Прикладные аспекты информатизации правоохранительной деятельности региона
Ожиганов Л.И., Стариков Л.Н., Хабиби Р.Г.

Прикладные аспекты информатизации правоохранительной деятельности региона

_________________________________

Л.И. Ожиганов, Л.Н. Стариков, Р.Г. Хабиби



Отражены основные положения региональной программы "Внедрение информационных технологий в работе правоохранительных органов Республики Татарстан". Характеризуются содержание и состояние работ по некоторым ее разделам, аппаратные и программные средства информационной системы правоохранительных органов, средства связи и телекоммуникаций, специальные прикладные и экспертные системы

В Республике Татарстан (РТ) на государственном уровне принята концепция широкого внедрения вычислительной техники, вобравшая в себя лучшие предложения республиканского конкурса программ информатизации. Концепция предусматривает внедрение информационных технологий в органах государственного управления, на предприятиях сельского хозяйства, в промышленности, нарождающихся рыночных структурах. Она стала документом, на основе которого разработаны и реализуются программы поэтапного внедрения систем обработки информации, средств связи и телекоммуникаций в здравоохранении, правоохранительных органах, социальной сфере, материальном производстве, государственном управлении См.: Киреев Н.Т., Ожиганов Л.И., Стариков Л.Н. Региональная программа информатизации Республики Татарстан // Информатика и вычислительная техника / Комитет Российской Федерации по информатизации, ВИМИ, 1993. Вып. 1-2. С. 27-33.. Начальные этапы работ предусматривают прежде всего создание материально-технической и технологической базы информатизации, подготовку кадров, развитие информационной инфраструктуры, обеспечение доступа к информационным фондам.

Единый концептуальный подход позволяет на каждом этапе реализации государственных программ информатизации предлагать общие для всех программ решения по базисным направлениям. К этим направлениям относятся техническое обеспечение информационных систем, связь и телекоммуникации, системы управления базами данных, инструментальные средства.

Информатизация, как одно из проявлений государственной политики оздоровления экономики, требует привлечения больших финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов. Средства, необходимые для одновременной реализации всех программ, определяемых концепцией информатизации республики, значительно повышают годовой местный бюджет. Поэтому в Татарстане на практике воплощается принцип "островной информатизации". Суть его заключается в том, что в первую очередь информационные технологии внедряются в тех сферах народного хозяйства, которые более других подготовлены к эффективному использованию вычислительной техники в основной деятельности. Одной из таких сфер является правоохранительная деятельность.

Кабинет министров РТ в 1992 г. утвердил государственную программу "Внедрение информационных технологий в работе правоохранительных органов Республики Татарстан". Программа включает комплекс работ, целью которых является кардинальное повышение эффективности оперативно следственных мероприятий и раскрываемости преступлений, предотвращение правонарушений, сокращение сроков судопроизводства, соблюдение работниками правоохранительных органов законодательства на основе комплексной информатизации их повседневной деятельности, широкого внедрения вычислительной техники в работе органов внутренних дел и других правоохранительных органов. Программой охвачены органы милиции, прокуратуры, судебно-медицинской экспертизы (рис. 1).

Разрабатывается и отлаживается в опытной эксплуатации информационная система (ИС) органов внутренних дел (рис. 2), представляющая собой взаимоувязанный комплекс средств и методов научно-технического, экономического, организационно-правового и социального характера, призванный реализовать на качественно новом уровне механизмы сбора, хранения, обработки, передачи и использования различных видов информации в целях повышения эффективности деятельности в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

Разрабатываемая ИС ориентирована на ее постепенную интеграцию в единое информационное пространство органов внутренних дел России. Совместимость внедряемых систем определяется принятым концептуальным проектом ИС. В настоящее время с учетом этих требований ведутся проектирование ИС, разработка и внедрение ее компонентов.

Основным системообразующим принципом при разработке системы, обеспечивающим создание единого информационного пространства и интеграцию с аналогичными системами других регионов России, является использование базовых аппаратно-программных средств и проектных решений, принятых при проектировании аналогичной системы органов внутренних дел Российской Федерации.

К таким средствам относятся файл-серверы с операционной средой UNIX, системы управления реляционными базами данных типа INFORMIX, ORACLE, протоколы обмена данными Х.25 и Х.400.

При разработке системы определен ряд требований, выполнение которых определяет ее архитектуру и позволяет реализовать единый подход к проектным решениям:

1. Разрабатываемая ИС соответствует действующей организационной структуре управления и является двухуровневой.

Верхний уровень составляют системы республиканского уровня, центральный информационный банк данных и прикладные системы аппарата управления.

Нижний уровень составляют городские и районные информационные банки данных, а также прикладные системы и АРМ, обслуживающие специалистов районных правоохранительных органов.

