О журнале
Рекомендации
Рынок электронных информационных продуктов и услуг в России: состояние и тенденции развития
Мелюхин И.С.
______________________
Мелюхин И.С.
Общая характеристика рынка
В последние два-три года в России происходит быстрое развитие рынка электронных информационных продуктов и услуг. Он формируется под воздействием сектора экономики, связанного с производством и эксплуатацией информационных и телекоммуникационных технологий, и также, как и рынки компьютеров, принтеров, ксероксов, средств связи, программного обеспечения, автоматизированных информационных систем, имеет свою динамику, тенденции развития, оказывает существенное и постоянно растущее влияние на общую экономическую ситуацию в стране. Статистической информации о его состоянии пока нет, поэтому одним из основных источников сведений о положении дел в этой области является периодическая печать, в которой рассматриваются проблемы развития информационных и телекоммуникационных ресурсов России и личный опыт активных участников этого рынка. На основе этих источников и проведен данный аналитический обзор.
Под рынком электронных информационных продуктов и услуг имеется в виду создание различной информации, баз данных (БД) на машиночитаемых носителях (магнитных лентах, дискетах, компакт-дисках CD-ROM) и их торговая реализация через сети телекоммуникаций, каналы телевидения, а также предоставление телекоммуникационными и компьютерными сетями услуг по передаче, получению, хранению и обработке электронной информации.
Сегодня коммерческие БД формируются, как правило, в рамках информационных систем, которые предоставляют такие услуги, как электронные доски объявлений, передача данных, факсов, проведение конференций, подписка на электронные журналы, доступ в режиме on-line к базам данных и т. п., поэтому информационные продукты и услуги тесно взаимосвязаны и требуют совместного рассмотрения. Оформление электронной информации . в виде БД позволяет осуществлять ее поиск,, классификацию, обновление и т. п., что весьма удобно для непрофессионалов-пользователей. К сожалению, многие российские БД все еще имеют ряд недостатков: не соблюдаются международные стандарты по форматам, в частности, для текстовых документов (ODA) и коммерческой информации (EDIFACT); используются локальные, а не международные или общероссийские классификаторы, рубрикаторы, словари; не приводятся сведения, характеризующие достоверность, полноту, актуальность БД [1].
В настоящее время только небольшая часть БД, выставленных на рынок, доступна по телекоммуникационным каналам. В основном БД передаются потребителю, на дискетах. Однако необходимо отметить, что информационный рынок России находится на пороге массового внедрения стандарта хранения данных на компьютерном компакт-диске (CD-ROM). Наряду с первыми российскими компакт-дисками появилось и первое их российское издательстве— АО Media Mechanics с полным технологическим циклом для производства и тиражирования дисков. Эта фирма заключила с 18 библиотеками России контракты на поставку "для пробы" зарубежных дисков и проигрывателей и согласовала программу создания страхового фонда центральных российских библиотек на CD-ROM собственного издания (2]. Фирма "Русинформ" готовит к выпуску свой очередной CD-ROM — "Путешествие по Эрмитажу". Компакт-диски начали производить на Уральском электромеханическом заводе (Екатеринбург) [3].
На сложившемся сегодня в России рынке БД можно выделить, по крайней мере, две составляющие — БД, произведенные государственными структурами за счет средств госбюджета, и БД, созданные коммерческими организациями, для которых их производство и продажа являются одним из основных видов бизнеса.
На этом рынке действуют несколько сотен организаций разного масштаба, которые своей деятельностью в основном уже сформировали
спрос и предложение. Однако этот рынок, как и все, что относится к информационным технологиям, быстро меняется. Кроме того, его развитиеставит множество практических; вопросов, связанных с определением правовых отношений между его субъектамами, форм регулирования со стороны государства или общественных и коммерческих объединений. Цивилизованный рынок нуждается в регулировании со стороны государства. Самостоятельно он возникал несколько столетий. Чтобы ускорить этот процесс
в нашей стране, необходимо иметь представление о тенденциях данного рынка, его воздействии на общую экономическую ситуацию, предложить государству реализовать ряд мер, содействующих его развитию на благо общества в целом.
Еще в недавнем прошлом вся информация и БД создавались государственными учреждениями и между ними же распределялись. Необходимая для этого система сбора и анализа информации была и остается в России довольно развитой, о чем свидетельствует деятельность органов статистики. Однако индивид, гражданин мог ранее претендовать лишь на очень скудную -информацию из государственных источников. Государство совершенно не заботилось о том, чтобы его граждане были осведомлены о деятельности органов управления, имели доступ к информационным ресурсам, созданным на средства налогоплательщиков. Данные собирались для передачи, обобщения и анализа в директивных инстанциях, которые затем "спускали" вниз/ указания в виде планов, фондов и т. п. Поэтому индустрия распространения информации в России, как и во всех странах СНГ, полностью отсутствовала. Естественно, что со сменой модели экономического развития приходится менять и систему показателей сбора информации, приближая ее к мировым стандартам. Возникает необходимость не только в сборе и обобщении информации, но и в ее распространении, доступности как для деловых людей, коммерсантов, так и рядовых граждан. Конституционное закрепление множества равноправных форм собственности также стимулирует потребность в информации как одном из производственных ресурсов. В настоящий момент эта потребность удовлетворяется многочисленными коммерческими фирмами, которые, начав с продажи информации, созданной в государственном секторе, постепенно вышли на уровень ее самостоятельного производства и распространения.
Наиболее ясная ситуация сложилась с государственными БД, которые формируются преимущественно из научно-технической информации и являются результатом деятельности различных научных подразделений, органов бывшей государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ). Однако они, как показывает практика, пользуются в настоящий момент наименьшим спросом и без поддержки государства оправдать расходы на их создание и поддержание не реально. Для учета и сертификации этих БД имеется специальное учреждение НТЦ "Йнформрегистр", которое регулярно проводит обследование БД, выпускает их каталог.
