информационно-телекоммуникационные системы органов государственной власти функционируют, как правило, без необходимого их взаимодействия. Ввиду ведомственной разобщенности затруднены обмен информацией и доступ к ней. Такое положение дел' приводит к дублированию работ, избыточности в сборе первичной информации, удорожанию разработок и эксплуатации систем.
В целях создания условий для согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, учитывая важность информатизации для развития новых социально-экономических отношений в России, в январе прошлого года был образован Комитет при Президенте РФ по политике информатизации. Комитет участвует в разработке и проведении государственной политики в сфере информатизации, подготовке проектов законодательных и иных нормативных актов РФ по вопросам информатизации, осуществляет экспертизу информационных, информационно-вычислительных систем и сетей, баз и банков данных, выполняет функции государственного заказчика по федеральным системам информатизации, обеспечивает проведение работ в области стандартизации, сертификации и лицензирования средств и систем информатизации, а также международное сотрудничество с международными организациями в сфере информатизации.
В 1994 г. Комитет с участием РАН, Минсвязи РФ, Госкомстата РФ, других ведомств разработал проект Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих информационных ресурсов. Единое информационное пространство определяется нами как совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, а также удовлетворение их информационных потребностей. Создание Единого информационного пространства позволит решить первоочередные проблемы в области взаимодействия и совместимости информационных систем, баз и банков данных.
Информационно-управляющие системы органов государственной власти уже сегодня могут служить основой, которая обеспечит формирование государственных информационных ресурсов. Для этого требуется решение сложных организационно-технических вопросов, связанных с обеспечением коллективного формирования и ведения министерствами и ведомствами государственных информационных ресурсов. Это относится в первую очередь к тем органам государственного управления, которые располагают развитыми территориально распределенными инфраструктурами, ориентированными на сбор информации на всей территории России и ее обработку в интересах федеральных и региональных органов власти, а также всех организаций и граждан Российской Федерации. К ним относятся: Госкомстат, Росгидромет, Роскомнедра, Госкомсанэпиднадзор России, Минприроды России, ФСЗ России, ГТК России, Госкомимущество, Госналогслужба России. К таким структурам относится также координируемая Миннауки сеть научно-исследовательских институтов и центров научно-технической информации, включая организации, действующие в составе Росинформресурса. Именно эти ведомства могут внести решающий вклад в формирование государственных информационных ресурсов. Задача заключается в том, чтобы определить такой порядок взаимодействия министерств и ведомств, который обеспечит эффективное использование уже имеющейся в их распоряжении информации и средств ее обработки и распространения.
Важнейший этап формирования государственной политики в области единого информационного пространства — определение приоритетов в развитии государственных информационных ресурсов. На данном этапе к приоритетным государственным информационным ресурсам следует отнести:
- правовую информацию;
- информацию о деятельности органов государственной власти и о бюджетных расходах;
- информацию о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическую, санитарно-эпидемиологическую и др.;
- деловую информацию, необходимую для осуществления конкретной деятельности;
- информацию, составляющую научный потенциал и культурное наследие общества (просветительскую, научно-техническую, литературно-художественную, музейную, архивную и пр.).
В рамках единого информационного пространства а приоритетном порядке необходимо формировать и вести государственный информационный регистр, содержащий сведения об организациях — держателях государственных, негосударственных и смешанных информационных ресурсов, а также по видам информационной продукции и услуг, что может быть обеспечено путем создания:
федерального центра информатизации для накопления сведений о государственных информационных ресурсах и условиях доступа к ним пользователя, а также для сертификации информационных систем и сетей, баз и банков данных;
региональных и межрегиональных государственных и коммерческих центров информатизации для справочно-информационного обслуживания юридических и физических лиц.
Работы по формированию Единого информационного пространства России уже начались. В целях реализации государственной политики в области информационных ресурсов подготовлен Национальный доклад "Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции их развития". Доклад в настоящее время проходит общественное обсуждение и в дальнейшем будет представлен в Правительство РФ.
Началось формирование правового обеспечения информатизации. Государственной Думой принят проект Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", который упорядочит отношения между производителями и потребителями информации, информационных систем. Разработаны и представлены в Правительство РФ ряд других законов в сфере информации и информатизации: о правовой информации, информационном обеспечении экономического развития и предпринимательской деятельности, о коммерческой тайне, о международном информационном обмене и контроле за экспортом информационной продукции. Все это создает хорошую базу для улучшения информационной деятельности.
Информационные технологии — основа информационной деятельности. Они очень чувствительны к используемым стандартам, прежде всего программно-аппаратных средств.. Стандарты и протоколы определяют техническую возможность согласованной работы оборудования, передачу и обработку информации, интеграцию систем. Совместным решением Комитета и Госстандарта России на базе НИИ "Восход" образован Национальный технический комитет по стандартизации "Информационные технологии" (аналог Совместного технического комитета н. 1 ИСО/МЭК). Разработана первая редакция Государственного профиля открытых систем и начата разработка Государственного профиля мобильности прикладных систем — основных документов, обеспечивающих совместимость, открытость систем и переносимость программного обеспечения.
В условиях насыщения отечественного рынка средствами информационной и телекоммуникационной техники различных, порой не самых лучших производителей со всего мира, очень важно, чтобы в информационных системах, а это прежде всего относится к системам, обеспечивающим информационно-аналитическую деятельность в федеральных органах, использовались качественная техника и надежные программные средства. Комитетом организована система сертификации средств и систем информатизации "РОСИНФОСЕРТ". В настоящее время ведутся работы по развитию системы по прикладным областям информатизации — в банковской сфере, образовании, строительстве и т. п.
В рамках осуществления функций государственного заказчика федеральных систем информатизации Комитет подписал двусторонние Соглашения и программы совместных работ с 45 министерствами и ведомствами, предусматривающие проведение экспертиз проектов создания государственных информационных систем, сетей, баз и банков данных, координацию работ по созданию систем и информационных ресурсов. Одним из направлений совместных работ является информатизация информационно-аналитической деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Такая -же работа проводится Комитетом на региональном уровне. Принятая и реализуемая Комитетом идеология создания в регионах "опорных" зон информатизации и территориальных центров информатизации закладывает основы создания согласованной информационной "вертикали": информационные системы федеральных органов исполнительной власти — системы органов субъектов Федерации — системы муниципальных органов исполнительной власти. Понятно, что без такого взаимодействия не имеет смысла говорить об эффективности информационного обеспечения государственного управления и в конечном счете об эффективности государственного управления в целом.
Статья поступила в редакцию
в марте 1995 г.
Комитет при Президенте РФ
по политике информатизации
© Информационное общество, 1995, вып. 1-2-3