2. ИС строится на базе идеологии открытых систем в соответствии со стандартами ISO-OSI, Этим обеспечиваются развитие и расширение функций системы, возможность ее стыковки с аналогичными системами близлежащих регионов и России.

3. Системное программное обеспечение на верхнем уровне информационной системы базируется в основном на операционной среде UNIX.

4. Взаимодействие конечных пользователей с банками данных всех уровней строится на основе модели "клиент-сервер".

5. Прикладное программное обеспечение на рабочих местах на базе ПЭВМ разрабатывается в среде MS DOS, преимущественно с использованием оболочки Microsoft Windows.

6. Построение информационных банков данных всех уровней и соответствующего прикладного программного обеспечения обработки Данных осуществляется на базе инструментальных • средств, предоставляемых СУБД ORACLE. Локальные базы данных прикладного характера могут строиться на базе СУБД, имеющих возможность работы с сервером запросов типа SQL-Link.



7. Физическая коммутация абонентов в локальных сетях всех уровней строится на основе стандарта обмена информацией ETHERNET.

8. Межсетевое взаимодействие в рамках ИС обеспечивается с помощью республиканской сети передачи данных на основе стандартных протоколов обмена данными (Х.25; Х.400 и др.).

9. Для банков данных любого уровня применяются методы обработки, хранения и доступа к данным, обусловленные строго конфиденциальным характером большинства сведений.

Средства защиты данных носят многоуровневый иерархический характер, включают системные пароли, обеспечиваемые средствами операционных систем, и специальные криптографические средства и методы, применяемые для защиты секретной информации.

Выделяются три комплекса решаемых задач, влияющих на системную платформу информационной системы:

первый тип — комплекс задач, связанных с созданием и функционированием информационных баз данных, а также организацией доступа к ним конечных пользователей;

второй тип — задачи автоматизации рабочих мест работников правоохранительных органов. Отдельные АРМ могут функционировать независимо друг от друга, без потребностей в передаче данных или запросов на информацию;

третий тип — круг задач, связанных с функционированием систем телекоммуникаций и связи, их программно-аппаратной поддержкой.

Формирование распределенных баз данных осуществляется прежде всего на верхнем уровне информационной системы. Это позволяет создать начальный информационный фонд, к которому обращаются пользователи нижнего уровня системы при выполнении профессиональных обязанностей. Программа информатизации предусматривает создание на базе информационно-вычислительного центра интегрированного банка данных правоохранительных органов РТ. Такая концепция определила необходимость увеличения производительности средств обработки данных, расширения емкости запоминающих устройств, создания локальных вычислительных сетей в центре обработки данных, городских и районных правоохранительных органах РТ.

До настоящего времени в органах внутренних дел РТ функционировала информационная система на базе ЭВМ ЕС-1046, процессора телеобработки данных ЕС-8375 и персональные ЭВМ, подключенных к ЕС-1046 по телефонным каналам связи. Эта система позволяла организовать удаленный доступ к информации, хранящейся в центральном банке данных.

В соответствии с программой информатизации в органах внутренних дел ведутся работы по созданию: современной системы обработки данных на основе UNIX-серверов типа DRS6000 с операционной системой UNIX SVR4 и СУБД ORACLE; рабочих станций на базе ПЭВМ РС886/486 с системными инструментальными средствами MS-DOS, Windows, Microsoft Excel.

Средства обработки данных объединяют в локальные вычислительные сети, формируются базы данных, разрабатываются первоочередные прикладные системы, проводится обучение персонала, осуществляются перенос существующих баз данных с ЕС ЭВМ на новые технические и программные средства, их сопровождение, разработка аппаратно-программных средств защиты информации от несанкционированного доступа в ПЭВМ и вычислительных сетях.

В работе правоохранительных органов одним из наиболее сложных и ответственных участков является работа районных отделов внутренних дел. На районные органы ложится основная тяжесть борьбы с преступностью. Именно здесь производятся сбор, подготовка и первичная обработка всей поступающей информации о правонарушениях, регистрации преступлений, учету подозреваемых, исследования экспертно-криминалистического характера. Во многих практических случаях от своевременности поступления, правильности оформления, оперативности обработки исходной информации, источником которой являются районные правоохранительные органы, в решающей степени зависит успех большинства оперативно-розыскных мероприятий, борьбы с преступностью в целом.