По экспертным оценкам, сегодня на территории Российской Федерации функционирует 158 государственных информационных центров с совокупным объемом основных фондов более 1 млрд. руб. (в ценах 1991 г.). Подготовкой информационной продукции и услуг занято 40 тыс. человек [4]. Вместе с тем, доля традиционных центров научно-технической информации в общем объеме информационных продуктов падает. Это видно по данным регистрации БД. Как отмечалось в прессе, существующие государственные системы деловой и коммерческой информации (отраслевые и территориальные АСУ и органы статистики) оказались не в состоянии оперативно заполнить возникший в стране дефицит. Попытки, предпринятые органами ГСНТИ, агентствами новостей и средствами массовой информации в новой для них области, также не увенчались успехом. Поэтому еще с конца 1989 г. стали появляться первые негосударственные службы коммерческой информации. Начав с ведения картотек и выпуска печатных справочников, они быстро перешли к формированию БД. Отсутствие надежных телекоммуникаций универсальных ЭВМ привело к тому, что самые первые базы деловой и коммерческой информации подготавливались и распространялись на дискетах для IBM-совместимых персональных компьютеров. Затем на информационном рынке появились разнообразные независимые компьютерные и телекоммуникационные сети, обеспечивающие доступ к деловой и коммерческой информации по телефонным каналам [5].
Поскольку деловая (экономическая, финансовая, торговая, юридическая И т. п.) информация стала товаром, информационное пространство России быстрыми темпами коммерциализируется. 6 настоящее время в России насчитывается более сотни негосударственных информационных служб, работающих в области деловой и, прежде всего, коммерческой информации. Однако если вопросы собственности на БД определены соответствующим законом РФ [6], то" вопросы доступа к информации, установления цен, уровня достоверности решаются каждой структурой самостоятельно и произвольно. Сейчас на рынке можно купить разнообразную информацию, даже ту, которая в других странах не предназначена для публичного распространения и продажи. Происходит это из-за отсутствия соответствующего правового регулирования, а также потому, что крах бюджетного финансирования для многих государственных учреждений -заставляет их продавать ранее накопленную информацию.
При анализе выставленных на продажу БД становится очевидной их ориентация на деловых людей, занятых в основном посредничеством, торговлей. В качестве главных источников информации выступают Госкомстат России, биржи, банки, юридические центры, агентства новостей, зарубежные информационные и статистические компании. Поскольку источники информации для всех создателей БД одни, то и информация в них сходная, а зачастую просто одинаковая. Во многих БД предлагается на 70 % одна и та же информация, "упакованная" в разные программные оболочки, облегчающие выполнение процедур поиска, актуализации, а также предоставляющие дополнительные возможности по ее анализу, построению прогнозов, выдаче практических рекомендаций. Поскольку новых источников информации в ближайшем будущем не предвидится, - основная конкуренция развернется именно вокруг "оболочек". Наибольшие шансы на успех будут у тех компаний, которые - перейдут от предоставления неактуализируе-мых БД, доступных к тому же только на дискетах, к базам "on-line" или обновляемым по каналам телевидения, снабженным дополнительным программным обеспечением для более глубокого анализа^ составления стратегии бизнеса, превращения информации действительно в стратегический ресурс развития".
Типология информации и баз данных
Рынок БД характеризуется деятельностью как небольших фирм, специализирующихся на конкретном виде информации, так и глобальных информационных \ систем, располагающих сотнями БД по всем направлениям и средствами доступа к ним.
В связи с плохим качеством телефонных каналов в нашей. стране предлагаются другие способы передачи информации — с использованием телевизионной антенны. Владельцы IBM-совместимых компьютеров на территории СНГ и за рубежом имеют возможность получать оперативную экономическую и правовую информацию, подсоединив к компьютеру телевизионную антенну. АО 'ТВ Информ" объявило о начале массовой подписки на информацию, передаваемую по сети "ТВ-Информ'-Бизнес" через Останкинский телецентр. Став участником сети 'ТВ-Информ-Бизнес", абонент будет регулярно получать на свой компьютер последнюю информацию с бирж, из банков, крупных торговых и промышленных компаний, новые правовые документы. Участники сети "Известия-VWD" получают такую же информацию из-за рубежа. Стоимость приемного устройства с программным обеспечением и криптозащитой (дешифратором) 550 тыс. руб., без криптозащиты — 320 тыс. руб. Абонентная плата зависит от объемов подписки, но составляет не менее 10 тыс. руб. в месяц [7].
Недавно появилась еще одна возможность получать необходимую информацию. В России начаты работы по созданию системы, аналогичной французской системе Minitel. Бе созданием и эксплуатацией занимается французская фирма Aniral UTEC Gioupe, а за справочно-информационные сведения будет отвечать российская компания "Информационный банк ДМ". Первые БД предназначены в основном для бизнесменов. В них будут содержаться предложения по купле — продаже товаров, услуг и недвижимости, биржевые сводки, справочные данные по товаропроизводителям СНГ, фирмам Европы и т. п. Развитие сети Videotex представляется перспективным из-за относительной дешевизны и возможности выхода ,в зарубежную систему БД, Терминал адаптирован для России — сделана русская клавиатура. Videotex может быть интересен информационно-справочным службам, биржам, банкам (к терминалу можно подключить устройство для ввода кредитных карточек и принтер). В настоящее время в Москве смонтирован первый сервер российской системы Videotex [8].
Наиболее популярна и часто требуется юридическая информация. Фирмы ведут фрагменты законодательства, как правило, не располагая полным перечнем принимаемых правительством и Президентом РФ нормативных документов. Одни фирмы предлагают обзоры текущего законодательства России, стран СНГ и ближнего зарубежья, распространяемые, в том числе, и посредством электронных бюллетеней, которые включают аналитические материалы и полные тексты документов; другие (банки нормативных актов экономического законодательства) — законы, постановления, распоряжения правительства, инструкции и письма Госналогслужбы, Минфина, Центрального Банка, Государственного таможенного комитета, министерств и ведомств РФ и т. п. Следует отметить, что и в государственном секторе юридическая, нормативная информация является одной из самых дефицитных. Несмотря на теоретическую разработанность проблем правовой информации, принятие большого числа директивных документов на эту тему, вопрос о практическом получении доступа к достоверной и полной БД нормативных актов пока не решен.
Значительная часть БД связана с развитием фондового рынка. Например, крупные депозитарные центры — пользователи технологии РИНАКО — |подписали пакет соглашений, которые закладывают основу для формирования разветвленной сети внебиржевого фондового рынка, базирующейся на связанных корреспондентскими отношениями депозитариях. В сети РЕЛКОМ открыт новый электронный адрес, через который не только депозитарии, но и все подписчики сети РЕЛКОМ могут получать информацию о новых выпусках ценных бумаг, появляющихся в депозитариях — пользователях технологии РИНАКО. Через этот же адрес будет осуществляться поддержка листинга электронной сети. Информация о всех новых эмитентах будет накапливаться в удобной для оперативного использования БД. На 12 апреля 1993 г. 26 депозитариев из 32 активных пользователей технологии РИНАКО открыли корреспондентские счета, позволяющие осуществлять быстрый переброс пакетов акций [9].
Наибольшим спросом на рынке коммерческой информации пользуется биржевая информация. Ее объем сделал невозможным использование бумажной технологии в работе с данными о спросе, предложениях, заключенных сделках, клиентах и контрактах. О массивах информации, которые приходится анализировать коммерсантам, можно судить на примере следующих цифр: ежедневная сводка ИГ "Совет" — более 600 строкинформации, ежедневная обобщенная биржевая сводка, получаемая в центре "Союз Информатизация", — более 500 Кбайт в архиве. Фактически одновременно с возникновением первых бирж начались разработки по автоматизации основных рутинных операций в работе брокеров и обслуживающего персонала. Через некоторое время появились электронные биржи, где автоматизирован весь процесс проведения торгов. Распространением коммерческой информации в электронном виде занимаются специализированные информационные центры в сетях типа СИТЕК, РЕЛКОМ. Подобрать подходящие варианты продаж или купли товаров можно при помощи рекламируемой по телевидению электронной системы Телемаркет" [10].
Информационно-вычислительным отделом Российского фонда федерального имущества (РФФИ) совместно с Госкомимуществом, Минфином, Центральным Банком, Федеральным агентством правительственной Связи и информации при Президенте РФ, Минсвязи РФ разработан проект концепции общегосударственной программы по созданию Российской телекоммуникационной фондовой системы. Территориальная сеть РФФИ должна охватить всю территорию России (более 80 региональных центров). Центры коммутаций сообщений соединяются по телефонной сети "Искра". Связь может осуществляться более чем с 50 территориальными фондами имущества. Система предназначена для обеспечения деятельности электронной фондовой биржи на фондовом рынке. Система должна выполнять ряд задач — сбор заявок владельцев ценных бумаг, коммерческих посредников, инвестиционных институтов на куплю — продажу, поиск контрагентов. Кроме того, система обеспечивает хранение и обработку информации и документации, касающейся приватизированных государственных предприятий [11]. Этот документ возник в ответ на соответствующий Указ Президента РФ и свидетельствует о стремлении государственных структур взять под контроль процесс формирования в стране электронных рынков путем использования для них государственных телекоммуникаций.
В свою очередь, АО "Финтех" (бывший Главный вычислительный центр Министерства финансов СССР) провело презентацию первой отчественной системы электронной торговли ценными бумагами с удаленными дилерами и брокерами. Система может применяться как на фондовых биржах, так и для организации внебиржевых рынков. Новая система позволяет ее пользователям торговать друг с другом в режиме реального времени независимо от их географической удаленности. Наиболее вероятные заказчики — возникающие сообщества независимых фондовых торговцев. Фондовый дилер, являющийся членом подобного сообщества, сможет в режиме реального времени получать информацию о спросе и предложении, а также мгновенно заключать сделки [12].
Одна из задач Ассоциации валютных бирж — формирование единого информационного пространства и проведение анализа состояния финансового рынка. В перспективе Ассоциация планирует создать единую компьютерную информационную систему, доступную всем ее участникам.
Российский рынок недвижимости достиг той стадии развития, когда обилие первичной информации (в частности, о ценах купли — продажи или арендной плате за объекты недвижимости) требует разработки специального программного обеспечения для автоматизации риэлтерской деятельности. Первые отечественные разработки в области ее программного обеспечения появились еще год назад. В частности, специальные программы поиска вариантов заключения сделок на основе имеющейся БД из заявок клиентов были предложены отечественными фирмами Microsystems-Technology, БАНСО, "Юнифьючер" и др. Однако достаточно высокому техническому совершенству продукции этих фирм-разработчиков соответствует не менее высокая цена. Московская фирма "Шарк" предложила к продаже компьютерную программу, призванную максимально упростить поиск необходимого объекта недвижимости для дальнейших операций и работающую в операционной системе MS DOS. В зависимости от желания клиента программа может применять различные принципы при постройке цепочек вариантов, причем БД заявок регулярно пополняется [13].
Одно из основных направлений деятельности гильдии риэлтеров, учрежденной в 1992 г. и объединяющей более 40 фирм, — создание общероссийской специализированной информационной сети, используемой для проведения операций по купле — продаже недвижимости и интеграции ее в аналогичные зарубежные сети. Блок программного обеспечения для первой очереди уже разработан и на испытаниях показал удовлетворительные результаты.