В настоящее время районные правоохранительные органы в наименьшей степени вовлечены в процесс информатизации. Если центральные службы милиции РТ в той или иной степени оснащены средствами вычислительной техники, соответствующим программным обеспечением, то правоохранительные органы на местах едва приступают к освоению, персонал в основной своей массе не подготовлен к компьютеризации, не видит реальной пользы от заполнения большого объема первичных документов, необходимых для ввода информации в ЭВМ. Как следствие, огромный объем полезных сведений, собранных из различных источников, теряется в огромных бумажных архивах, даже простой просмотр которых физически неосуществим в приемлемые для оперативной работы сроки. Поэтому работы по информатизации районных органов внутренних дел включены в число первоочередных.

Важнейшим направлением работ в информатизации Татарстана, определяющим эффективность широкого использования современных средств вычислительной техники и информационных технологий, является формирование инфраструктуры связи и телекоммуникаций.

В РТ за последнее время получили развитие традиционные каналы связи, сотовая телефонная связь, оптоволоконные системы, спутниковая связь.

Работы по созданию и развитию систем передачи компьютерной информатизации правоохранительных органов являются частью общереспубликанской программы развития сетей связи и телекоммуникаций и включает раздел специальных разработок по защите информации.

Среди разрабатываемых прикладных систем наибольшее развитие получили информационно-поисковые и экспертные системы, в том числе информатизации автомобильной инспекции, идентификации отпечатков пальцев, поиска скрытых захоронений на основе СВЧ-томографии и ряд других систем.

Центральное звено информационно-поисковой системы государственной автомобильной инспекции составляют базы данных по всем видам транспортных средств и их владельцам. Из районных автомобильных инспекций информация об изменениях поступает в центральную базу, обрабатывается, агрегируется и становится доступной конечным пользователям при идентификации транспортных средств и их владельцев при профилактических и поисковых мероприятиях. Структура системы приведена на рис. 3.

Многообразие форм и методов оперативно-следственной работы определяет направления информатизации криминальной милиции и выбор первоочередных прикладных информационных систем специального назначения (рис. 4). Особое место среди них отведено экспертным системам идентификации отпечатков пальцев. Обработка дактилоскопических данных связана с реализацией сложных алгоритмов, требует использования высокопроизводительных ЭВМ и средств хранения больших объемов информации с малым временем доступа. Предусматриваются системы для оснащения центральных и районных экспертных служб криминальной милиции.

Районные системы более всего приближены к месту идентификации предполагаемых преступников по отпечаткам пальцев, ориентированы на использование экспертами-дактилоскопистами без предъявления к ним высоких требований к знаниям в области информатики. Техническую основу районных дактилоскопических систем составляют IBM-совместимые ПЭВМ с соответствующими периферийными средствами полуавтоматического ввода отпечатков пальцев, их хранения, передачи оперативной информации в центральную систему.






Центральная система предназначена для создания единого банка данных дактилоскопической информации, картотеки фотоизображений преступников, других баз данных, используемых в следственной работе. Система предъявляет повышенные требования к скорости обработки данных, времени доступа к базам криминальных данных. Поэтому она строится на основе высокоскоростных систем обработки данных с использованием лазерных перезаписываемых дисковых накопителей большой емкости.

В перспективе центральная и районные системы будут объединены в единую вычислительную сеть криминальной службы.

К реализации программ информатизации правоохранительных органов РТ привлекается научно-технический потенциал многих предприятий и организаций республики. Так, для создания специальной экспертной системы поиска скрытых в материалах и грунте различных предметов и захоронений учеными Казанского технического университета им. А.Н. Туполева разработаны оригинальные модели и алгоритмы обнаружения скрытых предметов методами облучения зоны пояска слабым электромагнитным полем. Научные результаты позволили криминалистам сформулировать требования к компьютерной экспертной системе и приступить к разработке носимого прибора, предназначенного для использования в оперативно-розыскной работе. В ближайшее время ожидается появление опытного образца такого прибора.

Тесное сотрудничество правоохранительных органов и ученых республики проявляется и в разработке программы информатизации судебно-медицинской экспертизы (СМЭ), предусматривающей создание и внедрение автоматизированных рабочих мест и экспертных систем для специалистов судебно-медицинской экспертизы, прикладных программ информационной поддержки подразделений и служб СМЭ, формирование инфраструктуры для внедрения компьютерных технологий с использованием средств телекоммуникаций и связи.

СМЭ является органом здравоохранения, основная деятельность которого тесно связана с правоохранительными органами. Поэтому при разработке концепции информатизации СМЭ важное значение придавалось поиску общих технических, программных и организационных решений в программах информатизации органов внутренних дел и здравоохранения.

Опыт разработки и внедрения информационных технологий в работе правоохранительных органов используется в процессе реализации других программ информатизации социально-экономической сферы РТ.


Статья поступила в редакцию
в январе 1995 г.
Ассоциация "Татинформ", г. Казань




&copy Информационное общество, 1995, вып. 1-2-3