По свидетельству специалистов, существующие сети обмена специализированной информацией между риэлтерами пока не отвечают элементарным требованиям: у них слабое программное и компьютерное обеспечение, неотработанные коммуникационные каналы, отсутствует возможность передачи данных в режиме реального времени. Фирма БАНСО предлагает программу, которая построена по принципу разделения уровня доступности информации внутри сети. Предоставляется возможность обмениваться большими массивами информации в режиме реального времени. В настоящее время в сети "крутится" 35 тыс. заявок. Аналогичная система есть у фирмы "Юнифьючер". Однако, по мнению специалистов, она уступает системе БАНСО по объему информации и скорости обработки заявок [14].
Американская программа "картографирования с непосредственным взаимодействием" появилась в России недавно. Информация, связанная с недвижимостью, заложена в компьютерной карте местности, которая воспроизводится на мониторе. Географическая карта мира, например, может уменьшаться до размеров страны, региона, города и т. п. С помощью программы, предназначенной для наглядного представления рынка недвижимости, можно узнать, сколько домов, подлежащих реконструкции, находится в определенном районе города, какие это типы домов, сколько средств потребуется на реконструкцию того или иного дома, какие из этих домов достались подрядчикам-конкурентам, на ремонт каких пока никто не претендует и т. п. Возможности программы ограничены лишь уровнем фантазии пользователя. Разработкой таких компьютерных систем занимается АО "Резидент". Программа позволяет визуально сравнивать и анализировать принципально разные данные, взаимосвязи между которыми иначе трудно было бы уловить. Технология "наслоения" дает возможность анализировать практически любой выбранный сценарий действия. Пакет MAPINFO уже нашел применение в нескольких достаточно крупных коммерческих и государственных структурах [15].
Представление о БД, предлагаемых на продажу, можно составить по Каталогу информационных ресурсов России Международного бюро информации и телекоммуникаций, в котором указаны БД на дискетах по внушительному перечню. Если классификацию выставленных 242 БД провести по более крупным блокам, то она примет следующий вид:
информационно-справочные базы (62 %). В этом блоке представлены адресно-справочные БД, информация о предприятиях промышленности, агропромышленного комплекса, участниках внешнеэкономической деятельности, предприятиях с участием иностранного капитала, инофирмах, финансовых и коммерческих структурах, научных учреждениях, персоналии, сведения о БД и их владельцах, словари, классификаторы, тезаурусы;
коммерчески информация (10 %). Имеются в виду деловые новости, статистика, биржевая, финансовая, ценовая информация, данные о спросе и предложении, реклама;
отраслевая информация (28 %). Сведения о продукции и технологии, веществах и материалах, научно-технических достижениях, вычислительной технике, программном обеспечении, телекоммуникациях, нормативно-правовая информация, БД по проблемам охраны окружающей среды, медицины, культуры, истории.
Стоимость перечисленных БД со спецоболочкой в основном колеблется
в пределах 10—60 тыс. руб. за одну БД [16].
На рынке также представлены зарубежные БД, в том числе на оптических компакт-дисках (CD-ROM). Продажа осуществляется и на условиях годовой подписки. Однако в основном различные фирмы предлагают доступ к БД ведущих информационных служб США и Европы, определение по запросу на рынках США и Европы производителей или потребителей по различным видам, группам товаров, подбор партнеров, проверку надежности фирм. Другие компании формируют и актуализируют БД по зарубежным коммерческим структурам (биржам, страховым компаниям, брокерским конторам), предложениям производителей товаров и услуг, предприятиям — производителям промышленных товаров, экспортерам и импортерам продукции, инофирмам и их представительствам, посольствам, международным аудиторским и консалтинговым фирмам и т. п. [17]. Наиболее популярны предложения БД о зарубежных компаниях, их продукции и услугах (наименование, адресные данные, виды деятельности, продукция, услуги, капитал, банк, количество работников, год основания и другие показатели).
Электронные информационные услуги
Создание и эксплуатация систем телекоммуникаций в России осуществляются различными государственными и негосударственными структурами, что в условиях рыночной экономики вполне закономерно. Технической базой для передачи информации практически всех телекоммуникационных систем являются первичные сети связи общего пользования, образованные на основе аналоговых и цифровых средств передачи, организованных с помощью кабельных, радиорелейных и спутниковых линий связи. Функционирование этой сети обеспечивает Минсвязи России [18]. В последнее время бурно развиваются системы передачи данных, что обусловлено резким повышением спроса на информационные услуги. Усилиями ряда коммерческих организаций создаются ограниченные по масштабам сети передачи данных с коммутацией пакетов, которые, как правило, не имеют собственной коммуникационной (сетевой) инфраструктуры и базируются на коммутируемой телефонной сети общего пользования. Крупные системы предлагают широкий спектр БД в качестве своих информационных ресурсов.
Интересно проследить эволюцию АО "Международные интеллектуальные рынки", организованного в 1990 г. при активном участии ВНИИТ, СП "Новинтех", СП "Сервеко", ГВЦ Госснаба СССР. Сначала была создана информационно-поисковая система библиотечного типа. Доступ к информации обеспечивался через модемы по коммутируемым каналам. В 1991 г. акцент сместился в сторону объединения разрозненных региональных центров в единую информационную сеть. Затем было принято решение о создании информационно-коммерческой системы. Всего в системе поддерживалось 55 региональных БД (коммерческие предложения, зарубежные фирмы, совместные и промышленные предприятия и т. п.). В качестве типовых услуг предлагались прямой доступ к разнообразным БД, электронный маркетинг, профессиональное информационное обслуживание, электронная почта и подписка на издания [19].
Любопытен фрагмент каталога АО "Мир" с перечнем информационных услуг 54 организаций. Он составлен на основе сведений об этих фирмах, появившихся в печати с декабря 1990 г. по май 1992 г. Из анализа этого фрагмента можно сделать следующие выводы. Деятельность этих фирм по предоставлению информационных услуг была узко направлена на коммерческую реализацию уже готовых продуктов, а также на удовлетворение возникшей потребности в информации о торгах, сделках и т. п. Очевиден фрагментарный характер как БД, так и предлагаемых углуг. Однако уже намечается тенденция к созданию более крупных объединений. Многие оценили перспективность торговли по телекоммуникациям. Так, 14 из этих фирм предлагали услуги типа "электронной биржи", большинство (35 фирм) располагались в Москве [20]. Всего в каталоге содержалась информация о 300 организациях, которые предлагали все тот же набор информационных услуг и продуктов: сведения о предприятиях и их продукции, коммерческая информация, электронные торги, реклама и т. п.
В настоящее время АО "Мир" предлагает доступ к следующим БД: товарные рынки (внебиржевая информация, коммерческие предложения абонентов сетей "Мир", РИКО, РЕЛКОМ, ВЦКИ, СИТЕК), биржевая информация (сводки РТСБ, Московской международной фондовой биржи), законодательство (законы, налоговые инструкции, документы по приватизации), деловые новости (электронные журналы "Бизнес-факт" — аналитический обзор биржевой, банковской деятельности, и "Коминфо" — ежедневный обзор финансового, товарного, сырьевого рынков), справочные БД (регистр промышленных предприятий г. Москвы, коммерческие банки, каталог информационных ресурсов, реклама), расписание движения самолетов и поездов, каталог БД региональных центров ИКС "Мир", БД Borland, дайджест рекламы из прессы, каталог информационных ресурсов России. Стоимость услуг такова: регистрация — 26 тыс. руб., трафик — 2 руб./Кбайт.
Глобальная коммерческая телеинформационная система СИТЕК была создана в 1991 г. и насчитывала до 1000 абонентов. К концу 1993 г. прогнозировалось их увеличение до 5 тыс. Задача системы — комплексная поддержка бизнеса. В сети представлены информация более чем о 20 работающих биржах, ежедневные аналитические обозрения о состоянии рынков товаров, фондов, приватизационных чеков, недвижимости. Созданы система юридического обеспечения, а также электронная доска объявлений "ТелеБазар", которая ежедневно обновляется, содержит более 3 тыс. коммерческих предложений, структурированных по международному товарному классификатору, снабжена поисковой системой и позволяет осуществлять продажу и куплю товаров. Информация в "ТелеБазаре" разбита на три группы надежности: первая — с полностью заполненными товарными карточками — очень надежная; во вторую включается информация, в которой отсутствуют какие-то позиции, например, нет сертификата; третью группу составляет информация из рекламы в средствах массовой информации.
В сети СИТЕК доступны 18 БД (справочные сведения о биржах, информация о курсе обмена наличной валюты, московских банках, рынок недвижимости, экспресс-информация по законодательству, тексты нормативных актов, готовые формы бланков, ваш потенциальный зарубежный партнер (Япония, США), ваш потенциальный партнер в газонефтехимической промышленности, справочник делового человека, обзорная и аналитическая информация, электронный бюллетень ."Эфир-Дайджест", справочная информация для абонентов). Стоимость услуг: регистрационная плата — 75 ам. дол., абонентная плата — 175 ам. дол. в год.
Международное бюро информатизации и телекоммуникаций (МБИТ) в течение декабря 1991 г. — января 1992 г. проводило открытые торги, на которых было выставлено свыше 200 БД на дискетах, созданных коммерческими структурами (70 %) и государственными предприятиями (30 %). Наибольшим спросом пользовались БД, содержащие справочные данные по советским предприятиям, их коммерческим предложениям, адреса инофирм, аккредитованных в Москве, БД по изделиям предприятий, законодательству, выставкам и ярмаркам [21].
В настоящее время МБИТ предлагает более 300 БД на дискетах с удобными информационно-поисковыми системами, предназначенных для работы на IBM-совместимых компьютерах. БД содержат информацию более чем по 30 областям знаний, 1500 млн. документов занимают в целом 3,5 Гбайт. В режиме on-line доступны более 10 БД (информационно-справочные, рекламно-коммерческие, адресно-справочные). Цена обслуживания — 10— 35 руб. за один документ.
В центральном демонстрационном зале МБИТ предлагается широкий выбор БД: адресно-справочного характера о промышленных и сельскохозяйственных предприятиях России, стран СНГ, сведения о внешнеэкономической деятельности и предприятиях с участием иностранного капитала, коммерческие предложения и адреса представительств зарубежных фирм, информация о финансовых структурах СНГ, государственных и коммерческих банках, страховых компаниях, фирмах, занимающихся куплей или продажей ценных бумаг, аудиторских, консалтинговых и инновационных фирмах, биржах, брокерских конторах, рекламных организациях, сведения о деловых и официальных людях, лидерах науки стран СНГ.
Комитеты по статистике России и СНГ также выставили на продажу статистические БД по основным социально-экономическим показателям. ИнформВЭС предлагает, базы, содержащие информацию об экспортно-импортных и мировых ценах на товары народного потребления, продукцию производственно-технического назначения, сырье. Имеется большое число электронных еженедельников оперативной информации о спросе и предложении товаров, рекламных объявлений. Электронный каталог НТЦ "Информрегистр" насчитывает 10 тыс. отечественных БД [22].
Электронный рынок ELM — российская компания, реализовавшая в феврале 1992 г. концепцию открытого внебиржевого, прежде всего, товарно-сырьевого рынка, необходимого российскому бизнесу. Эта система оптовой торговли отчасти альтернативна, отчасти дополняет сложившуюся в России биржевую систему. Схема работы выглядит следующим образом: продавец ставит заявку на продажу в БД ELM, оговаривает цену, количество поставок, особые условия и оставляет контактные телефоны. Заявка доводится до возможно большого числа покупателей средствами телекоммуникаций. Ведомости ELM доступны всем Желающим бесплатно.
Совокупный объем выставленных на ELM предложений составляет сотни миллионов рублей и охватывает практически всю номенклатуру товаров, производимых или поставляемых в регионы, связанные с ELM. Кроме собственно коммерческих предложений, БД содержит разнообразную справочную информацию: котировки, предложения внешних абонентов, юридическую и банковскую информацию, листинги наиболее активных бирж России. Учитывя повышенный интерес к приватизации, в базу включаются сведения из фонда имущества Москвы о текущих и планируемых чековых аукционах, предприятиях, акции которых на них выставляются [23].
Транснациональная дилерско-дистрибьютерская сеть задумана как информационная и телекоммуникационная инфраструктура для поддержки бизнеса. С ее помощью можно получить информацию о товарах и ценах, благодаря развитой внутри сети системы взаиморасчетов приобрести товары по факту оплаты. Информационное обслуживание сопровождается консультациями, анализом развития экономической ситуации, прогнозами. На сегодня сеть представляет развитую инфраструктуру, в эксплуатации которой принимают участие более 10 различных организаций. Основной принцип ее деятельности заключается в дилерско-дистрибьютерском представлении интересов организаций клиентов на российском рынке с использованием развернутой сети филиалов [24].
Компания "Национальное информационное агентство" (НИА) предлагает оригинальное решение задачи агрегирования разнообразных БД. Основной особенностью ее информационно-аналитической системы "Открытое информационное пространство", развернутой в 1993 г., является получение потребителем на свой персональный компьютер больших массивов интегрированной информации в виде постоянно актуализируемых БД с возможностью их быстрой обработки, в том числе аналитической.
В настоящее время информацию для НИА постоянно поставляют девять организаций, периодически — 20—25. Затраты на закупку БД из других источников составляют от 5 до 10 млн. руб. в месяц в ценах середины 1993 г. Обновление информации в БД занимает по технологии десятки минут. Всего накоплено около 8 Гбайт информации в виде 300 БД, из которых примерно 200 готовы к распространению. Затраты на перекодировку информации, развитие оболочки составляют 8—10 млн. руб. в месяц.
Сформированный блок БД распространяется в режиме телевещания на служебных строках восьмого канала (IV программа) Останкино. Потребитель получает информацию непосредственно на свой персональный компьютер (ПК) в закодированном и архивированном виде, что позволяет соблюсти требования адресности и конфиденциальности данных. Прием осуществляется при оснащении ПК специальной платой, к которой подключается любая телеантенна. В режиме телевещания потребитель получает следующую информацию: товарно-сырьевой блок, предложения на биржах, спрос на биржах, банк прямых предложений (сеть РИКО), ценовой блок, розничные цены России (выборка), цены на зарубежных товарных биржах, мировые рынки наличных товаров, фондовый блок, курсы акций на фондовых биржах России, курсы ваучеров на фондовых биржах России, итоги работы кредитных аукционов и магазинов, валютный блок, курсы основных валют к доллару США, курс рубля в банках Москвы и Санкт-Петербурга, официальные курсы валют к рублю, фьючерсные валютные контракты, объемы торгов на ММВБ и СПВБ. На компьютер потребителя дополнительно (вместе с оболочкой) устанавливаются редко обновляемые БД: сделки на биржах, брокерские конторы, биржевые каналы, банки России, инвестиционные фонды, комитеты и фонды управления имуществом, страховые компании, оптовая инфраструктура, налоговые службы Москвы, суд и арбитраж в Москве, телефонные коды городов СНГ, международные телефонные коды. В целом каждому потребителю установка системы обходится в сумму 450 ам. дол. с учетом оплаты первого месяца пользования. Дополнительно оплачивается установка оболочки, позволяющей создавать собственные БД. Предлагаемая система может быть особенно полезна для регионов, находящихся в информационной изоляции.
Рынок информационных услуг довольно мобилен. Особенно это заметно при внедрений на нем, мощных зарубежных компаний, обладающих большим опытом предоставления информационных услуг и капиталами. Так, английская фирма Reuters разработала для бизнесменов, действующих в сфере морских перевозок, новую телекоммуникационную и брокерскую систему Shipping 2000. Она обеспечивает поступление в режиме реального времени информацию о движении товара между портами, предложения й цены на фрахт судов и т. п: Аренда одного терминала для приема сигнала со спутника для работы только на прием стоит 2400 DM, предоставление возможности обмена данными увеличивает сумму до 3500 DM [25].
Список анализируемых компаний можно было бы продолжить, но принципиально новых услуг и продуктов они не предоставляют. Каждая из компаний имеет своих потребителей, свой круг источников информации. Однако динамика рынка такова, что веб они в скором времени начнут сталкиваться, конкуренция между ними резко возрастет. Вероятно, с ними произойдет то же, что и с биржами — уменьшение численности фирм, их объединение, раздел рынка. Учитывая необходимость больших вложений в информационную и телекоммуникационную технику, которые под силу лишь очень крупным отечественным или зарубежным концернам, ожидать "новичков" в этом бизнесе не приходится.
Рынок информационных продуктов и услуг активно реагирует на события, происходящие в той отрасли, которую ранее называли* "Связь". Необходимо отметить, что акционирование предприятий связи, вторжение иностранного капитала в эту область происходит чрезвычайно энергично, поскольку сулит значительные прибыли, что придает этому сектору народного хозяйства высокую динамичность.
Инвестиции в отрасли средств связи со стороны государства значительно сократились. Из-за этого ежегодный ввод в действие телефонных номеров сократился с 1,5 млн. номеров до 800 тыс., а основную долю затрат по формированию телекоммуникационных систем несут коммерческие организации. Их инвестиции идут в основном на развитие сетей.передачи данных с коммутацией пакетов, создание выделенных линий международной (в ряде случаев местной связи), систем радиотелевизионной передачи, наземных станций космической связи и т. д. Наибольшие инвестиции вложены в сотовые системы мобильной связи, сети передачи данных с коммутацией пакетов, организацию выделенных каналов международной связи. В настоящее время обсуждаются и реализуются крупные проекты систем связи: Италия — Турция — Украина — Россия, Россия — Япония — Южная Корея [26]. Фирма "Моторола" разрабатывает спутниковую систему IRIDIUM, которая представляет собой глобальную сеть персональных телекоммуникаций (речевая связь, факс, компьютерная связь и др.) и базируется на 66 активных и 11 резервных низколетящих спутниках [27].
Большую роль в оживлении коммерческой деятельности играет приватизация. Так, крупнейшая российская компания "Ростелеком", обеспечивающая телевещание и междугородние телекоммуникации, переходит в частную собственность. Госкомимущество утвердило план ее приватизации. АО "Ростелеком" является полным преемником на территории России ныне существующего АО "Интертелеком". "Ростелеком" будет предоставлять услуги междугородной и международной связи на территории России, заниматься строительством новых объектов связи, сдавать линии в аренду. В состав предприятий входят 20 подразделений, расположенных в крупнейших городах России [28].
Наряду с сотовой связью большое будущее у систем космической связи. С 1994 г. должна действовать первая в мире низкоорбитальная и первая в России негосударственная система спутниковой связи Тонец-ДГ. Эта система создается московской ассоциацией "Смолсат" как "пилотный" вариант космической персональной электронной почты "Гонец". Система будет обслуживать 768 каналов передачи информации. Ориентировочная стоимость аренды одного канала — 2—3 тыс. дол. в год (для передачи циркулярных сообщений — 1000 дол.). Приемопередающий терминал стоит 1000 дол., терминал — приемник циркулярных сообщений — 500 дол. Тарифы в "Гонце" по сравнению с Inmarsat будут в пять, а стоимость терминалов — в 10 раз меньше [29].
Чтобы иметь углубленное представление о рынке информационных продуктов и услуг, необходимо разработать систему сбора этой информации, определить методики исследований. Думается, что этим вскоре займутся аналитические группы соответствующих коммерческих структур. Исходя из достаточно беглого обзора, можно сделать следующие выводы и предложения.
1. Анализируемый сектор рынка информационных и телекоммуникационных технологий обладает большими перспективами. Степень и уровень использования информационных продуктов и услуг — показатель уровня развитости экономики и вместе с тем его важнейший фактор. Этот рынок для России является новым и основные действующие лица на нем — коммерческие (акционированные, частные) фирмы. Отчетливо прослеживается тенденция к выживанию наиболее крупных компаний, обладающих собственными телекоммуникационными сетями, исследовательскими группами, тесными связями в мире бизнеса. Отсутствие разумного регулирования со стороны государства в этой области может привести к монополизму, но уже не государственному, а коммерческому, сделать доступ к информационным ресурсам привилегией немногих состоятельных групп. И фактически это уже происходит.
2. Многие компании, работающие в этой сфере, прошли период "первоначального накопления" информации. Поскольку рынок насыщен адресно-справочной информацией, для продолжения конкурентной борьбы за место на рынке необходим переход на новый уровень. Для компаний, которые осознали эту' необходимость, важную роль играет возложение средств в проведение научно-исследовательских работ. Видимо, в преимущественном положении окажутся компании, которые видят свое будущее в предоставлении аналитических услуг, постоянном расширении спектра информации, отслеживании потребностей клиентов и тенденций развития информационных и телекоммуникационных технологий. Например, в США менеджеры среднего уровня широко используют в работе компьютеры класса note-book, соединяемые телефонами сотовой связи с БД и телекоммуникациями. Для наших управляющих это пока нереально, но тенденция к миниатюризации, концентрации информационных ресурсов "на ладони" неизбежно перекинется и на российскую территорию.
3. Большую проблему составляет определение достоверности информации, содержащейся в БД. Поскольку на ее основе принимаются деловые решения, искаженная информация — предмет для потенциального судебного разбирательства. Сейчас для этого юридическая база отсутствует, поэтому разбирательства могут быть далеко не правовыми, что проблему только обостряет. Государство должно установить стандарты качества информационных услуг, найти реальный механизм контроля за сертификацией не только государственных БД, но и коммерческих, а также информации, ее источников, а впоследствии, возможно, и аналитических разработок.
В коммерческих БД представлена достаточно узко ориентированная информация — все для бизнеса. Однако наряду с ними постепенно будут находить свой спрос и развлекательные БД, а также обучающие, содержащие научно-популярные сведения об истории, культуре, медицине.
4. Необходимо упорядочить процедуру продажи БД, созданных за счет средств госбюджета. С одной стороны, они создавались на средства налогоплательщиков и не должны использоваться в коммерческих целях, с другой — средств на поддержание государственных учреждений из бюджета явно недостаточно. Выходом из этого положения в перспективе могли бы стать их приватизация, акционирование. Однако приватизировать, например,. систему научно-технической информации невозможно, так как она отнесена к федеральной собственности, приватизация которой запрещена. В связи с этим ее будущее неопределенно. Весьма вероятно, что БД, находящие спрос на рынке, в любом случае будут коммерциализованы, но прибыль будут приносить не на законных основаниях.
5. Совершенно необходимо правовое оформление права граждан на информацию, создаваемую в государственных учреждениях. Опыт Канады, других развитых стран свидетельствует, что это не только способ повышения информированности граждан, но и инструмент реальной демократии. Одновременно с предоставлением права на информацию в законе оговаривается класс сведений, не подлежащих разглашению. Этот аспект также очень важен, поскольку на нерегулируемом рынке много такой информации, которая представляет большую коммерческую ценность для компаний других государств и утрата которой может иметь нежелательные последствия для экономики страны.
6. Пока на отечественном рынке в явном виде не встречаются БД с персональной информацией. Однако как только в них возникнет потребность, что весьма вероятно уже в ближайшем будущем, информация из государственных органов всеми законными и, главным образом, незаконными путями перетечет в БД для продажи. Создание крупными концернами БД с информацией о своих клиентах, пайщиках и т. п. — дело совершенно оправданное и естественное, но оно должно быть поставлено под жесткий контроль государства, иначе человек станет беззащитным уже не перед абстрактным государством, а вполне конкретными владельцами этой информации. Не случайно канадцы столь обеспокоены возможностью, которую дают информационные технологии по объединению персональной информации из различных БД. Если совместить информацию о человеке, которая накоплена в органах милиции, здравоохранения, собеса, по месту работы, в банке и т. п., то этого будет достаточно, чтобы при желании поставить под контроль практически любого.
7. Усилия коммерческих структур и государственных органов по развитию национальной инфраструктуры необходимо координировать. Государство уже не может, как предполагалось еще несколько лет назад, взять на себя весь груз создания "всероссийской электронной биржи", но и отечественные коммерческие "гиганты" не смогут выдержать конкуренции со стороны агрессивных иностранных компаний, за которыми стоит многолетний опыт работы в развивающихся странах, капиталы, новейшие информационные технологии, возможность покупать в России дешевую, но квалифицированную рабочую силу. Пришло время правительственным органам активно находить общий язык с теми компаниями, которые определяют на практике, какой будет информационная инфраструктура России в ближайшем будущем.
Следует отметить, что среди государственных органов, призванных определять политику в области информатизации, активную и конструктивную роль играет Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ. Во всяком случае, деятельность этого агентства наиболее часто упоминается в прессе — это подготовка концепции фондовой телекоммуникационной системы, проекты автоматизации банков, лицензирование "электронной подписи", стремление коммерциализировать сети передач данных типа "Исток-К", активная роль в правовой информатизации России. Стремление к конверсии накопленного значительного опыта и материально-технических, телекоммуникационных ресурсов можно только приветствовать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева И. Информационный потенциал России (его развитие на примере
индустрии баз данных) //Информационные ресурсы России. 1993. № 1. С. 5.
2. Пичуги н И. Российские библиотеки намерены внедрить новую
технологию//Коммерсант-Daily. 1993. 1 дек. № 231. С. 11.
3. Кусакин Ю. CD-ROM из России//Софгмаркет. 1993. 19 мая. С. 13.
4. Вчерашний Р. П. Рынок информации в рыночной экономике//НТИ. Сер. 1. 1992. № 3-4. С. 39.
5. Родионов И. И. Перспективы информационного рынка в России//Там же. С. 42.
6. Подшибихин Л. И. Компьютерный бизнес и право. Особенности правовой охраны программ и баз данных// Компьютер Уорлд. . — М., 1993. № 14. С. 11.
7. И в а н о в О. Информация на ваш компьютер будет поступать через телевизионную антенну//Коммерсант-Daily. 1993. 23 сект. № 182. С. 13.
8. Кудакаев А. Бизнесмены получают новую информационную службу//Там же. 16 апр. № 70.
9. Л о с н о в Н. Депозитарии будут обмениваться информацией через РЕЛКОМ//Там же. 13 апр.
10. Работать на уровне? Можно!//СофтМаркет. 1993. № 14. С. 5.
11. Чесноков Ю. Создается телекоммуникационная система РФФИ//Экономическая газета. 1993. № 34. С. 14. Иванченко А., Шаблыкин В., Кабанов А. Концепция создания Российской телекоммуникационной фондовой системы//Там же. № 24. С. 10—11.
12. Ким Е. "Финтех" ориентируется на независимых дилеров//Коммерсант-Daily. 1993. № 95.
13. Соколовский И./Там же. № 228.
14. С н е г и р е в Д. Создана компьютерная сеть по торговле недвижимостью//Там же. № 181. С. 10.
15. Гасаналиев М. Компьютер в роли продавца//Деловой мир. 1993. 26 окт. С. 4.
16. Каталог информационных ресурсов России. — М.: Международное бюро информации и телекоммуникаций. 1993. Вып. 3.
17. Для зарубежного потребителя//Информационные ресурсы России. 1993. № 1. С. 28.
18. Российские телекоммуникационные сети//ДеловоЙ мир. 1993. 27 авг. С. 7.
19. Е г о ров М. И. Информационно-коммерческая система: технология информационного взаимодействия в условиях рынка//Проблемы информатизации. 1991. № 4. С. 58—65.
20. Там же. С. 61-65.
21. А ш у р б е й л и И. Р., Д е е в а Н. О. Международная биржа информации и телекоммуникаций и ее место на информационном рынке СНГ//НТИ. Сер. 1. 1992. № 3—4. С. 30-32.
22. Щ е р б а к о в а Е. Перед вашими глазами//Информационные ресурсы России. 1993. № 1. С. 29-30.
23. России необходим новый торговый механизм//Деловой мир. 1993. 22 апр.
24. Самый выгодный бизнес//Экономика и жизнь. 1993. № 47. С. 16.
25. П и ч у г и н И. Российские бизнесмены смогут следить за мировым рынком из своего офиса//Коммерсант-Daily. 1993. № 194. С. 6.
26. Ц у п р и к о в С. Московский семинар Hewlett-Packard по телекоммуникациям и компьютерным сетям//Компьютер Уорлд. — М., 1993. № 25. С. 14.
27. Волковицкий К. На чем основан успех Моторолы//Человек и компьютер. 1993. № 11. С. 3.
28. Ковалев А. Российские телекоммуникации станут почти частными//Коммерсант-Daily. 1993. № 165. С. 9.
29. Коммерсант-Daily. 17 февр. 1993 г.
_______________________________
И. С. Мелюхин - канд. филос. наук
© Информационное общество, 1994, вып. 6, с. 18-33.